УИД 59RS0008-01-2023-002926-10
Судья – Симкин А.С.
Дело № 33-10002/2024 (№ 2-51/2024)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Пермь |
12 сентября 2024 года |
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Варовой Л.Н.,
судей Смирновой М.А., Мехоношиной Д.В.,
при ведении протокола помощником судьи Ивановой К.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Майшевой Екатерины Андреевны, Юрковой Кристины Андреевны к Публичному акционерному обществу «Россети Урал» о возложении обязанности устранить нарушение права собственности на земельный участок путём демонтажа и переноса объектов электроснабжения,
по апелляционной жалобе истцов Майшевой Екатерины Андреевны, Юрковой Кристины Андреевны на решение Пермского районного суда Пермского края от 31 мая 2024 года.
Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Варовой Л.Н., пояснения представителя истцов Петренева Д.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика Журавель П.С., поддержавшей письменные возражения на апелляционную жалобу, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Майшева Е.А., Юркова К.А. обратились с иском к Публичному акционерному обществу «Россети Урал» (далее – ПАО «Россети Урал») о возложении обязанности устранить нарушение права собственности на земельный участок путём демонтажа и переноса объектов электроснабжения.
Исковые требования мотивированы тем, что Майшевой Е.А., Юрковой К.А. на праве общей долевой собственности в равных долях (по 1/2 доли каждой) принадлежит земельный участок с кадастровым № **:80 по адресу: ****. На данном земельном участке расположены принадлежащие истцам жилой дом и постройки. В декабре 2020 - январе 2021 г.г. ответчиком вблизи земельного участка установлена комплектная трансформаторная подстанция ТП-45273 (далее - КТП) и воздушная линия электропередач напряжением 10 кВ (далее - ВЛ). В результате установки ответчиком КТП и ВЛ часть земельного участка оказалась в охранной зоне ВЛ и КТП; монтаж объектов электроснабжения с истцами не согласовывался; ответчик отказался от переноса указанных объектов электроснабжения. Возведением ответчиком объектов электроснабжения нарушаются права истцов как собственников, поскольку часть земельного участка оказалась в охранной зоне объектов электросетевого хозяйства, учитывая, что законом установлены ограничения прав собственников участков, обременённых охранной зоной таких объектов. Наложение охранной зоны ВЛ и КТП на территорию земельного участка истцов повлекло ухудшение состояния данного объекта недвижимости, невозможность использования его по назначению и в полном объёме, обесценивание. Ответчик на настоящее время не зарегистрировал в Управлении Росреестра по Пермскому краю охранную зону ВЛ и КТП. Наложение охранной зоны объектов электроснабжения (ВЛ и КТП) на территорию земельного участка истцов подтверждается отчётом ООО «Центр землеустроительных работ», согласно которому площадь наложения охранной зоны ТП-45273 на земельный участок составила 104 кв.м, а площадь наложения охранной зоны ВЛ-10 кВ на земельный участок составила 199 кв.м. Учитывая, что возведение объектов электроснабжения на расстоянии менее десяти метров от границ земельного участка истцов нарушает право собственности истцов, незаконно ограничивает хозяйственную деятельность истцов, имеются основания для возложения на ответчика обязанности устранить нарушение права собственности истцов на земельный участок путём демонтажа воздушной линии электропередач, комплектной трансформаторной подстанции и их переноса на расстояние не менее десяти метров от границ земельного участка.
Решением Пермского районного суда Пермского края от 07.06.2024 в удовлетворении иска отказано в полном объеме.
С решением суда не согласны истцы Майшева Е.А., Юркова К.А., в апелляционной жалобе просят его отменить, как незаконное и необоснованное. Доводы жалобы аналогичны основаниям иска и позиции истца, занятой при рассмотрении спора по существу. Указывают, что действиями ответчика нарушены права истцов, поскольку участок, принадлежащий истцам, оказался в 10-метровой охранной зоне объектов электросетевого хозяйства, в отношении которой законом установлены ограничения прав собственников, заключающиеся в ограничении свободного распоряжения соответствующей частью земельного участка. Кроме того, имеется угроза жизни и здоровью в случае обрыва провода ЛЭП. Суд не учел, что охранная зона устанавливается фактически еще до проведения строительно-монтажных работ, поскольку соответствующее решение и описание местоположения зоны входит в состав пакета документов, представляемого для получения разрешения на строительство. Строительство ТП и ВЛ изначально было осуществлено ответчиком в нарушение действующих норм законодательства, что ответчик не отрицал. Положения Правил устройства электроустановок противоречат пунктам 8-11 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в таких зонах, утв. Постановлением Правительства РФ № 160 от 24.02.2009. Вывод суда о том, что частичное наложение охранной зоны на участок истцов не влечет для истцов невозможность использовать участок по целевому назначению, противоречит закону и фактическим обстоятельствам дела. Суд не дал оценку также тому, что рыночная стоимость земельного участка истцов снизилась.
Истцом представлены письменные возражения на апелляционную жалобу, в которых указано на отсутствие оснований для отмены решения суда по доводам жалобы.
Проверив законность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы (статья 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия приходит к следующим выводам.
При рассмотрении спора судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Майшева Е.А. и Юркова К.А. являются собственниками земельного участка площадью 1565 кв.м с кадастровым № **:80, расположенного по адресу: ****, на основании договора дарения жилого дома и земельного участка от 15.03.2012 (по 1/2 доли за каждым); дата государственной регистрации права – 10.04.2012 (т.1 л.д. 12-14,15-31, 61, 116-117, 154-161).
Как следует из выписки из ЕГРН, отзыва Управления Росреестра по Пермскому краю, в отношении указанного земельного участка в ЕГРН имеется запись ограничения права, предусмотренного ст. 56 ЗК РФ, - особый режим использования земли; охранная зона ЛЭП до 1000 В (учётный номер части 4), сведения об учётной части земельного участка № 4, площадью 66 кв.м внесены в ЕГРН 22.08.2007 (т.1 л.д. 116-117, 154-161).
Объект инженерного оборудования - «Строительство КТП-160/10/0,4 кВ с трансформатором мощностью 25 кВА с телемеханизацией и учётом электроэнергетики, строительство ВЛ 10 кВ, общей ориентировочной протяженностью - 165 км, ПРВТ-10 кВ, ВЛ 0,4 кВ, общей протяженностью – 0,03 км; Реконструкция КВЛ 10 кВ Большакино ПС 35/10 кВ Горшки для электроснабжения объекта для ведения личного подсобного хозяйства по адресу: **** 1 контур надземный – ВЛ-0,4 кВ, общей протяженностью 7 м.; 2 контур надземный – ВЛ-10 кВ, общей площадью 1 563 м.; 3 контур наземный – КТПТП-160-10/0,4 кВ – 1 шт.), с кадастровым номером **:15539 (далее – ВЛ 10кВ, сооружение электроэнергетики) принадлежит на праве собственности ПАО «Россети Урал» (ранее – ОАО «МРСК Урала») на основании решений Председателя комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района о размещении объектов от 3 апреля 2020 г. № 235, 23 августа 2019 г. № 607, 22 августа 2019 г. № 599, 14 февраля 2020 г. № 83, Договора безвозмездного пользования земельным участком от 3 февраля 2020 г., технического плана сооружения от 1 июня 2022 г.; дата государственной регистрации права - 6 июля 2022 г. Указанное сооружение завершено строительством в 2020 г., поставлено на кадастровый учёт 06.07.2022.
Указанное сооружение электроэнергетики расположено в границах земельных участков с кадастровыми номерами **:9096, **:238, **:239, принадлежащих физическим лицам, **:9013, принадлежащего муниципальному образованию Пермский муниципальный округ Пермского края (т.1 л.д. 87-89, 116-117, выписка ЕГРН л.д. 69-73, 149-153).
Строительство объектов электроснабжения осуществлялось в рамках договора технологического присоединения от 31.05.2018 № ** объекта заявителя (С.), расположенного по адресу: ****, кадастровый № земельного участка **:4547 (т.1 л.д. 74-84).
Майшева Е.А. обратилась к ответчику с заявлением перенести подстанцию и ВЛ в соответствии с действующими нормами законодательства (т.1 л.д. 32).
Письмом от 07.09.2021 на указанное заявление ответчик сообщил Майшевой Е.А. о намерении выезда для проведения проверки и разработки последующих мероприятий в срок до 17.09.2021 (т.1 л.д. 33).
Письмом от 13.12.2021 ответчиком истцу сообщено о переносе срока выполнения мероприятий по обращению истца до 30.05.2022 (т.1 л.д. 34).
В письме ОАО «МРСК Урала» от 27.06.2022 на обращение Майшевой Е.А. сообщило, что на основании решения Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района от 14.02.2020 № 83 ответчик имеет право размещения объектов строительства на землях или части земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, бессрочно, следовательно, строительство воздушной линии и перенос трансформаторной подстанции не являются обязательным к исполнению (т. 1 л.д. 35).
28.04.2023 истцы обратились к ответчику с досудебной претензией с требованием демонтировать (перенести) опору ВЛ на расстояние не менее 10 метров от границ земельного участка истцов в течение 30 дней с момента получения настоящей претензии (т. 1 л.д. 36-40).
Письмами от 16.05.2023, 19.05.2023 ответчик сообщил истцам об отсутствии оснований для удовлетворения их требования, поскольку размещение ВЛ и КТП выполнено на законных основаниях, нарушений действующего законодательства не имеется (том 1, л.д. 41-43).
Согласно представленному истцами отчёту по результатам геодезической съёмки, подготовленному 22.05.2023 ООО «Центр землеустроительных работ», охранная зона ТП-45273 определена вокруг подстанций в виде части поверхности участка земли и воздушного пространства (на высоту, соответствующую высоте наивысшей точки подстанции), ограниченной вертикальными плоскостями, отстоящими от всех сторон ограждения подстанции по периметру на расстоянии 10 метров; охранная зона ВЛ-10 кВ Большакино определена в виде части поверхности участка земли, ограниченной параллельными вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии электропередачи от крайних проводов при неотклоненном их положении на расстоянии 10 метров; в результате вычисленная площадь наложения охранной зоны ТП-45273 на земельный участок с кадастровым № **:80 составила 104 кв.м; площадь наложения охранной зоны ВЛ-10кВ Большакино на земельный Участок с кадастровым № **:80 составила 199 кв.м, при этом общая площадь наложения ТП-45273 и ВЛ-10кВ Большакино, с учётом их взаимного наложения, на земельный участок **:80 составила 234 кв.м (т.1 л.д. 44-45).
Определением Пермского районного суда Пермского края по настоящему делу назначена судебная землеустроительная экспертиза (т.1 л.д. 196-205).
Согласно заключению экспертов Союза «Пермская торгово-промышленная палата» Е., Н. от 28.02.2024 № 014-11-00006, местоположение объектов инженерного оборудования - трансформаторной подстанции ТП-45273 и воздушной линии электропередач, напряжением 10кВ, кадастровый № **:15539, относительно земельного участка с кадастровым № **:80, расположенного по адресу: ****, оформлено в виде карты-схемы (представлена в заключении экспертов).
Результаты измерений (по определению наличия (отсутствия) охранных зон) оформлены в виде карты-схемы с указанием расположения, охранной зоны и площади наложения относительно земельного участка с кадастровым № **:80, расположенного по адресу: **** и объектов инженерного оборудования – трансформаторной подстанции ТП-45273 и воздушной линии электропередач, напряжением 10кВ (представлена в заключении экспертов).
Результаты измерений (по определению расстояний от объектов инженерного оборудования до строения (жилого дома, иных построек)) оформлены в виде карты-схемы с указанием расположения, расстояний от строений, сооружений до объектов инженерного оборудования – трансформаторной подстанции ТП-45273 и воздушной линии электропередач, напряжением 10кВ (расстояние от объекта электроснабжения составляет: до туалета – 3,73 м; до теплиц – 4,68 м и 9,69 м; до хозблока – 8,01 м; до навеса – 16,59 м; до беседки – 14,58 м; до бани – 36,18 м; до жилого дома – 38,01 м).
Нарушение норм действующего законодательства Российской Федерации расположением (размещением) объектов инженерного оборудования - трансформаторной подстанции ТП-45273 и воздушной линии электропередач, напряжением 10кВ кадастровый № **:15539 с учётом расстояний указанных объектов инженерного оборудования до границ земельного участка с кадастровым № **:80, расположенного по адресу: **** и до строения (жилой дом, иные постройки), расположенных на земельном участке с кадастровым номером **:80, по адресу: **** выражается в следующем:
- ограничение в свободном пользовании земельным участком:
1) пп. 8, 9, 11 постановления Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. № 160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон»;
2) ч. 1 и ч. 2 ст. 35, ч. 2 ст. 9, ч. 1 и ч. 2 ст. 36 Конституции Российской Федерации - угроза жизни и здоровью в случае обрыва провода ЛЭП:
п. 3.7 Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок. Приложение к приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 15 декабря 2020 г. № 903н (т. 2 л.д. 116-151).
При разрешении спора суд, руководствуясь статьями 263, 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 40, 42, 56, 60, 89, 105 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», пунктами 4-6, 8-12 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 N 160, пунктом 4.2.131 Правил устройства электроустановок, утв. Приказом Минэнерго РФ от 20.06.2003 N 242, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных Майшевой Е.А., Юрковой К.А. исковых требований. При этом суд, оценивая заключение экспертизы в совокупности с иными доказательства и не принимая его выводы как подтверждение нарушения норм законодательства расположением (размещением) трансформаторной подстанции и воздушной линии электропередач, учитывая, что расстояние от объектов электроснабжения составляет более двух метров как до границы земельного участка истцов, так и до всех иных объектов, находящихся на земельном участке истцов, исходил из того, что возведение объектов электроснабжения произведено ответчиком в границах отведённого ему для этих целей земельного участка в соответствии с целевым назначением категории земель, при наличии разрешения на строительство и необходимых разрешительных документов; доказательств нарушения прав и законных интересов истцов в той степени, при которой требуется демонтаж спорных объектов (трансформаторной подстанции и воздушной линии электропередач напряжением 10 кВ), влекущих их перенос, не представлено, невозможность пользования принадлежащим истцам земельным участком и жилым домом в соответствии с их целевым назначением при установленном расстоянии расположения объектов электроснабжения не установлена.
Коллегия не может согласиться с выводами суда, как не соответствующими фактическим обстоятельствам дела, основанными на неправильном применении и толковании норм материального права.
Согласно пункту 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии со статьей 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Согласно разъяснениям в пункте 45 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 г. N 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению и в том случае, когда истец докажет, что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика.
На основании пункта 1 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению, в том числе, в случае самовольного занятия земельного участка.
Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права (подп. 4 п. 2 ст. 60 ЗК РФ).
Согласно пункту 2 статьи 62 Земельного кодекса Российской Федерации на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (восстановлению плодородия почв: восстановлению земельных участков в прежних границах, возведению снесенных зданий, строений, сооружений или сносу незаконно возведенных зданий строений, сооружений, восстановлению межевых и информационных знаков, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств).
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование относится к объектам электросетевого хозяйства.
Согласно статье 89 Земельного кодекса Российской Федерации землями энергетики признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов энергетики и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В целях обеспечения деятельности организаций и объектов энергетики могут предоставляться земельные участки для размещения объектов электросетевого хозяйства и иных определенных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике объектов электроэнергетики.
Пунктом 2 Правил определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 августа 2003 года N 486 установлено, что воздушная линия электропередачи размещается на обособленных земельных участках, отнесенных в установленном порядке к землям промышленности и иного специального назначения или землям поселений и предназначенных для установки опор указанных линий.
Приказом Минэнерго РФ от 20.05.2003 N 187 утверждены Правила устройства электроустановок (ПУЭ) (далее - Правила), общие требования по размещению устройства электроустановок указаны в п. 2.5. Правил.
Согласно п. 2.5.210 Правил прохождение ВЛ по населенной местности следует выполнять в соответствии с требованиями строительных норм и правил.
Пунктом 2.5.217 Правил предусмотрено, что расстояния по горизонтали от крайних проводов вновь сооружаемых ВЛ при неотклоненном их положении до границ земельных участков жилых и общественных зданий, до детских игровых площадок, площадок отдыха и занятий физкультурой, хозяйственных площадок или до ближайших выступающих частей жилых и общественных зданий при отсутствии земельных участков со стороны прохождения ВЛ, а также до границ приусадебных земельных участков индивидуальных домов и коллективных садовых участков должно быть не менее расстояний для охранных зон ВЛ соответствующих напряжений.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 г. N 160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в охранных зонах» охранные зоны устанавливаются для всех объектов электросетевого хозяйства, исходя из требований к границам установления охранных зон. В охранных зонах в целях обеспечения безопасных условий эксплуатации и исключения возможности повреждения линий электропередачи и иных объектов электросетевого хозяйства устанавливают особые условия использования территорий. Границы охранных зон определяются в соответствии с настоящими Правилами.
В соответствии с пунктом 8 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства в охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров, в том числе: а) набрасывать на провода и опоры воздушных линий электропередачи посторонние предметы, а также подниматься на опоры воздушных линий электропередачи; б) размещать любые объекты и предметы (материалы) в пределах созданных в соответствии с требованиями нормативно-технических документов проходов и подъездов для доступа к объектам электросетевого хозяйства, а также проводить любые работы и возводить сооружения, которые могут препятствовать доступу к объектам электросетевого хозяйства, без создания необходимых для такого доступа проходов и подъездов; в) находиться в пределах огороженной территории и помещениях распределительных устройств и подстанций, открывать двери и люки распределительных устройств и подстанций, производить переключения и подключения в электрических сетях (указанное требование не распространяется на работников, занятых выполнением разрешенных в установленном порядке работ), разводить огонь в пределах охранных зон вводных и распределительных устройств, подстанций, воздушных линий электропередачи, а также в охранных зонах кабельных линий электропередачи; г) размещать свалки; д) производить работы ударными механизмами, сбрасывать тяжести массой свыше 5 тонн, производить сброс и слив едких и коррозионных веществ и горюче-смазочных материалов (в охранных зонах подземных кабельных линий электропередачи).
Согласно пункту 9 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства в охранных зонах, установленных для объектов электросетевого хозяйства напряжением свыше 1000 вольт, помимо действий, предусмотренных пунктом 8 настоящих Правил, запрещается: а) складировать или размещать хранилища любых, в том числе горюче-смазочных, материалов; б) размещать детские и спортивные площадки, стадионы, рынки, торговые точки, полевые станы, загоны для скота, гаражи и стоянки всех видов машин и механизмов, проводить любые мероприятия, связанные с большим скоплением людей, не занятых выполнением разрешенных в установленном порядке работ (в охранных зонах воздушных линий электропередачи); в) использовать (запускать) любые летательные аппараты, в том числе воздушных змеев, спортивные модели летательных аппаратов (в охранных зонах воздушных линий электропередачи); г) бросать якоря с судов и осуществлять их проход с отданными якорями, цепями, лотами, волокушами и тралами (в охранных зонах подводных кабельных линий электропередачи); д) осуществлять проход судов с поднятыми стрелами кранов и других механизмов (в охранных зонах воздушных линий электропередачи).
Пунктом 10 Правил от 24.02.2009 г. N 160 определены условия размещения объектов капитального строительства в охранных зонах ЛЭП.
В пределах охранной зоны без соблюдения условий осуществления соответствующих видов деятельности, предусмотренных решением о согласовании такой охранной зоны, юридическим и физическим лицам запрещаются: а) горные, взрывные, мелиоративные работы, в том числе связанные с временным затоплением земель; б) дноуглубительные, землечерпальные и погрузочно-разгрузочные работы, добыча рыбы, других водных животных и растений придонными орудиями лова, устройство водопоев, колка и заготовка льда (в охранных зонах подводных кабельных линий электропередачи); в) проход судов, у которых расстояние по вертикали от верхнего крайнего габарита с грузом или без груза до нижней точки провеса проводов переходов воздушных линий электропередачи через водоемы менее минимально допустимого расстояния, в том числе с учетом максимального уровня подъема воды при паводке; г) проезд машин и механизмов, имеющих общую высоту с грузом или без груза от поверхности дороги более 4,5 метра (в охранных зонах воздушных линий электропередачи); д) земляные работы на глубине более 0,3 метра (на вспахиваемых землях на глубине более 0,45 метра), а также планировка грунта (в охранных зонах подземных кабельных линий электропередачи); е) полив сельскохозяйственных культур в случае, если высота струи воды может составить свыше 3 метров (в охранных зонах воздушных линий электропередачи); ж) полевые сельскохозяйственные работы с применением сельскохозяйственных машин и оборудования высотой более 4 метров (в охранных зонах воздушных линий электропередачи) или полевые сельскохозяйственные работы, связанные с вспашкой земли (в охранных зонах кабельных линий электропередачи); з) посадка и вырубка деревьев и кустарников (пункт 11 Правил от 24.02.2009 г. N 160).
Кроме того, Постановлением Госстандарта СССР от 29.11.90 N 2971 утвержден ГОСТ 12.1.051-90 (СТ СЭВ 6862-89) «Система стандартов безопасности труда. Электробезопасность. Расстояния безопасности в охранной зоне линий электропередачи напряжением свыше 1 000 В», п. 3.2 ГОСТа установлено, что в охранной зоне линий электропередачи запрещается проводить действия, которые могли бы нарушить безопасность и непрерывность эксплуатации или в ходе которых могла бы возникнуть опасность по отношению к людям, в п. 3.3 ГОСТа установлено, что в пределах охранной зоны воздушных линий электропередачи без согласия организации, эксплуатирующей эти линии, запрещается осуществлять строительные, монтажные и поливные работы, проводить посадку и вырубку деревьев, складировать корма, удобрения, топливо и другие материалы, устраивать проезды для машин и механизмов, имеющих общую высоту с грузом или без груза от поверхности дороги более 4 м.
Из приведенных положений нормативных актов следует, что наличие охранной зоны в любом случае влечет ограничение прав собственников земельных участков, расположенных в пределах такой зоны. При этом для решения вопроса об устранении нарушений такого права, вопреки позиции ответчика, не имеет значение существенность (несущественность) таких ограничений. Ответчик не является лицом, по усмотрению которого права истцов в отношении земельного участка могут быть ограничены, на любое ограничение прав должно быть получено согласие собственников (п.1 ст.263 Гражданского кодекса Российской Федерации, подп.2 п.1 ст.40 Земельного кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что после приобретения истцами в 2012 году земельного участка с кадастровым № **:80 по адресу: **** с жилым домом рядом с данным участком ответчиком ПАО «Россети Урал» в 2020 году построено сооружение электроэнергетики - комплектная трансформаторная подстанция ТП-45273 и воздушная линия электропередач напряжением 10 кВ, вследствие чего охранная зона указанного объекта электросетевого хозяйства стала налагаться на принадлежащий истцам земельный участок, возможности использования участка в указанной зоне у истцов ограничились. Экспертным заключением, принятым судом в качестве допустимого, отвечающим требованиям части 2 статьи 86 ГПК РФ, установлена площадь наложения охранной зоны на земельный участок истцов – 130,6 кв.м (т. 2 л.д. 124). Каких-либо доказательств согласия истцов на прохождение ВЛ рядом с земельным участком истцов в установленном порядке ПАО «МРСК Урала» суду представлено не было. Экспертами также указано о наличии угрозы жизни и здоровью в случае обрыва провода ЛЭП.
Кроме того, истцами также представлена справка АО «Недвижимость Прикамья-оценка» (т.2 л.д.129, 130), в которой сделан вывод о том, что стоимость земельного участка в связи с наличием охранной зоны ориентировочно снижается на 60000 рублей.
Учитывая изложенное, коллегия приходит к выводу о нарушении ответчиком прав истцов, как собственников земельного участка, пользоваться участком по своему усмотрению, а также к выводу о допущенных ответчиком нарушениях при возведении трансформаторной подстанции и воздушной линии.
Ссылка в ответчика на строительство объектов на выделенном земельном участке судебной коллегией отклоняется. Решение о размещении объектов № 83 от 14.02.2020, выданное Комитетом имущественных отношений администрации Пермского муниципального района, разрешает размещение объекта на землях, государственная собственность на которые не разграничена согласно прилагаемой схеме (т.1 л.д.87 - 89). Наличие данного разрешения не исключало обязанности размещения объекта электросетевого хозяйства с учетом требований нормативных актов о соблюдении расстояний до смежных участков, находящихся в частной собственности, в пределах выделенного земельного участка. Позиция ответчиков о том, что в настоящее время в охранной зоне не расположены объекты капитального строительства, принадлежащие истцам, правового значения не имеют, поскольку в любом случае использование части земельного участка, находящегося в охранной зоне, имеет ограничения.
Вопреки выводам суда, расположение спорных сооружений электроэнергетики рядом с участком истцов в нарушение Правил привело к тому, что часть участка попала в охранную зону данных сооружений, в результате чего истцы обязаны соблюдать особые условия использования данной территории, ранее не существовавшие запреты и ограничения на свободное распоряжение, в частности не могут размещать детские площадки, осуществлять остановку транспортных средств, строительство гаража, на что указано стороной истца при даче пояснений (т. 1 л.д. 109), что необоснованно ограничивает их права собственников в полном объеме пользоваться принадлежащим ему земельным участком по своему усмотрению, поскольку в охранной зоне запрещается осуществление определенных работ.
При таких обстоятельствах коллегия считает необходимым возложить на Публичное акционерное общество «Россети Урала» обязанность перенести воздушную линию электропередач ВЛ-10 кВ, комплектную трансформаторную подстанцию ТП – 4573 на расстояние, исключающее наложение охранной зоны на земельный участок с кадастровым № **:0080, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Ссылка ответчика на невозможность осуществления переноса указанных объектов, не может быть принята судебной коллегией, принимая во внимание позицию, ранее изложенную ответчиком в письмах (т.1 л.д.33- 35) на обращение истцов, согласно которой единственной причиной для отказа в удовлетворении заявленного требования указано на необязательность их исполнения в связи с размещением объектов на землях, государственная собственность на которые не разграничена. Представленная в суд апелляционной инстанции справка главного инженера ПО ЦЭС филиала ПАО «Россети Урала» данный вывод не опровергает, фактически содержит описание рельефа местности и погодных условий места расположения объектов.
Согласно части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в случае принятия решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, когда эти действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Из разъяснений, изложенных в пункте 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» следует, что при установлении срока исполнения решения суд учитывает возможности ответчика по его исполнению, степень затруднительности исполнения судебного акта, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства.
Устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности, обеспечивать соблюдение баланса сторон и исполнительность судебного постановления.
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, в том числе вид постройки, характер требуемых работ, их продолжительность и объем, судебная коллегия считает необходимым установить срок для исполнения решения суда по настоящему делу - шесть месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, который является разумным и справедливым, обеспечивающим возможность исполнения судебного акта.
При таких обстоятельствах решение суда не может быть признано законным и обоснованным, подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права, с принятием нового решения – об удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пермского районного суда Пермского края от 31 мая 2024 года отменить.
Принять по делу новое решение.
Исковые требования Майшевой Екатерины Андреевны, Юрковой Кристины Андреевны к Публичному акционерному обществу «Россети Урала» удовлетворить.
Возложить на Публичное акционерное общество «Россети Урала» обязанность перенести воздушную линию электропередач ВЛ-10 кВ, комплектную трансформаторную подстанцию ТП – 4573 на расстояние, исключающее наложение охранной зоны на земельный участок с кадастровым № **:0080, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Председательствующий:
Судьи: