2- 1425/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Краснокаменск 02 сентября 2016 года
Краснокаменский городской суд Забайкальского края в составе: председательствующего судьи Яскиной Т.А.,
при секретаре Горбуновой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Краснокаменского межрайонного прокурора в интересах Шишкиной ФИО12 к Государственному учреждению здравоохранения «Краевая больница № 4», Министерству Здравоохранения Забайкальского края, Министерству здравоохранения Российской Федерации о понуждении к обеспечению рецептами на бесплатное обеспечение, изделиями медицинского назначения,
УСТАНОВИЛ:
Краснокаменский межрайонный прокурор обратился в суд с указанным иском ссылаясь на следующее.
Шишкина И.А. страдает заболеванием <данные изъяты>, относится к категории федеральных льготников - обеспечивается лекарственными препаратами и медицинскими изделиями за счет средств федерального бюджета. По заболеванию Шишкиной И.А. назначены <данные изъяты>
В соответствии с п. 3, 5, 14 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся: разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования; организация оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации; установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.
Государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации определяется Федеральным законом от 24.11.1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в соответствии с которым оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи (статья 13 Закона).
Согласно ч. 1 ст. 37 указанного Федерального закона медицинская помощь организуется и оказывается на основе стандартов медицинской помощи. Согласно п. 19 ст. 4 данного закона, к ведению федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов относится, помимо прочего, формирование показателей федерального бюджета по расходам на социальную защиту инвалидов.
В силу п. 9 ст. 6.1 ФЗ от 17.07.1999 года за № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют инвалиды.
В соответствии с ч.1 со ст. 6.2 указанного закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги: 1) обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
Постановлением Правительства РФ №890 от 30.07.1994 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
В утвержденный Перечень групп населения и категорий заболеваний включены, в том числе, <данные изъяты> к ним, средства диагностики.
Перечнем социально значимых заболеваний, утв. Постановлением Правительства РФ №715 от <данные изъяты>» также отнесено к социально значимым.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
На основании п.1 Положения о Министерстве здравоохранения Забайкальского края, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края № 255 от 08.05.2014 года, Министерство здравоохранения Забайкальского края является исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, определяющим направления развития в области охраны здоровья граждан, оказания государственной социальной помощи (в части обеспечения граждан лекарственными средствами и т.п.).
В соответствии со ст. 6.5 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных слуг устанавливается Правительством РФ.
Согласно п. 4 постановления Правительства РФ от 29.12.2004 № 864 «О порядке финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг» финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год Министерству здравоохранения РФ - на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на медицинские изделия.
Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2004 №328, пунктом 2.3 которого предусмотрено, что при обращении гражданина в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение врач (фельдшер) по результатам осмотра выписывает рецепт по установленной форме на лекарственные препараты, изделия медицинского назначения, в том числе перечнем лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебной комиссии лечебно-профилактического учреждения, перечнем изделий медицинского назначения.
В рамках проверки установлено, что Шишкиной И.А. ежемесячно выписываются рецепты на <данные изъяты>. Вместе с тем, рецепты на <данные изъяты> выписываются нерегулярно и не в полном объеме. Так, в ДД.ММ.ГГГГ выписано рецептов всего на <данные изъяты>
Таким образом, с ДД.ММ.ГГГГ, в нарушение федерального законодательства и ведомственных приказов, в нарушение права гражданина на бесплатное обеспечение медицинскими изделиями, Шишкиной И.А. рецепты <данные изъяты> не выписываются, медицинские изделия в достаточном количестве не предоставляются.
Такая ситуация обусловлена отсутствием необходимых для бесплатного обеспечения льготников медицинских изделий в аптечной сети.
Бездействие Министерства здравоохранения края по организации предоставления бесплатных лекарственных средств и медицинских изделий нарушает право граждан, имеющих социально значимое заболевание, на бесплатное обеспечение жизненно-важными медицинскими изделиями. Отсутствие стабильного снабжения <данные изъяты> принимаемых лекарственных препаратов, предотвратить резкое ухудшение состояния здоровья.
Обосновывая вышеизложенным прокурор просит суд: обязать ГУЗ «Краевая больница № 4» г.Краснокаменска Забайкальского края обеспечить ежемесячное предоставление Шишкиной И.А. рецептов на бесплатное обеспечение <данные изъяты>; обязать Министерство здравоохранения Забайкальского края обеспечить Шишкину И.А. <данные изъяты> обязать Министерство здравоохранения РФ профинансировать ежемесячное обеспечение Шишкиной И.А. <данные изъяты> ежемесячно.
В судебном заседании прокурор Цыренова Б.Ч. исковые требованиями полностью поддержала.
В судебном заседании представитель ответчика ГУЗ КБ № 4 Парыгин Р.В., действующий на основании доверенности с исковыми требованиями прокурора согласился частично, указав, что порядок выдачи бесплатных рецептов на <данные изъяты> истице был нарушен, так как с ДД.ММ.ГГГГ ей не выписывалось достаточное количество рецептов врачом, но по какой причине данные рецепты не выписывались ему не известно. Кроме того, <данные изъяты> отсутствовали в аптеках в 1 квартале ДД.ММ.ГГГГ в связи с отсутствием необходимого финансирования. Со второго полугодия истица <данные изъяты> получала ежемесячно, <данные изъяты> не получала, так как врач не выписывал ей необходимые рецепты, по какой причине ему не известно.
Ответчик Министерство здравоохранения Забайкальского края, о рассмотрении дела уведомлены надлежащим образом, письменно просили о рассмотрении дела в свое отсутствие, в отзыве на исковое заявление с требованиями не согласились, мотивировав свою позицию тем, что на ДД.ММ.ГГГГ Министерству здравоохранения Забайкальского края согласно справки-уведомления Министерства финансов Забайкальского края для обеспечения бесплатными лекарственными препаратами граждан, страдающих социально значимыми заболеваниями, в том числе <данные изъяты>, выделено <данные изъяты> млн. рублей (21.9% от потребности). Сумма в размере <данные изъяты> млн. руб. потрачена на погашение кредиторской задолженности за поставленные, но неоплаченные лекарственные препараты в ДД.ММ.ГГГГ. На обеспечение лекарственными препаратами отдельных категорий граждан за счет регионального бюджета на ДД.ММ.ГГГГ Министерству здравоохранения Забайкальского края согласно справки-уведомления Министерства финансов Забайкальского края утверждено <данные изъяты> млн. рублей, что составляет <данные изъяты>% от потребности. Учитывая, что по закупу данных препаратов по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ сложилась кредиторская задолженность за ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> млн. рублей, сумма на приобретение лекарственных препаратов составляет <данные изъяты> млн. рублей -<данные изъяты>% от потребности. При таком дефиците финансирования, закуп лекарственных препаратов осуществляется не по всем категориям заболеваний, предусмотренных Законом Забайкальского края № 433-ЗЗК «О мерах социальной поддержки в оказании медико-социальной помощи и лекарственном обеспечении отдельным категориям граждан», приоритетными остаются <данные изъяты>, где при отсутствии лекарственных препаратов может привести к риску угрозы жизни человека. Распоряжениями Министерства здравоохранения Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № лекарственные препараты для лечения больных социально значимым заболеванием «<данные изъяты>» переданы в оперативное управление ГУЗ «Краевая больница № 4» в г. Краснокаменске. Министерство здравоохранения Забайкальского края со своей стороны выполнило все обязательства касающиеся закупки и распределении лекарственных препаратом (<данные изъяты>) между учреждениями здравоохранения.
Ответчик Министерство Здравоохранения РФ, о рассмотрении дела уведомлены надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направили, письменно просили о рассмотрении дела в свое отсутствие, в отзыве на исковое заявление с исковыми требованиями не согласились, ссылаясь на то, что средства на осуществление переданных полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета, которые зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации (части 2, 4 статьи 4.1 Федерального закона № 178-ФЗ).
В силу пунктов 1, 4 статьи 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации субвенции из федерального бюджета субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий относятся к доходам бюджетов субъектов Российской Федерации.
В целях перечисления соответствующих субвенций в 2015-2016 годах изданы распоряжения Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 № 2731-р (в редакции распоряжения Правительства Российской Федерации от 12.12.2015 № 2554-р) и от 26.12.2015 года № 2715-р о распределении в 2015 и 2016 годах субвенций, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету г. Байконура на финансовое обеспечение оказания отдельным категориям граждан социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов. Размер субвенции Забайкальского края в ДД.ММ.ГГГГ установлен в размере <данные изъяты> тыс. руб., в ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты> тыс. рублей.
С учетом изложенного, требования об обязании обеспечить финансирование обеспечения Шишкиной И.А. <данные изъяты> предъявленные к Минздраву России, удовлетворению не подлежат, так как нарушение прав Шишкиной И.А. со стороны Минздрава России отсутствует. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) самостоятельно организует деятельность по осуществлению переданных полномочий в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть 9 статьи 4.1 Федерального закона № 178-ФЗ). Таким образом, решение вопросов по организации обеспечения граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, изделиями медицинского назначения относится к компетенции субъектов Российской Федерации. В удовлетворении исковых требований к Министерству Здравоохранения РФ просит отказать.
Выслушав прокурора, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворению исковых требований по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.
Федеральным законом от 17.06.1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее Федеральный закон № 178-ФЗ) определено, что инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (пункт 8 статьи 6.1).
Согласно ч.1 ст. 4.1 указанного Федерального закона № 178-ФЗ к полномочиям Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся следующие полномочия по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 настоящего Федерального закона, лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов:
1) осуществление закупок (в том числе организация определения поставщиков) лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов;
3) организация обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.
Согласно ч. 2 закона средства на осуществление переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета.
Частью 3 закона предусмотрено, что общий объем средств, предусмотренных в федеральном бюджете в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий, определяется на основании методики, утвержденной Правительством Российской Федерации, исходя из:
1) численности граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги в виде обеспечения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов;
2) норматива финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, устанавливаемого ежегодно федеральным законом, принимаемым одновременно с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период.
Согласно ч. 1 ст. 6.2 указанного Федерального закона, в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
При этом перечень лекарственных препаратов, в том числе перечень лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебных комиссий лечебно-профилактических учреждений, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 настоящей статьи, формируются Правительством РФ (часть 2 статьи 6.2).
В соответствии со ст. 6.3 Федерального закона № 178-ФЗ, приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2004 года № 328 утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан.
Пунктом 2.1 Порядка предусмотрено, что за предоставлением необходимых лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения граждане обращаются в лечебно-профилактические учреждения, оказывающие первичную медико-санитарную помощь.
Согласно пункту 2.3 Порядка при обращении гражданина в соответствующее лечебно-профилактическое учреждения врач (фельдшер) по результатам осмотра выписывает рецепт по установленной форме на лекарственные препараты, изделия медицинского назначения и специализированные продукты лечебного питания для детей-инвалидов в соответствии с перечнем лекарственных препаратов, в том числе перечнем лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебной комиссии лечебно-профилактического учреждения, перечнем изделий медицинского назначения и перечнем специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, утверждаемыми в установленном порядке Минздравсоцразвития России.
Из анализа статьи 6.6 указанного Федерального закона следует, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках взаимодействия по предоставлению гражданам социальных услуг могут заключать соглашения о включении граждан, в том числе и не относящихся к категориям, указанным в статье 6.1 настоящего Закона, но проживающих на территории соответствующего субъекта, в число получателей набора социальных услуг, а также об оказании за счет средств собственного бюджета дополнительных социальных услуг лицам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016 год, утвержденной постановлением Правительства РФ от 19.12.2015 года № 1382, предусмотрено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Программой разрабатывают и утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016 год, включая территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.
Пунктами 3, 4 постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой при амбулаторном лечении по перечням групп населения и категориям заболеваний, которые утверждены постановлением № 890.
Согласно п. 1 Положения о Министерстве здравоохранения Забайкальского края, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 08.05.2014 № 255, Министерство здравоохранения Забайкальского края является исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, определяющим перспективные направления развития в области охраны здоровья граждан, оказания государственной социальной помощи (в части обеспечения граждан лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов), санитарно-эпидемиологического благополучия населения, обязательного медицинского страхования и осуществляющим управление в установленной сфере деятельности, функции по оказанию государственных услуг, функции по принятию нормативных правовых актов, функции по контролю и надзору в пределах установленных полномочий, а также осуществляющим переданные Российской Федерацией полномочия.
Согласно пп. 9.3.5. Положения о Министерстве здравоохранения Забайкальского края Министерство организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями.
Согласно пп. 9.5 Положения о Министерстве здравоохранения Забайкальского края в области оказания государственной социальной помощи Министерство здравоохранения Забайкальского края осуществляет переданные Российской Федерацией полномочия по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной п. 1 ч.1 ст. 6.2 Федерального закона № 178-ФЗ, лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов:
- осуществляет закупку (в том числе организует определение поставщиков) лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов.
- организует обеспечение населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.
Согласно пп. 9.6. в целях обеспечения реализации полномочий, указанных в пп. 9.5 настоящего Положения Министерство: осуществляет своевременное представление в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения, ежеквартального отчета по установленной форме о расходовании предоставленных субвенций, о достижении целевых прогнозных показателей, а также иной информации, предусмотренной нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Из системного толкования вышеприведенных норм права следует, что инвалид, проживающий на территории Забайкальского края и страдающий <данные изъяты>, в случае нуждаемости имеет право на бесплатное получение <данные изъяты>; количество медицинских изделий, необходимых <данные изъяты>, определяет лечащий врач; получение медицинских изделий инвалидам осуществляется на основании выписанных рецептов.
Согласно п. 4 постановления Правительства РФ от 29.12.2004 № 864 «О порядке финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг: финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год Министерству здравоохранения РФ на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на медицинские изделия.
Как следует из материалов дела, Шишкина И.А. страдает <данные изъяты> Она поставлена на учет в ГУЗ «Краевая больница №4» г.Краснокаменск, относится к категории федеральных льготников - обеспечивается лекарственными препаратами и медицинскими изделиями за счет средств федерального бюджета. По заболеванию Шишкиной И.А. назначены <данные изъяты> От социального пакета Шишкина И.А. не отказывалась и в силу положений ст. 6.1 ФЗ «О государственной социальной помощи», получает государственную социальную помощь по категории инвалид в виде набора социальных услуг.
Судом установлено, что Шишкина И.А. наблюдается в ГУЗ «КБ № 4» Забайкальского края с диагнозом <данные изъяты>
Согласно информации главного врача ГУЗ «КБ № 4» месячная потребность Шишкиной И.А. <данные изъяты>
Из пояснительной записки <данные изъяты> ФИО9 следует, что потребность Шишкиной И.А. <данные изъяты> Обеспечить пациентку <данные изъяты> в полном объеме не представляется возможным из-за ограничения финансирования <данные изъяты>
Данные обстоятельства в части права истицы на получение рецепта на бесплатное получение <данные изъяты> и их необходимое количество ответчиками не оспаривается.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что за период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время Шишкина И.А. необходимым количеством <данные изъяты> не обеспечивалась (согласно информации МУП «Центральная районная аптека» за указанный период получила всего <данные изъяты> по 50 штук каждая, всего 100 штук), что является для нее явно не достаточным, <данные изъяты> ей выдавались рецепты на приобретение <данные изъяты> в меньшем объеме, чем ей требуется, <данные изъяты> не выдавались.
Учитывая, что Шишкина И.А. по настоящее время не обеспечена <данные изъяты> в норме, установленной для нее законом, что нарушает ее право на охрану здоровья, на обеспечение медицинскими препаратами в соответствии медицинскими показаниями, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в части возложения на Министерство здравоохранения Забайкальского края обязанность по обеспечению Шишкиной И.А. <данные изъяты> для определения <данные изъяты> в соответствии с медицинскими показаниями, и на ГУЗ «КБ № 4» обязанность по своевременному оформлению Шишкиной И.А. рецептов на <данные изъяты> в соответствии с медицинскими показаниями.
Ответчиками не оспаривалось, что Шишкина И.А. имеет право на обращение для получения рецепта на бесплатный <данные изъяты> в ГУЗ «КБ № 4» Забайкальского края.
Согласно пункту 34 Приказа Минздрава России от 20.12.2012 № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения», назначение и выписывание лекарственных препаратов гражданам, имеющим право на бесплатное получение лекарственных препаратов или получение лекарственных препаратов со скидкой, при оказании им первичной медико-санитарной помощи осуществляется медицинским работником в случаях типичного течения заболевания пациента исходя из тяжести и характера заболевания согласно утвержденным в установленном порядке стандартам медицинской помощи, в том числе:
1) отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в соответствии с перечнем лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций.
В соответствии с пунктом 37 Приказа, при выписывании рецептов на лекарственные препараты для лечения граждан, имеющих право на бесплатное получение лекарственных препаратов или получение лекарственных препаратов со скидкой, указывается номер телефона, по которому работник аптечной организации при необходимости может согласовать с медицинским работником синонимическую замену лекарственного препарата.
Из указанных положений Приказа Минздрава России от 20.12.2012 № 1175н, следует безусловная обязанность врача соответствующего учреждения здравоохранения, выписать рецепт обратившемуся к нему гражданину, относящемуся к категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в соответствии с перечнем лекарственных препаратов для медицинского применения.
При этом, в случае отсутствия лекарственного препарата, работник аптечной организации при необходимости может согласовать с медицинским работником синонимическую замену лекарственного препарата, основываясь на выданном врачом рецепте на получение соответствующего лекарства.
По-сути, бездействием медицинского работника, выразившимся в невыдаче рецепта на бесплатное получение <данные изъяты> Шишкиной И.А. не был выдан специальный медицинский документ – рецепт, на основании которого, у нее возникало право требовать бесплатного предоставления медицинского изделия в соответствующем аптечном учреждении, тем самым Шишкина И.А., в результате такого бездействия, не могла реализовать свое право на бесплатное получение данного медицинского изделия, поскольку, единственным документом подтверждающим данное обстоятельство и влекущим бесплатную выдачу, является медицинский рецепт.
При этом, суд отмечает, что нормативными актами не предусмотрена обязанность медицинского работника отказывать в выдаче рецепта по основанию отсутствия соответствующего лекарства в аптеке, наоборот, в соответствии с Приказом Приказа Минздрава России от 20.12.2012 № 1175н, медицинский работник выписывающий рецепт на бесплатное получение лекарственных средств, указывает номер телефона, по которому работник аптечной организации при необходимости может согласовать с медицинским работником синонимическую замену лекарственного препарата.
Таким образом, предполагается, что выписанное по рецепту медицинское изделие может отсутствовать в аптечном учреждении, вместе с тем, вопрос обеспечения больного необходимым медицинским изделием, может решаться также путем подбора замены такого изделия непосредственно в самой аптеке.
Также суд учитывает, что согласно п. 21 Приказа Минздрава России от 20.12.2012 № 1175н, рецепты на лекарственные препараты, выписанные на рецептурных бланках формы №), действительны в течение одного месяца со дня выписывания.
Следовательно, Шишкина И.А. имела право реализовать свое право на бесплатное получение лекарства в течение одного месяца с момента выдачи рецепта, а не в день обращения к врачу, в связи с чем, отказ в выдаче рецепта, с основанием отсутствия в аптеке бесплатного <данные изъяты> на момент обращения к врачу, противоречит порядку назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, утвержденному Приказом Минздрава России от 20.12.2012 № 1175н.
При этом, безразлично фактическое наличие или отсутствие на момент обращения к врачу в аптеке бесплатных <данные изъяты>, поскольку, без соответствующего рецепта Шишкина И.А. не смогла бы реализовать свое право на его получение.
Таким образом, требования истца, заявленные к ГУЗ «КБ № 4» являются обоснованными.
Доводы ответчика Министерства здравоохранения Забайкальского края о дефиците финансирования на приобретение медицинских изделий не могут служить основанием для отказа в исковых требованиях, поскольку данное обстоятельство не может исключать права истца на бесплатное обеспечение изделиями медицинского назначения, гарантированного Конституцией РФ. Согласно вышеприведенным нормам закона на Министерстве Здравоохранения Забайкальского края лежит обязанность по организации обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам ( п. 9.5.1.2. Положения о Министерстве здравоохранения Забайкальского края).
Доводы ответчика Министерства здравоохранения Забайкальского края ерства Здравоохранения Забайкальского края о передаче в оперативное управление ГУЗ «КБ № 4» лекарственных средств, не могут служить основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, так как согласно представленного ответчиком перечня от 02.06.2016 года в оперативное управление ГУЗ «КБ № 4» были переданы лекарственные препараты, доказательств о передаче в оперативное управление медицинских изделий: <данные изъяты> суду не представлено.
Таким образом, ответчиком ГУЗ «КБ№ 4» и Министерством здравоохранения Забайкальского края не выполнили все свои обязательства перед Шишкиной И.А., страдающей социально значимым заболеванием.
Также суд находит исковые требования к Министерству Здравоохранения РФ подлежащими удовлетворению, так как согласно ст. 4.1 Федерального закона № 178-ФЗ к полномочиям РФ в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг относятся полномочия по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения. Передача данных полномочий субъекту РФ, не освобождает Министерство здравоохранения РФ от финансирования данных полномочий. Ответчиком – Министерством здравоохранения РФ не представлено доказательств о достаточности выделенных средств, в частности для осуществление права истицы Шишкиной И.А. на получение бесплатных <данные изъяты>. Указанные доводы ответчика противоречат п. 4 постановления Правительства РФ от 29.12.2004 № 864 на которое суд сослался выше.
На основании ст. 103 ГПК РФ с ответчика, не освобожденного от уплаты государственной пошлины - ГУЗ «КБ № 4» подлежит взысканию государственная пошлина в сумме <данные изъяты> рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░ № 4» ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░13 ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>, ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 60 ░░░░, <░░░░░░ ░░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 150 ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░14 <░░░░░░ ░░░░░░>, ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 60 ░░░░ ░░░░░░░░░░; <░░░░░░ ░░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 150 ░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░15 <░░░░░░ ░░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ 60 ░░░░ ░░░░░░░░░░, <░░░░░░ ░░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ 150 ░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░ «░░ № 4» ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░