Дело № 2-245/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Белозерское 22 марта 2018 года
Белозерский районный суд Курганской области
в составе председательствующего судьи Копылова А.Ф.,
при секретаре Алексеевой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Арефьева Сергея Геннадьевича к ООО «Вагинское», Администрации Вагинского сельсовета Белозерского района Курганской области о признании права собственности на квартиру,
У С Т А Н О В И Л:
Арефьев С.Г. обратился в Белозерский районный суд Курганской области с исковым заявлением к ООО «Вагинское», Администрации Вагинского сельсовета Белозерского района Курганской области о признании права собственности на квартиру. В обоснование заявленных требований указал, что на основании договора приватизации от 12.04.1994 Арефьеву С.Г., ФИО1 и ФИО2 передана в общую долевую собственность квартира, расположенная по адресу: <адрес>. 4 марта 2004 года умер его отец – ФИО2, а 30 июля 2004 года умерла его мать – ФИО1 После их смерти открылось наследство в виде квартиры. Наследство было принято им. В настоящее время он несет бремя расходов по содержанию квартиры, содержит квартиру в пригодном состоянии. После смерти отца и матери наследственное имущество было фактически принято и перешло в его владение. Квартирой он владеет как своей собственной более 15 лет. Просит суд признать за Арефьевым С.Г. право собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, общей площадью 71,7 кв.м, кадастровый номер №.
Истец Арефьев С.Г. в судебном заседании поддержал заявленные исковые требования, дополнительно пояснил, что в настоящее время никто своих прав на квартиру не заявляет. Он проживал в квартире до и после смерти родителей и фактически принял наследство, но не оформил наследственных прав. Кроме него наследником имущества ФИО2 и ФИО1 являлась ФИО3, которая умерла, не оформив наследственных прав на квартиру.
Представитель ответчика ООО «Вагинское» - директор общества Арефьев Н.М. в судебном заседании просил об удовлетворении исковых требований Арефьева С.Г. и подтвердил обстоятельства, изложенные истцом.
Представитель ответчика Администрации Вагинского сельсовета Белозерского района Курганской области - Глава Вагинского сельсовета Игошин М.А. в судебном заседании просил об удовлетворении исковых требований Арефьева С.Г. и подтвердил обстоятельства, изложенные истцом.
Ответчики Ртищев А.С., Ртищев Г.С. и Лоушкина Н.С., привлеченные к участию в деле по инициативе суда, в судебное заседание не явились, в заявлениях просили о рассмотрении дела в их отсутствие, сообщили о согласии с исковыми требованиями истца.
Суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся ответчиков, в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Заслушав стороны, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 213 ГК РФ в собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам или юридическим лицам. Сделки с землей и другим недвижимым имуществом, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничение этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре (ст.ст. 131, 164 ГК РФ).
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество является единственным доказательством зарегистрированного права (ст. 2 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).
На основании договора приватизации от 12.04.1994 Арефьеву С.Г., ФИО1 и ФИО2 передана в общую долевую собственность квартира, общей площадью 71,7 кв.м, расположенная по адресу: <адрес>, что подтверждается договором на передачу квартир (домов) в собственность граждан 12.04.1994.
ФИО2 умер 04.03.2004, что подтверждается свидетельством о смерти I-БС № от ДД.ММ.ГГГГ.
Из сообщения нотариуса Белозерского нотариального округа Курганской области от 01.03.2018. № 195 следует, что наследственное дело после смерти ФИО2 не заводилось.
ФИО1 умерла 30.07.2004, что подтверждается свидетельством о смерти I-БС № от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст. 1111 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных настоящим Кодексом.
Согласно ч. 1 ст. 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Наследниками ФИО1 и ФИО2 являлись Арефьев С.Г. и ФИО3, что подтверждается свидетельством о рождении I-ЩГ № от ДД.ММ.ГГГГ. и материалами наследственного дела № 2-7-180/2004.
Из материалов наследственного дела № 2-7-180/2004 следует, что ФИО3 было получено свидетельство о праве на наследство по закону на имущество ФИО1, состоящее из вкладов в банке. При этом, в заявлении нотариусу о выдаче свидетельства о праве на наследство по закону, ФИО3, в нарушение положений ст. 1117 ГК РФ, не сообщила о другом наследнике – Арефьеве С.Г. Наследственные права на долю в квартире, после смерти ФИО1, никто не оформлял.
ФИО3 умерла 14.02.2011.
Согласно ч. 2 ст. 1153 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
Из разъяснений, содержащихся в п. 36 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 N 9 «О судебной практике по делам о наследовании» следует, что под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных пунктом 2 статьи 1153 ГК РФ действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу. В качестве таких действий, в частности, могут выступать: вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), обработка наследником земельного участка, подача в суд заявления о защите своих наследственных прав, обращение с требованием о проведении описи имущества наследодателя, осуществление оплаты коммунальных услуг, страховых платежей, возмещение за счет наследственного имущества расходов, предусмотренных статьей 1174 ГК РФ, иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом. При этом такие действия могут быть совершены как самим наследником, так и по его поручению другими лицами. Указанные действия должны быть совершены в течение срока принятия наследства, установленного статьей 1154 ГК РФ.
После смерти ФИО1 и ФИО2 их наследник Арефьев С.Г. вступил во владение и управление имуществом, принял меры по сохранению наследуемого имущества, проживал в квартире, нес бремя её содержания и таким образом принял наследство после смерти родителей. Данные обстоятельства подтверждаются справкой Администрации Вагинского сельсовета и сторонами не оспаривались.
Таким образом, наследник, принявший наследство, независимо от времени и способа его принятия считается собственником наследственного имущества, носителем имущественных прав и обязанностей со дня открытия наследства вне зависимости от факта государственной регистрации прав на наследственное имущество и ее момента (если такая регистрация предусмотрена законом).
Оценив доказательства в совокупности (ст. 67 ГПК РФ), принимая во внимание, что истец фактически принял наследство после смерти родителей и отсутствие спора между сторонами относительно принадлежности наследуемого имущества, суд приходит к выводу о том, что Арефьев С.Г. приобрел право собственности на квартиру на основании договора приватизации от 12.04.1994 и в порядке наследования по закону.
Расходы по уплате государственной пошлины по иску относятся на истца, поскольку спор возник в связи с неправомерными действиями по оформлению прав на недвижимое имущество.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Арефьева Сергея Геннадьевича к ООО «Вагинское», Администрации Вагинского сельсовета Белозерского района Курганской области о признании права собственности на квартиру, удовлетворить.
Признать за Арефьевым Сергеем Геннадьевичем право собственности на квартиру, площадью 71,7 кв.м, кадастровый номер №, расположенную по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Курганского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Белозерский районный суд Курганской области.
Судья А.Ф. Копылов
(мотивированное решение суда составлено 27 марта 2018 года)