№2-11/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Мокроусово «29» января 2016 г.
Мокроусовский районный суд Курганской области в составе председательствующего судьи Хреновой Н.А.,
с участием представителя ответчика – Администрации Михайловского сельсовета Мокроусовского района Курганской области Михайлова А.М.,
при секретаре Сазоновой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области к Администрации Михайловского сельсовета Мокроусовского района Курганской области об устранении нарушений требований экологического законодательства и санитарных норм,
УСТАНОВИЛ:
Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области обратился в суд с иском к Администрации Михайловского сельсовета Мокроусовского района Курганской области в котором указано, что в ходе проведения рейдовых мероприятий по надзору за соблюдением законодательства в сфере обращения с отходами на территории Курганской области, 25.11.2015г. проведен плановый осмотр территории администрации Михайловского сельсовета Мокроусовского района Курганской области. В ходе обследования установлены факты размещения 2-х несанкционированных свалок в с.Михайловка:
- 1-я свалка площадью 1456 кв.м, объемом около 150 куб.м расположена с правой стороны ул.Центральной в овраге;
- 2-я свалка площадью 2050 кв.м объемом около 600 куб.м. расположена с правой стороны ул.Томина на территории бывшей закрытой сельской свалки.
Свалки представлены твердыми коммунальными отходами и т.д., размещены в границах муниципального образования Михайловский сельсовет. Обследуемые свалки не являются официальными объектами размещения отходов и не внесены в государственный реестр объектов размещения отходов.
Складирование отходов на указанных свалках не только не отвечает экологическим нормам и требованиям, но и представляет собой экологическую опасность.
Орган местного самоуправления - Администрация Михайловского сельсовета в силу своих полномочий и в соответствии с компетенцией обязана организовать деятельность по сбору и вывозу отходов. Однако указанные полномочия ответчиком не реализуются.
Просил обязать ответчика устранить нарушения требований экологического законодательства и санитарных норм, путем организации мероприятий по сбору и вывозу отходов с территории земельных участков, расположенных в с.Михайловка: с правой стороны ул.Центральной в овраге; с правой стороны ул.Томина на территории бывшей закрытой сельской свалки.
Представитель истца - Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного разбирательства, представил ходатайство, в соответствии с которым просил рассмотреть дело в отсутствие представителя. В ходатайстве указал, что Департамент отказывается от заявленного требования в части организации мероприятий по сбору и вывозу отходов с земельного участка, расположенного с правой стороны ул.Томина на территории бывшей закрытой сельской свалки в с.Михайловка, ввиду наличия решения суда от 16.07.2014г. по делу №2-135/2014 о ее ликвидации. Последствия отказа от иска, предусмотренные ст.221 ГПК РФ, известны (л.д.186).
Представитель ответчика - Администрации Михайловского сельсовета Мокроусовского района Курганской области Михайлов А.М. в судебном заседании заявленные исковые требования признал, последствия признания иска ему разъяснены и понятны (л.д.192).
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд определил возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав участников, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского, сельского поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В соответствии с ч.ч. 3,4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений. Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.
Согласно Закона Курганской области от 25 декабря 2014 г. № 108 «О закреплении за сельскими поселениями Курганской области вопросов местного значения городских поселений» за сельскими поселениями Курганской области закреплены следующие вопросы местного значения из числа предусмотренных частью 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросов местного значения городских поселений: организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В соответствии с п.п.9,14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся: организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды; организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В соответствии с п.19 ст.6 Устава Михайловского сельсовета к вопросам местного значения сельсовета относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора (л.д.142-173).
Таким образом, на Администрацию Михайловского сельсовета возложена обязанность по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В соответствии с ч.1 ст. 24 Федерального закона от 30.03.1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 3,51 Федерального закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека. Отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву. Отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также опасными отходами и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьями 11, 13 Федерального закона от 24.06.1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека. Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
В соответствии со статьями 11 и 22 Федерального закона от 30.03.1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания; своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения. Отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 1.1, 1.2,3.7 Санитарных правил «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. СанПиН 2.1.7.1038-01», утв. приказом Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 мая 2001 г. №16, настоящие санитарные правила устанавливают гигиенические требования к устройству, содержанию и эксплуатации полигонов для твердых бытовых отходов. Требования настоящих правил являются обязательными для соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, деятельность которых связана с проектированием и эксплуатацией полигонов для твердых бытовых отходов. По всей площади участка складирования предусматривается устройство котлована с целью получения грунта для промежуточной и окончательной изоляции уплотненных ТБО. Грунт из котлованов складируется в отвалах по периметру полигона.
Из материалов дела следует, что на территории Михайловского сельсовета Мокроусовского района Курганской области в ходе проверки, проведенной 25.11.2015 г. Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области выявлены две несанкционированные свалки в с.Михайловка - свалка площадью 1456 кв.м, объемом около 150 куб.м расположена с правой стороны ул.Центральной в овраге, и свалка площадью 2050 кв.м объемом около 600 куб.м. расположена с правой стороны ул.Томина на территории бывшей закрытой сельской свалки (л.д.6-19).
Наличие несанкционированной свалки, расположенной с правой стороны ул.Томина с.Михайловка на территории бывшей закрытой сельской свалки и бездействие ответчика по организации работ по ее ликвидации подтверждается: предписаниями, актами проверок, схемами, фототаблицами, протоколами об административных правонарушениях, постановлениями о привлечении Администрации Михайловского сельсовета к административной ответственности по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ (л.д.53-127).
Решением от 16.04.2014г. Мокроусовский районный суд Курганской области обязал Администрацию Михайловского сельсовета Мокроусовского района Курганской области в течении одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу организовать работы по ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов на земельном участке, расположенном в южном направлении от с.Михайловка Мокроусовского района Курганской области в 150 м. от жилых домов площадью 2 га (л.д.193-195).
Согласно акту обследования несанкционированной свалки с.Михайловка от 20.01.2016г., несанкционированная свалка, находящаяся южнее с.Михайловка и свалка по ул.Томина справа, является одним и тем же объектом (л.д.190-191).
В соответствии со ст. 39,45 ГПК РФ истец вправе отказаться от иска.
В соответствии с ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при отказе истца от иска и принятии его судом, производство по делу может быть прекращено.
Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что отказ истца от иска в части организации мероприятий по сбору и вывозу отходов с земельного участка, расположенного с правой стороны ул.Томина на территории бывшей закрытой сельской свалки в с.Михайловка, не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы других лиц, так как имеется вступившее в законную силу решения суда от 16.07.2014г. по делу №2-135/2014 о ликвидации указанной свалки, и принимает отказ истца от иска в данной части.
Наличие несанкционированной свалки, расположенной с правой стороны ул.Центральной с.Михайловка в овраге, и бездействие ответчика по организации работ по ее ликвидации подтверждается материалами проведенной проверки (л.д.6-19)
Вывоз скопившегося мусора с территории данной свалки Администрацией Михайловского сельсовета Мокроусовского района Курганской области организован не был и фактически не осуществлялся.
Доказательств обратному представителем ответчика в соответствии с положениями ст.56 ГПК РФ суду не представлено.
В соответствии со сведениями, предоставленными Управлением Росприроднадзора по Курганской области, свалка, расположенная с правой стороны ул.Центральной в овраге с.Михайловка Мокроусовского района Курганской области не оформлена в качестве полигона для твердых бытовых отходов (л.д.183).
В соответствии с ч.ч. 6,7 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
На основании изложенного, принимая во внимание, что объект, указанный в исковом заявлении, расположенный с правой стороны ул.Центральной в овраге с.Михайловка Мокроусовского района Курганской области до настоящего времени не является полигоном для размещения твердых бытовых отходов, а является несанкционированной свалкой, не внесен государственный реестр объектов размещения отходов, следовательно размещение на объекте бытовых отходов и мусора запрещено.
Судом установлено, что ответчик не организовал на территории сельсовета сбор и вывоз бытовых отходов и мусора, что нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, защиту жизни и здоровья.
В соответствии со ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск.
В соответствии с ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Суд приходит к выводу, что признание ответчиком иска в части организации мероприятий по сбору и вывозу отходов с территории земельного участка, расположенного в с.Михайловка с правой стороны ул.Центральной в овраге, не нарушает прав и законных интересов других лиц, не противоречит закону и удовлетворяет исковые требования.
В соответствии с п.19 ст. 333.36 НК РФ, выступающая в качестве ответчика Администрация Михайловского сельсовета, освобождается от уплаты государственной пошлины.
Суд рассмотрел дело в пределах заявленных исковых требований.
На основании изложенного и руководствуясь, ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявленные исковые требования Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области к Администрации Михайловского сельсовета Мокроусовского района Курганской области об устранении нарушений требований экологического законодательства и санитарных норм, удовлетворить.
Обязать Администрацию Михайловского сельсовета Мокроусовского района Курганской области организовать мероприятия по сбору и вывозу отходов с территории земельного участка, расположенного с правой стороны ул.Центральной в овраге, с.Михайловка Мокроусовского района Курганской области, в место, соответствующее санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Принять отказ Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области от иска в части организации Администрацией Михайловского сельсовета Мокроусовского района Курганской области мероприятий по сбору и вывозу отходов с земельного участка, расположенного с правой стороны ул.Томина на территории бывшей закрытой сельской свалки в с.Михайловка Мокроусовского района Курганской области.
Повторное обращение истца в суд о том же предмете иска, по тем же основаниям, к тому же ответчику не допускается.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курганский областной суд через Мокроусовский районный суд в течение одного месяца со дня его вынесения.
Судья Н.А. Хренова