Гр. дело № 2-334/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
(извлечение для размещения на Интернет-сайте суда)
02 февраля 2015 года Санкт-Петербург
Калининский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Емельяненко Е. А.,
при секретаре Дерягиной Д. Г.,
с участием: заявителя Белякова В. С., в лице представителя по доверенности Родионовой Е. А.; кадастрового инженера Г.; Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области, в лице представителя по доверенности Некрасова С. Н.; филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ленинградской области, в лице представителя по доверенности Тверского Д. Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Белякова В.С. об оспаривании решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области от 15.07.2014 № Х об отказе внести в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним изменения в отношении площади земельного участка с кадастровым номером Х, расположенного по адресу: Х, указав площадь как 1 320 кв. м.,
УСТАНОВИЛ:
Беляков В. С. (далее также – заявитель) обратился в Калининский районный суд Санкт-Петербурга с вышеуказанным заявлением, в обоснование которого указал следующие доводы.
Постановлением Главы муниципального образования «Х от 17.02.2000 № Х Белякову В.С. предоставлен в собственность за плату земельный участок с кадастровым номером Х в размере площадью 1 200 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: Х.
Право собственности на данный земельный участок зарегистрировано Ленинградской областной регистрационной палатой, о чем 09.06.2000 выдано свидетельство о государственной регистрации права серии Х № Х.
Согласно сведениям кадастрового паспорта на земельный участок от 14.08.2012 № Х его границы не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства. Из указанного кадастрового паспорта следует, что координаты характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером Х не определены, следовательно, он не индивидуализирован в установленном порядке, граница не установлена в соответствии с законодательством.
Для уточнения границ и площади принадлежащего заявителю земельного участка он обратился к кадастровому инженеру ООО «Д», которым были выполнены необходимые кадастровые работы и изготовлен межевой план от 17.03.2014. В результате проведения межевания площадь земельного участка составила 1 320 кв., то есть была увеличена не более чем на 10% площади, сведений о которой содержались в государственном кадастре недвижимости, что допускается Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
Органом кадастрового учета - ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ленинградской области на основании указанного межевого плана были внесены изменения в государственный кадастр недвижимости в отношении площади рассматриваемого земельного участка, что подтверждается кадастровой выпиской о земельном участке от 24.04.2014 № Х.
23.05.2014 Беляков В. С. обратился в Приозерский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области с заявлением о внесении изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним в отношении площади земельного участка.
В качестве документов, являющихся основанием для внесения соответствующих изменений в ЕГРП, им были представлены: кадастровая выписка о земельном участке от 24.04,2014 № Х и свидетельство о государственной регистрации права на земельный участок.
16.06.2014 государственным регистратором было принято решение о приостановлении внесения изменений в ЕГРП, а 15.07.2014 государственным регистратором С. заявителю было отказано во внесении изменений в ЕГРП.
Основанием для отказа послужило то, что границы земельного участка уже установлены в условной системе координат. Конфигурация земельного участка после уточнения местоположения границ отличается от данных землеустроительного дела и дела правоустанавливающих документов.
Представитель заявителя равно кадастровый инженер Г. в судебном заседании настаивали на удовлетворении требований.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области, как и филиал федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ленинградской области, против удовлетворения заявления возражали.
Заслушав явившихся в заседание суда лиц, участвующих в деле, обсудив их доводы, исследовав непосредственно и оценив в совокупности по правилам статьи 67 ГПК РФ представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно разъяснениям пункта 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" и в соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
Согласно пункту 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, землеустройства и т. д.
В соответствии с пунктом 1 Приказа Минэкономразвития России от 05.10.2009 N 395 "Об утверждении Типового положения о территориальном органе Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (Зарегистрировано в Минюсте России 20.10.2009 N 15066) территориальным органом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии является Управление этой службы по субъекту Российской Федерации.
Отношения в сфере государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, землеустройства, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии, навигационного обеспечения транспортного комплекса (кроме вопросов аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации), а также функции по государственной кадастровой оценке, осуществлению федерального государственного надзора в области геодезии и картографии, государственного земельного надзора, надзора за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации носят административный характер, поскольку не основаны на договоре, не связаны с заключением договора или с реализацией конкретных имущественных прав (невзирая на то, что закон связывает возникновение зарегистрированного права с его государственной регистрацией), а возникают на основе актов федерального органа государственной исполнительной власти, т.е. актов, содержащих властное волеизъявление и порождающих правовые последствия для конкретных граждан, обращающихся за регистрацией как государственным актом подтверждения указанных прав.
Поскольку вышеуказанное учреждение входит в структуру федерального органа исполнительной власти, а государственная регистрация и ведение Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, являясь формой упорядочивания реализации гражданских прав, гарантированных Конституцией и законами Российской Федерации, являет публично-правовую, властную природу полномочий учреждения, правовой результат осуществления которых оспаривается рассматриваемым заявлением и который, будучи подробно регламентированным, не основан на свободе волеизъявления и усмотрения административного субъекта, постольку это заявление соответствует виду судопроизводства, предусмотренного подразделом 3 раздела 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ), и должно быть рассмотрено по правилам глав 23, 25 ГПК РФ.
В пункте 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 разъяснено: принимая во внимание положения статьи 256 ГПК РФ, необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица.
В силу части 1 статьи 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Письмо, извещающее заявителя о принятии оспоренного в деле решения, датировано 15.07.2014 (л.д. 13); заявление о его оспаривании поступило в суд 23.07.2014, то есть в пределах срока, установленного частью 1 статьи 256 ГПК РФ.
Рассматриваемое в настоящем деле решение основано на факте различия (несовпадения) конфигурации земельного участка (л.д. 14), отраженной в материалах межевания (л.д. 8 оборот), включенным в землеустроительное дело, дело правоустанавливающих документов, и отраженной в представленной кадастровой выписке об этом земельном участке (л.д. 11 оборот).
С этим фактом участвующие в деле лица не спорят; заявитель полагает, что отражение прежней конфигурации носит условный и приблизительный характер, не зафиксированной в государственной системе координат, что ни в коей мере не препятствует регистрации уточнения границ по фактическому землепользованию вместе с уточнением площади этого участка; споры о границах этого участка отсутствуют, о чем свидетельствует согласование с компетентным оранном местного самоуправления (л.д. 70); кроме того, натуральная конфигурация участка зафиксирована в государственном кадастре, данные которого обязательны для государственного регистратора (л.д. 95 - 100).
С этими доводами суд не соглашается по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Согласно ч. 7 ст. 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется на основе принципов единства технологии его ведения на всей территории Российской Федерации, обеспечения в соответствии с названным Федеральным законом общедоступности и непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений (далее - кадастровые сведения), сопоставимости кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах (ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Согласно п. 2 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 13 - 20 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений, кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 10 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, или сведений, указанных в пункте 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество.
В соответствии с ч. 3 ст. 25 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, кадастровые сведения о котором не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (далее - уточнение границ земельного участка). При кадастровом учете в связи с уточнением части границ земельного участка, которая одновременно является частью границ другого земельного участка (далее - смежный земельный участок), орган кадастрового учета одновременно вносит соответствующие изменения во внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о местоположении границ такого смежного земельного участка.
Согласно ч. 4 ст. 27 указанного Закона при кадастровом учете в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета также в случае, если такое изменение не обусловлено образованием земельного участка или уточнением его границ.
В силу ч. 9 ст. 38 Закона о кадастре при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании.
Исходя из системного толкования положений данных норм права уточнение местоположения границ земельного участка допускается в следующих случаях:
- при отсутствии в государственном кадастре недвижимости сведений о координатах характерных точек границ земельного участка;
- в случае, если содержащиеся в государственном кадастре недвижимости координаты характерных точек границ земельного участка определены с точностью ниже нормативной точности определения координат для земель определенного целевого назначения;
- в случае, если содержащиеся в государственном кадастре недвижимости сведения о координатах какой-либо характерной точки границ земельного участка не позволяют однозначно определить ее положение на местности (например, в государственном кадастре недвижимости содержатся несколько значений координат указанной характерной точки);
- при исправлении ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости, в том числе кадастровой ошибки, о местоположении границ земельного участка.
Как следует из материалов дела, свои требования заявитель обосновал тем обстоятельством, что в соответствии с документами он является собственником земельного участка с кадастровым номером Х, площадью 1 320 кв. м, расположенного по адресу: Х, о чем имеется соответствующее свидетельство о собственности (л.д. 9).
Между тем имеющееся свидетельство о собственности ссылается на другой кадастровый номер объекта: Х, площадь которого указана: 1 200 кв. м., кадастровый план к которому (л.д. 8 оборот) имеет определенную геометрическую конфигурацию. Данный кадастровый план является приложением к постановлению компетентного органа самоуправления о предоставлении в собственность заявителю конкретного объекта недвижимости. Соответственно, эти документы свидетельствуют о том, что земельный участок сформирован в установленном законом порядке, его границы определены на местности, исходя из выше приведенных законоположений.
В то же время границы земельного участка с кадастровым номером Х определены в иной конфигурации, притом, правоустанавливающие документы об изменении конфигурации рассматриваемого земельного участка, изменении (перенесении) его границ и т. п. не представлены притом, что закон позволяет уточнять только площадь (до 10 % от зарегистрированного значения в сторону увеличения), аналогичного законоположения в отношении изменения границ (конфигурации) не имеется.
Как следует из материалов дела, устранение пересечения (наложения) границ земельных участков с кадастровыми номерами Х, Х предполагает изменение площади, размеров и конфигурации земельного участка с кадастровым номером Х. По существу земельный участок с кадастровым номером Х является самостоятельным объектом недвижимости по отношению к земельному участку с номером Х, регистрация прав на который требует представления соответствующих правоустанавливающих документов. Между тем, как пояснил представитель заявителя, участок площади, размеров и конфигурации соответствующий рассматриваемому в деле как участок с кадастровыми номерами Х органом местного самоуправления заявителю в установленном порядке не передавался, имеется только акт согласования новых границ, который суд не может принять в качестве надлежащего правоустанавливающего документа, бесспорно подтверждающего право собственности заявителя на это земельный участок. Фактически заявитель оспаривает отказ не только в уточнении размера (площади) земельного участка, но и его конфигурации.
Довод о бесспорном характере регистрации новой конфигурации в государственном кадастре не является приемлемым, поскольку сами регистрационные сведения содержат особую отметку о том, что граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства (л.д. 10).
Удовлетворение требований заявителя будет означать закрепления недопустимого положения, когда границы принадлежащего ему участка будут налагаться на территорию сопредельных земельных участков, что неизбежно приведет к кадастровым ошибкам, искажению данных регистрационного учета и, как следствие, создает реальную угрозу нарушения прав и законных интересов собственников земельных участков.
При таких обстоятельствах рассматриваемое заявление удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 1 - 3, 194 - 199, главами 23, 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
отказать в удовлетворении заявления Белякова В.С. об оспаривании решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области от 15.07.2014 № Х об отказе внести в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним изменения в отношении площади земельного участка с кадастровым номером Х, расположенного по адресу: Х, указав площадь как 1 320 кв. м.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке, предусмотренном главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в Судебную коллегию по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда через Калининский районный суд Санкт-Петербурга в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: