Решение по делу № 2-944/2024 от 08.05.2024

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Черемхово                                                                                                  9 октября 2024 г.

Черемховский городской суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Некоз А.С., при секретаре Ященко А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-944/2024 по иску Васильевой Е.А. к Муниципальному общеобразовательному учреждению «Школа № 1» г. Черемхово, Муниципальному казенному учреждению «Центр обеспечения и развития образования города Черемхово» о взыскании заработной платы и возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Васильева Е.А. обратилась в суд с иском к Муниципальному общеобразовательному учреждению «Школа № 1» г. Черемхово, Муниципальному казенному учреждению «Центр обеспечения и развития образования города Черемхово» о взыскании заработной платы и возложении обязанности, указав, в обоснование своих требований с учетом ст. 39 ГПК РФ с учетом уточнения, что истец работает в должности учителя в МОУ Школа г. Черемхово с ДД.ММ.ГГГГ на условиях внутреннего совместительства (трудовой договор от 01.09.2020г, приказ -К от 07.09.2020г). В соответствии с подпунктом 2.8.1 пункта 2.8 приложения к приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» (далее - Приказ ) установлено, что норма часов учебной (преподавательской) работы в неделю за ставку заработной платы составляет 18 часов. В соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность” (далее приказ ) раздел 1, режим рабочего времени и времени отдыха педагогических работников определяется из -объёма фактической учебной нагрузки педагогических работников, определяемого в соответствии с приказом (приказ Министерства образования и науки Российской федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников оговариваемой в трудовом договоре»), -времени, необходимого для выполнения входящих в рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой ими должности иных предусмотренных квалификационными характеристиками должностных обязанностей, -времени, необходимого для выполнения педагогическими работниками и иными работниками дополнительной работы за дополнительную оплату по соглашению сторон трудового договора. Исходя из пунктов 2.2 и 2.3 раздела 2 Приказа следует, что выполняемая учителями педагогическая работа состоит из 1) нормируемой части, устанавливаемой в соответствии с Приказом в астрономических часах и 2) другой части педагогической работы, выполняемой учителями с их письменного согласия за дополнительную оплату. Раздел 2 приказа регламентирует, что часть педагогической работы в виде дополнительных работ, непосредственно связанных с образовательной деятельностью, выполняемых с письменного согласия за дополнительную оплату, регулируется трудовым договором (дополнительным соглашением к трудовому договору) и определяет, что относится к дополнительным работам. Так, к дополнительным видам работ, непосредственно связанных с образовательной деятельностью, на условиях дополнительной оплаты относится - классное руководство; проверка письменных работ; заведование учебными кабинетами, лабораториями, мастерскими, учебно-опытными участками; руководство методическими объединениями; другие дополнительные виды работ с указанием в трудовом договоре их содержания, срока выполнения и размера оплаты.

Кроме того, Положением об оплате труда работников МОУ Школа <адрес> в п.15 и приложении 2 определен перечень дополнительных работ с указанием размеров компенсационных выплат при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных. Так же, за выполнение дополнительной работы в виде классного руководства, предусмотрена доплата в размере 5 000 руб. в соответствии с абзацем 1 пункта 1 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О ежемесячном денежном вознаграждении педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, выполняющих функции классного руководителя (куратора)» (далее - постановление ) и постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 774-пп "О ежемесячном денежном вознаграждении за классное руководство педагогическим работникам государственных образовательных организаций <адрес> и муниципальных образовательных организаций в <адрес>, реализующих образовательные программы начального общего образования, образовательные    программы    основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования, а так же за классное руководство (кураторство) педагогическим работникам государственных образовательных организаций <адрес>, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, в том числе, программы профессионального обучения для лиц с ограниченными возможностями здоровья" (далее - постановление -пп).

В 2023-2024 учебном году с ДД.ММ.ГГГГ истец протарифицирована на 12,5 педагогических часов недельной нагрузки с изменением на 14.5 часов с 01.10.2023г. За выполнение трудовых обязанностей по должности учителя, предусмотренных должностной инструкцией, начисляется и выплачивается заработная плата, которая включает в себя: должностной оклад, должностной оклад с увеличением на 15% за индивидуальное обучение, надбавка за вредность 15% при работе по адаптированной общеобразовательной программе (АОП), должностной оклад за часы дополнительного образования (кружок), надбавка 5% от учебной нагрузки за проверку письменных работ, стимулирующие выплаты по приказу, районный коэффициент 30% и надбавка за стаж 30%. Так, с ДД.ММ.ГГГГ истцу в соответствии с приказом -К от 09.10.2023г и должностной инструкции определена дополнительная работа классного руководителя с заведованием кабинетом, за которое определены компенсационные выплаты: оплата за классное руководство в размере 2500,00 руб., доплата 10% от оклада без учета учебной нагрузки за заведование кабинетом. Кроме того, определено денежное вознаграждение за классное руководство 5000,00 руб согласно постановлению N 850 и постановлению N 774-пп. Как и на все иные выплаты, на ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство педагогическим работникам образовательных организаций производится начисление районного коэффициента, действующего на территории <адрес>, и процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в южных районах <адрес> (п.2 постановления -пп). Кроме того, постановлением Государственного комитета Совмина СССР, ВЦСПС от ДД.ММ.ГГГГ и <адрес> Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> установлен районный коэффициент к заработной плате - 1,3. Процентная надбавка за стаж работы в размере 10% заработной платы по истечении первого года работы с увеличением на 10% за каждые последующие два года работы, но не свыше 30% установлена Постановлением Совмина СССР, ВЦСПС от 24.09.1989г. Стаж работы в <адрес> у истца составляет более 20-ти лет, что дает ей право на надбавку к заработной плате за стаж работы в размере 30%. При расчете её заработной платы на все выплаты, кроме доплаты за классное руководство согласно постановлению и постановлению -пп, данные надбавки применяются в размерах согласно законодательства: районный коэффициент - 1,3, надбавка за стаж — 1,3. На доплату за классное руководство по факту работодателем при расчете заработной платы районный коэффициент и надбавка за стаж в сумме вместо коэффициента 1,6 применяется в размере 1,5 со ссылкой работодателя на источник финансирования (федеральный бюджет). Считает, что таким образом ей недоплачивается ежемесячно районный коэффициент и/или надбавка за стаж в размере 500,00 руб. (5000*10%). Указанными выше нормативными документами закрепляется порядок применения районного коэффициента и надбавки за стаж на территории <адрес> независимо от источника финансирования. Так же считает, что работодателем неверно производится расчет заработной платы за работу согласно педагогической нагрузке и за дополнительную работу. Фактически производится занижение заработной платы путем включения доплаты за дополнительную работу в часть зарплаты, не превышающей минимальный размер оплаты труда.

Работодатель допустил нарушения, норм трудового права, и в эти месяцы заработная плата была начислена и выплачена не в полном объеме, а именно оплата труда за выполнение дополнительных работ начислялась не сверх минимального размера оплаты труда, а включалась в него, в связи с чем, расчет заработной платы был произведен работодателем неверно. Вознаграждение за труд должно быть не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда, а дополнительная работа должна оплачиваться отдельно, сверх установленной заработной платы, которая должна быть не ниже МРОТ за полностью отработанный период, так как эти виды работ не входят в основные обязанности преподавателя, требуют дополнительных затрат рабочего времени. В противном случае заработная плата работников, привлеченных к работе в условиях, отклоняющихся от нормальных, не отличалась бы от оплаты труда лиц, работающих в обычных условиях. Следовательно, доплата за классное руководство и заведование кабинетом не может включаться в состав заработной платы в целях сравнения с МРОТ. Начисление заработной платы иным образом противоречит позиции Конституционного суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N-38-П и от ДД.ММ.ГГГГ N-17-П. В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 522-ФЗ с 1 января в 2023 г. МРОТ составлял 16242,00 руб. в месяц (с учетом коэффициентов в <адрес> 25987,20 руб.). В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 548-ФЗ с 1 января в 2023 г. МРОТ составляет 19242,00руб. в месяц (с учетом коэффициентов - 30787,20 руб.). Пунктом 15-20 Положения об оплате труда МОУ Школа <адрес> так же определены работы и выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных.

В связи с чем, истец просила суд взыскать с МОУ Школа <адрес> недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с октября 2023 по март 2024 в размере 44896,04 руб; обязать МОУ Школа <адрес> начислять и выплачивать пропорционально отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда, оплату за дополнительные виды работ сверх установленного минимального размера оплаты труда (за классное руководство, независимо от источника финансирования и за заведование кабинетом; обязать МОУ Школа <адрес> на все виды доходов производить начисление районного коэффициента в размере 1,3 и надбавки за стаж в размере 1,3 на территории <адрес>.

В судебном заседании истец Васильева Е.А. не явилась, ранее в судебных заседаниях исковые требования поддерживала в полном объеме, настаивала на их удовлетворении, не оспаривала представленный ответчиком расчет задолженности по заработной плате в размере 44896, 04 руб.

Представитель ответчика Муниципального общеобразовательного учреждения «Школа №1 г. Черемхово» Полуботко Г.И., в судебное заседание не явилась, в представленных отзывах и возражениях исковые требования не признала, по доводам, изложенным в письменном отзыве.

Представитель ответчика Муниципального казенного учреждения «Центр обеспечения и развития образования города Черемхово» Грищенко К.В., в судебном заседание не явилась, ранее в судебном заседании указывала, что с исковыми требованиями не согласны, считает их необоснованными и основанными на неправильном толковании законодательства.

Представитель третьего лица на стороне ответчика Администрации МО «город Черемхово», в судебное заседание не явился, в представленном отзыве на исковое заявление указал, что просит дело рассмотреть в отсутствие представителя третьего лица, пояснений по начислению заработной платы третье лицо представить не может, так как истец не состоит в трудовых отношениях с третьим лицом.

Представитель третьего лица Министерства образования Иркутской области в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Министерства.

Исследовав материалы гражданского дела, допросив свидетеля, суд приходит к следующему выводу.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ заключен трудовой договор МОУ Школа <адрес> в лице директора Полуботко Г.И. и Васильевой Е.А., последняя принимается на работу по профессии: специалист охраны труда с ДД.ММ.ГГГГ на неопределенный срок.

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ -К в связи с производственной необходимостью разрешено с ДД.ММ.ГГГГ совмещение должностей до принятия основного работника, расширение зон обслуживания, увеличение объема работы, исполнение обязанностей без освобождения от работы, определенной трудовым договором Васильевой Е.А., специалисту по охране труда - 0.5 ставки делопроизводителя.

Приказом о приеме на работу от ДД.ММ.ГГГГ Васильева Е.А. принята в учебную часть, учителем обществознания – 4 часов, индивидуальное обучение (история, обществознание) – 6 часов, спецкурс 0.5 час на условиях внутреннего совместительства.

На основании трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ Васильева Е.А. принята на должность учителя обществознания с ДД.ММ.ГГГГ на неопределенный срок на условиях внутреннего совместительства, с оплатой заработной платы из расчета: базовый оклад в размере 6900 рублей (учитель 4 ч., индивидуальное обучение (история, обществознание) – 6 ч., спецкурс – 0.5 ч.), повышающие коэффициенты к базовому окладу за квалификационную категорию – 0% (с учетом недельной учебной нагрузки), компенсационные выплаты: проверка тетрадей – 5%, работа с детьми ОВЗ 20%, районный коэффициент – 30%, северный коэффициент – 30%.

Дополнительным соглашением к Трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ раздел 1.3 изложен в следующей редакции: «За выполнение трудовой функции» работнику устанавливаются: Базовый оклад (ставка заработной платы) в размере 11543 рублей (недельная нагрузка – 8.5 часов, индивидуальное обучение (20%)), квалификационная категория – 0%, персональный повышающий коэффициент; кабинет 0%; районный коэффициент – 30%; надбавка за стаж работы в районах крайнего Севера и приравненных к ним местностях, 30% проживание в южных районах <адрес>.

Дополнительным соглашением к Трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ раздел 1.3 изложен в следующей редакции: «За выполнение трудовой функции» работнику устанавливаются: Базовый оклад (ставка заработной платы) в размере 12250 рублей (недельная нагрузка – 12,5 часов, индивидуальное обучение (15%)), квалификационная категория – 0%, кабинет 10%; классное руководство 100 руб. за человека, согласно тарификации, районный коэффициент – 30%; надбавка за стаж работы в районах крайнего Севера и приравненных к ним местностях, 30% проживание в южных районах <адрес>.

Должностные обязанности Васильевой Е.А. предусмотрены должностной инструкцией учителя МОУ «Школа <адрес>».

Приказом -к о перетарификации от ДД.ММ.ГГГГ Васильева Е.А. учитель обществознания назначена классным руководителем 9В класса (12 человек), оплачивать Васильевой Е.А. с ДД.ММ.ГГГГ федеральное классное руководство (на основании поручения Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № ПР-113, в соответствии с постановлением <адрес> о ДД.ММ.ГГГГ -пп). Назначить с ДД.ММ.ГГГГ Васильеву Е.А. ответственной за кабинет с оплатой – 10%.

ДД.ММ.ГГГГ Васильева Е.А. обратилась к директору МОУ Школа г. Черемхово с заявлением о перерасчете и доплате заработной платы за январь 2024, а также корректировки расчета заработной платы в последующие периоды.

Согласно ответа Управления образования МО «город Черемхово» от ДД.ММ.ГГГГ о результатах рассмотрения обращения Васильевой Е.А., начисление заработной платы специалисту по ОТ Васильевой Е.А. производится в соответствии с требованиями законодательства.

Между МОУ «Школа <адрес>» и МКУ «Центр обеспечения и развития образования города Черемхово» заключен договор о бухгалтерском обслуживании, заключен договор бухгалтерского обслуживания от ДД.ММ.ГГГГ.

Порядок и условия установления должностных окладов, перечень видов компенсационных, стимулирующих выплат, предоставления материальной помощи работникам Учреждения МОУ «Школа <адрес>» предусмотрен в Положении об оплате труда работников муниципального общеобразовательного учреждения «Школа № 1 г. Черемхово», утвержденного приказом директора МОУ «Школа » -ОД от ДД.ММ.ГГГГ.

Из тарификационных списков МОУ Школа <адрес> учителей и работников по домашнему обучению школы на ДД.ММ.ГГГГ предусмотрены производимые выплаты в отношении Васильевой Е.А.

Приказом -К от ДД.ММ.ГГГГ директора МОУ «Школа <адрес>» установлена доплата за организацию внеклассных спортивных мероприятий учителям физкультуры, назначены руководителями кружков и детский объединений школьников в 2023/2024 году. Васильева Е.А, назначена руководителем кружка «Функциональная грамотность».

Приказом -К от ДД.ММ.ГГГГ «Об оплате за проверку тетрадей» установлена доплата за проверку тетрадей в 2023-2024 году, Васильевой Е.А. учителю обществознания, установлена доплата в размере 5%.

Приказом -К от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в приказ -ОД от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации обучения по индивидуальному учебному плану в 2023-2023 году» установлена доплата с ДД.ММ.ГГГГ в размере 15% за индивидуальное обучение, Васильевой Е.А. учителю обществознания - 0,5 ч.

Расчетными листками Васильевой Е.А. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подтверждено получение заработной платы с установленными доплатами.

Представителем ответчика МКУ «Центр обеспечения и развития образования <адрес>» в судебное заседание представлен расчет заработной платы Васильевой Е.А, за период с октября 2023 по июнь 2024, согласно которому:

- стимулирующая надбавка если бы выплаты за классное руководство и заведованием кабинетом не были бы включены в состав МРОТ составили: <данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>.

Допрошенная в судебном заседании свидетель П.Т.А. в судебном заседании пояснила, что работает в МКУ «Центр обеспечения и развития образования <адрес>». Начисление заработной платы производится на основании положения об оплате труда, что касаемо истицы при расчете заработной платы они используют табеля, приказы, квалификационные списки. Компенсационные выплаты (оплата за классное руководство, заведование кабинетом, проверка тетрадей) они входят все в состав МРОТ. Основные часы нагрузки, часы за домашнее обучение они также доводят до МРОТ. Основная должность у истца – это специалист по охране труда, по внутреннему совместительству учитель обществознания. В сентябре ставка была на 10,5 часов, а с ДД.ММ.ГГГГ произошла перетарификация на 14,5 часов. Истец, как инженер по охране труда, поэтому у неё уже идёт минимальная заработная плата, до декабря у неё была выше заработная плата, а уже после декабря приходится доплачивать, то есть 14,5 часов доводим до МРОТ. Истцу компенсировали за то, что ведёт класс, за ней закреплен класс. Основная ставка у Васильевой Е.А. – это инженер по охране труда, оклад за эту должность составляет 9465 рублей, плюс идёт надбавка за сложность 100% и рассчитывается районный и северный коэффициент и в целом сумма выходит больше МРОТ. Также у истца появилось классное руководство 14,5 часов и заведование кабинетом 10 % от оклада учителя. Истец дополнительно получает 2500 за классное руководство, также по 30 % за районный и северный коэффициент + 10000 за федеральное руководство, 20 % районный коэффициент и 30 % северный. Истца изначально приняли на работу как учителя, поэтому ей дали классное руководство, но если бы она была просто инженером по охране труда, то ей бы не дали классное руководство. Вообще классное руководство распределяется 1 сентября и на весь учебный год. В расчетном листке есть такой пункт, как стен надбавка в размере 5144 рубля. На январь 2024 давались уже новые баллы, поэтому размер стен надбавки уже уменьшился. Компенсационные выплаты входят в состав МРОТ. Стимулирующая выплата в размере 248 рублей доплачивается, чтобы была минимальная заработная плата, если баллы не определены.

В соответствии со статьей 8 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 настоящего Кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.

Согласно статье 22 ТК РФ работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.

В силу статьи 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) представляет собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Статьей 135 ТК РФ установлено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Согласно статье 57 ТК РФ обязательными для включения в трудовой договор являются, в частности, условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты); компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте.

В силу части 1 статьи 144 ТК РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) устанавливаются: в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Согласно ст. 2 Закона Иркутской области от 27.12.2016 N 131-ОЗ "Об оплате труда работников государственных учреждений Иркутской области" системы оплаты труда работников государственных учреждений устанавливаются с учетом специфики видов экономической деятельности государственных учреждений и включают в себя: 1) оклады (должностные оклады), ставки заработной платы; 2) выплаты компенсационного характера; 3) выплаты стимулирующего характера. Системы оплаты труда работников государственных учреждений устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Иркутской области.

В соответствии со ст. 3 Закона Иркутской области от 27.12.2016 N 131-ОЗ "Об оплате труда работников государственных учреждений Иркутской области" заработная плата работников государственного учреждения устанавливается трудовыми договорами в соответствии с действующей в государственном учреждении системой оплаты труда, установленной согласно части 2 статьи 2 настоящего Закона.

В силу частей1-3 ст. 7 Закона Иркутской области от 27.12.2016 N 131-ОЗ "Об оплате труда работников государственных учреждений Иркутской области" к видам выплат стимулирующего характера относятся: 1) выплаты за интенсивность и высокие результаты работы; 2) выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет; 3) выплаты за качество выполняемых работ; 4) премиальные выплаты по итогам работы; 5) выплаты за профессиональное развитие, степень самостоятельности работника и важности выполняемых им работ. Выплаты стимулирующего характера устанавливаются в процентах (в коэффициентах) к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы или в абсолютных размерах. Размеры, порядок и условия установления выплат стимулирующего характера работникам государственного учреждения определяются в положении об оплате труда работников государственного учреждения на основании утвержденных показателей и критериев эффективности деятельности работников государственного учреждения.

Те же выплаты стимулирующего характера предусмотрены Положением об оплате труда работников МОУ «Школа № 1».

Положением об оплате труда работников МОУ «Школа № 1» установлены компенсационные выплаты за классное руководство в размере 100 руб. за 1 обучающегося в классе наполняемостью 25 человек и более; заведование кабинетами в размере 10% процентов оклада.

В соответствии с Порядком определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре, утвержденным приказом Минобрнауки России от 22.12.2014 N 1601, норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы (нормируемая часть педагогической работы) составляет 18 часов в неделю.

Согласно пункту 2.8.1 приложения 1 к приказу Минобрнауки РФ от 22.12.2014 N 1601 (далее - Приказ N 1601) учителям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, устанавливается норма часов учебной (преподавательской) работы 18 часов в неделю за ставку заработной платы, которая признана нормируемой частью их педагогической работы и расчетной величиной для исчисления заработной платы за месяц.

В соответствии с разделом IX Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2023 год", утв. решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 23.12.2022, протокол N 11, определять продолжительность рабочего времени педагогических работников или нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы в неделю (в год) в соответствии с положениями приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2014 г. N 1601 "О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре" (далее - приказ N 1601), предусматривающими, что в зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда устанавливается либо продолжительность рабочего времени, составляющая 30 или 36 часов в неделю, либо норма часов педагогической работы за ставку заработной платы, составляющая 18, 20, 24, 25, 30, 36 часов в неделю или 720 часов в год (п. 36.5); при заключении трудовых договоров (дополнительных соглашений к трудовым договорам) с педагогическими работниками, для которых нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы в неделю (в год) установлены пунктами 2.3 - 2.8 приложения 1 к приказу N 1601), обеспечивать включение в них условий, связанных с:а) фиксированным размером ставки заработной платы, установленной за норму часов учебной (преподавательской) или педагогической работы за ставку заработной платы и размером фактического объема учебной нагрузки, определяемым ежегодно на начало учебного года (тренировочного периода, спортивного сезона) в порядке, предусмотренном разделами I - V приложения 2 к приказу N 1601;б) размером оплаты труда, исчисленным с учетом фактического объема учебной нагрузки, фактического объема педагогической работы;в) уточнением правил применения повышающих коэффициентов и (или) повышений, устанавливаемых в процентах (в абсолютных величинах) за наличие квалификационной категории, а также по иным основаниям при оплате труда педагогических работников, для которых пунктами 2.3 - 2.8 приложения 1 к приказу N 1601 установлены нормы часов учебной (преподавательской) или педагогической работы за ставку заработной платы с целью определения их от размеров ставок заработной платы и применения к исчисленному размеру оплаты труда с учетом фактического объема педагогической или учебной (преподавательской) работы);г) размерами и факторами, обусловливающими получение выплат компенсационного характера, в том числе выплат за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, к которым относятся выплаты за дополнительную работу, связанную с классным руководством, проверкой письменных работ, заведованием отделениями, филиалами, учебно-консультационными пунктами, кабинетами, отделами, учебными мастерскими, лабораториями, учебно-опытными участками, руководством методическими объединениями, предметными, цикловыми и методическими комиссиями и другими видами дополнительной работы, определение которых следует осуществлять из размеров ставок заработной платы, установленных в организации по квалификационному уровню профессиональных квалификационных групп (далее - ПКГ) без применения к ним каких-либо повышающих коэффициентов и (или) повышений, устанавливаемых в процентах (в абсолютных величинах);д) размерами и условиями выплат стимулирующего характера (п. 36.5.1.);в системах оплаты труда педагогических работников, поименованных в пунктах 2.3 - 2.8 приложения 1 к приказу N 1601, выполняющих с их письменного согласия педагогическую или учебную (преподавательскую) работу сверх установленной нормы часов в неделю (в год) за ставку заработной платы либо ниже установленной нормы часов в неделю (в год) за ставку заработной платы, в целях обеспечения равной оплаты за труд равной ценности педагогических работников предусматривать следующий порядок исчисления заработной платы за весь объем педагогической или учебной (преподавательской) работы:а) для педагогических работников, поименованных в пунктах 2.3 - 2.7 и в подпункте 2.8.1 указанного приказа, - путем умножения размеров ставок заработной платы, установленных за календарный месяц на основе квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп без применения к ним каких-либо повышающих коэффициентов и (или) повышений, устанавливаемых в процентах (в абсолютных величинах) за квалификационные категории или по иным основаниям, на фактический объем учебной нагрузки (педагогической работы) в неделю и деления полученного произведения на норму часов преподавательской или педагогической работы в неделю, установленную за ставку заработной платы;б) для преподавателей образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, а также программы профессионального обучения, для которых подпунктом 2.8.2 указанного приказа установлена норма часов педагогической работы за ставку заработной платы 720 часов в год, - путем определения среднемесячной заработной платы, для расчета которой часовая ставка преподавателя умножается на установленный ему объем годовой учебной нагрузки и деления полученного произведения на 10 учебных месяцев. Часовая ставка определяется путем деления месячной ставки заработной платы, установленной по квалификационному уровню ПКГ без применения к ней каких-либо повышающих коэффициентов и (или) повышений за квалификационные категории или по иным основаниям, на среднемесячную норму учебной нагрузки (72 часа) (п. 36.5.2.); Определение размеров выплат стимулирующего характера педагогическим работникам, для которых установлены нормы часов учебной (преподавательской) или педагогической работы за ставку заработной платы, за наличие квалификационных категорий, за результаты работы, а также выплат компенсационного характера, выплат за работу в сельской местности, за особенности работы в организациях (отделениях, классах, группах) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и (или) нуждающихся в длительном лечении, в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа для детей и подростков с девиантным (общественно опасным) поведением и по другим основаниям, следует осуществлять с учетом фактического объема учебной нагрузки (п. 36.5.3); при наличии у работников права на применение повышающих коэффициентов и (или) повышений, установленных в процентах (в абсолютных величинах) по нескольким основаниям, их величины по каждому основанию определять отдельно без учета других повышающих коэффициентов и (или) повышений, установленных в процентах (в абсолютных величинах), которые затем суммировать и применять путем умножения образовавшейся величины на размер заработной платы, исчисленный за фактический объем учебной нагрузки и (или) педагогической работы (п. 36.5.4.); ставки заработной платы за календарный месяц, устанавливаемые педагогическим работникам, поименованным в подпунктах 2.8.1 и 2.8.2 приложения 1 к приказу N 1601, за норму часов педагогической работы соответственно 18 часов в неделю, 720 часов в год, и являющиеся для них нормируемой частью их педагогической работы, выплачиваются указанным педагогическим работникам с учетом выполнения ими другой педагогической работы, входящей в их должностные обязанности в соответствии с квалификационной характеристикой, которая именуется "другая часть педагогической работы" и регулируется в порядке, установленном разделом II приложения к приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 мая 2016 г. N 536 "Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность" (далее - приложение 1 к приказу N 536) (п. 36.5.5.). Кроме того, п. п. г п. 36.4. указанных Единых рекомендаций предусмотрено, обеспечивать формирование систем оплаты труда работников образовательных организаций, в том числе прозрачность порядка, условий и критериев установления работникам образовательных учреждений выплат компенсационного и (или) стимулирующего характера с учетом: а) методических рекомендаций по формированию системы оплаты труда работников общеобразовательных организаций, направленных руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования (письмо Минобрнауки России от 29 декабря 2017 г. N ВП-1992/02);б) методических рекомендаций органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, по организации работы педагогических работников, осуществляющих классное руководство в общеобразовательных организациях, подготовленных совместно с Общероссийским Профсоюзом образования (письмо Минпросвещения России от 12 мая 2020 г. N ВБ-1011/08);в) разъяснений по применению законодательства Российской Федерации при осуществлении выплаты денежного вознаграждения за классное руководство педагогическим работникам общеобразовательных организаций (письма Минпросвещения России от 28 мая 2020 г. N ВБ-1159/08, от 7 сентября 2020 г. N ВБ-1700/08);г) разъяснений об организации классного руководства (кураторства) в группах образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, в том числе программы профессионального обучения, согласованных с Общероссийским Профсоюзом образования, а также одобренных Экспертным советом Министерства просвещения Российской Федерации по вопросам дополнительного образования детей и взрослых, воспитания и детского отдыха (письмо Минпросвещения России от 30 августа 2021 г. N АБ-1389/05 "О направлении информации");д) положений Отраслевого соглашения по организациям, находящимся в ведении Министерства просвещения Российской Федерации, на 2021 - 2023 годы, рекомендованных к использованию при заключении региональных и территориальных отраслевых соглашений, и коллективных договоров;е) положений Отраслевого соглашения по образовательным организациям высшего образования, находящимся в ведении Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, на 2021 - 2023 годы, заключенных с Общероссийским Профсоюзом образования (далее - Отраслевое соглашение), рекомендованных к использованию при заключении региональных отраслевых соглашений; рекомендованных к использованию в своей деятельности образовательными организациями высшего образования, не находящимися в ведении Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, в том числе при заключении коллективных договоров;ж) примерного положения об оплате труда работников федеральных государственных бюджетных и автономных учреждений, подведомственных Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, по виду экономической деятельности "Образование" (далее - Примерное положение), утвержденного приказом Минобрнауки России от 1 февраля 2021 г. N 71 (зарегистрировано Минюстом России от 20 апреля 2021 г., регистрационный N 63182), применяемого при разработке Положения об оплате труда соответствующей образовательной организацией высшего образования и для установления размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы по квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп организации, которые в соответствии с п. 5.15 Отраслевого соглашения с Минобрнауки России не могут быть ниже размеров минимальных окладов (должностных окладов) ставок заработной платы, предусмотренных Примерным положением по соответствующим квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп, ежегодно индексируемых в порядке, определяемом Сторонами Отраслевого соглашения.

Решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 23.12.2023, протокол N 11 утверждены Единые рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2024 год (далее - Единые рекомендации на 2024 г.).

Пунктом 36.7 Единых рекомендаций на 2024 г. предписано, определять продолжительность рабочего времени педагогических работников или нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы в неделю (в год) в соответствии с положениями приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2014 г. N 1601 "О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре" (далее - приказ N 1601), в соответствии с которым в зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда устанавливается либо продолжительность рабочего времени, составляющая 30 или 36 часов в неделю, либо норма часов педагогической работы за ставку заработной платы, составляющая 18, 20, 24, 25, 30, 36 часов в неделю или 720 часов в год.

При формировании месячной заработной платы работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), которая не может быть ниже минимального размера оплаты труда, следует иметь в виду, что для учителей и других педагогических работников нормой рабочего времени и нормами труда является установленная им норма часов педагогической работы за ставку заработной платы, составляющая 18, 20, 24, 25, 30 или 36 часов в неделю, 720 часов в год, либо продолжительность рабочего времени 30 или 36 часов в неделю. Трудовые (должностные) обязанности педагогических работников определены квалификационными характеристиками.

Принимать во внимание, что оплата труда педагогических работников, для которых установлены нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы (18, 20, 24, 25, 30, 36 часов в неделю, 720 часов в год в зависимости от должности), осуществляется на основе ставок заработной платы, являющихся расчетными величинами для исчисления оплаты их труда с учетом фактического объема их педагогической работы, либо фактического объема учебной нагрузки (учебно-тренировочной нагрузки). Понятие "должностной оклад" (оклад) при оплате таких работников не применяется.

Фактический объем учебной нагрузки (учебно-тренировочной нагрузки) определяется учителям, преподавателям, педагогам дополнительного образования, старшим педагогам дополнительного образования, тренерам-преподавателям и старшим тренерам-преподавателям, в их трудовых договорах с учетом части третьей статьи 333 Трудового кодекса Российской Федерации.

Установленный таким педагогическим работникам фактический объем учебной нагрузки является нормируемой частью их педагогической работы, поскольку в должностные обязанности этих работников входит другая педагогическая работа, предусмотренная квалификационной характеристикой (подготовка к занятиям, работа с родителями, участие в методической работе, в работе педагогических советов и иная), которая регулируется в порядке, установленном разделом II приложения к приказу Минобрнауки России от 11 мая 2016 г. N 536 "Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность" (далее - приложение 1 к приказу N 536) (п. 36.7.1.).

Согласно п. п.а п. 36.7.2. Единых рекомендаций на 2024 г. в системах оплаты труда педагогических работников, поименованных в пунктах 2.3 - 2.8 приложения 1 к приказу N 1601, выполняющих с их письменного согласия педагогическую или учебную (преподавательскую) работу сверх установленной нормы часов в неделю (в год) за ставку заработной платы либо ниже установленной нормы часов в неделю (в год) за ставку заработной платы, в целях обеспечения равной оплаты за труд равной ценности педагогических работников предусматривать следующий порядок исчисления заработной платы за весь объем педагогической или учебной (преподавательской) работы:а) для педагогических работников, поименованных в пунктах 2.3 - 2.7 и в подпункте 2.8.1 приказа N 1601, - путем умножения размеров ставок заработной платы, установленных за календарный месяц на основе квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп без применения к ним каких-либо повышающих коэффициентов и (или) повышений, устанавливаемых в процентах (в абсолютных величинах) за квалификационные категории или по иным основаниям, на фактический объем учебной нагрузки (педагогической работы) в неделю и деления полученного произведения на норму часов преподавательской или педагогической работы в неделю, установленную за ставку заработной платы.

Пунктом 36.5. Единых рекомендаций на 2024 г. предписано, в целях обеспечения единых подходов к формированию заработной платы педагогических работников образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным программам (основным и дополнительным), образовательным программам среднего профессионального образования (основным и дополнительным), а также программам профессионального обучения, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также учитывая проведение на федеральном уровне работы по подготовке предложений по реализации положений части 8 и 9 статьи 144 Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающих право Правительства Российской Федерации устанавливать требования к системам оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, в том числе в части установления (дифференциации) окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, перечней выплат компенсационного характера, стимулирующих выплат, условий назначения выплат компенсационного характера, стимулирующих выплат, органам местного самоуправления и руководителям государственных и муниципальных образовательных учреждений рекомендуется провести актуализацию структуры заработной платы педагогических работников, в том числе:а) в целях обеспечения равной оплаты за труд равной ценности принять меры по повышению размеров ставок заработной платы (должностных окладов) педагогических работников, не допуская различий в их размерах по одним и тем же наименованиям должностей, отнесенных к одному и тому же квалификационному уровню профессиональной квалификационной группы (далее - ПКГ), в том числе применение к ним повышающих коэффициентов в зависимости: от стажа педагогической работы (стажа непрерывной работы); уровня образования; квалификационных категорий; наличия государственных и ведомственных наград, званий, ученой степени; от особенностей работы в отдельных образовательных организациях; в сельской местности, а также иных оснований, дающих в отдельных системах оплаты труда право на повышение размеров ставок заработной платы (должностных окладов), т.е. установление их в новых размерах;б) учитывать, что квалификационные уровни ПКГ педагогических работников, как должностей работников, имеющих важное социальное значение, сформированы исходя из максимальных требований к уровню образования независимо от того, что к большинству должностей педагогических работников по-прежнему предъявляются квалификационные требования о наличии либо среднего профессионального, либо высшего образования; в) определить взамен применения к ставкам заработной платы (должностным окладам) педагогических работников различного рода повышающих коэффициентов, образующих новые их размеры, перечни выплат компенсационного характера и перечни стимулирующих выплат, размеры которых определяются в абсолютных величинах или в процентах к размерам ставок заработной платы (должностным окладам);г) провести работу по упорядочению применяемых наименований и видов выплат в структуре заработной платы;д) устанавливать выплаты компенсационного или стимулирующего характера в соответствии с рекомендуемыми единым перечнем выплат компенсационного характера, единым перечнем стимулирующих выплат.

При этом п. 36.5.1 определен рекомендуемый единый перечень видов выплат компенсационного характера:а) выплаты, предусмотренные Трудовым кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;б) выплаты за дополнительные виды работ, непосредственно связанные с образовательной деятельностью, выполняемые за дополнительную оплату и с письменного согласия педагогического работника за: классное руководство (кураторство), за каждый класс (класс-комплект), учебную группу независимо от количества обучающихся в классе (классе-комплекте), учебной группе (не более чем в двух классах (учебных группах) одному педагогическому работнику); проверку письменных работ с учетом фактического объема учебной нагрузки;- заведование учебными кабинетами, лабораториями; заведование мастерскими, учебно-опытными участками; руководство методическим объединением, предметной, цикловой, методической комиссией в образовательной организации педагогическими работниками, не имеющими квалификационной категории "педагог-методист"; выполнение дополнительной работы, связанной с методической деятельностью, педагогическими работниками, имеющими квалификационную категорию "педагог-методист"; выполнение дополнительной работы, связанной с наставничеством, педагогическими работниками, имеющими квалификационную категорию "педагог-наставник";в) выплаты за особенности работы в образовательных организациях:особенности работы, связанные с организацией и осуществлением образовательной деятельности по адаптированным основным образовательным программам в классах (группах) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ); особенности работы в организациях, осуществляющих обучение, в том числе в санаторных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для обучающихся;особенности работы педагогическими работниками, непосредственно осуществляющими индивидуальное обучение на дому детей, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации (в том числе с применением электронного обучения и/или дистанционных образовательных технологий); особенности работы педагогическими работниками, непосредственно осуществляющими индивидуальное или групповое обучение детей, находящихся на длительном лечении в медицинской организации; особенности работы в организациях, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, профессиональных образовательных организациях (группах) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;особенности работы в образовательных организациях для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода (специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа); особенности работы в образовательных организациях, созданных при исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы. В п. 36.5.2 определен рекомендуемый единый перечень видов выплат стимулирующего характера: за наличие первой или высшей квалификационной категории; за работу в сельской местности; молодым специалистам, осуществляющим педагогическую деятельность; вознаграждение по итогам работы (размер вознаграждения определяется на основе выполнения педагогическими работниками показателей и критериев).

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления при применении рекомендуемых единого перечня выплат компенсационного характера и единого перечня стимулирующих выплат вправе также дополнительно устанавливать иные выплаты компенсационного и (или) стимулирующего характера (п. 36.5.3).

Кроме того, п. 36.6 предписано обеспечивать формирование систем оплаты труда работников образовательных организаций, в том числе прозрачность порядка, условий и критериев установления работникам образовательных учреждений выплат компенсационного и (или) стимулирующего характера с учетом:а) методических рекомендаций по формированию системы оплаты труда работников общеобразовательных организаций, направленных руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования (письмо Минобрнауки России от 29 декабря 2017 г. N ВП-1992/02);б) методических рекомендаций органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, по организации работы педагогических работников, осуществляющих классное руководство в общеобразовательных организациях, подготовленных совместно с Общероссийским Профсоюзом образования (письмо Минпросвещения России от 12 мая 2020 г. N ВБ-1011/08);в) разъяснений по применению законодательства Российской Федерации при осуществлении выплаты денежного вознаграждения за классное руководство педагогическим работникам общеобразовательных организаций (письма Минпросвещения России от 28 мая 2020 г. N ВБ-1159/08, от 7 сентября 2020 г. N ВБ-1700/08);г) разъяснений об организации классного руководства (кураторства) в группах образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, согласованных с Общероссийским Профсоюзом образования, письмо Минпросвещения России от 6 декабря 2023 г. N АБ-5037/05;д) положений Отраслевого соглашения по организациям, находящимся в ведении Министерства просвещения Российской Федерации, заключаемого между Минпросвещения России и Общероссийским Профсоюзом образования и рекомендуемого к использованию при заключении региональных и территориальных отраслевых соглашений, и коллективных договоров.

В п. 3.1. Методических рекомендаций по формированию системы оплаты труда работников общеобразовательных организаций (Письмо Минобрнауки России от 29.12.2017 N ВП-1992/02) определено, в целях обеспечения равной оплаты за труд равной ценности педагогических работников, которым установлены нормы часов учебной (преподавательской) или педагогической работы за ставку заработной платы, исчисление размера оплаты за фактический объем учебной (преподавательской) или педагогической работы рекомендуется осуществлять исходя из конкретных размеров ставок заработной платы, установленных в организации по квалификационному уровню ПКГ без применения к ним каких-либо повышающих коэффициентов и (или) повышений, устанавливаемых в процентах (в абсолютных величинах) (далее - повышения) за квалификационные категории или по иным основаниям.

При оплате труда указанных педагогических работников применение повышений за квалификационные категории, а также за работу в организациях, расположенных в сельской местности, за специфику работы в организациях (отделениях, классах, группах) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и (или) нуждающихся в длительном лечении, в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в специальных учебно-воспитательных учреждениях для детей и подростков с девиантным поведением и по другим основаниям, рекомендуется осуществлять к размеру оплаты за фактический объем учебной (преподавательской) и (или) педагогической работы (см. примеры исчисления заработной платы по отдельным категориям педагогических работников). При наличии у работников права на применение повышений по нескольким основаниям их величины по каждому основанию рекомендуется определять отдельно.

В соответствии с п. 3.2 названных Методических рекомендаций за педагогическую работу или учебную (преподавательскую) работу, выполняемую педагогическим работником организации с его письменного согласия сверх установленной нормы часов за ставку заработной платы, либо ниже установленной нормы часов за ставку заработной платы, рекомендуется производить оплату из установленного размера ставки заработной платы пропорционально фактически определенному объему учебной нагрузки или педагогической работы.

Исключением являются случаи выплаты ставок заработной платы в полном размере, гарантируемые согласно пункту 2.2 приложения 2 к приказу Минобрнауки России N 1601 педагогическим работникам, которым не может быть обеспечена учебная нагрузка в объеме, соответствующем норме часов, установленной за ставку заработной платы в неделю (примечание 4 приложения 1 к приказу Минобрнауки России N 1601).

Пунктом 3.3. Методических рекомендаций определено, помимо оплаты труда за фактический объем учебной нагрузки, педагогическим работникам организации согласно пункту 2.3 приложения к приказу Минобрнауки России от 11 мая 2016 г. N 536 (зарегистрировано Минюстом России 1 июня 2016 г., регистрационный N 42388) могут устанавливаться размеры дополнительной оплаты за выполнение с их письменного согласия дополнительных видов работ (классное руководство, проверка письменных работ, заведование учебными кабинетами и другие дополнительные видов работы, не входящих в должностные обязанности, но непосредственно связанных с образовательной деятельностью, с указанием в трудовом договоре их содержания, срока выполнения и размера оплаты), которые устанавливаются организацией самостоятельно в процентах или коэффициентах и определяются из размера ставки заработной платы, предусмотренной по каждому квалификационному уровню ПКГ.

В пункте 5 Разъяснений по применению законодательства Российской Федерации при осуществлении выплаты денежного вознаграждения за классное руководство педагогическим работникам общеобразовательных организаций, письмо Минпросвещения России от 28.05.2020 N ВБ-1159/08 указано, выплата денежного вознаграждения за классное руководство в размере 5 000 рублей выплачивается дополнительно к выплате (доплате) за классное руководство, установленное по состоянию на 31 августа 2020 года из бюджета субъекта Российской Федерации, снижение размера которой не допускается. При этом рекомендуется установить порядок такой выплаты из бюджета субъекта Российской Федерации, который не должен зависеть от количества обучающихся в классе.

Одновременно рекомендуется при этом не допускать ухудшения ранее установленных условий оплаты труда, снижения размеров индексации заработной платы, отмены либо уменьшения размеров надбавок, коэффициентов, стимулирующих выплат, установленных указанным категориям работников из региональных бюджетов.

В п. 2.3 Приказа Минобрнауки России от 11.05.2016 N 536 "Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность" определено, другая часть педагогической работы, определяемая с учетом должностных обязанностей, предусмотренных квалификационными характеристиками по должностям, занимаемым работниками, ведущими преподавательскую работу, а также дополнительных видов работ, непосредственно связанных с образовательной деятельностью, выполняемых с их письменного согласия за дополнительную оплату, регулируется следующим образом: трудовым договором (дополнительным соглашением к трудовому договору) - выполнение с письменного согласия дополнительных видов работ, непосредственно связанных с образовательной деятельностью, на условиях дополнительной оплаты (классное руководство; проверка письменных работ; заведование учебными кабинетами, лабораториями, мастерскими, учебно-опытными участками; руководство методическими объединениями; другие дополнительные виды работ с указанием в трудовом договоре их содержания, срока выполнения и размера оплаты).

Квалификационные характеристики должностей работников образования определены в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих (далее - ЕКС), утв. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. N 761н. В разделе III

Содержаться квалификационные требования и должностные обязанности должности учителя. Классное руководство и заведование кабинетом, руководство МО в должностные обязанности учителя ЕКС не включены.

Таким образом, из вышеприведенных положений законодательства следует, что надбавка надбавки за классное руководство, надбавка за заведование кабинетом, относятся к выплатам компенсационного характера, на что прямо указано в Единых рекомендациях на 2023,2024 г.г., а не стимулирующим выплатам, как определено в Положении об оплате труда работников МОУ «Школа № 1», поскольку устанавливаются и выплачиваются педагогическим работникам - учителям за дополнительную работу, связанную с педагогической деятельностью, но не входящую в должностные обязанности учителя по основной должности. Кроме того, исчисляются надбавки, установленные в процентном отношении из фактического объема учебной нагрузки и (или) педагогической работы учителя.

Как указано выше Положение об оплате труда работников МОУ «Школа №1» устанавливает выплаты за классное руководство, за заведование кабинетом, установлены к окладу (должностному окладу). При этом оклад (должностной оклад) определен как - фиксированный размер оплаты труда за исполнение трудовых (должностных) обязанностей за календарный месяц без учета компенсационных и стимулирующих выплат.

Порядок определения должностного оклада учителя для исчисления заработной платы за месяц исходя из фактической нагрузки с применением расчетной величины педагогической нагрузки 18 часов в неделю за ставку заработной платы, Положение об оплате труда работников МОУ «Школа № 1» не содержит.

Таким образом, Положением об оплате труда работников МОУ «Школа №1» предусмотрено исчисление выплат за классное руководство и заведование кабинетом от должностного оклада, установленного из нормы часов учебной (преподавательской) работы 18 часов в неделю, а не от должностного оклада, рассчитанного из нормы часов учебной (преподавательской) работы 18 часов в неделю за ставку заработной платы и фактических часов учебной нагрузки, установленных учителю на учебный год.

Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что порядок исчисления надбавок: за классное руководство, за заведование кабинетом, определенный в Положении об оплате труда работников МОУ «Школа № 1» противоречит действующему законодательству, противоречит Единым рекомендациям Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений относительно установления, начисления и выплаты данных надбавок без учета фактической нагрузки педагогов учреждения.

Абзац 6 части 2 статьи 22 ТК РФ, обязывающий работодателя устанавливать одинаковый размер оплаты труда работникам, выполняющим одинаковые трудовые обязанности в одних и тех же условиях, а также статья 132 названного Кодекса, устанавливающая зависимость заработной платы работника от количества и качества затраченного труда, направлены на реализацию основных принципов правового регулирования трудовых отношений - равенства прав и возможностей работников, обеспечения права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, запрещения дискриминации в сфере труда, учитывают баланс интересов сторон трудового договора, являющийся условием гармонизации трудовых отношений, а также гарантируют надлежащую защиту прав и законных интересов работника как экономически более слабой стороны в трудовом правоотношении.

По существу порядок начисления надбавок: за классное руководство, за заведование кабинетом, на ставку заработной платы исходя из 18 часов - нормы часов учебной нагрузки в неделю, лишает работников, работающих свыше нормы часов рабочего времени и внесших свой вклад в результаты деятельности учреждения в повышенном размере, права на получение выплат компенсационного и стимулирующего характера за классное руководство и за заведование кабинетом с учетом их фактической нагрузки. Такие условия оплаты труда являются дискриминационными по отношению к этим работникам при оплате их работы.

Суд, учитывает учебную нагрузку истца Васильевой Е.А. в размере 10 недельных часов обществознания, 4 часа кружка и 0,5 часа индивидуального обучения.

Согласно расчетам истца и ответчика сумма неначисленных и невыплаченных истице сумм надбавок за заведование кабинетом и за классное руководство с октября 2023 года по июнь 2023 года составила 38 279,85 руб. Стороной ответчика расчет недоначисленной и невыплаченных сумм доплат не оспорен. Судом расчет проверен, является правильным.

Восстановить нарушенные трудовые права истицы следует путем взыскания с работодателя - ответчика МОУ Школа N 1 г. Черемхово недоначисленной и невыплаченной заработной платы в размере 38 279,85 руб., поскольку в силу положений ст. 20 ТК РФ обязанность по выплате заработной платы лежит на работодателе.

Судом установлено, что согласно Уставу МОУ Школа № 1 г. Черемхово является муниципальным общеобразовательным учреждением, учредителем является МО «город Черемхово».

Таким образом, финансирование расходов ответчика МОУ Школа № 1 г. Черемхово на оплату труда работников осуществляется из бюджета МО «город Черемхово». Поэтому Администрация муниципального образования "город Черемхово" как исполнительно-распорядительный орган муниципального образования "город Черемхово" обеспечивает финансирование образовательного учреждения на выплату заработной платы.

В соответствии с п. 1 ст. 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: 1) обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств; 2) формирует перечень подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств;3) ведет реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований; 4) осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований; 5) составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета; 6) вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств; 7) вносит предложения по формированию и изменению сводной бюджетной росписи; 8) определяет порядок утверждения бюджетных смет подведомственных получателей бюджетных средств, являющихся казенными учреждениями;9) формирует и утверждает государственные (муниципальные) задания; 10) обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных настоящим Кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении; 12) формирует бюджетную отчетность главного распорядителя бюджетных средств; 13) осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.

В соответствии с бюджетным законодательством главным распорядителем бюджетных средств муниципального образования "город Черемхово" по финансированию муниципальных образовательных учреждений является МКУ «Центр обеспечения и развития образования города Черемхово».

Исходя из вышеизложенного следует сделать вывод о том, что МОУ Школа N 1 г. Черемхово обеспечивает выплату заработной платы работникам за счет финансирования Администрацией муниципального образования "город Черемхово" и МКУ «Центр обеспечения и развития образования города Черемхово», как главным распорядителем бюджетных средств, из бюджета муниципального образования " город Черемхово ". Поэтому на ответчике - МКУ «Центр обеспечения и развития образования города Черемхово» и третьем лице на стороне ответчика Администрацией муниципального образования "город Черемхово", лежит обязанность по финансированию МОУ Школа N 1 г. Черемхово для исполнения им обязанности по выплате взысканной судом недоначисленной заработной платы.

При таком положении требования о возложении обязанности на ответчика МКУ «Центр обеспечения и развития образования города Черемхово» и третьего лица на стороне ответчика Администрацию муниципального образования "город Черемхово" профинансировать МОУ Школа N 1 г. Черемхово на выплату недоначисленной и невыплаченной истице заработной платы являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Вместе с тем, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца об обязании производить на все виды доходов начисление районного коэффициента в размере 1,3 и надбавки за стаж размере 1,3 на территории г. Черемхово.

В силу предписаний ч. 1 ст. 316 ТК РФ размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для государственных органов субъектов Российской Федерации, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, муниципальных учреждений.

Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, определяемого входящими в состав субъекта Российской Федерации муниципальными образованиями (часть 2).

В соответствии с ч. 1 ст. 317 ТК РФ лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях.

В ходе судебного заседания установлено, что ответчиком истцу Васильевой Е.А. на денежное вознаграждение за классное руководство при расчете заработной платы применяется районный коэффициент и надбавка за стаж в размере 1.5, что соответствует правилам ст.ст. 316-317 ТК РФ.

Суд не находит оснований для удовлетворения требований истца Васильевой Е.А. об обязании начисления и выплаты заработной платы за дополнительные виды работ сверх установленного минимального размера оплаты труда и обязании производить на все виды доходов начисление районного коэффициента в размере 1.3 и надбавки за стаж в размере 1.3, поскольку удовлетворение таких требований на будущее время фактически является восстановлением права, которое ответчиком еще не нарушено.

Ответчиком и третьим лицом на стороне ответчика администрацией МО «город Черемхово» в ходе рассмотрения дела заявлено о пропуске истцом срока обращения в суд, предусмотренного ст. 392 ТК РФ.

Так, материалами дела подтверждается, что с настоящим иском в суд Васильева Е.А. обратилась 8.05.2024., трудовые отношения между сторонами не прекращены. Предметом иска являются выплаты заработной платы с октября 2023 года по июнь 2024 года.

Как разъяснено в пункте 56 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" при рассмотрении дела по иску работника, трудовые отношения с которым не прекращены, о взыскании начисленной, но не выплаченной заработной платы надлежит учитывать, что заявление работодателя о пропуске работником срока на обращение в суд само по себе не может служить основанием для отказа в удовлетворении требования, поскольку в указанном случае срок на обращение в суд не пропущен, так как нарушение носит длящийся характер и обязанность работодателя по своевременной и в полном объеме выплате работнику заработной платы, а тем более задержанных сумм, сохраняется в течение всего периода действия трудового договора.

По смыслу приведенных разъяснений, для признания длящимся нарушения работодателем трудовых прав работника при рассмотрении дела по иску работника о взыскании невыплаченной заработной платы или иных выплат необходимо наличие определенного условия: заработная плата или иные причитающиеся выплаты работнику должны быть начислены, но не выплачены.

Выплаты стимулирующего характера за 2021-2022 г, являющиеся предметом спора, истцу не начислялись, а поэтому в соответствии со ст. 392 ТК РФ истец вправе обратится в суд за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, соответственно, обратившись в суд с иском в 8.05.2024, истец не пропустил годичный срок обращения в суд по требованиям о выплате заработной платы с октября 2023 года по июнь 2024 года.

Поскольку ответчик МОУ Школа N 1 г. Черемхово является налоговым агентом, обязанным удерживать у истца налог на доходы физических лиц с его доходов, полученных от ответчика, а суд не относится к налоговым агентам и при исчислении заработной платы в судебном порядке не вправе удерживать с работника налог на доходы физических лиц, то взыскиваемая судом сумма недоначисленной и невыплаченной заработной платы в размере 38 279,85 руб. подлежит налогообложению в общем порядке.

Таким образом, с ответчика МОУ Школа N 1 г. Черемхово в пользу истца должна быть взыскана указанная сумма без учета налога на доходы физических лиц, а налог на доходы физических лиц подлежит учету и отчислению в доход государства при исполнении решения суда.

При таких обстоятельствах, в пользу истца взысканная судом сумма недоначисленной и невыплаченной заработной платы в размере 38 279,85 руб. указана без вычета НДФЛ, поскольку вычет НДФЛ при расчете подлежащей взысканию суммы противоречит требованиям закона, так как суд не является налоговым агентом и удержание налога на доходы физических лиц в соответствии с действующим законодательством (ст. 24, 226 Налогового кодекса Российской Федерации) производится при исполнении решения суда.

В соответствии со ст. 90 ГПК РФ суд может освободить от уплаты государственной пошлины по основаниям и в порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В соответствии с ч. 2 ст. 333.20 НК РФ Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции или мировые судьи, исходя из имущественного положения плательщика, вправе освободить его от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым указанными судами или мировыми судьями, либо уменьшить ее размер, а также отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном статьей 333.41 настоящего Кодекса.

Принимая во внимание, что ответчик МОУ Школа N 1 г. Черемхово является бюджетным учреждением, финансируется из средств бюджета муниципального образования "город Черемхово", собственных доходов не имеет, собственником имущества ответчика является муниципальное образование "город Черемхово" и находится у ответчика на праве оперативного управления, то суд считает необходимым освободить ответчика МОУ Школа N 1 г. Черемхово от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Васильевой Е.А., удовлетворить частично.

Взыскать с Муниципального общеобразовательного учреждения «Школа № 1 г. Черемхово» (ИНН 3820005650) в пользу Васильевой Е.А. (паспорт ) недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с октября 2023 года по июнь 2024 года в размере 38 279,85 руб.

Обязать Администрацию муниципального образования "город Черемхово" (ИНН 3820010121) и МКУ «Центр обеспечения и развития образования города Черемхово» (ИНН 3820013235) профинансировать Муниципальное общеобразовательное учреждение «Школа № 1 г. Черемхово» на выплату Васильевой Е.А. недоначисленной и невыплаченной заработной платы в размере 38 279,85 руб., при недостаточности финансовых средств у учреждения.

Освободить Муниципальное общеобразовательное учреждение «Школа № 1 г. Черемхово» от оплаты государственной пошлины.

В удовлетворении остальной части исковых требований Васильевой Е.А., отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Черемховский городской суд Иркутской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья:                                                              А.С. Некоз

Мотивированный текст решения суда составлен ДД.ММ.ГГГГ.

2-944/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Васильева Елена Александровна
Ответчики
МОУ "Школа №1 г. Черемхово"
МКУ "Центр обеспечения и развития образования города Черемхово"
Другие
Министерство образования Иркутской области.
Администрации МО «город Черемхово»
Суд
Черемховский городской суд Иркутской области
Судья
Некоз Аркадий Сергеевич
Дело на сайте суда
cheremhovsky.irk.sudrf.ru
08.05.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.05.2024Передача материалов судье
13.05.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.05.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.06.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.06.2024Судебное заседание
10.07.2024Судебное заседание
03.09.2024Судебное заседание
03.10.2024Судебное заседание
09.10.2024Судебное заседание
22.10.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.11.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.10.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее