Дело №
РЕШЕНИЕ СУДА
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ
Дубненский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Григорашенко О.В.,
при секретаре ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации г.о. <адрес> о признании права собственности на квартиру в порядке наследования и в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Истец ФИО1 обратился в суд к администрации г.о. <адрес> о признании права собственности в порядке наследования по закону на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.
В обоснование исковых требований ФИО1 ссылается на то, что на основании договора на передачу квартир (домов) в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ его родители ФИО4, ФИО5, а также истец приобрели в общую собственность квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.
В подтверждение заключения договора Администрацией <адрес> было выдано свидетельство о праве собственности на жилье с регистрационным номером №.
Однако государственная регистрация права собственности на квартиру в Службе технической инвентаризации, а также впоследствии государственная регистрация права собственности в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН), не была произведена.
ДД.ММ.ГГГГ умер отец истца ФИО4. После его смерти осталось наследственное имущество, в том числе, в виде права общей совместной собственности на вышеуказанную квартиру.
Единственным наследником ФИО4 принявшим наследство как наследник первой очереди была его супруга (мать истца) ФИО5, ввиду отказа от наследства в ее пользу дочери наследодателя ФИО6, сына наследодателя ФИО1 (истца).
ДД.ММ.ГГГГ умерла ФИО5. После ее смерти также осталось наследственное имущество, в том числе в виде права общей совместной собственности на вышеуказанную квартиру, в том числе доля ФИО4, права на которую при жизни она не оформила и не зарегистрировала.
Единственным наследником, принявшим наследство после смерти ФИО5, является ФИО1.
Его сестра ФИО6 умерла ДД.ММ.ГГГГ. Ее дети ФИО7 и ФИО8 наследство по праву представления не принимали.
В связи со смертью двух участников договора о приватизации, в настоящее время истец не может зарегистрировать право собственности на 1/3 долю квартиры на основании договора, а также оформить права на 2/3 доли квартиры в порядке наследования.
Учитывая невозможность регистрации права собственности на квартиру во внесудебном порядке, истец вынужден обратиться в суд с настоящим иском.
Представитель администрации г.о. Дубна ФИО9 исковые требования не признала, указав на отсутствие зарегистрированных прав на недвижимое имущество.
Третье лицо –нотариус Дубненского нотариального округа <адрес> ФИО10, представитель третьего лица – Управления Росреестра по <адрес>, будучи извещенными надлежащим образом, в судебное заседание не явились. В связи с чем, суд, с учетом положений части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав позицию сторон, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующим выводам.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ между государственным учреждением "Машиноконструкторское бюро"Радуга"с одной стороны и ФИО4, ФИО5 и ФИО1 был заключен о безвозмездной передаче в собственность квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.
На момент заключения указанного договора действовали следующие положения гражданского законодательства.
В соответствии со ст. 135 Гражданского кодекса РСФСР (утв. ВС РСФСР 11.06.1964) (ред. от 24.12.1992) право собственности (право оперативного управления) у приобретателя имущества по договору возникает с момента передачи вещи, если иное не предусмотрено законом или договором. Если договор об отчуждении вещи подлежит регистрации, право собственности возникает в момент регистрации.
В соответствии со ст. 7 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 (ред. от 23.12.1992) "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" передача жилья в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым местной администрацией, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном соответствующим Советом народных депутатов. При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется и государственная пошлина не взимается. Право собственности на приобретенное жилье возникает с момента регистрации договора в исполнительном органе местного Совета народных депутатов.
В соответствии с п. 1, 3 Постановление Совмина СССР от 10.02.1985 N 136 "О порядке государственного учета жилищного фонда" установлено, что государственный учет жилищного фонда, независимо от его принадлежности, осуществляется по единой для Союза ССР системе на основе регистрации и технической инвентаризации.
Государственному учету подлежат жилые дома и жилые помещения в других строениях, предназначенные для постоянного проживания граждан, а также для использования в установленном порядке в качестве служебных жилых помещений и общежитий.
Жилые дома и жилые помещения в других строениях включаются в состав жилищного фонда после приемки их в эксплуатацию государственной приемочной комиссией, регистрации и технической инвентаризации.
Аналогичные положения содержатся в п. 1.1. Инструкция о порядке проведения регистрации жилищного фонда с типовыми формами учетной документации" (утв. Приказом ЦСУ СССР от 15.07.1985 N 380).
Согласно выписке из домовой книги, в указанной квартире с ДД.ММ.ГГГГ были зарегистрированы ФИО4 и ФИО5
По данным Химкинского филиала ГБУ " БТИ Московской области", по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на квартиру N №, расположенную в доме N 15 по <адрес> в материалах БТИ право собственности не зарегистрировано.
Согласно сведениям ЕГРП регистрация права собственности на спорную квартиру также отсутствует.
Таким образом, в настоящее время титульным собственником спорного жилого помещения является муниципальное образование г. о. <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ умер отец истца ФИО4.
Единственным наследником ФИО4 принявшим наследство как наследник первой очереди была его супруга (мать истца) ФИО5, ввиду отказа от наследства в ее пользу дочери наследодателя ФИО6, сына наследодателя ФИО1 (истца).
ДД.ММ.ГГГГ умерла ФИО5..
Как следует из сообщения нотариуса, после смерти ФИО5 наследственное имущество состоит, в том числе, из:
- 1/3 доли в праве общей долевой собственности на квартиру, находящуюся по адресу: <адрес>
- 1/3 доли в праве общей долевой собственности на квартиру, находящуюся по адресу: <адрес>, принадлежащую умершему ФИО4, наследницей которого являлась его жена ФИО5, принявшая наследство, но не оформившая своих наследственных прав.
К числу наследников имущества, оставшегося после смерти ФИО5, относятся: сын ФИО1, а также внуки ФИО7 и ФИО8, наследующие по праву представления, как дети дочери ФИО6, умершей ранее даты смерти наследодателя -ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась к нотариусу с заявлением о принятии наследства и включении в наследственную массу вышеуказанной квартиры.
Однако в выдаче свидетельства о праве на наследство нотариусом было отказано со ссылкой на отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости регистрации права собственности на квартиру за наследодателем ФИО5
Как следует из материалов наследственного дела, открытого после смерти ФИО5, единственным наследником, принявшим наследство является ФИО1 Другие наследники были извещены нотариусом о смерти наследодателя, однако в установленный законом 6-ти месячный срок к нотариусу с заявлением о принятии наследства не обращались.
Абзацем 2 пункта 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В состав наследства в силу положений статьи 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации входят принадлежащие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество.
Согласно статьям 2, 7 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством.
Статьей 8 названного Закона решение вопроса о приватизации жилых помещений принимается по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов.
Исходя из разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в абзацах первом и третьем пункта 8 Постановления от 24.08.1993 года N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", по смыслу преамбулы и статей 1, 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.
Если гражданин, подавший заявление о приватизации и необходимые для этого документы, умер до оформления договора на передачу жилого помещения в собственность или до государственной регистрации права собственности, то в случае возникновения спора по поводу включения этого жилого помещения или его части в наследственную массу необходимо иметь в виду, что указанное обстоятельство само по себе не может служить основанием к отказу в удовлетворении требования наследника, если наследодатель, выразив при жизни волю на приватизацию занимаемого жилого помещения, не отозвал свое заявление, поскольку по не зависящим от него причинам был лишен возможности соблюсти все правила оформления документов на приватизацию, в которой ему не могло быть отказано.
Таким образом, по смыслу действующего законодательства реализация права гражданином на приватизацию занимаемого им на условиях социального найма жилого помещения носит заявительный характер и возможность включения жилого помещения в наследственную массу по требованию наследника допускается в том случае, когда гражданин (наследодатель), желавший приватизировать жилое помещение, подал заявление о приватизации и все необходимые для этого документы, не отозвал его, но умер до оформления договора на передачу жилого помещения в собственность или до государственной регистрации права собственности.
Учитывая изложенное, обстоятельством, имеющим значение для правильного разрешения настоящего дела, является установление факта обращения наследодателя в уполномоченный орган с заявлением о заключении договора на приватизацию жилого помещения, дата такого обращения и наличие правовых оснований для отказа в приватизации.
Принимая во внимание представленные сторонами доказательств, суд приходит к выводу о том, что наследодатели ФИО4 и ФИО5 при жизни занимали спорную квартиру на условиях социального найма, выразили должным образом и в соответствии с законом свое волеизъявление на ее приватизацию, в чем им не было отказано, поскольку ДД.ММ.ГГГГ между ФИО4, ФИО5 и ФИО1 и государственным учреждением МКБ "Радуга" был заключен договор о безвозмездной передаче указанной квартиры в собственность указанных граждан, однако своих прав собственности на квартиру при жизни они не зарегистрировали.
Доводы представителя ответчика о том, что отсутствие государственной регистрации наследодателем своих прав собственности на жилое помещение является препятствием для включения данного жилого помещения в его наследственную массу, поскольку именно с государственной регистрацией закон связывает момент приобретения права собственности, не могут быть приняты судом, поскольку не основаны на вышеуказанных нормах права.
В соответствии со ст.3.1 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" в случае смерти одного из участников совместной собственности на жилое помещение, приватизированное до 31 мая 2001 годе, определяются доли участников общей собственности на данное жилое помещение, в том числе доля умершего. При этом указанные доли в праве общей собственности на данное жилое помещение признаются равными.
Таким образом, на момент приватизации доли ФИО4, ФИО5 и ФИО1 составляли по 1/3 доли на каждого собственника.
После смерти ФИО4 его наследником по закону стала ФИО5, и ее доля в спорной квартире увеличилась до 2/3 долей, единственным наследником которых является истец ФИО1
Разрешая спор, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований ФИО1 о признании за ним права собственности в порядке наследования по закону и по приватизационным документам на квартиру.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 к администрации г.о. <адрес> о признании права собственности на квартиру в порядке наследования и в порядке приватизации удовлетворить.
Признать за ФИО1 право собственности на квартиру с кадастровым номером №, расположенную по адресу: <адрес>.
Решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о правах ФИО1 на указанный объект недвижимости.
Решение суда может быть обжаловано в Московский областной суд через Дубненский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья подпись
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Судья подпись