Судья Песегова Т.В. Дело № 33-1466/2020
2-474(2019)
А-2.026г.
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
3 февраля 2020 года г. Красноярск
Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Макурина В.М.,
судей: Шиверской А.К., Рагулиной О.А.,
при ведении протокола помощником судьи Дорошковой М.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Рагулиной О.А.
гражданское дело по исковому заявлению Ларионова Алексея Валерьевича к администрации Рыбинского района Красноярского края о постановке на учет для получения жилого помещения и предоставлении жилого помещения,
по апелляционной жалобе Ларионова А.В.,
на решение Рыбинского районного суда Красноярского края от 25 сентября 2019 года, которым постановлено:
«В удовлетворении исковых требований Ларионову Алексею Валерьевичу к Администрации Рыбинского района Красноярского края о постановке на учет для получения жилого помещения и предоставлении жилого помещения, отказать»,
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истец Ларионов А.В. обратился в суд с иском к администрации Рыбинского района Красноярского края о постановке на учет для получения жилого помещения и предоставлении жилого помещения, мотивируя свои требования тем, что родители лишены в отношении него родительских прав в 2000 году, впоследствии его мать Сысоева Л.А. умерла в 2001 году, отец Ларионов В.А. умер в 2005 году. В период с 2005 года по 2010 год, он отбывал наказание в местах лишения свободы по приговору суда. В настоящее время с 2012 года он также находится в местах лишения свободы. Полагает, что ему положено жилье, как лицу, оставшемуся без попечения родителей, однако до настоящего времени он им не обеспечен. Просит поставить его на учет для получения жилого помещения и обязать администрацию Рыбинского района Красноярского края предоставить ему жилое помещение.
Судом первой инстанции постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе Ларионов А.В. указывает, что ему не было разъяснено право на получение жилья. При этом органы опеки и администрация учебного заведения в котором он обучался на полном государственном обеспечении на учет его своевременно не поставили. Данные обстоятельства не были учтены судом, что привело к принятию незаконного решения.
Согласно части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке. Представители администрации Рыбинского района Красноярского края, Управления образования администрации Рыбинского района Красноярского края, Министерства образования и науки Красноярского края, отдел опеки и попечительства по Ленинскому району г. Красноярска, Ларионов А.В. в суд апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом. Доказательств, подтверждающих уважительность неявки в суд апелляционной инстанции, не представили, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика и представителя третьего лица.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Ларионов А.В., родился <дата>
Родители истца Ларионов В.А. и Сысоевой Л.А решением Ленинского районного суда г. Красноярска от 04.12.2000 года лишены родительских прав. Впоследствии 15.12.2001 г. умерла Сысоева Л.А.
С 05.06.1997 г. по 25.08.2004г. Ларионов А.В. находился под опекой Хобневой В.И. Распоряжением администрации Ленинского района г. Красноярска от 10.12.2004 г. Хобнева В.И. освобождена от обязанности попечителя над несовершеннолетним Ларионовым А.В.
На основании ходатайства от 25.08.2004 г. и.о. заместителя главы администрации Ленинского района г. Красноярска принят на полное государственное обеспечение и обучение в ПЛ №68 п. Ирша Рыбинского района Красноярского края, где обучался в период с 01.12.2004 г. по 27.06.2006 г.
Совершеннолетия (18 лет) Ларионов А.В. достиг 02.05.2005 года.
Согласно сведений Росррестра в ЕГРН сведения о зарегистрированных правах Ларионова на недвижимое имущество отсутствуют.
Согласно ответа Министерства образования Красноярского края истец не включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, которые относились к указанной категории, достигших возраста 23 лет, с заявлением о включении не обращался.
Как следует из пояснений представителя Управления образования администрации Рыбинского района Красноярского края Яковлевой Н.В., документы на Ларионова А.В. к ним не поступали, на учете в Органе опеки и попечительства Рыбинского района истец не состоял.
Из справки по лицу следует, что 29.09.2005 г. Ларионов А.В. осужден Ленинским районным судом г. Красноярска к 5 годам 6 месяцам лишения свободы, освобожден 01.12.2010 г. по отбытию срока.
Принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований Ларионова А.В., суд первой инстанции исходил из того, что истец до достижения 23 лет не реализовал свое право на предоставление жилого помещения как лицо, отнесенное к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, своевременно не встал на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с чем, утратил данное право.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции и считает принятое по делу решение законным и обоснованным.
В соответствии со ст. 109.1 ЖК РФ, введенной Федеральным законом от 29.02.2012 года № 15-ФЗ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу п. 5 ст. 17 Закон Красноярского края от 02.11.2000 № 12-961 «О защите прав ребенка», формирование и ведение списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - список), которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с настоящей статьей, осуществляется уполномоченным Правительством края органом исполнительной власти края в области образования. В список включаются лица, указанные в пункте 1 настоящей статьи, достигшие возраста 14 лет, имеющие постоянное место жительства на территории края, которым ранее не предоставлялось жилое помещение в соответствии с настоящей статьей.
Как установлено ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к категории детей, оставшихся без попечения родителей относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей, том числе в связи с лишением их родительских прав, а к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Аналогичное положение предусмотрено Законом Красноярского края «О защите прав ребенка» (ст.17).
Таким образом, защита прав и интересов лиц, относящихся к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц, из их числа, осуществляется путем установления дополнительных гарантий, в том числе в области жилищных прав.
Требование об обеспечении жилым помещением детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, а также о постановке на учет указанной категории лиц носит заявительный характер.
Ларионов А.В., родившийся <дата>, достиг совершеннолетия <дата>, в мае 2010 года ему исполнилось 23 года.
Как следует из действующего законодательства, обеспечение жильем производится только в отношении лиц, включенных в региональный список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Применительно к данному делу, истец должен был представить суду доказательства того, что он был поставлен на учет для предоставления жилья, как лицо, относящееся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, либо при его обращении в постановке на учет ему было отказано. Вместе с тем, таковых доказательств материалы дела не содержат.
Как следует из материалов дела, Ларионов А.В. непосредственно с заявлением об обеспечении жильем, либо постановки на учет по вопросу предоставления жилья ни в органы местного самоуправления, ни в Министерство образования края до настоящего времени не обращался, таковое заявление не писал.
Доказательств препятствий такового обращения им также не представлено. Факт нахождения в местах лишения свободы сам по себе не лишал истца возможности реализовывать свои права, в том числе и на обеспечение жильем. Судебная коллегия считает, что отбывание истцом наказания в местах лишения свободы не приостанавливает срока обращения с заявлением, дополнительных прав для него не создает, приведенные истцом обстоятельства не лишали его возможности обратиться с соответствующим заявлением.
В настоящее время Ларионов А.В. достиг 32-летнего возраста, является дееспособным, однако с соответствующим заявлением с приложением документов, подтверждающих наличие у него статуса лица, из числа детей-сирот, а также отсутствие у него прав на жилые помещения, не обращался.
Установленный законодателем в Федеральном законе 159-ФЗ в редакции, действующей на момент обращения истца в суд и рассмотрения дела по существу, возрастной критерий 23 года учитывает объективные сложности в социальной адаптации лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В части, относящейся к установлению дополнительных гарантий в виде права на обеспечение жилым помещением, это направлено, в том числе, на предоставление данной категории граждан дополнительной возможности в течение пяти лет после достижения совершеннолетнего возраста, самостоятельно реализовать соответствующее право, если по каким-либо причинам с заявлением (ходатайством) о постановке таких лиц на учет нуждающихся в предоставлении жилья не обратились лица и органы, на которых возлагалась обязанность по защите их прав в период, когда они были несовершеннолетними.
Именно в возрасте от 18 до 23 лет по смыслу и содержанию Федерального закона № 159-ФЗ граждане, оставшиеся в несовершеннолетнем возрасте без родительского попечения, признаются социальной незащищенной и требующей дополнительной поддержки со стороны государства категорией граждан. Однако, правовой характер этого статуса не подразумевает право данной категории граждан на получение мер социальной поддержки со стороны государства независимо от срока обращения в уполномоченный орган с соответствующим заявлением.
С достижением возраста 23 лет такие граждане, не обратившиеся с соответствующим заявлением в компетентный орган местного самоуправления, уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом № 159-ФЗ меры социальной поддержки.
Законом субъекта края, действующим в редакции на момент рассмотрения дела, оснований, позволяющих обеспечивать указанную категорию лиц жильем после достижения 23-х летнего возраста также не предусмотрено.
Таким образом, истец не состоит на учете и не включен в список лиц, относящихся к категории детей-сирот, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. В связи с чем, оснований для возложения на ответчика обязанности обеспечения Ларионова А.В. жилым помещением и постановке его на учет по основаниям, заявленным в иске, не имеется.
Иных доводов, которые могли бы повлиять на правильность постановленного судом решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Каких-либо нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 ГПК РФ безусловными основаниями для отмены решения, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь ст.ст.328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Рыбинского районного суда Красноярского края от 25 сентября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ларионова А.В. – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи