35RS0019-01-2023-001247-20
ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
88-2726/2024
2-674/2023
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Санкт-Петербург 22 января 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Какурина А.Н.,
судей Каревой Г.Г. и Нагуляк М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-674/2023 по иску Сокольского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Бюджетному учреждению здравоохранения Вологодской области «Сокольская центральная районная больница» о возложении обязанности
по кассационной жалобе Бюджетного учреждения здравоохранения Вологодской области «Сокольская центральная районная больница» на решение Сокольского районного суда Вологодской области от 3 августа 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 31 октября 2023 г.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Какурина А.Н., объяснения прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Скибенко С.А., возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
у с т а н о в и л а :
Сокольский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к бюджетному учреждению здравоохранения Вологодской области «Сокольская центральная районная больница» (далее - БУЗ ВО «Сокольская ЦРБ», учреждение), с учётом уточнения исковых требований в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, о возложении на БУЗ ВО «Сокольская ЦРБ» обязанности в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить круглосуточный прием тел умерших в патологоанатомическое отделение БУЗ ВО «Сокольская ЦРБ».
В обоснование исковых требований указано, что межрайонной прокуратурой в январе 2023 года проведена проверка исполнения федерального законодательства в сфере здравоохранения, по результатам которой установлено, что в патологоанатомическое отделение БУЗ ВО «Сокольская ЦРБ» доставляются все умершие на территории Сокольского муниципального округа, иное учреждение для приёма тел отсутствует, приём тел умерших в отделение БУЗ ВО «Сокольская ЦРБ» осуществляется с 8 часов до 14 часов в будние дни, круглосуточно для скорой медицинской помощи, правоохранительных органов, а также для помещения тел лиц, умерших в автомобиле скорой медицинской помощи или в стационаре медицинской организации. Приём тел умерших в отделении в ограниченный период времени делает затруднительным проведение патологоанатомического вскрытия в срок, установленный законодательством, а также свидетельствует о несоблюдении достойного отношения к телам умерших. С целью устранения выявленных нарушений 17 февраля 2023 г. ответчику внесено представление об устранении выявленных нарушений, в ответ на которое сообщено об увеличении количества штатных единиц работников отделения. Однако до настоящего времени штат отделения не увеличен, нарушения фактически не устранены, приём тел умерших осуществляется в будние дни в дневное время.
Решением Сокольского районного суда Вологодской области от 3 августа 2023 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 31 октября 2023 г., исковые требования Сокольского межрайонного прокурора удовлетворены, на БУЗ ВО «Сокольская ЦРБ» возложена обязанность в течение трёх месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить круглосуточный приём санитарами тел умерших в патологоанатомическое отделение БУЗ ВО «Сокольская ЦРБ».
В кассационной жалобе БУЗ ВО «Сокольская ЦРБ» просило об отмене судебных постановлений, как незаконных.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела извещены, сведения о движении жалобы размещены на сайте суда в сети «Интернет», в связи с чем на основании пункта 5 статьи 3795 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 3797 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения права судом были допущены.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что 19 января 2023 г. к Сокольскому межрайонному прокурору с заявлением о привлечении к ответственности должностных лиц БУЗ ВО «Сокольская ЦРБ» за непредоставление доступа в морг обратился индивидуальный предприниматель ФИО9 оказывающий ритуальные услуги, в котором указал, что 18 января 2023 г. при доставлении в патологоанатомическое отделение двух тел умерших ему было отказано в их приеме.
По обращению ИП ФИО10 проведена проверка исполнения федерального законодательства о здравоохранении, по результатам которой в деятельности БУЗ ВО «Сокольская ЦРБ» выявлены нарушения закона.
В ходе проведенной проверки установлено, что в патологоанатомическое отделение БУЗ ВО «Сокольская ЦРБ» для проведения патологоанатомических вскрытий доставляются все лица, умершие на территории Сокольского муниципального округа.
Приём тел умерших в патологоанатомическое отделение производится в часы его работы - с 8 часов до 14 часов в будние дни, круглосуточно для скорой медицинской помощи, правоохранительных органов, а также для помещения тел лиц, умерших в автомобиле скорой медицинской помощи или в стационаре учреждения.
17 февраля 2023 г. заместителем Сокольского межрайонного прокурора главному врачу БУЗ ВО «Сокольская ЦРБ» внесено представление об устранении нарушений законодательства о здравоохранении, в том числе в части обеспечения приёма тел умерших круглосуточно без ограничения по времени.
В ответе от 7 марта 2023 г. БУЗ ВО «Сокольская ЦРБ» указало на то, что в целях осуществления круглосуточной работы отделения учреждением внесены изменения в штатное расписание с включением пяти единиц санитаров.
26 апреля 2023 г. прокурором Вологодской области внесено представление начальнику Департамента здравоохранения Вологодской области об устранении выявленных в ходе проверки нарушений в части необеспечения БУЗ ВО «Сокольская ЦРБ» круглосуточного приёма тел умерших.
На данное представление Департамент здравоохранения Вологодской области в своем письме сообщил, что патологоанатомическое отделение принимает тела для установления причин смерти и не оказывает каких-либо услуг ритуальным организациям. В настоящее время БУЗ ВО «Сокольская ЦРБ» организован круглосуточный приём тел умерших, в том числе тел умерших, доставляемых ритуальными организациями.
15 июня 2023 г. старшими помощниками Сокольского межрайонного прокурора проведена проверка исполнения ответчиком законодательства в сфере охраны здоровья, по результатам которой составлен акт и произведена фотосъёмка. Согласно акту, при проведении проверки в 16 часов 40 минут вход в патологоанатомическое отделение закрыт, объявление с номером телефона контактного лица для открытия отделения отсутствует.
Суд первой инстанции, разрешая спор, руководствовался положениями Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-03 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Порядком проведения патологоанатомических вскрытий, утвержденным приказом Минздрава России от 6 июня 2013 г. № 354н, Правилами проведения патолого-анатомических исследований, утвержденными приказом Минздрава России от 24 марта 2016 г. № 179н, профессиональным стандартом «Младший медицинский персонал», утвержденным приказом Минтруда России от 12 января 2016 г. № 2н, принял во внимание Устав БУЗ ВО «Сокольская ЦРБ», утвержденный приказом Департамента здравоохранения Вологодской области от 18 октября 2012 г. № 697, Положение о патологоанатомическом отделении, утвержденное главным врачом БУЗ ВО «Сокольская ЦРБ» в 2010 году, и исходил из того, что БУЗ ВО «Сокольская ЦРБ» не обеспечен круглосуточный приём тел умерших, что является нарушением законодательных требований о достойном отношении к телам умерших и свидетельствует о несоответствии порядка приёма тел умерших обязательным требованиям, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на охрану здоровья.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции находит, что судом допущены нарушения норм права, заключающиеся в следующем.
Основными задачами гражданского судопроизводства, сформулированными в статье 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений.
Статьей 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с частью 1 статьи 196 названного кодекса при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
В пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. № 23 «О судебном решении» разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 июня 2008 г. № 11 «О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству» предусмотрено, что при определении закона и иного нормативного правового акта, которым следует руководствоваться при разрешении дела, и установлении правоотношений сторон следует иметь в виду, что они должны определяться исходя из совокупности данных: предмета и основания иска, возражений ответчика относительно иска, иных обстоятельств, имеющих юридическое значение для правильного разрешения дела.
В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно, является необходимой формой осуществления власти народа, составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения (статья 12, часть 2 статьи 3, часть 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесены к вопросам местного значения (пункт 22 части 1 статьи 14, пункт 17 части 1 статьи 15, пункт 23 части 1 статьи 16).
В силу пункта 1 статьи 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетное учреждение как некоммерческая организация создается публично-правовым образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий государственных органов в соответствующих сферах.
Статья 17 Федерального закона № 131-ФЗ содержит перечень полномочий, которыми обладают органы местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения, не являющийся исчерпывающим, поскольку по вопросам, отнесенным в соответствии со статьями 14, 15 и 16 названного закона к вопросам местного значения, федеральными законами, уставами муниципальных образований также могут устанавливаться полномочия органов местного самоуправления по решению указанных вопросов местного значения (подпункт 9 пункта 1, пункт 1.1).
Отношения, связанные с погребением умерших, регулирует Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее - Закон N 8-ФЗ), который устанавливает гарантии погребения умершего с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожелания родственников; гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего; санитарные и экологические требования к выбору и содержанию мест погребения; основы организации похоронного дела в Российской Федерации как самостоятельного вида деятельности (статья 1).
Исходя из оценки полномочий по содержанию на территории муниципального района межпоселенческих мест захоронения и организации ритуальных услуг, отнесенных Федеральным законом № 131-ФЗ к ведению муниципальных районов вопросов в сфере похоронного дела, во взаимосвязи с Законом № 8-ФЗ, органы местного самоуправления должны осуществлять меры организационно-властного воздействия, направленные на создание условий для обеспечения безусловного исполнения закона, гарантирующего каждому человеку после его смерти погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатно участка земли для погребения тела (останков) или праха в соответствии с названным законом (пункт 1 статьи 7 Закона N 8-ФЗ), и оказание на безвозмездной основе определенного законом перечня услуг по погребению (статья 9 приведенного закона).
В Вологодской области принят Закон Вологодской области от 17 июля 2006 г. № 1469-ОЗ «О разграничении полномочий в сфере здравоохранения между органами государственной власти области».
В силу статьи 65 Бюджетного кодекса Российской Федерации формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов.
Суд, удовлетворяя заявленные прокурором исковые требования, исходил из того, что в соответствии с Положением, утверждённым главным врачом БУЗ ВО «Соколькая ЦРБ», патологоанатомическое отделение является структурным отделением учреждения и обеспечивает вскрытие умерших, морг входит в состав указанного отделения, при этом основывал свой вывод о наличии у учреждения обязанности по круглосуточному приёму тел умерших ГОСТ 32609-2014, регулирующим оказание ритуальных услуг.
Вместе с тем, судом при рассмотрении настоящего дела не было учтено, как и не был обсужден вопрос, влечёт ли удовлетворение требований прокурора изменение функций вышеуказанного учреждения, возложено ли на указанное учреждение выполнение указанной функции учредителем, влечёт ли возложение исполнения указанной функции изменение штатной численности учреждения, кем и за счёт каких источников осуществляется финансирование мероприятий, исполнение которых возложено судом, что имеет правовое значение для правильного разрешения заявленных требований.
Придя к выводу, что приём тел умерших не является ритуальной услугой, судебные инстанции не указали применимый в данном случае закон, обязывающий ответчика осуществлять функцию по безусловному принятию тел умерших исключительно в целях хранения в случаях, когда не имеется оснований для патологоанатомического вскрытия.
Таким образом, судом первой инстанции при постановлении решения не были соблюдены требования о законности и обоснованности судебного акта, а потому допущенные нарушения, не исправленные судом апелляционной инстанции, могут быть исправлены только посредством отмены судебного постановления.
Согласно части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 данного кодекса.
По смыслу статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции (пункт 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. № 16 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции»).
Приведенные выше требования закона и разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела выполнены не были.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции находит нужным отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 31 октября 2023 г. и направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами процессуального права и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 390 и 3901 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
о п р е д е л и л а :
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 31 октября 2023 г. отменить, направить дело на новое апелляционное рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам Вологодского областного суда.
Председательствующий
Судьи