Решение по делу № 8Г-19768/2021 [88-22613/2021] от 20.07.2021

ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

            ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Дело № 88-22613/2021

№ дела суда 1-й инстанции 2-476/2021

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Краснодар                                            14 сентября 2021 года

Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Руденко Ф.Г.,

судей Губаревой С.А., Авериной Е.Г.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску             Г.И. к Государственному учреждению – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Староминском районе Краснодарского края об обязании засчитать в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по кассационной жалобе Г.И. на решение Староминского районного суда Краснодарского края от 10.12.2020 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 07.04.2021.

Заслушав доклад судьи Руденко Ф.Г., судебная коллегия

установила:

Г.И. обратился в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Староминском районе Краснодарского края (далее – ГУ УПФ РФ в Староминском районе Краснодарского края) об обязании засчитать в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости.

Решением Староминского районного суда Краснодарского края                  от 10.12.2020 в удовлетворении исковых требований Г.И. отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 07.04.2021 решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба                        Г.И. – без удовлетворения.

В кассационной жалобе Г.И. просит об отмене апелляционного определения и направлении дела на новое рассмотрение.

В обоснование жалобы указано, что судами первой и апелляционной инстанций должным образом не были исследованы материалы дела, суды неправильно определили обстоятельства, имеющие значение для дела, нарушили и неправильно применили нормы материального и процессуального права.

По мнению кассатора, судами первой и апелляционной инстанций при вынесении обжалуемых судебных актов неверно применены нормы законодательства о пенсионном обеспечении граждан.

Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела по кассационной жалобе, не обеспечили явку представителей, доказательств уважительности причин отсутствия в судебном заседании не представили.

Согласно п. 1 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.

В силу ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационную жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.

В связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела допущено не было.

В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, ДД.ММ.ГГГГ Г.И. обратился в                        ГУ УПФ РФ в Староминском районе Краснодарского края с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 19 части 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением от ДД.ММ.ГГГГ Г.И. отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» ввиду отсутствия требуемого стажа работы по профессии, дающей право на льготу.

Так из льготного стажа Г.И. исключен период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности донкермана судов под иностранным флагом «Капитан Спивак», «Механик Хмелевский» и «Каспий», в связи с тем, что заявителем не представлены документы, подтверждающие уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица отсутствуют сведения о стаже.

Не согласившись с данным решением пенсионного органа, Г.И. обратился в суд.

В представленной Г.И. в Пенсионный фонд справке работодателя (СКФ «Новошип») от ДД.ММ.ГГГГ период работы               Г.И. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ указан как периоды работы, не подлежащие зачету в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии в связи с тем, что работа осуществлялась на судах под иностранным флагом.

Согласно ответу ПАО «Новороссийское морское пароходство» (ПАО «Новошип») от ДД.ММ.ГГГГ на запрос суда, размер начисленной               Г.И. заработной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет 1 025,86 руб. и подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ, а также копиями расчетных листков за указанный период. Общий размер исчисленных и уплаченных страховых взносов за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет 106,37 руб. и подтверждается копиями страниц бухгалтерской программы, копиями расчетных листков.

Сведения о работе (в том числе по профессии, дающей право на назначение досрочной страховой пенсии) и уплаченных взносах            Г.И. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сведениях индивидуального персонифицированного учета отсутствуют, т.е. не подтверждены работодателем.

Согласно приказам работодателя в оспариваемые периоды            Г.И. значится как следовавший к месту прихода судна,               сведений о том, что он был занят на работах полный рабочий день, не имеется.

Суд апелляционной инстанции при разрешении спора правильно указал, что, поскольку письменными материалами дела подтверждается, что в спорный период истцу заработная плата не выплачивалась, следовательно, страховые взносы в пенсионный фонд не перечислялись, оснований для зачета в специальный стаж периода работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ у ответчика не имелось.

Такой вывод признается судебной коллегией по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции правильным, соответствующим обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам материального права.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 года.

До 1 января 2015 года основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Согласно части 1 ст. 2 Федерального закона № 400-ФЗ законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», других федеральных законов.

Частью 1 ст. 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 года                         № 400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных данным Федеральным законом.

В числе этих условий, как следует из содержания статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ, возраст (часть 1 статьи 8 названного Закона), страховой стаж (часть 2 ст. 8 названного Закона), индивидуальный пенсионный коэффициент (часть 3 ст. 8 названного Закона).

Согласно пункту 2 ст. 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ страховой стаж – это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

В силу части 1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года             № 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа (часть 2 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря             2013 года № 400-ФЗ).

Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (часть 3 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года).

Согласно п. 5 ч. l ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г.           № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на назначение досрочной                страховой пенсии имеют мужчины до достижения возраста 55 лет,                       если они проработали не менее 12 лет 6 месяцев в плавсоставе                       на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории                   порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов                   пригородного и внутригородского сообщения) и имеют стаж не менее                  25 лет.

Законодательство предусматривает право на назначение досрочной пенсии не для всех граждан работавших на судах, а лишь при соблюдении установленных законом условий: должность должна относится непосредственно к плавающему составу; суда должны относиться к одному из трех видов флота (морской, речной или рыбной промышленности);               суда не должны являться портовыми судами, постоянно работающими в акватории порта, служебно-вспомогательными и разъездными судами, судами пригородного и внутригородского сообщения. Вышеуказанные условия являются главным обстоятельством, определяющим льготный характер его работы истца по отношению к другим лицам, работавшим               на судах.

Статьей 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ определены периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж.

В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 ст. 4 названного Закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 ст. 11 Федерального закона от                    28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).

Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе               для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены                   ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ.

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены             ст. 11 и 12 этого закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от                              1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного)                       учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых             работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

При подсчете страхового стажа периоды работы, которые предусмотрены ст. 11 и 12 настоящего федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

При подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные ст. 11 настоящего федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», могут устанавливаться на основании                 показаний двух и более свидетелей, если документы о работе                         утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением,                  наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более               свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей                не подтверждается (часть 3 ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

Согласно части 4 ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г.             № 400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.

Пунктом 43 названных правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Аналогичные положения содержатся и в пункте 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное                  назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. № 258н.

Из статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются в том числе создание условий для назначения страховых и накопительных пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абзацы первый – третий ст. 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).

Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации (ст. 5 Федерального закона от                 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).

В силу пунктов 1, 2 ст. 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г.              № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их               регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже – на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.

Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ст. 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).

В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г.           № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.

По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина             в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.                   В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, либо оспаривания достоверности таких сведений факт выполнения гражданином работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, может быть подтвержден путем представления письменных доказательств, отвечающих требованиям ст. 59, 60 ГПК РФ. Из материалов дела следует, что истец Г.И. с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации. Сведения о работе Г.И. по профессии, дающей право на назначение досрочной страховой пенсии и начисленных за него взносах за период работы в ПАО «Новошип» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сведениях индивидуального персонифицированного учета отсутствуют, т.е. не подтверждены работодателем.

При вынесении оспариваемых судебных постановлений судами не было допущено существенных нарушений норм материального и процессуального права, которые в силу ст. 379.7 ГПК РФ могут повлечь отмену судебных постановлений в кассационном порядке и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы судов первой и апелляционной инстанции, основаны на неправильном толковании норм материального и процессуального права, направлены на переоценку обстоятельств, установленных судами, и не могут служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов.

Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что оснований для отмены или изменения в пределах доводов кассационной жалобы состоявшихся по делу правильных судебных актов судов первой и апелляционной инстанций не имеется.

Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Староминского районного суда Краснодарского края от 10.12.2020 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 07.04.2021 оставить без изменения, кассационную жалобу Г.И. – без удовлетворения.

Председательствующий                            Ф.Г. Руденко

Судьи                                         С.А. Губарева

                                            Е.Г. Аверина

8Г-19768/2021 [88-22613/2021]

Категория:
Гражданские
Статус:
Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ
Истцы
Сухоруков Геннадий Иванович
Ответчики
УПФ в Староминском р-не
Суд
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Руденко Ф. Г.
Дело на сайте суда
4kas.sudrf.ru
14.09.2021Судебное заседание
14.09.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее