Дело № 2-2167/2015
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
Резолютивная часть решения вынесена и оглашена 09 сентября 2015 года.
Мотивированное решение составлено 11 сентября 2015 года.
г. Ступино Московской области 09 сентября 2015 года
Ступинский городской суд Московской области в составе председательствующего федерального судьи Есина Е.В. при секретаре Филатовой Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области к ООО «Энергокор-Агро» об устранении нарушений санитарного законодательства,
У С Т А Н О В И Л:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области обратилось в Ступинский городской суд Московской области с исковым заявлением к ООО «Энергокор-Агро», в котором просит обязать ООО «Энергокор-Агро» устранить нарушения санитарного законодательства, а именно: определить границы полигона ТБО, расположенного в <адрес>; установить расстояние до территорий с нормируемыми показателями качества среды обитания (жилая застройка по адресу: <адрес>) не менее 500 метров в соответствии с СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03; привести систему производственного контроля в соответствие с СанПин 2.1.7.1038-01; разработать проект зоны санитарной охраны; получить санитарно-эпидемиологическое заключение.
Требования истца обоснованы тем, чтоООО Энергокор-Агро» не соблюдает нормы действующего законодательства и создаёт угрозу причинения вреда жизни и здоровья граждан.
Истец является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, осуществляющей функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.
В соответствие с выпиской из ЕГРЮЛ ООО «Энергокор-Агро», расположенное по адресу: <адрес>, является действующим юридическим лицом, одним из видов деятельности которого является удаление и обработка твердых отходов.
ДД.ММ.ГГГГ в Управление Роспотребнадзора по Тульской области поступило обращение жителей п. Ленинский о нарушении санитарно-эпидемиологического законодательства при эксплуатации полигона твердых бытовых отходов.
ДД.ММ.ГГГГ поступило аналогичное обращение Серегиной Е.С. по вопросу соблюдения санитарных норм и правил при эксплуатации полигона твердых бытовых отходов в <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ руководителем Управления Роспотребнадзора по <адрес> вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении ООО «Энергокор-Агро».
ДД.ММ.ГГГГ в ходе проведения административного расследования установлено, что ООО «Энергокор-Агро», местом осуществления деятельности которого является <адрес>, 270 м. по направлению на запад от ориентира: <адрес> (кладбище), допущено нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а именно: не определены границы полигона ТБО; расстояние до территорий с нормируемыми показателями качества среды обитания (жилая застройка <адрес> №) от границы земельного полигона не выдержано и составляет менее 500 м.; проект санитарно-защитной зоны для полигона, как объекта II класса опасности, не разработан; санитарно-эпидемиологическое заключение отсутствует; перечень исследуемых показателей, места отбора проб, определенные планом-графиком производственного контроля за состоянием окружающей среды на полигоне ТБО, не в полном объёме соответствует требованиям санитарных правил. Не соблюдается кратность проведения исследований. В соответствие с п.п. 3.3, 6.7, 6.8, 6.9 СанПин 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов твердых бытовых отходов» размер санитарно-защитной зоны от жилой застройки до границ полигона 500 м. Кроме того, размер санитарно-защитной зоны может уточняться при расчете газообразных выбросов в атмосферу. ООО «Энергокор-Агро» не проводятся лабораторные исследования в рамках производственного контроля за состоянием воздушной среды и за состоянием почвы. Система производственного контроля должна включать постоянное наблюдение за состоянием воздушной среды, постоянное наблюдение за состоянием почвы в зоне возможного влияния полигона.
В отношении ООО «Энергокор-Агро» ДД.ММ.ГГГГ составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.3 КоАП РФ.
Постановлением Ленинского районного суда Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Энергокор-Агро» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
Непринятие мер к приведению полигона ТБО в соответствие с санитарно-эпидемиологическими требованиями нарушает конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду, негативно влияет на экологическую безопасность и здоровье жителей населенного пункта.
Представитель истца Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области в судебное заседание не явился; о времени и месте судебного разбирательства истец был извещён надлежащим образом; представил в суд письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Представитель ответчика ООО «Энергокор-Агро» - Рогов А.С., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования признал частично.
Суд, выслушав объяснения и доводы представителя ответчика, проверив и исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в силу нижеследующего.
Согласно ст. 42 Конституции РФ каждому гарантировано право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Статьёй 11 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 года «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Исходя из положений ст. 3 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 года «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе и на основе таких принципов, как соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека.
Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; обязательность проведения государственной экологической экспертизы проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды; соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
На территории РФ действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в порядке, установленном Правительством РФ. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истец является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, осуществляющей функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка (л. д. <данные изъяты>).
Исходя из выписки из ЕГРЮЛ и Устава, ООО «Энергокор-Агро», расположенное по адресу: <адрес>, является действующим юридическим лицом, одним из видов деятельности которого является удаление и обработка твердых отходов (л. д. <данные изъяты>).
ДД.ММ.ГГГГ в Управление Роспотребнадзора по Тульской области поступило коллективное обращение жителей <адрес> о нарушении санитарно-эпидемиологического законодательства при эксплуатации полигона твердых бытовых отходов (л. д. <данные изъяты>).
ДД.ММ.ГГГГ поступило аналогичное обращение от Серегиной Е.С. по вопросу соблюдения санитарных норм и правил при эксплуатации полигона твердых бытовых отходов в <адрес> (л. д. <данные изъяты>).
ДД.ММ.ГГГГ руководителем Управления Роспотребнадзора по Тульской области вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении ООО «Энергокор-Агро» (л. д. <данные изъяты>).
ДД.ММ.ГГГГ в ходе проведения административного расследования установлено, что ООО «Энергокор-Агро», местом осуществления деятельности которого является <адрес>, 270 м. по направлению на запад от ориентира: <адрес> (кладбище), допущено нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а именно: не определены границы полигона ТБО; расстояние до территорий с нормируемыми показателями качества среды обитания (жилая застройка <адрес> №) от границы земельного полигона не выдержано и составляет менее 500 м.; проект санитарно-защитной зоны для полигона, как объекта II класса опасности, не разработан; санитарно-эпидемиологическое заключение отсутствует; перечень исследуемых показателей, места отбора проб, определенные планом-графиком производственного контроля за состоянием окружающей среды на полигоне ТБО, не в полном объёме соответствует требованиям санитарных правил. Не соблюдается кратность проведения исследований. В соответствие с п.п. 3.3, 6.7, 6.8, 6.9 СанПин 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов твердых бытовых отходов» размер санитарно-защитной зоны от жилой застройки до границ полигона 500 м. Кроме того, размер санитарно-защитной зоны может уточняться при расчете газообразных выбросов в атмосферу. ООО «Энергокор-Агро» не проводятся лабораторные исследования в рамках производственного контроля за состоянием воздушной среды и за состоянием почвы. Система производственного контроля должна включать постоянное наблюдение за состоянием воздушной среды, постоянное наблюдение за состоянием почвы в зоне возможного влияния полигона (л. д. <данные изъяты>).
В соответствие с п.п. 2.1, 2.5, 3.1, 4.1, 5.1, 5.6 СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 года № 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме. Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчётами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений. Организации, промышленные объекты и производства, группы промышленных объектов и сооружения, являющиеся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, необходимо отделять санитарно-защитными зонами от территории жилой застройки. Проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства. Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I-III класса опасности является обязательной. Установление размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств проводится при наличии проектов обоснования санитарно-защитных зон с расчётами загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух, с учетом результатов натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представляемой в составе проекта. Санитарно-защитная зона или какая-либо её часть не может рассматриваться как резервная территория объекта и использоваться для расширения промышленной или жилой территории без соответствующей обоснованной корректировки границ санитарно-защитной зоны.
ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом Управления Роспотребнадзора по Тульской области в отношении ООО «Энергокор-Агро» составлен протокол об административном правонарушении, в соответствии с которым действия указанного юридического лица квалифицированы по ст. 6.3 КоАП РФ (л. д. <данные изъяты>).
Вступившим в законную силу постановлением Ленинского районного суда Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Энергокор-Агро» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей (л. д. <данные изъяты>).
До настоящего времени выявленные истцом нарушения в области санитарного законодательства ответчиком не устранены.
Доказательств обратного ответчиком в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ суду представлено не было.
Непринятие ответчиком мер к приведению полигона твёрдых бытовых отходов в соответствие с санитарно-эпидемиологическими требованиями нарушает конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду, негативно влияет на экологическую безопасность и здоровье жителей населенного пункта.
При указанных обстоятельствах суд находит исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области к ООО «Энергокор-Агро» обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Учитывая, что при обращении с иском в суд истец в силу закона на основании п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ освобождён от оплаты государственной пошлины, в соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в сумме <данные изъяты> рублей.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области к ООО «Энергокор-Агро» удовлетворить.
Обязать ООО «Энергокор-Агро» (<адрес>; ОГРН: №; ИНН: №; дата регистрации - ДД.ММ.ГГГГ года) устранить нарушения санитарного законодательства, а именно: определить границы полигона ТБО, расположенного в <адрес>; установить расстояние до территорий с нормируемыми показателями качества среды обитания (жилая застройка по адресу: <адрес>) не менее 500 метров в соответствии с СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03; привести систему производственного контроля в соответствие с СанПин 2.1.7.1038-01; разработать проект зоны санитарной охраны; получить санитарно-эпидемиологическое заключение.
Взыскать с ООО «Энергокор-Агро» (<адрес>; ОГРН: №; ИНН: №; дата регистрации - ДД.ММ.ГГГГ года) государственную пошлину в сумме <данные изъяты> рублей в доход местного бюджета (КБК №; Банк получателя - Отделение 1 Московского ГТУ Банка России; счет №; БИК №; ИНН и КПП получателя средств - ИФНС России по г. Ступино №; получатель УФК по Московской области (ИФНС России г. Ступино); код ОКАТО: городского поселения Ступино - №).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Ступинский городской суд Московской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Федеральный судья Е.В. Есин