24RS0002-01-2023-000583-84
№2-1309/2023/
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 мая 2023 года Ачинский городской суд Красноярского края
в составе:
председательствующего судьи Панченко Н.В.,
при секретаре Истоминой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства О. Российской Федерации к Стельмах В. Е., С. Алексею Г. Д. о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг, пени, судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (далее ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ) обратилось в суд с исковым заявлением к С. В.Е., С. А.Г. о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг, пени, судебных расходов, мотивируя тем, что ответчики являются нанимателями <адрес> д. <адрес>, в ней зарегистрированы. На них производится начисление платы за предоставленные коммунальные услуги. С 01.10.2019 г. по 31.07.2020 г. за время управления домом ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ ответчики оплату за коммунальные услуги надлежащим образом не производят, в связи с чем, за указанный период задолженность по оплате за коммунальные услуги составила 67 080,31 руб., пени за несвоевременную оплату услуг по состоянию на 03.02.2023г.. составили 4 174,14 руб., данные суммы просит взыскать в солидарном порядке с С. В.Е., С. А.Г., а также взыскать госпошлину в доход местного бюджета (л.д.3-4).
В судебное заседание представитель истца ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ, извещенный о дате и времени рассмотрения дела судебным извещением (л.д.85), не явился. В исковом заявлении представитель Шмань Е.В., действующая на основании доверенности № 1 от 09.01.2023г. (л.д.45), просила рассмотреть дело в отсутствие их представителя (л.д.4).
Ответчики С. В.Е., С. А.Г., извещенные о дате и времени рассмотрения дела судебным извещением (л.д.50, 68,85), в суд не явились, от получения почтовой корреспонденции уклонились, о чем свидетельствует возврат почтовой корреспонденции с отметкой почтового отделения об истечении срока хранения (л.д.69-80, 87-89,96-99). О рассмотрении дела в свое отсутствие ответчики не просили, отзыва либо возражений по иску не представили.
В соответствии с ч. 1 ст. 35 ГПК РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
Лица, участвующие в деле, несут процессуальные обязанности, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами. При неисполнении процессуальных обязанностей наступают последствия, предусмотренные законодательством о гражданском судопроизводстве (ч. 2 ст. 35 ГПК РФ).
Суд принял предусмотренные законом меры по извещению ответчика о судебном заседании по известному адресу. Действия ответчика судом расценены как избранный ею способ реализации процессуальных прав, не могущий являться причиной задержки рассмотрения дела по существу, в связи с чем, с согласия представителя истца дело рассмотрено в отсутствие С. В.Е., С. А.Г. в порядке заочного производства, предусмотренного ст. 233 ГПК РФ.
Исследовав материалы дела, суд считает исковые требования ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ подлежащими удовлетворению в следующем объеме и по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 100 ЖК РФ по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем. Договор найма специализированного жилого помещения заключается на основании решения о предоставлении такого помещения. К пользованию специализированными жилыми помещениями по договорам найма таких жилых помещений применяются правила, предусмотренные статьей 65, частями 3 и 4 статьи 67 и статьей 69 настоящего Кодекса, за исключением пользования служебными жилыми помещениями, к пользованию которыми по договорам найма таких помещений применяются правила, предусмотренные частями 2 - 4 статьи 31, статьей 65 и частями 3 и 4 статьи 67 настоящего Кодекса, если иное не установлено другими федеральными законами.
Согласно ч. 3 ст. 67 ЖК РФ наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан, в том числе, своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно части 1 статьи 153 ЖК РФ, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. В силу части 2 статьи 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает, в том числе у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
Статьей 154 ЖК РФ определено, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии со ст. 155 ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.
Дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи собственника жилого помещения несут солидарную с собственником ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования данным жилым помещением, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (ст. 31 ЖК РФ).
Пунктами 6,7 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 г. N 354, установлено, что предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в пунктах 9, 10, 11 и 12 настоящих Правил. Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (далее - конклюдентные действия). Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами.
В силу ч. 1 ст. 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, приказом Министра обороны Российской Федерации от 02.03.2017 № 155 создано ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ, основной целью деятельности которого определено содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации (л.д. 35-36).
Жилое помещение по адресу: Красноярский край, Ачинский район, Ключинский с/с, д.Каменка, <адрес> на основании приказа директора департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации № 1140 от 12.04.2017г. закреплено на праве оперативного управления за федеральным государственным бюджетным учреждением «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства О. Российской Федерации.
Поскольку на основании договора от 01.04.2017 коммунальные услуги оказывало ООО «ГУЖФ», в его адрес 26.04.2018 были направлены письма о прекращении с 31.05.2018 договора в части снабжения коммунальными ресурсами в целях предоставления коммунальной услуги теплоснабжения собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах (л.д. 32).
На основании решения №10 о заселении жилого помещения Минобороны России от 09.07.2013 года жилого помещения в доме Министерства Обороны Стельмах В.Е. и членам ее семьи супруга С. А.Г., дочери С. Д.А., в связи с трудовыми отношениями С. В.Е. с в/ч 58661-49 была предоставлена квартира по адресу: <адрес>, д.Каменка, <адрес> (л.д.15).
На имя С. В.Е. открыт финансово-лицевой счет (л.д. 16 оборот).
Из выписки из похозяйственной книги следует, что в квартире по адресу: <адрес>, д. Каменка, <адрес> зарегистрированы по месту жительства С. В.Е., С. А.Г., С. Д.А., С. В.А., С. С.А. (л.д. 16).
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, их права и обязанности, закреплены в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 (далее - Правила).
В соответствии с п. 4 вышеуказанных Правил к видам коммунальных услуг, в том числе отнесено - холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление.
Пункт 6 Правил допускает предоставление коммунальных услуг как на основании письменного договора с исполнителем, так и путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (конклюдентные действия). При совершении потребителем конклюдентных действий согласно пункту 7 Правил договор считается заключенным на условиях, предусмотренных Правилами.
Согласно выписке из лицевого счета и квитанциям, за период с 01.10.2019 г. по 31.07.2020 года начислена плата за коммунальные услуги на четверых зарегистрированных лиц в размере 77 365,84 руб., в счет оплаты в процессе принудительного исполнения по исполнительному производству, возбужденному на основании судебного приказа №2-6156/145/2020 удержано 10 285,53 руб., с учетом данной суммы истцом предъявлена задолженность 67 080,31 руб. (л.д. 8).
Однако при рассмотрении дела установлено, что по исполнительному производству, возбужденному на основании судебного приказа №2-2712/2020 удержано в счет погашения задолженности 463,99 руб., с учетом данной суммы задолженность по коммунальным услугам С. составляет 66 616,32 руб. (л.д. 99, 100-106).
Сведений об оплате данной задолженности в полном объеме ответчиками не представлено, расчет задолженности не оспорен.
Истцом также заявлено требование о взыскании с ответчиков пени за период с 01.10.2019 г. по 31.07.2020 г. в размере 4 174,14 руб. (л.д.8).
В силу ч. 14 ст. 155 ЖК РФ, лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной сто тридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.
Поскольку собственники наниматели С. своевременно не вносили плату за жилое помещение, они, в соответствии со ст. 155 ЖК РФ, обязаны уплатить пеню за несвоевременное внесение платы за оказанные услуги.
При этом судом и представителем истца в иске учитываются следующие положения законодательства.
Статьей 18 Закона N 98-ФЗ установлено, что до 1 января 2021 г. Правительство Российской Федерации вправе устанавливать особенности начисления и уплаты пени в случае несвоевременной и (или) не полностью внесенной платы за жилое помещение и коммунальные услуги, взносов на капитальный ремонт, установленных жилищным законодательством Российской Федерации, а также взыскания неустойки (штрафа, пени).
Согласно пункту 3 постановления N 424 "Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" от 02.04.2020 г. положения договоров, заключенных в соответствии с законодательством Российской Федерации о газоснабжении, электроэнергетике, теплоснабжении, водоснабжении и водоотведении, устанавливающие право поставщиков коммунальных ресурсов на взыскание неустойки (штрафа, пени) за несвоевременное и (или) не полностью исполненное лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, обязательство по оплате коммунальных ресурсов, не применяются до 1 января 2021 г.
Пунктом 4 постановления N 424 также установлено, что положения договоров управления многоквартирными домами, устанавливающие право лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами, на взыскание неустойки (штрафа, пени) за несвоевременное и (или) неполное внесение платы за жилое помещение, не применяются до 1 января 2021 г.
Кроме того, пунктом 5 постановления N 424 приостановлено до 1 января 2021 г. взыскание неустойки (штрафа, пени) в случае несвоевременных и (или) внесенных не в полном размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и взносов на капитальный ремонт.
Таким образом, приостановлено действие порядка начисления (взыскания) неустоек, предусмотренного законодательством и условиями заключенных договоров (установлен мораторий), как в отношении собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах и жилых домов, так и в отношении лиц, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами, и, соответственно, плательщики освобождены от уплаты неустоек за соответствующий период.
Названный мораторий действует в отношении неустоек (пеней, штрафов), подлежавших начислению за период просрочки с 6 апреля 2020 г. до 1 января 2021 г., независимо от расчетного периода (месяца) поставки коммунального ресурса (оказания коммунальных услуг), по оплате которой допущена просрочка, в том числе, если сумма основного долга образовалась до 6 апреля 2020 г., если законом или правовым актом не будет установлен иной срок окончания моратория.
Правила о приостановлении начисления неустоек по смыслу пунктов 3-5 постановления N 424 действуют вне зависимости от места жительства, места пребывания гражданина, местонахождения и места осуществления деятельности юридического лица, а также независимо от введения на территории субъекта Российской Федерации режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Неустойка подлежит начислению и взысканию в порядке, установленном жилищным законодательством, законодательством о газоснабжении, электроэнергетике, теплоснабжении, водоснабжении и водоотведении, и условиями договоров за весь период просрочки, исключая период действия моратория.
Согласно расчету ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ за период с 11.10.2019 г. по 12 марта 2020 г. ответчикам начислены пени в размере 4 174,14 руб. (л.д.8), однако данный расчет судом признан необоснованным, поскольку пени начислялась не на суммы ежемесячной платы за коммунальные услуги в рассматриваемый период задолженности с октября 2019 г. по июль 2020 г., а на ранее имевшуюся задолженность на 01.10.2019 г. (л.д.8). При этом из расчета следует, что пеня в период с 01.04.2020 г. не начислялась, что судом признается обоснованным.
При таких обстоятельствах, суд полагает на заявленную задолженность и с учетом периода моратория с 06.04.2020 г. подлежит начислению пени и взысканию с ответчиков пени в сумме 455,98 руб., исходя из следующего расчета.
Расчёт пеней по задолженности у С. В.Е., С. А.Г. | |||||||
Задолженность | Период просрочки | Ставка | Доля ставки | Формула | Пени | ||
с | по | дней | |||||
7 726,11 | 11.11.2019 | 10.12.2019 | 30 | 7,50 % | 0 | 7 726,11 ? 30 ? 0 ? 7.5% | 0,00 р. |
7 726,11 | 11.12.2019 | 08.02.2020 | 60 | 7,50 % | 1/300 | 7 726,11 ? 60 ? 1/300 ? 7.5% | 115,89 р. |
7 726,11 | 09.02.2020 | 12.03.2020 | 33 | 7,50 % | 1/130 | 7 726,11 ? 33 ? 1/130 ? 7.5% | 147,09 р. |
7 726,11 | 11.12.2019 | 09.01.2020 | 30 | 7,50 % | 0 | 7 726,11 ? 30 ? 0 ? 7.5% | 0,00 р. |
7 726,11 | 10.01.2020 | 09.03.2020 | 60 | 7,50 % | 1/300 | 7 726,11 ? 60 ? 1/300 ? 7.5% | 115,89 р. |
7 726,11 | 10.03.2020 | 12.03.2020 | 3 | 7,50 % | 1/130 | 7 726,11 ? 3 ? 1/130 ? 7.5% | 13,37 р. |
7 726,11 | 11.01.2020 | 09.02.2020 | 30 | 7,50 % | 0 | 7 726,11 ? 30 ? 0 ? 7.5% | 0,00 р. |
7 726,11 | 10.02.2020 | 12.03.2020 | 32 | 7,50 % | 1/300 | 7 726,11 ? 32 ? 1/300 ? 7.5% | 61,81 р. |
7 726,11 | 11.02.2020 | 11.03.2020 | 30 | 7,50 % | 0 | 7 726,11 ? 30 ? 0 ? 7.5% | 0,00 р. |
7 726,11 | 12.03.2020 | 12.03.2020 | 1 | 7,50 % | 1/300 | 7 726,11 ? 1 ? 1/300 ? 7.5% | 1,93 р. |
Итого | 455,98 |
В соответствии со ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика в соответствующий бюджет, в связи с чем, со С. В.Е., С. А.Г. в соответствии с правилами ч.1 ст.333.19 НК РФ подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета муниципального образования г. Ачинск в размере 2 212,17 руб. по 1 106,08 руб. с каждого.
Таким образом, исходя из совокупности установленных по делу обстоятельств и требований закона, суд считает необходимым исковые требования ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ удовлетворить частично, взыскать в солидарном порядке в пользу учреждения со С. В.Е., С. А.Г. задолженность по оплате коммунальных услуг в сумме 66 616,32 руб., пени в сумме 455,98 руб., в остальной части иска отказать.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ удовлетворить.
Взыскать в солидарном порядке со Стельмах В. Е., Стельмаха А. Г. в пользу Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ задолженность по оплате коммунальных услуг за период с 01.10.2019 года по 31.07.2020 года в размере 66 616,32 руб., пени в сумме 455,98 руб., всего 67 072,30 шестьдесят семь тысяч семьдесят два) рубля 30 копеек, в остальной части иска о отказать.
Взыскать солидарно со Стельмах В. Е., Стельмаха А. Г. в доход бюджета муниципального образования город Ачинск Красноярского края государственную пошлину по 1 106 (одна тысяча сто шесть) рублей 08 копеек с каждого.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения. Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Н.В. Панченко