№ 2а-96/2019
УИД № 24RS0002-01-2018-005129-43
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 января 2019 года Ачинский городской суд Красноярского края
в составе судьи Е.А. Ирбеткина, рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 4 по Красноярскому краю к Сорокиной Н. А. о взыскании недоимки по страховым взносам, пени, суд
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России №4 по Красноярскому краю (далее по тексту – МИ ФНС № 4) обратилась в суд с административным иском к Сорокиной Н.А.о взыскании недоимки по страховым взносам и пени, мотивируя свои требования тем, что Сорокина Н.А. в период с 21.06.2007 г. по 09.02.2018 г. осуществляла деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, являлась плательщиком страховых взносов. В соответствии с переданными УПФ РФ в г. Ачинске и Ачинском районе сальдо за Сорокиной Н.А. числится недоимка по страховым взносам в сумме 23 153,33 руб., в том числе: по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере на выплату страховой пенсии в сумме 19 356,48 руб.; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере до 01.01.2017 г. в сумме 3 796,85 руб. За нарушение сроков уплаты страховых взносов ответчику начислены пени в сумме 157,15 руб., в том числе: пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой пенсии с 01.01.2017 г. в сумме 53,46 руб.; пени по страховым взносам на обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности и материнству с 01.01.2017 г. в сумме 14,09 руб.; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование фиксированном размере на выплату страховой пенсии в сумме 65,86 руб.; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование с 01.01.2017 г. в сумме 12,40 руб.; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере до 01.01.2017 г. в сумме 11,34 руб. Административному ответчику направлено требование об уплате недоимки № 58145 от 18.08.2017 г., в установленный для добровольного исполнения требования срок, задолженность не погашена. В связи с чем, просит взыскать с Сорокиной Н.А. задолженность по страховым взносам и пени в сумме 23 153,33 руб., восстановив срок для обращения в суд в связи с поздней передачей от УПФ РФ в г. Ачинске сведений об имеющейся недоимке (л.д. 2-4).
Копия административного искового заявления была направлена административным истцом в адрес административного ответчика 12 октября 2018 года (л.д. 14-15).
В определении суда от 25 октября 2018 года административному ответчику предложено представить доказательства оплаты страховых взносов и пени, а также возражения относительно применения правил упрощенного (письменного) производства (л.д.1), определение направлено Сорокиной Н.А. 29.10.2018 г. (л.д. 22), возражений относительно упрощенного порядка рассмотрения дела ответчиком не представлено.
В соответствии с ч.2 ст. 291 КАС РФ административное исковое заявление рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства.
Исследовав материалы дела, суд считает требования МИ ИФНС № 4 подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций (ч. 1 ст. 286 КАС РФ).
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
На момент возникновения спорных отношений Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы выступали органами контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ.
С 01 января 2017 года вышеуказанный закон признан утратившим силу в связи с принятием Федерального закона от 03 июля 2016 года N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Федеральный закон N 250-ФЗ), вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование регулируются главой 34 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, полномочия по администрированию страховых взносов возложены на налоговые органы.
В соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона N 212-ФЗ (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе, индивидуальные предприниматели, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, и индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
Обязанность по уплате страховых взносов возникает в силу факта регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и прекращается с момента государственной регистрации прекращения деятельности в таком качестве.
Согласно ч. 1 ст. 14 указанного Закона плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона (к числу которых отнесены индивидуальные предприниматели), уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.
Плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом (ч. 1 и 2 ст. 18 указанного Закона).
В случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки плательщик страховых взносов должен выплатить пени (ч. 1 ст. 25 Федерального закона N 212-ФЗ).
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах (ч. 2 ст. 25 указанного Закона).
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм страховых взносов или после уплаты таких сумм в полном объеме (ч. 7).
Как следует из материалов дела, с 21 июня 2007 года по 09 февраля 2018 года Сорокина Н.А. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя (л.д. 10), 09 февраля 2018 года в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена запись о том, что индивидуальный предприниматель прекратила деятельность в связи с принятием им соответствующего решения.
По состоянию на 29 марта 2018 года Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное Учреждение) в г. Ачинске и Ачинском районе была составлена справка о выявлении недоимки у Сорокиной Н.А. как плательщика страховых взносов в Пенсионный фонд РФ по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере за 2016 г. в 19 356,48 руб., по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2016 г. в размере 3 796,85 руб.
Срок уплаты данный взносов законодателем установлен до 09.01.2017 г. (л.д. 34).
В связи с нарушением установленных сроков уплаты страховых взносов ответчику начислены пени по страховым взносам на обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности и материнству за период с 01.08.2017 г. по 18.08.2017 г. в сумме 14,09 руб. (л.д. 11,68), пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за период с 10.08.2017 г. по 18.08.2017 в сумме 12,40 руб. (л.д.12), пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой пенсии с 01.01.2017 г. в сумме 53,46 руб. за период с 10 по 18.08.2017 г. (л.д.61), пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование фиксированном размере на выплату страховой пенсии в сумме 65,86 руб. за период с 10 по 18.08.2017 г. (л.д.69), пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере до 01.01.2017 г. в сумме 11,34 руб. за период с 10 по 18.08.2017 г.(л.д. 70).
В связи с выявлением недоимки, 22.08.2017 г. ответчику по почте заказной корреспонденцией по адресу, указанному в выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, направлено требование № 58145 по состоянию на 18.08.2017 г. об уплате недоимки по страховым взносам, пеней, в котором предоставлен срок для добровольного исполнения до 07.09.2017 г., однако требование Сорокиной Н.А. исполнено не было, сумма задолженности не уплачена.
В течение 6-ти месяцев с момента истечения срока для добровольного исполнения требования 05.03.2018 г.орган контроля за уплатой страховых взносов обратился в суд с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Сорокиной Н.А. спорной задолженности (л.д.83-85).
16 марта 2018 года мировым судьей был выдан судебный приказ № 2а-31/2017 о взыскании с Сорокиной Н.А. задолженности по страховым взносам и пени в размере 23 310 руб. (л.д. 82), который отменен определением от 20 апреля 2018 года (л.д. 5), после чего 17.10.2018 г. в течение 6-ти месяцев орган контроля за уплатой страховых взносов обратился в Ачинский городской суд (л.д. 17).
Между тем, исходя из положений пунктов 4 и 6 статьи 69, пункта 1 статьи 70 НК РФ требование об уплате налога подлежит направлению налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
Несоблюдение срока направления требования об уплате налога само по себе не лишает налоговый орган права на взыскание недоимки и пеней в пределах общих сроков, установленных налоговым законодательством, которые в этом случае следует исчислять исходя из совокупности сроков, установленных в статьях 48, 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации.
В данном случае требование об уплате сумм недоимки в отношении Сорокиной Н.А. должны были быть направлены в течение 3 месяцев со дня наступления 09.01.2017 г. срока уплаты обязательных платежей, т.е. до 09.04.2017 г. с последующим исчислением срока обращения в суд с учетом положений пунктов 4 и 6 статьи 69, пункта 1 статьи 70 НК РФ.
Нарушение истцом установленного законом срока направления требованиясуд полагает обусловленным поздней передачей из пенсионного фонда в налоговый орган пакета документов для взыскания пеней в отношении Сорокиной Н.А., которая состоялась 06.06.2017 г. и 26.07.2017 г. (л.д. 59-60), и считает срок пропущенным не зависящим от воли административного истца уважительным причинам. Фактически налоговое требование было направлено ответчику в пределах трехмесячного срока после получения указанных документов.
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что Сорокина Н.А. как физическое лицо, в период с 21 июня 2007 года по 09 февраля 2018 года зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, являлась плательщиком страховых взносов в соответствии с Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», при этом данные взносыдо настоящего времени ею в полном объеме не оплачены, расчет и сумма недоимки по страховым взносам, а также расчет и сумма пени судом проверены и признаны правильными, суд полагает, что заявленные исковые требования о взыскании с ответчика недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере на выплату страховой пенсии в сумме 19 356,48 руб.; по страховым взносамна обязательное медицинское страхование в фиксированном размере до 01.01.2017 г. в сумме 3 796,85 руб.,пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование фиксированном размере на выплату страховой пенсии в сумме 65,86 руб.; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере до 01.01.2017 г. в сумме 11,34 руб., в том числе начисленные на ранее образовавшуюся и взысканную пенсионным органом недоимку (л.д. 46,47,52), подлежат удовлетворению.
Оснований для взыскания с Сорокиной Н.А. пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой пенсии с 01.01.2017 г. в сумме 53,46 руб.; пени по страховым взносам на обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности и материнству с 01.01.2017 г. в сумме 14,09 руб.; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование с 01.01.2017 г. в сумме 12,40 руб. суд не усматривает.
Согласно правовой позиции, выраженной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2015 г. N 422-О, пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы налога, поскольку положения налогового законодательства, предполагающие необходимость уплаты пени с причитающихся с налогоплательщика сумм налога и уплаченных с нарушением установленных сроков, не предполагают возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено. Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание.
Таким образом, пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы налога.
Из анализа имеющихся в деле документов, в том числе расчета перечисленных пеней, видно, что пени в размере 53,46 руб.начислены за неуплату административным ответчиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой пенсии с 01.01.2017 г. в сумме от 19 800 до 23100 руб.; в сумме 14,09 руб. - за неуплату административным ответчиком страховых взносов на обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности и материнству с 01.01.2017 г. в сумме от 2 610 до 3 045 руб.; в сумме 12,40 руб. - за неуплату административным ответчиком страховых взносов на обязательное медицинское страхование с 01.01.2017 г. в сумме от 4 590 до 5 355 руб.
Поскольку данные пени начислены на недоимку по взносам, подлежавшим уплате с 01.01.2017 г., полномочиями по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование обладает налоговый орган.
При этом,доказательства, подтверждающие возникновение у Сорокиной Н.А. после 01.01.2017 г. недоимки по перечисленным обязательным платежам в указанном размере, выставления и направления плательщику требования об уплате сумм недоимки, его неисполнения, а также последующего взыскания сумм страховых взносовадминистративным истцом в ходе рассмотрения дела не представлено, что не позволяет суду прийти к выводу об обоснованности начисления пени, наличия у истца права на обращение в суд с требованиями о взыскании пени и проверить соблюдение истцом срока обращения в суд с данной частью требований.
В соответствии с ч.1 ст. 114 КАС РФ, с Сорокиной Н.А. также подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой освобожден административный истец, в размере, установленном пп. 1 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ, в сумме 896,92 руб.
Руководствуясь ст. ст. 290, 293 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России №4 по Красноярскому краю удовлетворить частично.
Взыскать с Сорокиной Н. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <данные изъяты>, зарегистрированной по адресу: <адрес> в доход соответствующего бюджетазадолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере на выплату страховой пенсии в сумме 19 356,48 рублей, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере до 01.01.2017 г. в сумме 3 796,85 рублей, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере на выплату страховой пенсии в сумме 65,86 рублей, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере до 01.01.2017 г. в сумме 11,34 рублей, в остальной части иска отказать.
Взыскать с <данные изъяты> в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 896 (восемьсот девяносто шесть) рублей 92 копейки.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения, путем подачи апелляционной жалобы через Ачинский городской суд.
Судья Е.А. Ирбеткина
Решение в законную силу не вступило.