Решение по делу № 2-1728/2020 от 26.12.2019

...

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе

председательствующего судьи Шишеловой Т.Л.

при секретаре Алексеевой А.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре

17 февраля 2020 года гражданское дело по заявлению прокурора г. Сыктывкара в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» об обязании привести дорогу в нормативное состояние,

установил:

Прокурор г. Сыктывкара обратился в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ, в интересах неопределенного круга лиц, к АМО ГО «Сыктывкар» с заявлением об обязании привести дорогу в нормативное состояние. В обоснование заявленных требований указано, что на основании обращения ... Е.А. проведена проверка исполнения законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения, в ходе которой установлено, что автомобильная дорога по ... не соответствует требованиям, предъявляемым законодательством к обеспечению безопасности дорожного движения. В частности, нарушены требования ГОСТ Р 50597-2017 и ГОСТа 33151-2014. Поскольку выявленные нарушения норм федерального законодательства затрагивают права и законные интересы неопределенного круга лиц, создают угрозу жизни и здоровью участников дорожного движения, прокурор обратился в суд с настоящим заявлением

Определением суда от 28.02.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено МКП МО ГО «Сыктывкар» «Дорожное хозяйство».

В настоящем судебном заседании на удовлетворении заявленных требований помощник прокурора настаивает.

Представитель ответчика, АМО ГО «Сыктывкар» в суде с иском не согласна. Не оспаривая наличие выявленных в ходе проверки нарушений требований законодательства; ссылается на отсутствие финансовой возможности исполнить данные требования закона.

Представитель третьего лица ОГИБДД УМВД России по г. Сыктывкару требования прокурора поддержал в полном объеме.

Представители третьих лиц, МКП «Жилкомсервис» и МКП МО ГО «Сыктывкар» «Дорожное хозяйство», в суде не присутствуют, о времени и месте извещены надлежаще, об уважительности причин неявки суд не уведомили, ходатайств об отложении дела слушанием не заявляли.

Суд счел возможным рассмотреть настоящее дело при имеющейся явке лиц, по правилам ст. 167 ГПК РФ.

Заслушав правовые позиции сторон, мнение представителя третьего лица, исследовав письменные материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.

Статьи 1, 4, 5 ФЗ "О безопасности дорожного движения" определяют вопросы безопасности дорожного движения, и защиты интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, полномочия и ответственность Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, регулирования деятельности на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве, разработки и утверждения в установленном порядке законодательных и иных нормативных правовых актов в данной сфере: правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов.

При этом, под обеспечением безопасности дорожного движения понимается деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий (ст. 2 Закона).

Правоотношения, связанные с осуществлением дорожной деятельности, к которой отнесена деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, регламентированы Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Согласно ст. 3 ФЗ от 08.11.2007г. № 257-ФЗ, «Автомобильная дорога» - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

- «Элементы обустройства автомобильных дорог» - сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки (парковки) транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса

- «Дорожная деятельность» - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

- «Содержание автомобильной дороги» - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Статья 5 вышеуказанного ФЗ гласит, что автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на автомобильные дороги федерального значения; автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; автомобильные дороги местного значения; частные автомобильные дороги. Автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования. К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.

В силу ст. 12 Закона № 196-ФЗ от 10.12.1995г., содержание дорог на территории Российской Федерации должно обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Статьей 13 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности отнесено: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; установление порядка осуществления муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели;

При этом содержание автомобильных дорог должно осуществляться с соблюдением требований технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог (ст. 17 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Материалами дела установлено, что на территории ... находится улица ... включенная в реестр наименований улиц, расположенных в границах муниципального образования ...

В силу п.п. 5, 25 части 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения городского округа относятся, в т.ч. дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; утверждение правил благоустройства территории городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории городского округа в соответствии с указанными правилами.

Пунктом 5.2.4 ГОСТа Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденного приказом Росстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст, покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений

В соответствии с требованиями ГОСТа Р-52766-2007 «Элементы обустройства» предусмотрено обустройство стационарного электрического освещения в населенных пунктах.

На основании ч. 1 ст. 37 Закона № 131-ФЗ, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Как следует из Устава ..., к ведению городского округа относится, в т.ч. дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 5.6.1, 5.6.3 ... в рамках решения задачи обеспечения качества городской среды при создании и благоустройстве освещения и осветительного оборудования учитываются принципы комфортной организации пешеходной среды, в том числе необходимость создания привлекательных и безопасных пешеходных маршрутов, а также обеспечение комфортной среды для общения в местах притяжения людей. Функциональное освещение осуществляется стационарными установками освещения дорожных покрытий и пространств в транспортных и пешеходных зонах.

При этом, органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований (ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).

Установлено, что на основании обращения ... Е.А. прокуратурой города проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения на территории ...

В ходе проверки установлено, что на всем протяжении дороги по ... имеется разрушение дорожного полотна, а также заужение проезжей части до 5,0 метров. На радиусах опасных поворотов от ... присутствует древесно-кустарниковая растительность. Кроме того, на указанном участке дороги отсутствует стационарное наружное освещение.

В настоящем судебном заседании факт нарушения со стороны администрации требований ГОСТа Р-52766-2007 «Элементы обустройства» в части отсутствия наружного освещения и ГОСТа Р 50597-2017 в части разрушения дорожного полотна представителем ответчика также не оспаривался.

Между тем, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, в Российской Федерации как социальном государстве охраняются труд и здоровье людей (статья 7) и каждый имеет право на охрану здоровья (статья 41, часть 1). Тем самым предполагается, что государство обязано принимать все необходимые меры к тому, чтобы гарантировать гражданам осуществление данного конституционного права в полном объеме, в т.ч. к недопущению ситуаций, создающих потенциальную угрозу безопасности жизни и здоровья людей.

Верховный Суд РФ в своем Определении от 17.12.2008г. № 67-Впр08-9 указал, что неисполнение органом местного самоуправления требований в области безопасности дорожного движения может создавать угрозу нарушения прав граждан.

Следовательно, выявленные нарушения норм федерального законодательства создают предпосылки повышения уровня возможности возникновения дорожно-транспортных происшествий, и как следствие возникновение угрозы жизни и здоровью неопределенного круга лиц, что недопустимо и нарушает один из основополагающих принципов обеспечения безопасности дорожного движения - приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении.

Таким образом, исходя из анализа совокупности вышеприведенных правовых норм и установленных обстоятельств дела, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора законны и основаны, а потому подлежат удовлетворению в полном объеме.

При этом, суд полагает необходимым установить срок для исполнения ответчиком обязанности по устранению выявленных нарушений – до ..., полагая данный срок разумным и достаточным для выполнения АМО ГО «Сыктывкар», с учетом специфики и длительности бюджетного процесса, возложенной в силу закона обязанности.

В силу п. 4 ст. 103 ГПК РФ, учитывая, что на основании ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты судебных расходов обе стороны освобождены, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, надлежит обратить за счет средств федерального бюджета.

Таким образом, рассмотрев дело в пределах заявленных требований и по заявленным основаниям, применительно к обстоятельствам возникшего спора, положениям ст.56, 57 ГПК РФ, оценив относимость, допустимость и достоверность, а также достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд,

решил:

Заявление прокурора г. Сыктывкара в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» об обязании привести дорогу в нормативное состояние – удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования городского округа «Сыктывкар» обеспечить безопасные условия дорожного движения по автомобильной дороге по ... путем оборудования уличного освещения указанного участка автомобильной дороги в соответствии с п. 4.6.2 ГОСТА 33151-2014; а также путем приведения дорожного полотна в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-2017, путем очистки от древесно-кустарниковой растительности на радиусах опасных поворотов, устранения разрушений дорожного полотна, устранения дефектов обочин дорожного полотна, ремонта водопропускной (дренажной) трубы на ... - в срок до ....

Судебные расходы в виде расходов по уплате государственной пошлины обратить за счет федерального бюджета.

На решение может быть подана апелляционная жалоба или принесено апелляционное представление в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение одного месяца со дня вынесения настоящего решения.

Председательствующий

...

2-1728/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура г. Сыктывкара
Ответчики
АМО ГО "Сыктывкар"
Другие
ОГИБДД УМВД России по г. Сыктывкар
МКП "Жилкомсервис"
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Судья
Шишелова Татьяна Леонидовна
Дело на сайте суда
syktsud.komi.sudrf.ru
28.12.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.12.2019Передача материалов судье
11.01.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.01.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.01.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.01.2020Судебное заседание
29.01.2020Судебное заседание
15.02.2020Судебное заседание
13.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.02.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее