Дело № 2а-132/2018 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Солтон 24 октября 2018 года
Солтонский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Илларионова С.А.
при секретаре Оторове Д.С.
с участием заместителя прокурора Солтонского района Панкратова В.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора Солтонского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Карабинского сельсовета Солтонского района Алтайского краяо признании бездействия незаконным и возложении обязанности
У С Т А Н О В И Л :
В Солтонский районный суд Алтайского края административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации Карабинского сельсовета Солтонского района Алтайского края, Администрации Солтонского района Алтайского края о признании бездействия незаконным и возложении обязанности совершить действия обратился прокурор Солтонского района Алтайского края.
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой района в соответствии с заданием прокуратуры Алтайского края проведена проверка исполнения санитарно-эпидемиологического законодательства при содержании мест захоронений на территории муниципального образования Карабинский сельсовет Солтонского района Алтайского края.
В рамках проведенной проверки установлено, что в границах поселения находятся три населенных пункта: с. Сайдып, с. Старая Ажинка и с. Усть-Куют, Солтонского района Алтайского края, на территории которых имеются кладбища, расположенные по адресам: ул. Заречная, 2а, ул. Заречная, 2б в с. Сайдып, ул. Нагорная, 50 в с. Старая Ажинка и ул. Заводская, 5а в с. Усть-Куют, территории которых не оборудованы площадками для мусоросборников, которые в соответствии с действующим законодательством, должны быть ограждены и иметь твердое покрытие (асфальтирование, бетонирование) - п. 6.7 СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.06.2011 года № 84.
В силу решения Солтонского районного Совета народных депутатов Алтайского края от 26.03.2018 года № 6 «Об утверждении Соглашений с органами местного самоуправления поселений Солтонского района Алтайского края о передаче (принятии) отдельных полномочий по вопросам местного значения, полномочия администрации Солтонского района по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения переданы администрации Карабинского Сельсовета Солтонского района за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из районного бюджета в бюджет поселения.
10.04.2018 года в адрес главы Карабинского сельсовета Солтонского района Алтайского края прокурором района внесено представление об устранении нарушений санитарно - эпидемиологического законодательства, законодательства о погребении, с требованиями устранить выявленные нарушения, однако требования, заявленные в представлении по состоянию на 25.09.2018 года не удовлетворены, а именно: на территории вышеуказанных кладбищ отсутствуют огороженные площадки для мусоросборников, имеющие твердое покрытие (асфальтирование, бетонирование).
Согласно информации, представленной прокурору района администрацией Карабинского сельсовета Солотонского района Алтайского края, в 2018 году (на момент обращения с настоящим административным исковым заявлением) денежные средства из бюджета муниципального образования Солтонский район Алтайского края на проведения мероприятий по благоустройству кладбищ Карабинскому сельсовету не выделялись.
Нарушения санитарно-эпидемиологических правил к содержанию мест захоронения ставят под угрозу законные интересы жителей сельского поселения на охрану здоровья и санитарно-эпидемиологическое благополучие, допущены по причине ненадлежащего исполнения должностными лицами органов местного самоуправления полномочий в указанной сфере.
На основании вышеизложенного, прокурор просил признать незаконным бездействие администрации Солтонского района Алтайского края по не обеспечению финансирования переданных полномочий по содержанию мест захоронения, расположенных на территории Карабинского сельсовета Солтонского района Алтайского края в соответствии с СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.06.2011 года № 84.
Возложить на администрацию Солтонского района Алтайского края обязанность в месячный срок, с момента вступления решения суда в законную силу, выделить денежные средства на оборудование мест захоронения, расположенных на территории Карабинского сельсовета Солтонского района Алтайского края по адресам: ул. Заречная, 2а, ул. Заречная, 2б в с. Сайдып Солтонского района Алтайского края, ул. Нагорная, 50 в с. Старая Ажинка, Солтонского района Алтайского края и ул. Заводская, 5а в с. Усть-Куют Солтонского района Алтайского края, площадками для мусоросборников в соответствии с СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.06.2011 года № 84.
Признать незаконным бездействие администрации Карабинского сельсовета Солтонского района Алтайского края по не оборудованию площадок для мусоросборников мест захоронения, расположенных на территории Карабинского сельсовета Солтонского района Алтайского края в соответствии с СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.06.2011 года № 84.
Возложить обязанность на администрацию Карабинского сельсовета Солтонского района Алтайского края в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу, оборудовать места захоронения, расположенные на территории Карабинского сельсовета Солтонского района Алтайского края по адресам: ул. Заречная, 2а, ул. Заречная, 2б в с. Сайдып, Солтонского района Алтайского края, ул. Нагорная, 50 в с. Старая Ажинка, Солтонского района Алтайского края и ул. Заводская, 5а в с. Усть-Куют Солтонского района Алтайского края, площадками для мусоросборников в соответствии с СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.06.2011 года № 84.
В предварительном судебном заседании заместитель прокурора Солтонского района Алтайского каря Панкратов В.А. отказался от части исковых требований к администрации Солтонского района Алтайского края, приобщив соответствующее заявление прокурора Солтонского района Абашева С.Н., сославшись на то, что до проведения предварительного судебного заседания администрация Солтонского района Алтайского края исполнила свои обязательства в рамках заключенного с администрацией Карабинского сельсовета Солтонского района Алтайского края соглашения о передаче (принятии) отдельных полномочий по вопросам местного значения, утвержденного решением Солтонского районного совета народных депутатов Алтайского края № 6 от 26.03.2018 года, перечислив межбюджетным трансфертом в рамках исполнения переданных полномочий по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронений в бюджет поселения 90 000 руб., что подтверждается соответствующим платежным поручением от 08.10.2018 года.
Определением Солтонского районного суда Алтайского края от 22 октября 2018 года производство по настоящему административному делу в части требований прокурора к администрации Солтонского района Алтайского края прекращено.
До рассмотрения дела по существу прокурор Солтонского района уточнил административные исковые требования к администрации Карабинского сельсовета, оставив неизменным основания поданного в суд административного искового заявления, просив:
- признать незаконным бездействие администрации Карабинского сельсовета Солтонского района Алтайского края по не оборудованию площадок для мусоросборников мест захоронений в с. Сайдып, с. Старая Ажинка и с. Усть-Куют, расположенных на территории Карабинского сельсовета Солтонского района Алтайского края;
- возложить на администрацию Карабинского сельсовета Солтонского района Алтайского края обязанность в срок до 31 декабря 2018 года оборудовать места захоронений, расположенных на территории Карабинского сельсовета Солтонского района Алтайского края по адресам: ул. Заречная, 2а, ул. Заречная, 2б в с. Сайдып, Солтонского района Алтайского края, ул. Нагорная, 50 в с. Старая Ажинка, Солтонского района Алтайского края и ул. Заводская, 5а в с. Усть-Куют, Солтонского района Алтайского края огороженными площадками для мусоросборников, имеющими твердое покрытие (асфальтирование, бетонирование), в соответствии с п. 6.7 СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.06.2011 года № 84 за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета Солтонского района Алтайского края.
В судебном заседании заместитель прокурора Солтонского района Панкратов В.А. поддержал доводы уточненного административного искового заявления по изложенным в нем основаниям.
Представитель ответчика администрации Карабинского сельсовета Солтонского района Мельникова Л.Г. в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще. В поданном до рассмотрения дела по существу заявлении указала, что исковые требования прокурора с учетом их уточнения признаются в полном объеме, поскольку в октябре 2018 года администрация Солтонского района Алтайского края перечислила межбюджетным трансфертом в бюджет поселения 90000 руб. в рамках переданных полномочий по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения.
Дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц в порядке ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, предусматривающей возможность рассмотрения дела по существу в случае неявки в судебное заседание административного истца и административного ответчика, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, явка которых судом не признана обязательной.
Суд, выслушав доводы заместителя прокурора, огласив объяснения представителя административного ответчика, в том числе данные в предварительном судебном заседании, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 4 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случаях предусмотренных настоящим Кодексом прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу положений ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее Федеральный закон № 52-ФЗ) санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человек, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона № 52-ФЗ граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается в том числе посредством обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности (абз. 3 п. 1 ст. 2 Федерального закона № 52-ФЗ).
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 12.01.1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления (п. 1).
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.06.2011 года № 84 утверждены СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», которыми устанавливаются санитарно-эпидемиологические требования к условиям размещения, проектирования, строительства, реконструкции, реставрации (в том числе воссозданию) и эксплуатации кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности.
Требования СанПиН 2.1.2882-11 являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством, реконструкцией, реставрацией (в том числе воссозданием) и эксплуатацией кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения и имеющими право на занятие данными видами деятельности (п. п. 1.1 - 1.2 СанПиН 2.1.2882-11).
СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» содержит следующие требования: площадки для мусоросборников должны быть ограждены и иметь твердое покрытие (асфальтирование, бетонирование) (п. 6.7 Гигиенических требований).
Согласно ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 12.01.1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.
В силу положений п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Согласно ч. 3 ст. 14 вышеуказанного Федерального закона к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов (п. 4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
В соответствии с абз. 2 ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Решением Солтонского районного Совета народных депутатов от 26.12.2014 года № 37 утвержден Порядок заключения соглашений о передаче отдельных полономочий по решению вопросов местного значения между органами местного самоуправления муниципального образования Солтонский район Алтайского края и органами местного самоуправления сельских поселений Солтонского района Алтайского края.
Солгано п. 1.2 вышеуказанного Порядка органы местного самоуправления района вправе заключать Соглашения о передаче отдельных полномочий по решению вопросов местного значения между органами местного самоуправления района и органами местного самоуправления поселения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета района в бюджеты соответствующих поселений.
Соглашение прекращает свое действие с момента истечения срока, на который оно было заключено, или по обоюдному решению органов местного самоуправления района и поселения (п. 4.1 вышеуказанного Порядка).
Решением Солтонского районного Совета народных депутатов Алтайского края от 26.03.2018 года № 6 «Об утверждении Соглашений с органами местного самоуправления поселений Солтонского района Алтайского края о передаче (принятии) отдельных полномочий по вопросам местного значения, полномочия администрации Солтонского района по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения переданы администрации Карабинского Сельсовета Солтонского района за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из районного бюджета в бюджет поселения. Срок осуществления полномочий определен по 31 декабря 2018 года (л.д. 30-34).
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что прокуратурой Солтонского района Алтайского края во исполнение указания прокуратуры Алтайского края проведена проверка соблюдения требований санитарно-эпидемиологического законодательства при содержании мест погребения на территории муниципального образования Карабинский сельсовет Солтонского района Алтайского края.
В рамках проведенной проверки установлено, что в границах поселения находятся три населенных пункта: с. Сайдып, Старая Ажинка и Усть-Куют, Солтонского района Алтайского края, на территории которых имеются кладбища, расположенные по адресам: ул. Заречная, 2а, ул. Заречная, 2б в с. Сайдып, ул. Нагорная, 50 в с. Старая Ажинка и ул. Заводская, 5а в с. Усть-Куют, территории которых не оборудованы площадками для мусоросборников, которые в соответствии с действующим законодательством, должны быть ограждены и иметь твердое покрытие (асфальтирование, бетонирование) - п. 6.7 СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.06.2011 года № 84.
10.04.2018 года в адрес главы Карабинского сельсовета Солтонского района Алтайского края прокурором района внесено представление об устранении нарушений санитарно - эпидемиологического законодательства, законодательства о погребении, с требованиями устранить выявленные нарушения, однако требования, заявленные в представлении по состоянию на 25.09.2018 года не удовлетворены, а именно: на территории вышеуказанных кладбищ отсутствуют огороженные площадки для мусоросборников, имеющие твердое покрытие (асфальтирование, бетонирование), что подтверждается актами проверки от указанного выше числа (л.д. 12-13).
Согласно информации, представленной главой администрации Карабинского сельсовета Солтонского района Алтайского края на внесенное прокурором района представление, администрацией Карабинского сельсовета предпринимались меры для устранения выявленных нарушений, однако в 2018 году денежные средства в соответствии с Соглашением о передаче отдельных полномочий по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения из бюджета Солтонского района в форме межбюджетного трансферта не поступали (л.д. 10).
Указанная информация подтверждается и сведениями, представленными администрацией Солтонского района Алтайского края в ответе № 969 от 26.09.2018 года по запросу прокурора Солтонского района (л.д. 9).
Между тем, платежным поручением от 08.10.2018 года № 606260 администрация Солтонского района Алтайского края перечислила администрации Карабинского сельсовета Солтонского района Алтайского края межбюджетный трансферт в размере 90 000 руб. в счет обеспечения переданных полномочий по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронений (л.д. 35).
Получение межбюджетного трансферта в вышеуказанной сумме не оспаривалось и представителем административного ответчика в предварительном судебном заседании.
В силу положений п. 3.1 ст. 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, расходные обязательства муниципального образования, связанные с осуществлением органами местного самоуправления муниципальных районов части полномочий органов местного самоуправления городских, сельских поселений по решению вопросов местного значения, переданных им в соответствии с заключенными между органами местного самоуправления муниципальных районов и городских, сельских поселений соглашениями, или с осуществлением органами местного самоуправления городских, сельских поселений части полномочий органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения, переданных им в соответствии с заключенными между органами местного самоуправления муниципальных районов и городских, сельских поселений соглашениями, устанавливаются муниципальными правовыми актами соответствующих органов местного самоуправления в соответствии с указанными соглашениями, исполняются за счет и в пределах межбюджетных трансфертов из соответствующих местных бюджетов, предоставляемых в порядке, предусмотренном статьями 142.4 и 142.5 настоящего Кодекса.
С учетом вышеизложенного, суд полагает необходимым удовлетворить уточненные административные исковые требования прокурора Солтонского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Карабинского сельсовета Солтонского района Алтайского края о признании бездействия незаконным и возложении обязанности совершить действия.
В соответствии с ч. 9 ст. 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
Суд полагает возможным установить срок для исполнения решения суда административному ответчику согласно заключенного между сторонами по делу соглашения № 6 от 26.03.2018 года до 31 декабря 2018 года.
Руководствуясь ст.ст. 178-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административные исковые требования прокурора Солтонского района Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации Карабинского сельсовета Солтонского района Алтайского края о признании бездействия незаконным и возложении обязанности совершить действия - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Карабинского сельсовета Солтонского района Алтайского края по не оборудованию площадок для мусоросборников мест захоронений в с. Сайдып, с. Старая Ажинка и с. Усть-Куют, расположенных на территории Карабинского сельсовета Солтонского района Алтайского края.
Возложить на администрацию Карабинского сельсовета Солтонского района Алтайского края обязанность в срок до 31 декабря 2018 года оборудовать места захоронений, расположенных на территории Карабинского сельсовета Солтонского района Алтайского края по адресам: ул. Заречная, 2а, ул. Заречная, 2б в с. Сайдып Солтонского района Алтайского края, ул. Нагорная, 50 в с. Старая Ажинка, Солтонского района Алтайского края и ул. Заводская, 5а в с. Усть-Куют Солтонского района Алтайского края огороженными площадками для мусоросборников, имеющими твердое покрытие (асфальтирование, бетонирование), в соответствии с п. 6.7 СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.06.2011 года № 84 за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета Солтонского района Алтайского края, о чем в этот же срок сообщить об исполнении решения прокурору Солтонского района Алтайского края и суду.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы, представления через Солтонский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено 26.10.2018 года.
Судья С.А. Илларионов