Дело № 2-842/2024
УИД 91RS0№-16
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 ноября 2024 года <адрес>
Красноперекопский районный суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Маслак В.Ю.,
при секретаре ФИО4,
с участием помощника прокурора ФИО5,
ФИО1 ответчика ФИО6,
ФИО1 третьего лица ФИО8,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя ФИО2 межрайонного прокурора ФИО7 в интересах неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних к ФИО1 <адрес> Республики Крым о возложении обязанности устранить недостатки транспортно-эксплуатационного состояния проезжей части дорог, третьи лица - МО МВД России "Красноперекопский",
УСТАНОВИЛ:
Заместитель ФИО2 межрайонного прокурора ФИО7 обратился в суд с указанным иском, который мотивирован тем, что прокуратурой совместно с ОГИБДД МО МВД России «Красноперекопский» была проведена проверка исполнения ФИО1 <адрес> законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, в результате которой установлено, что ФИО1 <адрес> Республики Крым не обеспечена безопасность дорожного движения на поднадзорной территории, а также не принято мер к самостоятельному устранению причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности граждан и общественной безопасности, совершению административных правонарушений. Учитывая изложенное, прокурор просит суд обязать ответчика принять меры по устранению выявленных недостатков транспортно-эксплуатационного состояния проезжей части дорог, перечень которых изложен в просительной части иска.
В судебном заседании помощник прокурора ФИО2 межрайонной прокуратуры ФИО5 уточнила исковые требования и просила обязать ФИО1 <адрес> Республики Крым устранить нарушения п. 6.1.1 ФИО9 50597-2017, п. 11.5.1.4 ФИО9 52289-2019 по адресу: <адрес> (вблизи МБОУ «Таврический УВК»), <адрес> 000 км + 510 м (в направлении <адрес>), п. 5.3.1 ГОСТ 50597-2017, п. 4.5.1.3 ФИО9 52766-2007 по адресу: <адрес> (вблизи МБОУ «Таврический УВК»), <адрес> 000 + 000 м - 000 км + 685 м, п. 5.2.2, п. ДД.ММ.ГГГГ, и. ДД.ММ.ГГГГ, п. 5.9.5, и. ДД.ММ.ГГГГ ФИО9 52289-2019 по адресу: <адрес> (вблизи МБОУ «Таврический УВК»), <адрес> 000 км + 410 м - 000 км + 685 м.
ФИО1 <адрес> Республики Крым ФИО6 в судебном заседании с уточненными исковыми требованиями согласился.
ФИО1 МО МВД России "Красноперекопский" ФИО8 в судебном заседании поддержал исковые требования.
В силу ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, выслушав прокурора, ФИО1 ответчика и третьего лица, исследовав материалы дела, и оценив доказательства, приходит к выводу, что иск обоснован и подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» установлено, что основополагающей задачей по обеспечению безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации является охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог определяются ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», в соответствии с которой ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Частью 2 ст. 12 Закона №193-ФЗ предусмотрено, что обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
В силу ст. 3 Закона №193-ФЗ приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности является одним из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения.
В соответствии с ч. 2 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (ч.1). Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (ч.2).
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, в частности, относятся: осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве; разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.
В силу ст. 13.1. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" оценка соблюдения обязательных требований, установленных настоящим Федеральным законом в сфере автомобильных дорог и дорожной деятельности в части сохранности автомобильных дорог, осуществляется в рамках федерального государственного контроля (надзора) на автомобильном транспорте, городском, наземном, электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве, регионального государственного контроля (надзора) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве, муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве.
В соответствии с ч. 4 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления муниципального округа или городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах соответственно муниципального округа или городского округа при осуществлении дорожной деятельности, включая: принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах муниципального округа или городского округа в целях обеспечения безопасности дорожного движения; ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий; участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории муниципального округа или городского округа.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Судом установлено, что прокуратурой совместно с ОГИБДД МО МВД России «Красноперекопский» была проведена проверка исполнения органами ФИО1 <адрес> законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, в результате которой установлено, что ФИО1 <адрес> Республики Крым не обеспечена безопасность дорожного движения на поднадзорной территории, а также не принято мер к самостоятельному устранению причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности граждан и общественной безопасности, совершению административных правонарушений.
Так Проверкой установлены нарушения ФИО9 по адресу: <адрес> (вблизи МБОУ «Таврический УВК»), <адрес>.
Так, в нарушение п. 6.3.2 ФИО9 50597-2017 на проезжей части, дорожная разметка 1.24.1 дублирующая дорожный знак 1.23 «Дети», дорожная разметка 1.24.2 дублирующая дорожные знаки 3.24 «Ограничение максимальной скорости 40, 20», имеет дефекты в виде её износа и разрушения, по адресу: 000 км + 410 м - 000 км + 685 м, 000 000 м - 000 км + 685 м.
В нарушение п. 6.1.1 ФИО9 50597-2017, 11.5.1.4 ФИО9 52289-2019 ограничена видимость дорожного знака 1.23 «Дети» с табличкой 8.2.1 «Зона действия 100 м», вызванное наличием препятствия в виде дорожных знаков, по адресу: 000 км + 510 м (в направлении <адрес>).
В нарушение п. 6.2.4 ФИО9 52289-2019 справа, дорожный знак 2.1 «Главная дорога» имеет дефект в виде изменения его положения, по адресу: 000 км + 555 м (в направлении <адрес>).
В нарушение 5.3.1 ГОСТ 50597-2017, п. 4.5.1.3 ФИО9 52766-2007 справа, слева обочины имеют дефекты (занижение более 4 см, повреждение глубиной более 10 см), со стороны застроек, отсутствуют тротуары, по адресу: 000 + 000 м - 000 км + 685 м.
В нарушение п. 5.2.2, п. ДД.ММ.ГГГГ, и. ДД.ММ.ГГГГ, и. 5.9.5, и. ДД.ММ.ГГГГ ФИО9 52289- 2019 за 50-100 м до начала опасного участка, относительно приближающихся транспортных средств, на одной опоре устанавливаются дорожные знаки 1.23 «Дети» и 3.24 «Ограничение максимальной скорости 40», за 50-100 м до начала опасного участка, относительно приближающихся транспортных средств, на одной опоре должны быть установлены дорожные знаки 1.17 «Искусственная неровность» и 3.24 «Ограничение максимальной скорости 20», за 20-30 м до начала опасного участка относительно приближающихся транспортных средств, на одной опоре устанавливаются повторные дорожные знаки 1.23 «Дети» с табличками 8.2.1 «Зона действия 50 м», на проезжей части, на расстоянии 20 м после места установки предупреждающих дорожных знаков 1.23 «Дуги» и 1.17 «Искусственная неровность», с двух направлений, должна быть нанесена горизонтальная дорожная разметка 1.24.1, дублирующая данные дорожные знаки; на проезжей части, в одном поперечном сечении дороги и запрещающих дорожных знаков 3.24 «Ограничение максимальной скорости», с двух направлений, должна быть нанесена горизонтальная дорожная разметка 1.24.2, дублирующая данные дорожные знаки; на проезжей части, непосредственно на опасном участке (40 м от границ пешеходного перехода, относительно приближающихся транспортных средств) должна быть нанесена надпись «ДЕТИ» (с использованием шрифта высотой 1,6 (4,0 м) и имеющим пропорции шрифта разметки 1.22 по ГОСТ 51256), по адресу: 000 км + 410 м - 000 км + 685 м.
ДД.ММ.ГГГГ исх.№ в адрес ФИО1 <адрес> Республики Крым направлено представление об устранении нарушений требований законодательства в сфере дорожной деятельности (л.д. 6-23).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 <адрес> Республики Крым сообщено, что указанные в представлении факты, документы и пояснения изучены, предложения и рекомендации учтены, меры дисциплинарного воздействия не применялись (л.д. 24).
Согласно сведений ОГИБДД МВД России «Красноперекопский» от ДД.ММ.ГГГГ исх. 62/2331 в ходе осуществления надзора за безопасностью дорожного движения были выявлены недостатки в эксплуатационном состоянии участков автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории ФИО2 <адрес> вблизи образовательных учреждений (л.д.25-34).
Согласно акта обследования от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что ФИО1 <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ устранены нарушения:
п. 6.3.2 ГОСТР 50597-2017 на проезжей части, дорожная разметка 1.24.1 дублирующая дорожный знак 1.23 «Дети», дорожная разметка 1.24.2 дублирующая дорожные знаки 3.24 «Ограничение максимальной скорости 40, 20», имеет дефекты в виде её износа и разрушения, по адресу: 000 км + 410 м - 000 км + 685 м, 000 000 м - 000 км + 685 м;
п. 6.2.4 ФИО9 52289-2019 справа, дорожный знак 2.1 «Главная дорога» имеет дефект в виде изменения его положения, по адресу: 000 км + 555 м (в направлении <адрес>).
Однако до настоящего времени ФИО1 <адрес> не устранены нарушения:
п. 6.1.1 ФИО9 50597-2017, 11.5.1.4 ФИО9 52289-2019 ограничена видимость дорожного знака 1.23 «Дети» с табличкой 8.2.1 «Зона действия 100 м», вызванное наличием препятствия в виде дорожных знаков, по адресу: 000 км + 510 м (в направлении <адрес>);
п. 5.3.1 ГОСТ 50597-2017,^п. 4.5.1.3 ФИО9 52766-2007 справа, слева обочины имеют дефекты (занижение более 4 см, повреждение глубиной более 10 см), со стороны застроек, отсутствуют тротуары, по адресу: 000 + 000 м - 000 км + 685 м;
п. 5.2.2, п. ДД.ММ.ГГГГ, п. ДД.ММ.ГГГГ, п. 5.9.5, п. ДД.ММ.ГГГГ ФИО9 52289-2019 за 50-100 м до начала опасного участка, относительно приближающихся транспортных средств, на одной опоре устанавливаются дорожные знаки 1.23 «Дети» и 3.24 «Ограничение максимальной скорости 40», за 50-100 м до начала опасного участка, относительно приближающихся транспортных средств, на одной опоре должны быть установлены дорожные знаки 1.17 «Искусственная неровность» и 3.24 «Ограничение максимальной скорости 20», за 20-30 м до начала опасного участка относительно приближающихся транспортных средств, на одной опоре устанавливаются повторные дорожные знаки 1.23 «Дети» с табличками 8.2.1 «Зона действия 50 м», на проезжей части, на расстоянии 20 м после места установки предупреждающих дорожных знаков 1.23 «Дуги» и 1.17 «Искусственная неровность», с двух направлений, должна быть нанесена горизонтальная дорожная разметка 1.24.1, дублирующая данные дорожные знаки; на проезжей части, в одном поперечном сечении дороги и запрещающих дорожных знаков 3.24 «Ограничение максимальной скорости», с двухнаправлений, должна быть нанесена горизонтальная дорожная разметка1.24.2, дублирующая данные дорожные знаки; на проезжей части,непосредственно на опасном участке (40 м от границ пешеходного перехода,относительно приближающихся транспортных средств) должна быть нанесена надпись «ДЕТИ» (с использованием шрифта высотой 1,6 (4,0 м) и имеющим пропорции шрифта разметки 1.22 по ГОСТ 51256), по адресу: 000 км + 410 м - 000 км + 685 м.
Требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения, а также правила, стандарты и технические нормы обеспечения безопасности дорожного движения, в области обустройства дорог техническими средствами организации дорожного движения и элементами обустройства, определены: ФИО9 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля, утв. приказом Госстандарта от ДД.ММ.ГГГГ №-ст, ФИО9 52289-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств, утв. приказом Росстандарта от ДД.ММ.ГГГГ №-ст, ФИО9 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования, утвержденные приказом Ростехрегулирования от ДД.ММ.ГГГГ №-ст.
Вышеперечисленные нарушения не соответствуют указанным выше установленным требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения, а также правилам, стандартам и техническим нормам обеспечения безопасности дорожного движения, в области обустройства дорог техническими средствами организации дорожного движения и элементами обустройства.
Таким образом, судом установлено, что в нарушение вышеуказанных требований законодательства ФИО1 <адрес> Республики Крым не обеспечена безопасность дорожного движения.
На основании ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доказательств того, что перечисленные выше нарушения устранены, ФИО1 не представлено, ФИО1 ответчика не оспаривается.
Поскольку обязанность по надлежащему содержанию дорог местного значения в границах ФИО2 <адрес> и обеспечению безопасности дорожного движения лежит на ФИО1 <адрес> Республики Крым, выявленные ФИО2 межрайонной прокуратурой нарушения действующего законодательства по обеспечению безопасности дорожного движения и осуществлению дорожной деятельности, не устранены, доказательств обратного стороной ответчика суду не представлено, суд приходит к выводу, что заявленные прокурором требования являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194- 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление заместителя ФИО2 межрайонного прокурора ФИО7 в интересах неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних - удовлетворить.
Обязать ФИО1 <адрес> Республики Крым устранить нарушения п. 6.1.1 ФИО9 50597-2017, п. 11.5.1.4 ФИО9 52289-2019 по адресу: <адрес> (вблизи МБОУ «Таврический УВК»), <адрес> 000 км + 510 м (в направлении <адрес>), п. 5.3.1 ГОСТ 50597-2017, п. 4.5.1.3 ФИО9 52766-2007 по адресу: <адрес> (вблизи МБОУ «Таврический УВК»), <адрес> 000 + 000 м - 000 км + 685 м, п. 5.2.2, п. ДД.ММ.ГГГГ, и. ДД.ММ.ГГГГ, п. 5.9.5, и. ДД.ММ.ГГГГ ФИО9 52289-2019 по адресу: <адрес> (вблизи МБОУ «Таврический УВК»), <адрес> 000 км + 410 м - 000 км + 685 м.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Красноперекопский районный суд Республики Крым в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Полный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: В.Ю. Маслак