Решение по делу № 2-307/2024 от 16.10.2024

Дело № 2-307/2024

12RS0014-01-2024-000460-36

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 декабря 2024 года п. Советский Республики Марий Эл

Советский районный суд Республики Марий Эл в составе судьи Шемуранова И.Н., при секретаре судебного заседания Басовой Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Марийского межрайонного природоохранного прокурора к главе крестьянского фермерского хозяйства - индивидуальному предпринимателю Михайлову <данные изъяты> о возложении обязанности по проведению рекультивации земель,

УСТАНОВИЛ:

Марийский межрайонный природоохранный, в интересах неопределенного круга лиц, обратился с вышеуказанным иском, в обоснование которого указано, что в ходе проведенной проверки деятельности индивидуального предпринимателя - главы КФХ Михайлова <данные изъяты> были выявлены нарушения соблюдения земельного законодательства. Установлено, что ответчиком в <данные изъяты> на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> осуществляется складирование и использование в хозяйственной деятельности продуктов животноводства (куриного помета). Данный земельный участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения находится в собственности Ронгинской сельской администрации Советского района. На основании договора аренды от 4 мая 2022 года № 5с земельный участок принадлежит на праве аренды индивидуальному предпринимателю главе КФХ Михайлову <данные изъяты> который используется последним для сельскохозяйственного производства. Между ИП Михайловым <данные изъяты>. и ООО «Птицефабрика «Акашевская» <данные изъяты> заключен договор купли-продажи побочных продуктов животноводства (помет птиц), образующегося в результате деятельности ООО «Птицефабрика «Акашевская». 30 августа 2024 года Управлением Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий Эл произведен осмотр вышеуказанного земельного участка, в ходе осмотра установлено, на земельном участке, на площади <данные изъяты>, произведено складирование отходов животноводства (куриный помет). Контуры земельного участка на площади <данные изъяты> кв.м, заросли сорной травой (цикорий обыкновенный, полынь горькая, полынь обыкновенная, пижма обыкновенная, осот полевой, бодяг, иван-чай и др.) и древесной (береза бородавчатая, ива козья, сосна обыкновенная, клен канадский высотой от 0,5 м.) растительностью. Часть земельного участка на площади <данные изъяты> кв.м, используется в сельскохозяйственном производстве, проведена обработка почвы (вспашка). В ходе обследования отобраны почвенные образцы на исследование допустимых концентраций (ОДК) химических веществ в почве и определения микробиологических показателей. Результаты исследований показали превышение массовой доли марганца (подвижные формы) во всех почвенных образцах, и превышение массовой доли цинка (подвижные формы) в 3 почвенных образцах. Результаты исследований микробиологических показателей почвы показали, что в почвенных образцах обнаружены ОКБ и энтерококки. Количество КОЕ/г ОКБ в почве: 10 (3 почвенных образца), что по нормативу относится к умеренно опасной (10-99). Количество КОЕ/г энтерококков в почве: 10 (3 почвенных образца), 100(4 почвенных образца), 1000 (3 почвенных образца), более 1000 (10 почвенных образцов), что по нормативу относится к умеренно опасной (10-99), опасной (100-999) и чрезвычайно опасной (1000 и более). Ранее (в июне 2024 года и в ноябре 2023 года) Управлением Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий Эл также проводились обследования вышеуказанного земельного участка, в ходе которых установлены факты загрязнения земельного участка обобщенными колиформными бактериями (ОКБ), энтерококкоми (фекальными). По результатам отбора проб, произведенного в ноябре 2023 года, в почвенных образцах обнаружено превышение предельно допустимой концентрации содержания нитратов. Кроме того, в обоих случаях выявлены факты зарастания земель сельскохозяйственного назначения древесно-кустарниковой растительностью. С учетом уточнений истец просит обязать ответчика в течение года со дня вступления решения суда в законную силу разработать в установленном порядке проект рекультивации нарушенных земель земельного участка, а также обязать в течение трех лет со дня вступления решения суда в законную силу провести рекультивацию нарушенных земель указанного земельного участка.

В судебном заседании Марийский межрайонный природоохранный прокурор Ломов <данные изъяты> заявленный иск поддержал по изложенным в нём основаниям.

Ответчик - глава крестьянского фермерского хозяйства - индивидуальный предприниматель Михайлов <данные изъяты> в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, каких либо ходатайств не заявил.

Представители третьи лиц - Ронгинской сельской администрации и Управления Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий Эл в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены.

В представленном отзыве Управление Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий Эл просит иск удовлетворить, так как на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, в почвенных образцах обнаружено превышение нормативов содержания микробиологических показателей.

Судом в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации принято решение о рассмотрении гражданского дела в отсутствие ответчика и представителей третьих лиц и в порядке заочного производства.

Исследовав доказательства по делу, суд приходит к следующему выводу.

Статьями 41, 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ) закреплено и гарантировано право каждого гражданина на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.

В статье 1 Федерального закона № 7-ФЗ предусмотрено, что охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (далее также - природоохранная деятельность).

В соответствии со статьей 3 Федерального закона № 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе, в том числе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц.

Согласно ст. 42 Федерального № 7-ФЗ при осуществлении деятельности в сфере сельского хозяйства должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, проводиться мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, а также должно осуществляться нормирование в области охраны окружающей среды.

В силу статьи 2 Федерального закона от 14.07.2022 г. № 248-ФЗ «О побочных продуктах животноводства и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 248-ФЗ) побочными продуктами животноводства признаются вещества, образуемые при содержании сельскохозяйственных животных, включая навоз, помет, подстилку, стоки, и используемые в сельскохозяйственном производстве. Обращением побочных продуктов животноводства является деятельность по хранению, обработке, переработке, транспортировке, реализации и использованию побочных продуктов животноводства в сельскохозяйственном производстве.

В силу статьи 2 Федерального закона № 248-ФЗ побочными продуктами животноводства признаются вещества, образуемые при содержании сельскохозяйственных животных, включая навоз, помет, подстилку, стоки, и используемые в сельскохозяйственном производстве. Обращением побочных продуктов животноводства является деятельность по хранению, обработке, переработке, транспортировке, реализации и использованию побочных продуктов животноводства в сельскохозяйственном производстве.

Согласно частям 1, 2 статьи 7 Федерального закона № 248-ФЗ обращение побочных продуктов животноводства осуществляется в соответствии с требованиями к обращению побочных продуктов животноводства, ветеринарными нормами и правилами, санитарно- эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами, требованиями в области охраны окружающей среды. При обращении с побочными продуктами животноводства не допускается загрязнение окружающей среды и ее компонентов, в том числе почв, водных объектов, лесов.

Пунктом 7 Требований к обращению побочных продуктов животноводства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.10.2022 г. № 1940 (далее - Требования) предусмотрено, что хранение побочных продуктов животноводства должно осуществляться собственниками побочных продуктов животноводства способами, не допускающими загрязнения окружающей среды и компонентов природной среды.

Согласно п. п. 15, 21, 22 Требований в обработанных и переработанных побочных продуктах животноводства наличие патогенных и болезнетворных микроорганизмов и паразитов не допускается. Использование необработанных, непереработанных побочных продуктов животноводства не допускается. Использование побочных продуктов животноводства не должно приводить к истощению, деградации, порче, уничтожению земель и почв и к иному негативному воздействию на земли и почвы.

Цинк и марганец включены в Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденный Распоряжением Правительств РФ от 20 октября 2023 года № 2909-р.

Согласно статье 39.35 Земельного кодекса Российской Федерации, введенной Федеральным законом от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ, в случае, если использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на оснований разрешений на использование земель или земельных участков привело к порче либо уничтожению плодородного слоя почвы в границах таких земель или земельных участков, лица, которые пользовались такими землями или земельными участками, обязаны: 1) привести такие земли или земельные участки в состояние, пригодное для их использования в соответствии с разрешенным использованием; 2) выполнить необходимые работы по рекультивации таких земель или земельных участков.

Из содержания указанных норм следует обязанность лиц, в результате деятельности которых причинен вред окружающей среде, устранить последствия этого вреда путем мероприятий по восстановлению природной среды, в том числе рекультивации земель.

Частями 5, 6 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений. Порядок проведения рекультивации земель устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель» утверждены Правила проведения рекультивации и консервации земель, устанавливающие порядок проведения рекультивации и в равной мере распространяются на земли и земельные участки (далее - Правила).

В силу п. 2 Правил «рекультивация земель» - мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почвы, восстановления плодородного слоя почвы и создания защитных лесных насаждений.

Согласно п. 3, 5 Правил разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.

Рекультивация земель должна обеспечивать восстановление земель до состояния, пригодного для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, путем обеспечения соответствия качества земель нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Согласно п. 8 Правил рекультивация земель, консервация земель осуществляются в соответствии с утвержденными проектом рекультивации земель, проектом консервации земель путем проведения технических и (или) биологических мероприятий.

Согласно обращению Управления Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий Эл в адрес Марийского межрайонного природоохранного прокурора от 13 сентября 2024 года, Управление просит принять меры по устранению нарушений ИП Михайловым <данные изъяты>. природоохранного законодательства в части проведения рекультивации земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, на котором выявлено складирование куриного помета.

Согласно протоколу осмотра земельного участка от 30 августа 2024 года, с приложением фототаблиц, составленному Управлением Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий Эл, на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> (территория ИП Михайлова <данные изъяты>.), при осуществлении федерального государственного земельного контроля установлено, что на земельном участке, на площади 1391685 кв.м, произведено складирование отходов животноводства (куриный помет). Часть земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м, заросла сорной травой (цикорий обыкновенный, полынь горькая, полынь обыкновенная, пижма обыкновенная, осот полевой, бодяг, иван-чай и др.) и древесной растительностью (береза бородавчатая, ива козья, сосна обыкновенная, клен канадский высотой от 0,5 м.). Часть земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м., вспахана и используется в сельскохозяйственном производстве.

Согласно протоколам испытаний, проведенных Нижегородским филиалом ФГБУ «ВНИИЗЖ» от 11 и 12 сентября 2024 года, в пробах почв с земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> имеется превышение массовой доли марганца (подвижные формы) во всех 6 почвенных образцах, и превышение массовой доли цинка (подвижные формы) в 3 почвенных образцах. Результаты исследований микробиологических показателей почвы показали, что в почвенных образцах обнаружены ОКБ и энтерококки. Количество КОЕ/г ОКБ в почве: 10 (3 почвенных образца), что по нормативу относится к умеренно опасной (10-99). Количество КОЕ/г энтерококков в почве: 10 (3 почвенных образца), 100 (4 почвенных образца), 1000 (3 почвенных образца), более 1000 (10 почвенных образцов), что по нормативу относится к умеренно опасной (10-99), опасной (100-999) и чрезвычайно опасной (1000 и более).

4 июля 2024 года Управлением Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий Эл в адрес ИП главы КФХ Михайлова <данные изъяты>. было вынесено предостережение № 211 о недопустимости нарушения обязательных требований земельного законодательства, выразившегося в невыполнении установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эррозии, зарастании деревьями, а также наличии в образцах почвы опасного количества патогенных бактерий.

Ранее, 24 ноября 2023 года Управлением Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий Эл в адрес ИП Михайлова <данные изъяты>. выносилось аналогичное предостережение.

Выпиской из ЕГРН от 27 августа 2024 года подтверждено наличие земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, правообладателем которого является МО «Ронгинское сельское поселение», арендатором - ИП глава КФХ Михайлов <данные изъяты>

Согласно договору аренды от 2 мая 2022 года заключенному между Ронгинской сельской администрацией Советского муниципального района Республики Марий Эл и ИП главой КФХ Михайловым <данные изъяты> сроком <данные изъяты>, последний является арендатором земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью <данные изъяты>. Пунктом 4.2 договора предусмотрено, что арендатор обязуется эффективно использовать земельный участок в соответствии с целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, который не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, осуществлять мероприятия по охране земель. Пунктом 1.5 установлен срок договора - по 4 мая 2027 года.

В рамках договора от <данные изъяты>, заключенного между ООО «Птицефабрика Акашевская» и ИП главой КФХ Михайловы <данные изъяты>., Михайлов <данные изъяты>. является покупателем органического удобрения на основе побочных продуктов животноводства - куриного помета (<данные изъяты>).

В судебном заседании установлено, что на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью <данные изъяты>.м., (земля сельскохозяйственного назначения), арендатором которого является ответчик, им осуществляется складирование и использование в хозяйственной деятельности продуктов животноводства (куриный помет). Часть земельного участка заросла сорной травой и древесной растительностью. Часть земельного участка используется в сельскохозяйственном производстве. В ходе обследования отобранных образцов почв выявлены обобщенные колиформные бактерии (ОКБ) и энтерококки (фекальные), которые по нормативу относятся к умеренно опасным, опасным и чрезвычайно опасным показателям, а также обнаружено превышение предельно допустимой концентрации содержания нитратов в почве.

Не принятие ответчиком мер к рекультивации земельного участка может привести к потере плодородного слоя и как следствие невозможности целевого использования земель сельскохозяйственного назначения.

При таких обстоятельствах иск подлежит удовлетворению.

В силу ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

В пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2016 г. N 7 указано, что, удовлетворяя требование кредитора о понуждении к исполнению обязательства в натуре, суд обязан установить срок, в течение которого вынесенное решение должно быть исполнено (часть 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). При установлении указанного срока суд учитывает возможности ответчика по его исполнению, степень затруднительности исполнения судебного акта, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства.

Принимая во внимание характер и объем работ, которые следует совершить ответчику в целях исполнения решения суда, а также срок договора аренды земель сельскохозяйственного назначения № 5с от 4 мая 2022 года по 4 мая 2027 года, суд считает необходимым установить срок проведения ответчиком рекультивации нарушенных земель земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <данные изъяты>, считая данный срок разумным и достаточным для исполнения решения суда.

Суд рассмотрел дело в пределах заявленного иска, в соответствии с требованиями ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь ст.ст. 233-235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

обязать индивидуального предпринимателя главу крестьянского фермерского хозяйства Михайлова <данные изъяты> в течение года со дня вступления решения суда в законную силу разработать в установленном порядке проект рекультивации нарушенных земель земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <данные изъяты>.

Обязать индивидуального предпринимателя главу крестьянского фермерского хозяйства Михайлова <данные изъяты> в срок до <данные изъяты> года провести рекультивацию нарушенных земель земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <данные изъяты>

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Марий Эл подачей апелляционной жалобы через Советский районный суд Республики Марий Эл в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Мотивированное решение изготовлено <данные изъяты> 2024 года.

Судья И.Н. Шемуранов

Дело № 2-307/2024

12RS0014-01-2024-000460-36

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 декабря 2024 года п. Советский Республики Марий Эл

Советский районный суд Республики Марий Эл в составе судьи Шемуранова И.Н., при секретаре судебного заседания Басовой Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Марийского межрайонного природоохранного прокурора к главе крестьянского фермерского хозяйства - индивидуальному предпринимателю Михайлову <данные изъяты> о возложении обязанности по проведению рекультивации земель,

УСТАНОВИЛ:

Марийский межрайонный природоохранный, в интересах неопределенного круга лиц, обратился с вышеуказанным иском, в обоснование которого указано, что в ходе проведенной проверки деятельности индивидуального предпринимателя - главы КФХ Михайлова <данные изъяты> были выявлены нарушения соблюдения земельного законодательства. Установлено, что ответчиком в <данные изъяты> на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> осуществляется складирование и использование в хозяйственной деятельности продуктов животноводства (куриного помета). Данный земельный участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения находится в собственности Ронгинской сельской администрации Советского района. На основании договора аренды от 4 мая 2022 года № 5с земельный участок принадлежит на праве аренды индивидуальному предпринимателю главе КФХ Михайлову <данные изъяты> который используется последним для сельскохозяйственного производства. Между ИП Михайловым <данные изъяты>. и ООО «Птицефабрика «Акашевская» <данные изъяты> заключен договор купли-продажи побочных продуктов животноводства (помет птиц), образующегося в результате деятельности ООО «Птицефабрика «Акашевская». 30 августа 2024 года Управлением Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий Эл произведен осмотр вышеуказанного земельного участка, в ходе осмотра установлено, на земельном участке, на площади <данные изъяты>, произведено складирование отходов животноводства (куриный помет). Контуры земельного участка на площади <данные изъяты> кв.м, заросли сорной травой (цикорий обыкновенный, полынь горькая, полынь обыкновенная, пижма обыкновенная, осот полевой, бодяг, иван-чай и др.) и древесной (береза бородавчатая, ива козья, сосна обыкновенная, клен канадский высотой от 0,5 м.) растительностью. Часть земельного участка на площади <данные изъяты> кв.м, используется в сельскохозяйственном производстве, проведена обработка почвы (вспашка). В ходе обследования отобраны почвенные образцы на исследование допустимых концентраций (ОДК) химических веществ в почве и определения микробиологических показателей. Результаты исследований показали превышение массовой доли марганца (подвижные формы) во всех почвенных образцах, и превышение массовой доли цинка (подвижные формы) в 3 почвенных образцах. Результаты исследований микробиологических показателей почвы показали, что в почвенных образцах обнаружены ОКБ и энтерококки. Количество КОЕ/г ОКБ в почве: 10 (3 почвенных образца), что по нормативу относится к умеренно опасной (10-99). Количество КОЕ/г энтерококков в почве: 10 (3 почвенных образца), 100(4 почвенных образца), 1000 (3 почвенных образца), более 1000 (10 почвенных образцов), что по нормативу относится к умеренно опасной (10-99), опасной (100-999) и чрезвычайно опасной (1000 и более). Ранее (в июне 2024 года и в ноябре 2023 года) Управлением Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий Эл также проводились обследования вышеуказанного земельного участка, в ходе которых установлены факты загрязнения земельного участка обобщенными колиформными бактериями (ОКБ), энтерококкоми (фекальными). По результатам отбора проб, произведенного в ноябре 2023 года, в почвенных образцах обнаружено превышение предельно допустимой концентрации содержания нитратов. Кроме того, в обоих случаях выявлены факты зарастания земель сельскохозяйственного назначения древесно-кустарниковой растительностью. С учетом уточнений истец просит обязать ответчика в течение года со дня вступления решения суда в законную силу разработать в установленном порядке проект рекультивации нарушенных земель земельного участка, а также обязать в течение трех лет со дня вступления решения суда в законную силу провести рекультивацию нарушенных земель указанного земельного участка.

В судебном заседании Марийский межрайонный природоохранный прокурор Ломов <данные изъяты> заявленный иск поддержал по изложенным в нём основаниям.

Ответчик - глава крестьянского фермерского хозяйства - индивидуальный предприниматель Михайлов <данные изъяты> в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, каких либо ходатайств не заявил.

Представители третьи лиц - Ронгинской сельской администрации и Управления Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий Эл в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены.

В представленном отзыве Управление Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий Эл просит иск удовлетворить, так как на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, в почвенных образцах обнаружено превышение нормативов содержания микробиологических показателей.

Судом в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации принято решение о рассмотрении гражданского дела в отсутствие ответчика и представителей третьих лиц и в порядке заочного производства.

Исследовав доказательства по делу, суд приходит к следующему выводу.

Статьями 41, 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ) закреплено и гарантировано право каждого гражданина на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.

В статье 1 Федерального закона № 7-ФЗ предусмотрено, что охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (далее также - природоохранная деятельность).

В соответствии со статьей 3 Федерального закона № 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе, в том числе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц.

Согласно ст. 42 Федерального № 7-ФЗ при осуществлении деятельности в сфере сельского хозяйства должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, проводиться мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, а также должно осуществляться нормирование в области охраны окружающей среды.

В силу статьи 2 Федерального закона от 14.07.2022 г. № 248-ФЗ «О побочных продуктах животноводства и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 248-ФЗ) побочными продуктами животноводства признаются вещества, образуемые при содержании сельскохозяйственных животных, включая навоз, помет, подстилку, стоки, и используемые в сельскохозяйственном производстве. Обращением побочных продуктов животноводства является деятельность по хранению, обработке, переработке, транспортировке, реализации и использованию побочных продуктов животноводства в сельскохозяйственном производстве.

В силу статьи 2 Федерального закона № 248-ФЗ побочными продуктами животноводства признаются вещества, образуемые при содержании сельскохозяйственных животных, включая навоз, помет, подстилку, стоки, и используемые в сельскохозяйственном производстве. Обращением побочных продуктов животноводства является деятельность по хранению, обработке, переработке, транспортировке, реализации и использованию побочных продуктов животноводства в сельскохозяйственном производстве.

Согласно частям 1, 2 статьи 7 Федерального закона № 248-ФЗ обращение побочных продуктов животноводства осуществляется в соответствии с требованиями к обращению побочных продуктов животноводства, ветеринарными нормами и правилами, санитарно- эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами, требованиями в области охраны окружающей среды. При обращении с побочными продуктами животноводства не допускается загрязнение окружающей среды и ее компонентов, в том числе почв, водных объектов, лесов.

Пунктом 7 Требований к обращению побочных продуктов животноводства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.10.2022 г. № 1940 (далее - Требования) предусмотрено, что хранение побочных продуктов животноводства должно осуществляться собственниками побочных продуктов животноводства способами, не допускающими загрязнения окружающей среды и компонентов природной среды.

Согласно п. п. 15, 21, 22 Требований в обработанных и переработанных побочных продуктах животноводства наличие патогенных и болезнетворных микроорганизмов и паразитов не допускается. Использование необработанных, непереработанных побочных продуктов животноводства не допускается. Использование побочных продуктов животноводства не должно приводить к истощению, деградации, порче, уничтожению земель и почв и к иному негативному воздействию на земли и почвы.

Цинк и марганец включены в Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденный Распоряжением Правительств РФ от 20 октября 2023 года № 2909-р.

Согласно статье 39.35 Земельного кодекса Российской Федерации, введенной Федеральным законом от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ, в случае, если использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на оснований разрешений на использование земель или земельных участков привело к порче либо уничтожению плодородного слоя почвы в границах таких земель или земельных участков, лица, которые пользовались такими землями или земельными участками, обязаны: 1) привести такие земли или земельные участки в состояние, пригодное для их использования в соответствии с разрешенным использованием; 2) выполнить необходимые работы по рекультивации таких земель или земельных участков.

Из содержания указанных норм следует обязанность лиц, в результате деятельности которых причинен вред окружающей среде, устранить последствия этого вреда путем мероприятий по восстановлению природной среды, в том числе рекультивации земель.

Частями 5, 6 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений. Порядок проведения рекультивации земель устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель» утверждены Правила проведения рекультивации и консервации земель, устанавливающие порядок проведения рекультивации и в равной мере распространяются на земли и земельные участки (далее - Правила).

В силу п. 2 Правил «рекультивация земель» - мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почвы, восстановления плодородного слоя почвы и создания защитных лесных насаждений.

Согласно п. 3, 5 Правил разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.

Рекультивация земель должна обеспечивать восстановление земель до состояния, пригодного для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, путем обеспечения соответствия качества земель нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Согласно п. 8 Правил рекультивация земель, консервация земель осуществляются в соответствии с утвержденными проектом рекультивации земель, проектом консервации земель путем проведения технических и (или) биологических мероприятий.

Согласно обращению Управления Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий Эл в адрес Марийского межрайонного природоохранного прокурора от 13 сентября 2024 года, Управление просит принять меры по устранению нарушений ИП Михайловым <данные изъяты>. природоохранного законодательства в части проведения рекультивации земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, на котором выявлено складирование куриного помета.

Согласно протоколу осмотра земельного участка от 30 августа 2024 года, с приложением фототаблиц, составленному Управлением Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий Эл, на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> (территория ИП Михайлова <данные изъяты>.), при осуществлении федерального государственного земельного контроля установлено, что на земельном участке, на площади 1391685 кв.м, произведено складирование отходов животноводства (куриный помет). Часть земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м, заросла сорной травой (цикорий обыкновенный, полынь горькая, полынь обыкновенная, пижма обыкновенная, осот полевой, бодяг, иван-чай и др.) и древесной растительностью (береза бородавчатая, ива козья, сосна обыкновенная, клен канадский высотой от 0,5 м.). Часть земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м., вспахана и используется в сельскохозяйственном производстве.

Согласно протоколам испытаний, проведенных Нижегородским филиалом ФГБУ «ВНИИЗЖ» от 11 и 12 сентября 2024 года, в пробах почв с земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> имеется превышение массовой доли марганца (подвижные формы) во всех 6 почвенных образцах, и превышение массовой доли цинка (подвижные формы) в 3 почвенных образцах. Результаты исследований микробиологических показателей почвы показали, что в почвенных образцах обнаружены ОКБ и энтерококки. Количество КОЕ/г ОКБ в почве: 10 (3 почвенных образца), что по нормативу относится к умеренно опасной (10-99). Количество КОЕ/г энтерококков в почве: 10 (3 почвенных образца), 100 (4 почвенных образца), 1000 (3 почвенных образца), более 1000 (10 почвенных образцов), что по нормативу относится к умеренно опасной (10-99), опасной (100-999) и чрезвычайно опасной (1000 и более).

4 июля 2024 года Управлением Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий Эл в адрес ИП главы КФХ Михайлова <данные изъяты>. было вынесено предостережение № 211 о недопустимости нарушения обязательных требований земельного законодательства, выразившегося в невыполнении установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эррозии, зарастании деревьями, а также наличии в образцах почвы опасного количества патогенных бактерий.

Ранее, 24 ноября 2023 года Управлением Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий Эл в адрес ИП Михайлова <данные изъяты>. выносилось аналогичное предостережение.

Выпиской из ЕГРН от 27 августа 2024 года подтверждено наличие земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, правообладателем которого является МО «Ронгинское сельское поселение», арендатором - ИП глава КФХ Михайлов <данные изъяты>

Согласно договору аренды от 2 мая 2022 года заключенному между Ронгинской сельской администрацией Советского муниципального района Республики Марий Эл и ИП главой КФХ Михайловым <данные изъяты> сроком <данные изъяты>, последний является арендатором земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью <данные изъяты>. Пунктом 4.2 договора предусмотрено, что арендатор обязуется эффективно использовать земельный участок в соответствии с целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, который не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, осуществлять мероприятия по охране земель. Пунктом 1.5 установлен срок договора - по 4 мая 2027 года.

В рамках договора от <данные изъяты>, заключенного между ООО «Птицефабрика Акашевская» и ИП главой КФХ Михайловы <данные изъяты>., Михайлов <данные изъяты>. является покупателем органического удобрения на основе побочных продуктов животноводства - куриного помета (<данные изъяты>).

В судебном заседании установлено, что на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью <данные изъяты>.м., (земля сельскохозяйственного назначения), арендатором которого является ответчик, им осуществляется складирование и использование в хозяйственной деятельности продуктов животноводства (куриный помет). Часть земельного участка заросла сорной травой и древесной растительностью. Часть земельного участка используется в сельскохозяйственном производстве. В ходе обследования отобранных образцов почв выявлены обобщенные колиформные бактерии (ОКБ) и энтерококки (фекальные), которые по нормативу относятся к умеренно опасным, опасным и чрезвычайно опасным показателям, а также обнаружено превышение предельно допустимой концентрации содержания нитратов в почве.

Не принятие ответчиком мер к рекультивации земельного участка может привести к потере плодородного слоя и как следствие невозможности целевого использования земель сельскохозяйственного назначения.

При таких обстоятельствах иск подлежит удовлетворению.

В силу ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

В пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2016 г. N 7 указано, что, удовлетворяя требование кредитора о понуждении к исполнению обязательства в натуре, суд обязан установить срок, в течение которого вынесенное решение должно быть исполнено (часть 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). При установлении указанного срока суд учитывает возможности ответчика по его исполнению, степень затруднительности исполнения судебного акта, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства.

Принимая во внимание характер и объем работ, которые следует совершить ответчику в целях исполнения решения суда, а также срок договора аренды земель сельскохозяйственного назначения № 5с от 4 мая 2022 года по 4 мая 2027 года, суд считает необходимым установить срок проведения ответчиком рекультивации нарушенных земель земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <данные изъяты>, считая данный срок разумным и достаточным для исполнения решения суда.

Суд рассмотрел дело в пределах заявленного иска, в соответствии с требованиями ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь ст.ст. 233-235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

обязать индивидуального предпринимателя главу крестьянского фермерского хозяйства Михайлова <данные изъяты> в течение года со дня вступления решения суда в законную силу разработать в установленном порядке проект рекультивации нарушенных земель земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <данные изъяты>.

Обязать индивидуального предпринимателя главу крестьянского фермерского хозяйства Михайлова <данные изъяты> в срок до <данные изъяты> года провести рекультивацию нарушенных земель земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <данные изъяты>

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Марий Эл подачей апелляционной жалобы через Советский районный суд Республики Марий Эл в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Мотивированное решение изготовлено <данные изъяты> 2024 года.

Судья И.Н. Шемуранов

2-307/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Марийский межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
Глава КФХ - ИП Михайлов Станислав Сергеевич
Другие
Управление Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий Эл
Ронгинская сельская администрация Советского района РМЭ
Суд
Советский районный суд Республики Марий Эл
Дело на сайте суда
sovetsky.mari.sudrf.ru
16.10.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.10.2024Передача материалов судье
17.10.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.10.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.10.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.11.2024Судебное заседание
10.12.2024Судебное заседание
12.12.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.12.2024Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
16.12.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.12.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее