Дело №г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 июня 2024 года <адрес>
Магасский районный суд Республики И. в составе:
председательствующего судьи Белхароева Т.А.,
при секретаре Арчаковой Х.М.,
с участием истца Кузьгова Б.А.,
представителя ответчика Т. Т.А., действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кузьгова Б. А. к Министерству труда, занятости и социального развития Республики И. о возложении обязанности произвести перерасчет размера безвозмездной субсидии на приобретение жилья и предоставлении мер социальной поддержки,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Кузьгов Б.А. обратился в суд с указанным исковым заявлением, в котором просит обязать Министерство труда, занятости и социального развития Республики И. произвести перерасчет размера безвозмездной субсидии на приобретение жилья, предоставить ему меру социальной поддержки в виде выплаты субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения с учетом членов семьи в размере 4 677 264 рубля.
Исковое заявление мотивирует тем, что он проходил военную службу в <адрес>, в связи с чем на него распространяются льготы и гарантии, предусмотренные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № - ФЗ «О ветеранах».
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах» им своевременно было подано заявление о включении его в федеральный регистр как ветерана боевых действий.
ДД.ММ.ГГГГ Министерством труда, занятости и социального развития Республики И. ему предоставлена мера социальной поддержки в виде выплаты субсидии в размере 584 658 рублей.
Между тем, указанная выплата осуществлена без учета членов его семьи, что противоречит действующему законодательству.
В силу п. 2 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах» государственная политика в отношении ветеранов предусматривает реализацию мер социальной поддержки, установленных настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами для ветеранов и членов их семей.
Таким образом, при расчете размера субсидии гражданам, указанным в статье 3 настоящего Закона, учитываются члены их семей, имеющие также право на меру социальной поддержки в виде обеспечения жильем.
При расчете размера субсидии на ветерана с учетом членов семьи ответчику следовало исходить из общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Республике И. +18 кв. м на каждого последующего члена семьи.
Приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ №/пр «О показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на II квартал 2021 года» установлена средняя рыночная стоимость 1 квадратного метра общей площади жилья по Республике И. в размере 32 481 руб.
Таким образом, расчет размера субсидии в данном случае составляет: 32 481 (средняя рыночная стоимость 1 кв.м.) | 18 (кв.м. на 1 члена) | 9 (количество членов семьи) = 5 261 922 руб. Ответчиком произведена выплата в размере 584 658 руб.
С учетом изложенного, к доплате истцу в качестве субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения подлежит сумма в размере 4 677 264 руб. (5 261 922 руб. - 584 658 руб.).
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены члены семьи истца: Дастмурзиева М.М., 1977 года рождения, Кузьгова З.Б. 2003 года рождения и Кузьгова Х.Б., 2004 года рождения.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
В судебном заседании истец Кузьгов Б.А. иск поддержал, просил его удовлетворить по мотивам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель Минтруда И. Т. Т.А. возражала против удовлетворения исковых требований, по основаниям, изложенным ею в возражениях на исковое заявление.
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в суд своего представителя не направило, однако направило суд возражения на исковое заявление, согласно которым просило суд отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суд не явились.
Заслушав объяснения явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее также - Федеральный закон "О ветеранах").
Федеральный закон № 5-ФЗ устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение к в обществе, определяет с учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств (далее — ветераны боевых действий), ветеранов военной службы, ветеранов труда (преамбула и статья 1 Федерального закона № 5-ФЗ).
Для ветеранов боевых действий федеральный законодатель, реализуя свои полномочия, предусмотрел в статье 16 Федерального закона № 5-ФЗ меры социальной поддержки, в том числе включающие в себя обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем указанных граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 Федерального закона № 5-ФЗ.
Подпунктом 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона "О ветеранах" предусмотрено, что такая мера социальной поддержки, как обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 232 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после ДД.ММ.ГГГГ, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации; (В редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 199-ФЗ).
В силу пунктов 1, 2, 3.2, 4, 6, подпункта 3 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона № 5-ФЗ Российская Федерация передает для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 Федерального закона № 5-ФЗ категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, и полномочия по обеспечению жильем ( в соответствии со статьями 14, 15, 17-19 и 21 Федерального закона № 5-ФЗ категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Средства на реализацию передаваемых для осуществления полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 статьи 23.2 Федерального закона № 5-ФЗ мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.
Объем субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов боевых действий определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 133 Бюджетного кодекса Российской Федерации порядок предоставления каждой субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета утверждается нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации в соответствии с федеральным законом и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и (или) Правительства Российской Федерации, которыми органам государственной власти субъектов Российской Федерации переданы для осуществления полномочия Российской Федерации, при выполнении которых возникают расходные обязательства субъектов Российской Федерации, в целях финансового обеспечения которых предоставляется указанная субвенция.
Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации (приведенное правовое регулирование следует из содержания пункта 2, подпункта 3 пункта 3, пунктов 4, 5 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах").
Форма предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 Федерального закона "О ветеранах" категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, в том числе инвалидов боевых действий, в силу положений пункта 6 статьи 23.2 данного Федерального закона определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Предоставление субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях реализации мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, а также вставших на учет ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны осуществляется в порядке, определенном Правилами предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 614 (далее - Правила) (пункт 1 Правил).
В силу пункта 3 Правил субвенции предоставляются в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на цели, указанные в пункте 1 Правил, согласно заявке, представляемой органом государственной власти субъекта Российской Федерации по форме и в срок, которые установлены Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Перечисление субвенций в бюджеты субъектов Российской Федерации осуществляется на счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства в учреждениях Центрального банка Российской Федерации для учета операций со средствами бюджетов субъектов Российской Федерации (пункт 4 Правил).
Форма и порядок предоставления гражданам мер социальной поддержки по обеспечению жильем устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 5 Правил).
Законом Республики И. от ДД.ММ.ГГГГ №-РЗ в соответствии со статьей 23.2 Федерального закона № 5-ФЗ, статьей 28.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Указом Президента Российской Федерации oт ДД.ММ.ГГГГ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» определены форма и порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечением жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий относящихся к категориям, установленным ст.ст. 14 19 и 21 Федерального закона № 5-ФЗ, статьей 17 Федеральном закона № 181-ФЗ и Указом №.
Как установлено пунктом 2(2) Правил №, размер субвенций, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется в соответствии с Методикой распределения между субъектами Российской Федерации субвенций из федерального бюджета на реализацию переданных Российской Федерацией полномочий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
При этом в соответствии с пунктом 3 Методики № размер субвенции для обеспечения жильем инвалидов боевых действий за счет средств федерального бюджета определяется исходя из численности граждан, указанной в подпункте 3 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона № 5-ФЗ, и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья, с учетом поправочного коэффициента.
В соответствии с пунктом 2 части 2 Закона Республики И. №-РЗ право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета исходя и из общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Республике И., устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, имеют ветераны боевых действий, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до ДД.ММ.ГГГГ и постоянно проживающие на территории Республики И..
Согласно пункту 7 Порядка предоставления безвозмездной субсидии на приобретение жилья нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет инвалидам Великой Отечественной войны и участникам Великой Отечественной войны, членам семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны и нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до ДД.ММ.ГГГГ инвалидам боевых действий и ветеранам боевых действий, членам семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов.
Из приведенного правового регулирования следует, что мера социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета в форме безвозмездной субсидии на приобретение жилья предоставляется ветеранам боевых действий, нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до ДД.ММ.ГГГГ В целях реализации мер социальной поддержки по обеспечению жильем указанной категории граждан из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации предоставляются субвенции на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации. Субъектами Российской Федерации данные полномочия реализуются в пределах поступивших из федерального бюджета денежных средств, размер которых определен исходя из числа лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации (Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации).
Судом установлено и из материалов дела следует, что Кузьгов Б.А. проходил военную службу в <адрес>.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах» Кузьговым Б.А. подано заявление о включении его в федеральный регистр как ветерана боевых действий.
ДД.ММ.ГГГГ Министерством труда, занятости и социального развития Республики И. предоставлена мера социальной поддержки в виде выплаты Кузьгову Б.А. субсидии в размере 584 658 рублей.
Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ № истец Кузьгов Б.А. имеет следующий состав семьи: Дастмурзиева М.М. 1977 года рождения (жена), Кузьгова З.Б. 2003 года рождения (дочь), Кузьгова Х.Б. 2004 года рождения (дочь), Кузьгова Х.Б. 2008 года рождения (дочь), Кузьгова М.Б. 2009 года рождения (дочь), Кузьгова СБ. 2011 года рождения (дочь), Кузьгов М.Б. 2013 года рождения (сын), Кузьгова А.Б. 2018 года рождения (дочь).
Как установлено в судебном заседании мера социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета предоставлена Кузьгову Б.А. не на общих основаниях в соответствии с жилищным законодательством, а в форме безвозмездной субсидии на приобретение жилья как нуждающемуся в улучшении жилищных условий и вставшему на учет до ДД.ММ.ГГГГ ветерану боевых действий в рамках реализации им права на обеспечение жильем, предусмотренного Федеральным законом "О ветеранах", то есть в рамках специального правового регулирования. Следовательно, при решении вопроса о порядке, условиях и размере предоставления Кузьгову Б.А. безвозмездной субсидии на приобретение жилья применению подлежали нормы указанного Федерального закона, которыми при обеспечении жильем инвалида боевых действий в такой форме учет членов его семьи не предусмотрен.
Таким образом ветераны боевых действий, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на учет до ДД.ММ.ГГГГ, имеют право на получение за счет средств федерального бюджета безвозмездной субсидии на приобретение жилья в рамках специального правового регулирования, предусмотренного Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах». Расчет размера безвозмездной субсидии на приобретение жилья с учетом членов семьи указанной категории граждан в рамках специального правового регулирования не предусмотрен (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ).
При таких обстоятельствах, исковые требования Кузьгова Б.А. удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Кузьгова Б. А. к Министерству труда, занятости и социального развития Республики И. о возложении обязанности произвести перерасчет размера безвозмездной субсидии на приобретение жилья и предоставлении мер социальной поддержки, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики И. в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий:
Копия верна:
Судья Магасского районного суда Т.А. Белхароев