Дело № 2а-2662/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 сентября 2017 года город Севастополь
Ленинский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего - судьи Прохорчук О.В.,
секретарь судебного заседания – Шинкаренко В.В.,
с участием:
административного истца – Горюновой Марины Викторовны,
представителя административного ответчика - Давыденко Андрея Алексеевича, доверенность № 136 от 17.08.2017,
прокурора – Белоконной Яны Анатольевны, служебное удостоверение ТО № 182652 от 02.11.2016,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Горюновой Марины Викторовны к Территориальной избирательной комиссии Ленинского района города Севастополя с полномочиями избирательной комиссии внутригородского муниципального образования города Севастополя Ленинский муниципальный округ об отмене решения,
установил:
Горюнова Марина Викторовна обратилась в суд к Территориальной избирательной комиссии Ленинского района города Севастополя с полномочиями избирательной комиссии внутригородского муниципального образования города Севастополя Ленинский муниципальный округ об отмене решения от 30.08.2017 № 122/1114-1 об аннулировании регистрации кандидата в депутаты Совета Ленинского муниципального округа города Севастополя второго созыва по пятимандатному избирательному округу № 1 Горюновой Марины Викторовны, как незаконное, принятое с превышением установленной компетенции.
Исковые требования мотивированы тем, что 02.08.2017 Территориальной избирательной комиссией Ленинского района города Севастополя с полномочиями избирательной комиссии внутригородского муниципального образования города Севастополя Ленинский муниципальный округ, с полномочиями окружной избирательной комиссии пятимандантного избирательного округа № 1 истец зарегистрирована кандидатом в депутаты Совета Ленинского муниципального округа города Севастополя. 30.08.2017 Территориальной избирательной комиссией Ленинского района города Севастополя с полномочиями избирательной комиссии внутригородского муниципального образования города Севастополя Ленинский муниципальный округ принято решение № 122/1114-1, которым аннулирована регистрация истца в качестве кандидата в депутаты Совета Ленинского муниципального округа города Севастополя второго созыва по пятимандатному избирательному округу № 1 при проведении дополнительных выборов депутатов Совета Ленинского муниципального округа города Севастополя второго созыва, ввиду того, что кандидат Горюнова М.В. на момент регистрации имела гражданство иностранного государства (Украины). Истец считает принятое решение незаконным в связи с тем, что оно принято за пределами полномочий, определенных статьей 76 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Кроме того, согласно статье 48 Закона города Севастополя от 03.06.2014 № 20-ЗС «О выборах депутатов представительных органов внутригородских муниципальных образований города Севастополя» регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответственно окружной избирательной комиссией, избирательной комиссией муниципального образования. Таким образом, полномочия по регистрации кандидатов принадлежат окружным избирательным комиссиям, а списков кандидатов – избирательным комиссиям муниципального образования.
Решение о регистрации истца в качестве кандидата вынесено территориальной избирательной комиссией Ленинского района города Севастополя с полномочиями избирательной комиссии внутригородского муниципального образования города Севастополя Ленинский муниципальный округ с полномочиями окружной избирательной комиссии пятимандатного избирательного округа № 1, т.е. окружной избирательной комиссией.
В то же время, обжалуемое решение принято территориальной избирательной комиссией Ленинского района города Севастополя с полномочиями избирательной комиссии внутригородского муниципального образования города Севастополя Ленинский муниципальный округ, т.е. избирательной комиссией муниципального образования. Законом не предусмотрено вынесение решений об аннулировании кандидата другой избирательной комиссией, даже вышестоящей.
В судебном заседании административный истец исковые требования поддержала, просила иск удовлетворить.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения административного иска по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Заслушав объяснения истца и представителя ответчика, заключение прокурора, полагавшего целесообразным в удовлетворении иска отказать, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Постановлением Севастопольской городской избирательной комиссии от 25.12.2015 № 88/409-1 полномочия избирательной комиссии внутригородского муниципального образования города Севастополя Ленинский избирательный округ возложены на Территориальную избирательную комиссию Ленинского района города Севастополя.
Решением Территориальной избирательной комиссии Ленинского района города Севастополя от 21.06.2017 № 99/878-1 назначены дополнительные выборы депутатов Совета Ленинского муниципального округа города Севастополя второго созыва.
Судом установлено, что Горюновой М.В. 12.07.2017 в окружную избирательную комиссию пятимандатного избирательного округа № 1 подано заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Совета Ленинского муниципального округа города Севастополя второго созыва по пятимандатному избирательному округу № 1.
Согласно данному заявлению истец является гражданином Российской Федерации, документ удостоверяющий личность – паспорт серии 03 07 № 609780, выданный 02.08.2007 ОУФМС России по Краснодарскому краю в Приморском округе г.Новороссийска, код подразделения 230-014.
В соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ и статьи 47 Закона города Севастополя № 20-ЗС окружная избирательная комиссия, избирательная комиссия муниципального образования производят проверку соблюдения требований настоящего Закона при выдвижении каждого кандидата, списка кандидатов.
Для проверки достоверности сведений о кандидате и иных сведений, представленных кандидатом, в соответствии с требованиями пункта 6 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на референдум граждан Российской Федерации», части 3 статьи 47 Закона города Севастополя № 20-ЗС «О выборах депутатов представительных органов внутригородских муниципальных образований города Севастополя», ответчиком были направлены запросы в уполномоченные органы, в том числе 17.07.2017 за № 86 в Управление по вопросам миграции УМВД России по г.Севастополю.
Согласно ответу ОМВД России по Ленинскому району УМВД России по г.Севастополю от 27.07.2017 № 6424 в представленном Территориальной избирательной комиссией списке (в котором в том числе указана Горюнова М.В.) лица, подавшие заявления о нежелании состоять в гражданстве Украины и уведомление о наличии у гражданина Российской Федерации иного гражданства, отсутствуют.
02.08.2017 Территориальной избирательной комиссией Ленинского района города Севастополя с полномочиями избирательной комиссии внутригородского муниципального образования города Севастополя Ленинский муниципальный округ, с полномочиями окружной избирательной комиссии пятимандатного избирательного округа № 1 принято решение № 110/962-1 о регистрации Горюновой Марины Викторовны кандидатом в депутаты Совета Ленинского муниципального округа города Севастополя второго созыва по пятимандатному избирательному округу № 1 при проведении дополнительных выборов депутатов Совета Ленинского муниципального округа города Севастополя второго созыва.
07.08.2017 истцом ответчику представлена копия нотариально заверенного заявления в компетентные органы и учреждения от 07.08.2017 об отказе от гражданства Украины в связи с приобретением гражданства Российской Федерации и доказательства его направления в Генеральное консульство Украины в г.Ростов-на-Дону.
Также Горюнова М.В. представила в территориальную избирательную комиссию справку войсковой части 06984 от 19.08.2016, согласно которой на основании указаний статс-секретаря-заместителя Министра обороны Российской Федерации от 28.01.2015 № 173/1/1447 у гражданского персонала войсковой части 06984 изъяты и сданы на хранение паспорта граждан Украины. Паспорт гражданки Украины серии АР №, выданный Ленинским РО УМВД России в городе Севастополе 13.03.1999 Горюновой М.В., сдан установленным порядком в делопроизводство войсковой части 06984 в марте 2015 года.
Таким образом, установлено, что на момент регистрации кандидат в депутаты Горюнова М.В. имела гражданство иностранного государства (Украины), в связи с чем на нее распространяются запреты, установленные положениями пункта 3.1 статьи 4 Федерального закона № 67-ФЗ.
30.08.2017 решением № 122/1114-1 Территориальной избирательной комиссии Ленинского района города Севастополя с полномочиями избирательной комиссии внутригородского муниципального образования города Севастополя Ленинский муниципальный округ аннулирована регистрация кандидата в депутаты Совета Ленинского муниципального округа города Севастополя второго созыва по пятимандатному избирательному округу № 1 Горюновой Марины Викторовны с аннулированием удостоверения, выданного административному истцу.
В соответствии с пунктом 3 статьи 76 Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на референдум граждан Российской Федерации» регистрация кандидата аннулируется избирательной комиссией, зарегистрировавшей кандидата, в случае отсутствия у него пассивного избирательного права.
Вместе с тем, указанная норма предусматривает аннулирование регистрации кандидата в случае утраты им пассивного избирательного права, то есть после регистрации кандидатом. Регистрация кандидата аннулируется избирательной комиссией, зарегистрировавшей кандидата. В случае, если пассивное избирательное право было утрачено кандидатом до его регистрации, то согласно подпункту «а» пункту 7 комментируемой статьи регистрация кандидата может быть отменена только судом.
Таким образом, поскольку до регистрации 02.08.2017 кандидатом в депутаты Горюнова М.В. не обладала пассивным избирательным правом в Российской Федерации, а, следовательно, не утрачивала его после регистрации кандидатом, административный ответчик не имел полномочий на принятие решения об аннулировании регистрации административного истца кандидатом в депутаты.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 7 статьи 76 Федерального закона № 67-ФЗ регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случае вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием для отказа в регистрации кандидата, предусмотренным подпунктом «а», «б», «е», «з», «и», «к», «л» или «о» пункта 24 статьи 38 настоящего Федерального закона. При этом вновь открывшимися считаются те обстоятельства, которые существовали на момент принятия решения о регистрации кандидата, но не были и не могли быть известны избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата.
Из анализа изложенных норм следует, что в случае установления отсутствия у лица, изъявившего желание баллотироваться в депутаты, на момент регистрации кандидатом в депутаты пассивного избирательного права, Территориальная избирательная комиссия имела право обратиться в суд с иском об отмене регистрации такого кандидата.
В соответствии со статьей 48 Закона города Севастополя от 03.06.2014 № 20-ЗС «О выборах депутатов представительных органов внутригородских муниципальных образований города Севастополя» регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответственно окружной избирательной комиссией, избирательной комиссией муниципального образования. Таким образом, полномочия по регистрации кандидатов принадлежат окружным избирательным комиссиям, а списков кандидатов – избирательным комиссиям муниципального образования.
Согласно части 3 статьи 76 Федерального закона № 67-ФЗ регистрация кандидата аннулируется избирательной комиссией, зарегистрировавшей кандидата, в случае отсутствия у него пассивного избирательного права.
Судом установлено, что решение о регистрации истца в качестве кандидата в депутаты принято Территориальной избирательной комиссией Ленинского района города Севастополя с полномочиями избирательной комиссии внутригородского муниципального образования города Севастополя Ленинский муниципальный округ с полномочиями окружной избирательной комиссии пятимандатного избирательного округа № 1, т.е. окружной избирательной комиссией.
Вместе с тем, обжалуемое решение принято Территориальной избирательной комиссией Ленинского района города Севастополя с полномочиями избирательной комиссии внутригородского муниципального образования города Севастополя Ленинский муниципальный округ, т.е. избирательной комиссией муниципального образования, что также является нарушением законодательства о выборах.
Довод представителя ответчика о том, что в оспариваемом решении об аннулировании регистрации Горюновой М.В. кандидатом, вероятно, допущена техническая ошибка, не может быть принят судом во внимание вследствие его несостоятельности.
Право избирать (активное избирательное право) и право быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления (пассивное избирательное право), а также право участвовать в референдуме, по общему правилу, принадлежит гражданам Российской Федерации (часть 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации, статьи 2-4 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ).
Наличие пассивного избирательного права является непосредственно содержанием возможности участия гражданина в выборах в качестве кандидата на выборную должность или на членство в выборном органе.
Согласно пункту 3.1 статьи 4 Федерального закона № 67-ФЗ не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Указанные граждане вправе быть избранными в органы местного самоуправления, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации.
Международный договор, предусматривающий право граждан Российской Федерации, имеющих гражданство Украины, быть избранными в органы местного самоуправления на территории России между Украиной и Российской Федерации не заключался.
Как следует из части 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации, право быть избранным в органы государственной власти закрепляется именно за гражданами Российской Федерации как лицами, находящимися в особой устойчивой политико-правовой связи с государством. При этом на нормативное содержание пассивного избирательного права может влиять наличие у гражданина Российской Федерации политико-правовой связи с другим государством, т.е. пребывание гражданина Российской Федерации в гражданстве иностранного государства.
Конституция Российской Федерации прямо указывает в части 2 статьи 62 на возможность введения федеральным законом исключений из общего принципа, согласно которому наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства. Из этого исходит и Федеральный закон от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», согласно части первой статьи 6 которого гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом.
Следовательно, Конституция Российской Федерации, предусматривая в части 2 статьи 62 специальную норму, предполагающую возможность установления федеральным законом особенностей правового положения граждан Российской Федерации, имеющих гражданство иностранного государства, допускает тем самым и возможность специального правового регулирования прав и свобод данной категории граждан Российской Федерации, прежде всего политических прав, включая пассивные избирательные права как институт суверенной государственности, приобретение которых связывается, по общему правилу, с наличием у лица гражданства данного государства.
Устанавливая соответствующее ограничение, федеральный законодатель исходил из того, что оно обусловлено такой конституционно значимой целью, как необходимость защиты основ конституционного строя Российской Федерации (часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации).
Нотариально удостоверенное заявление истца об отказе от гражданства Украины от 07.08.2017, направленное в Генеральное консульство Украины в г.Ростов-на-Дону в соответствии с Федеральным законом от 29.07.2017 № 243-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» и статьи 8 и 14 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», не имеет правового значения для сути рассматриваемого спора, поскольку спорные правоотношения возникли до вступления в законную силу указанного нормативного правового акта (01.09.2017), а кроме того, не свидетельствует о наличии у истца на день регистрации кандидатом в депутаты пассивного избирательного права.
Положениями статьи 18 Закона Украины от 18.01.2001 № 2235-III «О гражданстве Украины» предусмотрено право на добровольный выход из гражданства Украины по письменному ходатайству. Такое ходатайство согласно размещенной на официальном сайте МИД Украины информации, подается на территории иностранного государства в соответствующее консульское учреждение. Срок принятия решения по такому заявлению составляет не более 1 года. Согласно требованиям статьи 20 указанного Закона Украины гражданин признается утратившим гражданство с момента издания Указа Президента Украины о прекращении гражданства Украины.
Истец, осознавая наличие у нее статуса гражданина Украины, имела возможность отказаться от него, но от реализации своего права на отказ от гражданства Украины в установленном законом порядке до 07.08.2017 воздержалась.
При таких обстоятельствах, сам по себе факт подачи заявления об отказе от гражданства Украины не является достаточным основанием для признания гражданина Российской Федерации не имеющим гражданство иностранного государства. Гражданин признается утратившим гражданство Украины с момента издания акта о прекращении его гражданства.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что на момент регистрации Горюновой М.В. в качестве кандидата в депутаты Совета Ленинского муниципального округа второго созыва по пятимандатному избирательному округу № 1 при проведении дополнительных выборов депутатов Совета Ленинского муниципального округа города Севастополя второго созыва Горюнова М.В. имела гражданство иностранного государства и, следовательно, не обладала пассивным избирательным правом на территории Российской Федерации, что препятствовало ее регистрации в качестве кандидата в депутаты.
Изначальное отсутствие у административного истца пассивного избирательного права исключает в данном случае возможность признания обжалуемого решения избирательной комиссии незаконным, так как отмена такого решения и восстановление регистрации кандидата противоречило бы положениям федерального законодательства (подпункт «а» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ) относительно установления ограничений избирательного права и их распространения на отдельные категории лиц.
Таким образом, избирательные права Горюновой М.В. решением Территориальной избирательной комиссии Ленинского района города Севастополя с полномочиями избирательной комиссии внутригородского муниципального образования города Севастополя Ленинский муниципальный округ от 30.08.2017 № 122/1114-1 не нарушаются, что, в свою очередь, указывает на невозможность удовлетворения заявленных требований.
С учетом вышеизложенного, оценивая представленные доказательства в их совокупности, суд отказывает в удовлетворении административного иска.
Руководствуясь статьями 175-180, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административного иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд города Севастополя путем подачи апелляционной жалобы в течение пяти дней со дня его принятия в окончательной форме.
Судья
В окончательной форме решение принято 06.09.2017.