Дело № 5-11/2020
УИД 87RS0006-01-2019-000647-78
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
о возвращении протокола об административном правонарушении
и других материалов дела
16 января 2020 года пгт. Провидения
Судья Провиденского районного суда Чукотского автономного округа Куликова Н.В. (пгт. Провидения, ул. Набережная Дежнёва, 49), изучив в ходе подготовки к рассмотрению дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.14.17.1 КоАП РФ, в отношении Зорихиной Л.А.,
у с т а н о в и л:
В Провиденский районный суд поступило дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.17.1 КоАП РФ в отношении Зорихиной Л.А.
Изучив протокол об административном правонарушении и другие материалы дела в рамках разрешения вопросов, стоящих перед судьей при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении, указанных в ст.29.1 КоАП РФ, прихожу к следующему.
Согласно п. 3 и 5 ч. 1 ст. 29.1 КоАП РФ, судья при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняет, в том числе, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные КоАП РФ, достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу.
Часть 2 ст. 28.2 КоАП РФ устанавливает, что в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья этого Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Согласно правовой позиции, изложенной в абз. 2 п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 5 от 24 марта 2005 года "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении.
Из материалов дела следует, что по делу имеется свидетель ФИО1, однако в нарушение положений ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ сведения о ней в протоколе об административном правонарушении не указаны, что является существенным недостатком протокола по делу об административном правонарушении.
Из протокола об административном правонарушении от 17.12.2019 следует, что Зорихина Л.А. 06.11.2019 реализовала ФИО1. алкогольную продукцию «водка» «Хлебное вино» объёмом 0,5 литра, крепостью 40%, тогда как согласно протоколу об изъятии вещей и документов от 06.11.2019 у ФИО1. изъята стеклянная бутылка с закручивающейся пробкой черного цвета, с надписью на этикетке белого цвета «Хлебное вино» водка, объёмом 0,7 литра крепость 40%.
Таким образом, материалы дела противоречат сведениям, указанным в протоколе об административном правонарушении, что не позволяет рассмотреть дела по существу, поскольку имеются неустранимые противоречия.
Из протокола об изъятии вещей и документов от 06.11.2019 следует, что в нему прилагается фототаблица, однако фототаблица в материалах отсутствует.
В соответствии с ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ эти данные устанавливаются, протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Как следует из абз. 1 п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», при рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении (ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ). Нарушением, влекущим невозможность использования доказательств, может быть признано, в частности, получение объяснений потерпевшего, свидетеля, лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, которым не были предварительно разъяснены их права и обязанности, предусмотренные ч. 1 ст. 25.1, ч. 2 ст. 25.2, ч. 3 ст. 25.6 КоАП РФ, ст. 51 Конституции Российской Федерации, а свидетели, специалисты, эксперты не были предупреждены об административной ответственности соответственно за дачу заведомо ложных показаний, пояснений, заключений по статье 17.9 КоАП РФ, а также существенное нарушение порядка назначения и проведения экспертизы.
Согласно абз. 2 п. 18 этого же Постановления нарушением, влекущим невозможность использования доказательств, может быть признано, в частности, получение объяснений потерпевшего, свидетеля, лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, которым не были предварительно разъяснены их права и обязанности, предусмотренные частью 1 статьи 25.1, частью 2 статьи 25.2, частью 3 статьи 25.6 КоАП РФ, статьей 51 Конституции Российской Федерации, а свидетели, специалисты, эксперты не были предупреждены об административной ответственности соответственно за дачу заведомо ложных показаний, пояснений, заключений по статье 17.9 КоАП РФ, а также существенное нарушение порядка назначения и проведения экспертизы.
В материалах дела содержится объяснение ФИО1. от 06.11.2019, данное объяснение получено врио УУП МОтд МВД России «Провиденское» ФИО2 в соответствии с требованиями УПК РФ, процессуальное положение данного лица не определено, в связи с чем, данное объяснение не может быть использовано в качестве доказательства по делу.
Также в материалах дела содержится светокопия объяснения ФИО1 от 17.12.2019.
В силу положений ч. 1,2 ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу могут быть показания свидетелей.
В соответствии с ч. 2 ст. 26.3 КоАП РФ показания свидетелей отражаются в соответствующих протоколах, составленных при производстве по делу об административном правонарушении, а в случае необходимости записываются и приобщаются к делу.
С учетом приведенных норм права, светокопия объяснения ФИО1 не может являться допустимым доказательством по делу, что лишает суд возможности дать оценку её показаниям и соответственно признать доказанным установленный в протоколе по делу об административном правонарушении факт продажи алкогольной продукции.
Кроме того, считаю необходимым указать следующее.
В светокопии объяснения ФИО1 её процессуальное положение не определено. Вместе с тем, ФИО1 были разъяснены положения ст. 26.5 КоАП РФ, из чего следует, что она была допрошена в качестве свидетеля по делу, вместе с тем, данный свидетель не была предупреждена об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний по статье 17.9 КоАП РФ.
Указание в объяснении в п. 5 ст. 26.5 КоАП РФ, которая разъяснялась свидетелю, о том, что в соответствии со ст. 17.9 КоАП РФ свидетель предупреждается об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, не свидетельствует о том, что ФИО1 предупреждена об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.29.4 КоАП РФ, при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в случае необходимости выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
С учетом изложенного, считаю необходимым возвратить дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.17.1 КоАП РФ, в отношении Зорихиной Л.А., должностному лицу, составившему протокол.
Также считаю необходимым указать следующее.
Согласно ч. 3 ст. 29.10 КоАП РФ вещи и документы, не изъятые из оборота, подлежат возвращению законному владельцу, а при неустановлении его передаются в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации; вещи, изъятые из оборота, подлежат передаче в соответствующие организации или уничтожению.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2015 года № 1027 утверждены Правила вывоза и хранения вне места изъятия изъятых этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, указанных в подпунктах 1 - 3 и 8 пункта 1 статьи 25 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».
В соответствии с данными Правилами вывоз и хранение указанной продукции и (или) предметов осуществляются организацией, привлекаемой Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и имеющей лицензию на хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее – организация).
Уполномоченный орган или должностное лицо, по решению которых произведено изъятие продукции и (или) предметов в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее - уполномоченный орган), в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня их изъятия, направляет в территориальный орган Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, расположенный на наименьшем расстоянии от местонахождения продукции и (или) предметов (далее - территориальный орган), уведомление о готовности к передаче продукции и (или) предметов на хранение, в котором указываются местонахождение, вид и количество (объем) продукции и (или) предметов, а также наименование, дата и номер документа, на основании которого произведено изъятие.
Территориальный орган в течение 5 рабочих дней со дня получения уведомления о готовности к передаче продукции и (или) предметов направляет организации любым доступным способом (факсимильная связь, телефонограмма, электронная почта) заявку о вывозе и приеме на хранение продукции и (или) предметов и одновременно отправляет на бумажном носителе эту заявку и копию указанного уведомления, после чего информирует уполномоченный орган об организации (наименование, почтовый адрес, телефон, факс).
Организация в целях исполнения вышеназванной заявки осуществляет прием продукции и (или) предметов от уполномоченного органа по акту приема-передачи для ее вывоза и хранения.
Продукция и (или) предметы до передачи организации либо направления уголовного дела или дела об административном правонарушении в суд (судье) хранятся в местах, определенных уполномоченным органом, который принимает меры для обеспечения их сохранности.
Организация осуществляет хранение продукции и (или) предметов вне мест изъятия в выделенной зоне (здание, строение, сооружение, принадлежащие организации на праве собственности или на ином законном основании).
Если на момент вынесения судебного акта об уничтожении изъятых продукции и (или) предметов либо их конфискации продукция и (или) предметы не были переданы на хранение организации, должностное лицо (орган), в производстве которого находится уголовное дело или дело об административном правонарушении, в течение 5 рабочих дней со дня поступления на исполнение указанного судебного акта направляет в территориальный орган уведомление о готовности к передаче продукции и (или) предметов для уничтожения, в котором указываются местонахождение, вид, количество (объем) продукции и (или) предметов, с приложением копии этого судебного акта.
Территориальный орган в течение 5 рабочих дней со дня получения указанного уведомления направляет организации любым доступным способом (факсимильная связь, телефонограмма, электронная почта) заявку о необходимости осуществить вывоз и прием для уничтожения продукции и (или) предметов, одновременно направляет на бумажном носителе эту заявку и копию уведомления о готовности к передаче продукции и (или) предметов для уничтожения, после чего информирует должностное лицо (орган), в производстве которого находится уголовное дело или дело об административном правонарушении, об организации (наименование, почтовый адрес, телефон, факс).
Организация осуществляет прием продукции и (или) предметов от должностного лица (органа), в производстве которого находится уголовное дело или дело об административном правонарушении, в указанном выше порядке.
В случае если в день направления уголовного дела или дела об административном правонарушении в суд (судье) продукция и (или) предметы не приняты на хранение организацией, должностное лицо (орган), в производстве которого находится уголовное дело или дело об административном правонарушении, в течение одного рабочего дня со дня направления уголовного дела или дела об административном правонарушении в суд (судье) обязано информировать об этом территориальный орган.
Территориальный орган в течение одного рабочего дня со дня получения информации о направлении уголовного дела или дела об административном правонарушении в суд (судье) направляет любым доступным способом (факсимильная связь, электронная почта) указанную информацию организации.
Передача продукции и (или) предметов организации осуществляется после вынесения судебного акта, предусматривающего уничтожение изъятых (конфискованных) продукции и (или) предметов, в указанном выше порядке.
Из изложенного следует, что изъятая алкогольная и (или) спиртосодержащая продукция должна храниться до принятия решения судом (судьёй) в организации, привлекаемой Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и имеющей лицензию на хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо в месте определённом уполномоченным органом (в данном случае МОтд МВД России «Провиденское»).
Таким образом, направление изъятой алкогольной продукции в суд (судье) одновременно с делом об административном правонарушении не допускается, вместе с тем сведения о месте нахождения изъятой алкогольной и (или) спиртосодержащей продукции должны быть обязательно приобщены к материалам дела.
Руководствуясь п.4 ч.1 ст.29.4 КоАП РФ, судья
определил:
Протокол АП-87 № 33110070 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.17.1 КоАП РФ, в отношении Зорихиной Л.А. от 17.12.2019 и другие материалы дела возвратить должностному лицу, составившему протокол, врио участкового уполномоченного полиции ОУУП и ПДН МОтд МВД России «Провиденское» ФИО2
Определение может быть обжаловано лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в суд Чукотского автономного округа в течение десяти суток со дня вручения или получения копии определения.
КоАП РФ не предусматривает возможность обжалования настоящего определения должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении.
Судья Н.В. Куликова