РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 марта 2019 года                     г.Астрахань

Кировский районный суд г.Астрахани в составе:

председательствующего судьи Кольцовой В.В.,

при секретаре Абдрахмановой Ю.А.

рассмотрев гражданское дело по иску ООО «Газпром межрегионгаз Астрахань» к Мельниковой Августине Андреевне о взыскании задолженности за потребленный природный газ, судебные расходы,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с иском к Мельниковой Августине Андреевне о взыскании задолженности за потребленный природный газ, указав, что ООО «Газпром межрегионгаз Астрахань» является поставщиком газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан на территории г.Астрахани и Астраханской области. Истцом производится поставка газа в жилой дом по адресу: <адрес>. Подключение газового оборудования ответчика к распределительным сетям подтверждает факт установления договорных отношений между ООО «Газпром межрегионгаз Астрахань» и Мельниковой А.А. Типовой договор поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан был опубликован в газете «Волга» от ДД.ММ.ГГГГ, (213) от ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, типовой договор поставки газа размещен на официальном сайте поставщика газа.

До февраля 2018 года начисления за природный газ производились истцом, исходя из объема природного газа, определенного по показаниям прибора учета, установленного в жилом помещении. Однако, в связи с тем, что прибор учета в установленный срок не прошел поверку, с даты истечения срока поверки, а именно, с 13.02.2018г., начисления за потребленный газ производились истцом, исходя из установленных нормативов потребления (пп. «в» п. 21, п. 25, п.30, 31 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (далее Правила ). Ответчику направлено уведомление о необходимости погашения имеющейся задолженности, которое ответчиком оставлено без внимания. В связи с чем, истец просит взыскать с ответчика сумму задолженности за период с 01.02.2018г. по 31.07.2018г., в размере 179 571,89 рублей, а также государственную пошлину в размере 4791,44 руб.

В пояснении по исковому заявлению от 25.02.2019г. истец в качестве основания требований, указал пункт 32 Правил и пп. «д» п. 81 Правил представления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных постановлением Правительства РФ N 354 от ДД.ММ.ГГГГ (далее Правила N 354).

Впоследствии истец уточнил размер исковых требований, и просил взыскать задолженность за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 179 461,01 руб.

В судебном заседании представитель истца Коломаров К.А. заявленные требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить их по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представители ответчика Масленникова Ю.А., Белянина О.Ю. просили отказать в удовлетворении исковых требований, указывая, что к спорным отношениям подлежат применению правила п.п. "а" п. 59 " Правил N 354.

По мнению представителей ответчика, в случае истечения срока поверки прибора учета, моменту начала определения объема газа по нормативам, должны предшествовать три расчетных периода (месяца), в течение которых плата за газ должна определяться по среднемесячному объему потребления газа, определенного по показаниям прибора учета за период не менее 6 месяцев. Обязанности по предоставлению показаний прибора учета и оплате газа ответчиком исполнялись.

Ответчиком в дополнении к возражениям приведен контррасчет с применением указанного трехмесячного периода на сумму 39 369 руб., а также представлены квитанции об оплате газа за спорный период на общую сумму 62 549 руб., и акт поверки газифицированного домовладения от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому в доме отсутствуют плита газовая, водонагреватель, горячее водоснабжение.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со статьями 2, 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» газоснабжение является одной из форм энергоснабжения, представляющей собой деятельность по обеспечению потребителей газом. Поставки газа проводятся на основании договоров между поставщиками и потребителями независимо от форм собственности в соответствии с гражданским законодательством и утвержденными Правительством Российской Федерации правилами поставок газа и правилами пользования газом в Российской Федерации, а также иными нормативными правовыми актами, изданными во исполнение настоящего Федерального закона.

В силу статьи 426 ГК РФ договор энергоснабжения является публичным.

На основании п.1 ст.540 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.

Согласно п. 1 ст. 544 ГК РФ, оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (п. 1 ст. 544 ГК РФ).

В соответствии с п. 4 ст. 154 Жилищного кодекса РФ, газоснабжение входит в состав платы за коммунальные услуги.

Частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 549 утверждены "Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан".

В силу п. 1 Правил N 549, данные Правила регламентируют отношения, возникающие при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан в соответствии с договорами о поставке газа, в том числе, устанавливают особенности заключения, исполнения, изменения и прекращения договора, его существенные условия, а также порядок определения объема потребленного природного газа и размера платежа за него.

В то же время отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов урегулированы Постановлением Правительства РФ N 354 от ДД.ММ.ГГГГ, утвердившим "Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".

Из содержания подпункта "б" пункта 2 Правил N 354, закрепляющего положение, согласно которому Правила N 354 не применяются к отношениям, возникающим при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд и регулирование которых осуществляется в соответствии с Правилами N 549, следует, что в неурегулированной этим нормативным правовым актом части подлежат применению Правила N 354. Данный выводы следует из решения Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ по делу N АКПИ14-470, которым заявителем оспаривался подпункт «б2 пункта 2 Правил .

Согласно пп. «в» п. 23 Правил , при наличии приборов учета газа поставщик вправе осуществлять определение объема потребленного газа в соответствии с нормативами его потребления только в случаях, указанных в пунктах 28, 30 и 31 настоящих Правил.

Таким образом, законодатель в Правилах установил исчерпывающий перечень случаев, когда поставщик газа при наличии приборов учета газа, но невозможности их применения по назначению, вправе определять объем потребленного газа по нормативам его потребления. Истечение срока поверки прибора учета в этот перечень не входит.

Пункт 32 Правил , на который ссылается истец, устанавливает общее правило, по которому при отсутствии у абонентов (физических лиц) приборов учета газа объем его потребления определяется в соответствии с нормативами потребления газа. Однако, указанная правовая норма не регулирует порядок определения объема потребленного газа при истечении межповерочного интервала поверки приборов учета газа.

Пунктом 30 Правил , предусмотрено, что объем потребленного газа за период со дня демонтажа прибора учета газа для направления его на поверку или в ремонт и до дня, следующего за днем установки пломбы на месте, где прибор учета газа после проведения поверки или ремонта присоединяется к газопроводу, но не более 3 месяцев подряд, определяется исходя из объема среднемесячного потребления газа потребителем, определенного по прибору учета газа за период не менее одного года, а если период работы прибора учета газа составил меньше одного года - за фактический период работы прибора учета газа. По истечении указанного 3-месячного периода объем потребленного газа за каждый последующий месяц вплоть до дня, следующего за днем установки пломбы на месте, где прибор учета газа после проведения поверки или ремонта присоединяется к газопроводу, определяется в соответствии с нормативами потребления газа.

Соответственно, Правилами не определен порядок определения объема потребленного газа и расчета размера платы за газ при истечении межповерочного интервала поверки прибора учета газа, однако предусматривает оплату при сходной ситуации, когда прибор учета направлен на поверку или в ремонт установлен трехмесячный период, в течение которого начисление за газоснабжение осуществляется исходя из среднемесячного потребления.

В то же время данная процедура детально урегулирована в п.п. «а» п. 59 Правил .

Подпунктом «а» пункта 59 Правил установлено, что в случае истечения срока эксплуатации ранее введенного в эксплуатацию прибора учета, определяемого периодом времени до очередной поверки, плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев, а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев. Для данного случая установлен следующий расчетный период: начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения и не более 2 расчетных периодов подряд для нежилого помещения.

Министерство регионального развития Российской Федерации в целях формирования единообразной практики применения Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 549 (далее - Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан), и Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 354 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг), направил разъяснения по вопросам регулирования отношений, возникающих между поставщиками газа и абонентами, касающиеся отдельных вопросов соотношения Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан и Правил предоставления коммунальных услуг.

(Письмо от ДД.ММ.ГГГГ N 12793-АП/14)

Согласно указанному письму, Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан не урегулированы отдельные вопросы взаимоотношений между поставщиками газа, являющимися исполнителями коммунальных услуг в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, и абонентами, в том числе порядок перерасчета размера платы за газ в период временного отсутствия абонента в занимаемом жилом помещении, случаи и основания изменения размера платы за газ при отклонении его свойств и давления от требований действующего законодательства и превышения допустимой продолжительности перерыва в его подаче, срок снятия абонентом показаний приборов учета, а также передачи их поставщику.

В соответствии с пунктом 30 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан объем потребленного газа за период со дня демонтажа прибора учета газа для направления его на поверку или в ремонт и до дня, следующего за днем установки пломбы на месте, где прибор учета газа после проведения поверки или ремонта присоединяется к газопроводу, но не более 3 месяцев подряд, определяется исходя из объема среднемесячного потребления газа потребителем, определенного по прибору учета газа за период не менее одного года, а если период работы прибора учета газа составил меньше одного года - за фактический период работы прибора учета газа. По истечении указанного 3-месячного периода объем потребленного газа за каждый последующий месяц вплоть до дня, следующего за днем установки пломбы на месте, где прибор учета газа после проведения поверки или ремонта присоединяется к газопроводу, определяется в соответствии с нормативами потребления газа.

Пункт 30 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан действует в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 354, утвердившего Правила предоставления коммунальных услуг, пункты 59 и 60 которых предусматривают порядок расчета объема потребления коммунального ресурса при невозможности его определения по приборам учета в случаях, поименованных в подпунктах "а" - "в" пункта 59 Правил предоставления коммунальных услуг, в том числе при выходе прибора учета из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки.

Предусматривая механизм определения объема потребления коммунальных ресурсов при наличии у потребителей приборов учета, но невозможности их применения по назначению Постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 354 одновременно с этим излагает в новой редакции пункт 30 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, которая выступает в качестве специальной нормы по отношению к подпункту "а" пункта 59 Правил предоставления коммунальных услуг применительно к правоотношениям между поставщиком газа и абонентами.

Таким образом, порядок расчета объема потребленного газа в связи с демонтажем прибора учета по договору поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, заключенному с поставщиком газа, должен определяться в соответствии с пунктом 30 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан.

При этом порядок определения объема потребленного газа в соответствии с пунктом 30 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан применяется в случае, если до демонтажа прибора учета газа для направления его на поверку или в ремонт определение объема потребления газа осуществлялось правомерно, по показаниям прибора учета.

С учетом изложенного, суд пришел к выводу, что в случае истечения межповерочного интервала поверки газового счетчика, в течение первых 3 расчетных периодов (месяцев) с момента наступления указанных событий, объем потребленного газа должен определяться исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям прибора учета. По истечению указанных предельных расчетных периодов плата за коммунальную услугу по газоснабжению рассчитывается, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.

О возможности применения к данному случаю пункта 32 Правил , в Разъяснениях от ДД.ММ.ГГГГ N 12793-АП/14 не упоминается и соответствующие изменения в пункт 32 не вносились, что свидетельствует о не применении его к данным правоотношениям.

Как усматривается из материалов дела, Мельникова А.А. является собственником жилого <адрес> в целом.

Дом оборудован газовым счетчиком RVG-G40, заводской . Согласно сведений из Паспорта данного счетчика газа, дата его изготовления - 13.02.2013г. Периодическая поверка счетчика производится один раз в 5 лет согласно ГОСТ 8.324.

Срок поверки истек ДД.ММ.ГГГГ. Поверка прибора учета произведена ответчиком 16.07.2018г., по результатам которой счетчик газа признан годным.

Ответчик после ДД.ММ.ГГГГ продолжал исполнять обязательства по оплате потребленного газа, исходя из показаний прибора учета. Так, ответчиком согласно показаниям прибора учета (за февраль 2018 года – 5000 куб.м. (показания 84 955), за март 2018 года – 4617 куб.м, (показания 84 955), за апрель 2427 куб.м (показания 89626) были произведены платежи а на общую сумму 62 549, руб., что подтверждается представленными чек-ордерами от 02.03.2018г, от 28.03.2018г, от 26.04.2018г.)

Истцом, в связи с истечением срока поверки прибора учета, согласно представленному им расчета, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ определялся объем потребления по среднемесячному в отсутствии показаний, а с ДД.ММ.ГГГГ, т.е. с даты истечения срока поверки – по нормативам потребления газа. Также истец применял нормы расхода газа при пользовании плитой с МГО, плитой и колонкой без ЦО. В результате истцом определены объемы потребления газа за февраль 2018 газа в размере 12 779 куб.м., за март 2018 года – 22 364, 48 куб.м, за апрель 2018 года – 11 189, 24 куб.м.,за май – 14, 34 куб.м, за июнь – 24,40 куб.м, за июль -17,31 куб.м., на общую сумму 179 461,07 руб.

При вышеизложенных обстоятельствах, суд полагает, что истцом неправомерно был произведен расчет платы за потребленный газ в жилом <адрес>, по нормативам потребления сразу с даты окончания срока поверки, без применения трех «переходных» расчетных периодов (месяцев) расчета по среднемесячного объему потребления, установленных в п.п «а» п. 59 Правил . Кроме того, начисление истцом, платы за плиту при отсутствии таковой в <адрес>, также представляется необоснованным.

Из представленных ответчиком доказательств среднемесячного потребления газа в размере 3723,5 куб.м., неопровергнутых истцом, а также контррасчета, и квитанций об оплате, следует, что задолженность у ответчика за потребленный газ за период с 01.02.2018г. по 31.07.2018г отсутствует. Сумма платежей, произведенных ответчиком, в спорный период превышает сумму, вычисленную по результатам контррасчета, с применением трехмесячного переходного периода, установленного пп.«а» п.59 Правил .

При таких обстоятельствах суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.

Руководствуясь, ст.ст.194, 198 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 17 ░░░░░ 2019 ░░░░.

░░░░░                     ░.░. ░░░░░░░░

2-357/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
ООО "Газпром межрегионгаз Астрахань"
Ответчики
Мельникова А.А.
Мельникова Августина Андреевна
Суд
Кировский районный суд г. Астрахань
Дело на сайте суда
kirovsky.ast.sudrf.ru
15.01.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.01.2019Передача материалов судье
16.01.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.01.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.01.2019Подготовка дела (собеседование)
29.01.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.02.2019Судебное заседание
25.02.2019Судебное заседание
12.03.2019Судебное заседание
29.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.03.2020Передача материалов судье
29.03.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.03.2020Подготовка дела (собеседование)
29.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.03.2020Судебное заседание
29.03.2020Судебное заседание
29.03.2020Судебное заседание
29.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее