РЕШЕНИЕ
28 ноября 2016 года г. Иркутск
Судья Кировского районного суда г. Иркутска Почепова С.В.,
с участием защитника общества – <данные изъяты> должностного лица – <данные изъяты>
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы № 12-523/2016 по жалобе <данные изъяты> на постановление № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное <данные изъяты>
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> вынесено постановление №, которым ООО «Транс-Сибирская лесная компания» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере <данные изъяты>
<данные изъяты> не согласившись с постановлением, обратился в суд с жалобой, в которой просит его отменить, производство по делу прекратить. В жалобе указал, что на отходы производства потребления, образующиеся в процессе осуществления хозяйственной деятельности в месте нахождения обособленного подразделения ООО «Транс-Сибирская лесная компания» <данные изъяты> Обществом получены и надлежащим образом оформлены Паспорта отходов в количестве 8 экземпляров.
По мнению заявителя, данные административного органа о том, что в процессе хозяйственной деятельности ООО «Транс-Сибирская лесная компания» образуются отходы тормозных колодок, отработанные с остатками накладок асбестовых, опилки и стружка древесные, загрязнённые нефтью или нефтепродуктами, остатки и огарки стальных сварочных электродов, лом и отходы алюминия несортированные, фильтры воздушные, отходы из выгребных ям и другие отходы, указанные в постановлении, являются надуманными, так как Обществом в ходе документарной проверки указанные сведения не подавались. При этом должностное лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении, не приняло мер, направленных на непосредственное обнаружение события правонарушения, установление значимых обстоятельств и фиксацию доказательств, в том числе не был произведён осмотр наличия вышеперечисленных отходов потребления в присутствии заинтересованных лиц, не были истребованы необходимые объяснения, позволяющие с точностью определить факт совершения административного правонарушения. По мнению заявителя, доводы административного органа о том, что ООО «Транс-Сибирская лесная компания» не предоставляло в Управление <данные изъяты> комплект паспортов отходов, являются ошибочными. Согласно отметке на сопроводительном письме от ДД.ММ.ГГГГ вх. №, Обществом в полном объёме были представлены в Управление <данные изъяты> паспорта отходов в количестве 8 штук, в том числе копия Аттестата аккредитации испытательного лабораторного центра <данные изъяты> с приложением к аттестату документов. Как указывает заявитель, во исполнение требований законодательства ООО «Транс-Сибирская лесная компания» был заключён договор № от ДД.ММ.ГГГГ с ООО <данные изъяты> предметом которого является оказание услуг по разработке и согласованию проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и другое. Тем самым, по мнению заявителя, Общество предприняло все меры, направленные на исполнение требований законодательства. Между специализированной организацией ООО «<данные изъяты> и ООО «Транс-Сибирская лесная компания» заключён договор на сбор (выгрузку), транспортирование и размещение отходов № от ДД.ММ.ГГГГ, тем самым Общество не осуществляет самостоятельной деятельности по обращению с отходами. Также Обществом были представлены сведения о местах размещения временного накопления отходов, согласно сопроводительному письму от ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании защитник общества жалобу поддержала, дополнительно приобщив копии документов, которые, по ее мнению, свидетельствуют о том, что отходы от транспортных средств на территории предприятия не образуются, так как обществом большинство транспортных средств передано иным лицам, а обслуживание оставшихся средств осуществляется в специализированных центрах. Также защитник полагала, что деяние имеет признаки малозначительности, поэтому просила прекратить производство по этому основанию, либо снизить размер штрафа ввиду убыточности деятельности общества.
<данные изъяты> просила в удовлетворении жалобы отказать, указав, что сведения о том, что предприятие образует отходы, на которые паспорта представлены не были, установлены при исследовании представленных обществом документов, в частности, схемы размещения отходов. Вид деятельности общества безусловно указывает на то, что при его деятельности образуются различные отходы, в то числе, те, на которые паспорта не представлялись. Поводом к проведению проверки послужили многочисленные жалобы жителей <адрес> на загрязнение обществом окружающей среды.
Проверив с учетом требований части 3 статьи 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях представленные материалы, проанализировав доводы жалобы, судья приходит к следующему.
В соответствии со ст.24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Статьей 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
Как следует из постановления, ООО «Транс-Сибирская лесная компания» признано виновным в совершении указанного правонарушения, выразившегося в том, что:
- не разработаны паспорта на опасные отходы: опилки и стружку древесные, загрязненные нефтью и нефтепродуктами (содержание нефти и нефтепродуктов менее 15%), обтирочный материал, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти и нефтепродуктов менее 15%), отработанные воздушные фильтры автотранспортных средств, мусор и смет производственных помещений малоопасный, отходы (осадки) из выгребных ям.
- не ведется учет образовавшихся, переданных другим лицам отходов,
- не представляется отчетность по форме 2-тп (отходы) в уполномоченные органы исполнительной власти,
- должностные лица общества, допущенные к обращению с отходами I-IV класса опасности, не имеют профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами на право работы с такими отходами,
- не разработаны проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" под отходами производства и потребления понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. Паспорт отходов – это документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе.
Согласно ч. 2 ст. 11 названного Закона юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны:
соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами;
разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства;
вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов;
соблюдать требования при обращении с группами однородных отходов;
внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений, а также внедрять наилучшие доступные технологии;
проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды;
проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов;
предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами;
соблюдать требования по предупреждению аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации;
разрабатывать планы мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного характера, связанных с обращением с отходами, планы ликвидации последствий этих чрезвычайных ситуаций;
в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей среде, здоровью или имуществу физических лиц либо имуществу юридических лиц, немедленно информировать об этом соответствующие федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.
Приказом Минприроды России от 30.09.2011 N 792 утвержден Порядок ведения государственного кадастра отходов" (Зарегистрировано в Минюсте России 16.11.2011 N 22313), который включает в себя федеральный классификационный каталог отходов, государственный реестр объектов размещения отходов, банк данных об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов и ведется по единой для Российской Федерации системе.
Из пункта 6 указанного нормативно-правового акта следует, что Федеральный классификационный каталог отходов (далее - ФККО) включает в себя перечень видов отходов, находящихся в обращении в Российской Федерации и систематизированных по совокупности классификационных признаков: происхождению, условиям образования (принадлежности к определенному производству, технологии), химическому и (или) компонентному составу, агрегатному состоянию и физической форме. Конкретные виды отходов представлены в ФККО по наименованиям, а их классификационные признаки и классы опасности - в кодифицированной форме по 11-значной системе. Одиннадцатый знак 11-значного кода используется для кодирования класса опасности вида отходов в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду: 1 - I-й класс опасности; 2 - II-й класс опасности; 3 - III-й класс опасности; 4 - IV-й класс опасности; 5 - V-й класс опасности.
Приказом Росприроднадзора от 18.07.2014 N 445 утвержден Федеральный классификационный каталог отходов (Зарегистрировано в Минюсте России 01.08.2014 N 33393), в который включены: опилки и стружка древесные, загрязненные нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов менее 15%) – код 9 19 205 02 39 4, обтирочный материал, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов менее 15%) – код 9 19 204 02 60 4, фильтры воздушные автотранспортных средств отработанные – код 9 21 301 01 52 4, мусор и смет производственных помещений малоопасный - код 7 33 210 01 72 4, отходы (осадки) из выгребных ям – код 7 32 100 01 30 4.
Перечисленные виды отходов, согласно их кодам, относятся к отходам IV-го класса опасности.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 N 712 "О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности" паспорт отходов составляется юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV классов опасности. На отходы I - IV классов опасности, включенные в федеральный классификационный каталог отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица составляют и утверждают паспорт по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2013 г. N 712. Копия паспорта, заверенного юридическим лицом, а также копии документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности, направляются в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления хозяйственной деятельности юридическими лицами способом, позволяющим определить факт и дату их получения, или вручаются ими под роспись.
Из материалов дела, в том числе, устава общества, следует, что ООО «ТСЛК» является лесоперерабатывающей компанией, основным видом деятельности общества является заготовка, транспортировка, переработка и реализация леса, лесопильное и строгальное производство, производство изделий из дерева, производство мебели и др.
Принимая во внимание вид деятельности юридического лица, имеющиеся транспортные средства, иное техническое оборудование, котельные, производственные и жилые помещения, судья находит обоснованными выводы должностного лица о том, что в результате деятельности общества образуются такие виды отходов, как опилки и стружка древесные, загрязненные нефтью и нефтепродуктами (содержание нефти и нефтепродуктов менее 15%), обтирочный материал, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти и нефтепродуктов менее 15%), отработанные воздушные фильтры автотранспортных средств, мусор и смет производственных помещений малоопасный, отходы (осадки) из выгребных ям.
Выводы должностного лица в этой части подтверждены материалами дела, в том числе, результатами проверки, Актом проверки, представленными юридическим лицом в ходе проверки документами.
Так, юридически лицом представлены сведения о наличии 91 единицы транспортных средств, что согласуется с бухгалтерской документацией о наличии на балансе общества расходных материалов к ним, наличие на производственной территории гаража.
Из представленных обществом карт-схем следует, что на территории общества размещены котельные, производственные цеха, склады, гараж, общежитие, а также имеются специальные места для временного накопления отработанного масла и маслосодержащих отходов (ветошь и опилки промасленные, фильтры отработанные промасленные, масла гидравлические).
Доводы защитника о том, что такие виды отходов не образуются, так как большинство транспортных средств переданы иному юридическому лицу, а оставшиеся проходят обслуживание в специальных сервисных центрах, судья находит несостоятельными, и оценивает их как способ умаления ответственности юридического лица. Представленные в судебное заседание договор на техническое обслуживание автомобилей и оборотно-сальдовые ведомости не опровергают указанные выше обстоятельства, свидетельствующие об обязанности юридического лица паспортизировать отходы, образуемые в результате его деятельности.
Более того, представленные в ходе проверки обществом сведения о расходе топлива, выписки из склада с указанием расходных материалов, паспорта на отработанные шины автомобильные, отходы минеральных масел гидравлических, минеральных трансмиссионных масел, аккумуляторы, прямо указывают на наличие источников отходов в виде транспортных средств и опровергают доводы защитника о том, что на территории общества транспортные средства не обслуживаются. Так, в представленных паспортах на перечисленные виды отходов общество прямо указало, что они образуются в процессе содержания и обслуживания транспорта предприятия.
Доводы заявителя о том, что обществом было представлены паспорта на восемь видов отходов, поэтому общество выполнило требования законодательства в полном объеме, судья находит необоснованными. Действительно, из материалов дела следует, что обществом представлены паспорта на восемь видов отходов. Вместе с тем, должностным лицом обществу не вменялось несоставление этих паспортов, ООО «ТСЛК» признано виновным за несоставление паспортов на иные опасные отходы, а именно: опилки и стружку древесные, загрязненные нефтью и нефтепродуктами (содержание нефти и нефтепродуктов менее 15%), обтирочный материал, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти и нефтепродуктов менее 15%), отработанные воздушные фильтры автотранспортных средств, мусор и смет производственных помещений малоопасный, отходы (осадки) из выгребных ям.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 19 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Приказом Минприроды России от 01.09.2011 N 721 утвержден Порядок учета в области обращения с отходами" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.10.2011 N 22050), который устанавливает требования к ведению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходах.
Материалы учета являются информацией в области обращения с отходами и используются при проведении инвентаризации отходов; подготовке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, технических отчетов о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об образующихся отходах, отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности); ведении федеральных статистических наблюдений; расчетах платы за негативное воздействие на окружающую среду (в части размещения отходов).
В силу пункта 5 Порядка учету подлежат все виды отходов I - V класса опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем за учетный период.
Данные учета в области обращения с отходами ведутся в электронном виде. При отсутствии технической возможности ведения в электронном виде данные учета в области обращения с отходами оформляются в письменном виде (п.6 Порядка).
Таким образом, обязанность ведения такого отчета возложена на каждое юридическое лицо, в результате деятельности которого образуются все виды отходов I - V класса опасности.
Кроме того, все юридические лица, в ходе хозяйственной или иной деятельности которых образуются отходы, также ежегодно представляют в территориальные органы Росстата по месту осуществления своей деятельности статистическую отчетность по форме N 2-ТП (отходы) "Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления" (Приказ Росстата от 28.01.2011 N 17 "Об утверждении статистического инструментария для организации Росприроднадзором федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления").
При таких обстоятельствах доводы жалобы о том, что общество не обязано вести учет и подавать отчетность, так как не осуществляет деятельность в области обращения с отходами, судья находит несостоятельными.
Из обжалуемого постановления следует, что обществу вменено в вину отсутствие учета передаваемых другим лицам отходов, непредставление отчетности по форме 2-ТП (отходы). Эти выводы должностного лица являются законными и обоснованными.
Из материалов дела следует, что ООО «ТСЛК» заключены договоры с иными юридическими лицами о передаче последним отходов.
Согласно выписке из плана-графика (л.д.№ общество передает отходы в котельную <данные изъяты> а также реализует их «<данные изъяты>
Из договора № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ООО «<данные изъяты>» оказывает ООО «ТСЛК» услуги по сбору (приему) и размещению (захоронению) отходов IV-V классов опасности. При этом переход права собственности на отходы на ООО «<данные изъяты> не производится, передаваемые ООО «<данные изъяты>» отходы относятся к IV классу опасности (ФККО 7 33 100 01 72 4), плата за негативное воздействие на окружающую среду должна вноситься ООО «ТСЛК». Представленный с жалобой договор от ДД.ММ.ГГГГ между этими же юридическими лицами содержит аналогичные условия, не снимающие с ООО «ТСЛК» обязанности по ведению учета и представлению отчетности при обращении с отходами, так как право собственности на отходы, как и обязанность вносить плату за негативное воздействие за них, на ООО «<данные изъяты> не переходит. Поскольку по указанному договору плата за негативное воздействие вносится ООО «ТСЛК», оно и должно в силу закона для правильного расчета такой платы вести учет переданных отходов и подавать отчетность о них формы 2-ТП.
В ходе проверки должностным лицом запрашивались у общества копии документов по учету образования, использования, обезвреживания и передачи отходов. Вместе с тем, юридическое лицо не представило такие документы ни в электронном, ни в письменном виде, что свидетельствует об отсутствии учета передаваемых другим лицам отходов.
Согласно служебной записке министра природных ресурсов и экологии Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. № в адрес министерства за 2015 год общество отчеты не подавало.
В судебном заседании защитником дополнительно представлен договор между ООО «ТСЛК» и <данные изъяты> согласно которому с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ООО «ТСЛК» поставляет второму обществу древесную щепу топливного назначения.
Указанный договор судья находит неотносимым к предмету жалобы, так как он заключен после проведенной проверки. Кроме того, доводы защитника о том, что щепа не является отходами, а является товаром, то есть, предметом потребления, судья находит не основанными на законе, так как в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов щепа натуральной чистой древесины отнесена к отходам V класса опасности – код ФККО - 3 05 220 03 21 5.
В соответствии с ч. 3 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» лимиты на размещение отходов устанавливаются в соответствии с нормативами предельно допустимых воздействий на окружающую среду.
Обществу вменено отсутствие проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, поскольку в ходе проверки такие проекты не представлены. Указанные выводы должностного лица также являются обоснованными.
Доводы заявителя о том, что общество предприняло все меры по выполнению этой обязанности, заключив договор с ООО <данные изъяты> судья находит несостоятельным.
Как следует из договора, он заключен только ДД.ММ.ГГГГ, срок исполнения договора в части разработки указанных выше проектов составляет 100 дней с момента предоплаты (п.2.1 договора и п. 1 Заказа №). При этом общество осуществляло деятельность, в ходе которой образовывались отходы, как в 2015 году, так и в 2016 году, до заключения договора и в отсутствие проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, что образует состав вмененного обществу правонарушения.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» лица, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, обязаны иметь документы о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I - IV классов опасности.
Из материалов дела, а также представленного обществом договора с ООО <данные изъяты>п.8.6), следует, что таким лицом в обществе назначен <данные изъяты> занимающий должность <данные изъяты> обособленного подразделения ООО «ТСЛК» <данные изъяты> Его обязанности определены Положением о производственном экологическом контроле в ОП ООО «ТСЛК» «<данные изъяты> и Положением об отделе охраны труда, экологии, промышленной и противопожарной безопасности.
В ходе проверки должностным лицом запрашивались документы, свидетельствующие о квалификации указанного лица, ООО «ТСЛК» такие документы не представлены.
При таких обстоятельствах судья приходит к выводу, что допущенные обществом нарушения правильно квалифицированы по статье 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях как несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
Административное наказание назначено обществу в пределах санкции, установленной статьей 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, является справедливым, соответствующим административному правонарушению, назначенным в строгом соответствии с требованиями Кодекса РФ об административных правонарушениях. Судья учитывает представленную защитником бухгалтерскую отчетность с приведенными в ней сведениями об убытках, однако принимает во внимание размер уставного капитала общества, составляющий более 1 миллиарда рублей, и приходит к выводу, что оснований для снижения размера штрафа не имеется.
Также судья не может согласиться с доводами защитника о малозначительности правонарушения, так как объектом посягательства совершенного правонарушения является отношения в области охраны окружающей среды от негативного влияния в ходе осуществления хозяйственной деятельности, поэтому оснований для прекращения производства по делу ввиду малозначительности также не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6-30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Жалобу <данные изъяты>. оставить без удовлетворения.
Постановление № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное <данные изъяты> оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение 10 суток со дня получения его копии.
Судья С.В. Почепова