на постановление <данные изъяты> по делу об административном правонарушении
г. Козьмодемьянск 02 октября 2014 года
Судья Горномарийского районного суда Республики Марий Эл Шахова К.Г., при секретаре судебных заседаний Тимяковой И.И., рассмотрев жалобу начальника Финансового отдела муниципального образования «Горномарийский муниципальный район» Лукьяновой К.В. на постановление начальника отдела - главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Республике Марий Эл Зориной О.Н., которым
Финансовый отдел муниципального образования «Горномарийский муниципальный район» <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес> Эл, <адрес>, б<адрес>, ранее привлекавшийся к административной ответственности за совершение однородных административных правонарушений,
признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30000 рублей,
установил:
Постановлением главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Республике Марий Эл № 02-057 от 12 сентября 2014 г. Финансовый отдел муниципального образования «Горномарийский муниципальный район» признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30000 рублей за нарушение норм трудового законодательства, предусмотренных ст.ст. 22, 123 Трудового кодекса Российской Федерации.
Не согласившись с указанным постановлением юридическое лицо - Финансовый отдел муниципального образования «Горномарийский муниципальный район» (далее - ФО МО «Горномарийский муниципальный район») в лице начальника Лукьяновой К.В. подал жалобу в районный суд, в которой просил постановление № 02-057 от 12.09.2014 г. о назначении административного наказания отменить и прекратить производство по делу, ссылаясь на то, что отсутствует вина юридического лица в совершении указанного административного правонарушения, должностным лицом при вынесении обжалуемого постановления неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела: перенос ежегодного основного отпуска ФИО4 в ситуации острой служебной необходимости на период, также согласованный с работником как период отпуска, не может рассматриваться как ущемление либо нарушение права работника на отдых.
Рассмотрев жалобу, проверив дело в полном объеме, выслушав пояснения представителя ФО МО «Горномарийский муниципальный район Лукьяновой К.В., поддержавшей жалобу, представителя Государственной инспекции труда в Республике Марий Эл Зориной О.Н., возражавшей против доводов жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Частью 1 статьи 5.27 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение законодательства о труде и об охране труда.
Статьей 22 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров, знакомить работников под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью.
В соответствии со ст. 123 Трудового кодекса РФ очередность предоставления оплачиваемых отпусков определяется ежегодно в соответствии с графиком отпусков, утвержденным работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации не позднее чем за две недели до наступления календарного года в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов. График отпусков обязателен как для работодателя, так и для работника. О времени начала отпуска работник должен быть извещен под роспись не позднее чем за две недели до его начала.
Статьей 125 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что по соглашению между работником и работодателем ежегодный оплачиваемый отпуск может быть разделен на части, при этом хотя бы одна из частей этого отпуска должна быть не менее 14 календарных дней.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, в ходе проведенной Государственной инспекцией труда в Республике Марий Эл проверки соблюдения трудового законодательства в ФО МО «Горномарийский муниципальный район», выявлены следующие нарушения: ФИО4, начальнику ОФНС, зам. руководителя финансового органа, в установленный графиком отпусков период - август 2014 г. отпуск не предоставлен; о времени начала отпуска работник за 2 недели не уведомлен; дополнительный отпуск в сроки, установленные графиком отпусков (август-сентябрь 2014 г.), не предоставлен.
Факт совершения юридическим лицом вмененного административного правонарушения и ее виновность подтверждены совокупностью доказательств, исследованных должностным лицом при вынесении постановления и судьей при рассмотрении жалобы на постановление, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывает, в том числе протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ г., распоряжением Главы МО «Горномарийский муниципальный район» № 56-рл от ДД.ММ.ГГГГ г., графиком отпусков работников ФО МО «Горномарийский муиципальный район» на 2014 г., распоряжением Главы МО «Горномарийский муниципальный район» № 55-рл от ДД.ММ.ГГГГ г., заявлениями ФИО4 о предоставлении отпуска от ДД.ММ.ГГГГ г., от ДД.ММ.ГГГГ г., приказом руководителя ФО МО «Горномарийский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ № л/с и другими доказательствами.
Таким образом, в соответствии с имеющимися в деле доказательствами в их совокупности в постановлении должностного лица сделан обоснованный вывод о виновности ФО МО «Горномарийский муниципальный район» в нарушении требований ст.ст. 22, 123 ТК РФ, и правильной квалифицированы допущенных нарушений по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, наказание назначено в пределах санкции указанной статьи в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ.
Довод жалобы об отсутствии вины юридического лица в совершении указанных нарушений трудового законодательства не может быть признан состоятельным, поскольку событие правонарушения и обстоятельства его совершения подтверждаются совокупностью приведенных выше доказательств.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В условиях подтверждения материалами дела изложенных нарушений трудового законодательства отсутствие у юридического лица, допустившего данные нарушения, возможности для соблюдения требований трудового законодательства судом не установлено. Доказательства, свидетельствующие о предпринимаемых лицом, привлекаемым к административной ответственности, мерах по соблюдению закона, не представлены. Из материалов проверки трудовой инспекции следует, что дополнительный отпуск был предоставлен ФИО3 после вынесения ФО МО «Горномарийский муниципальный район» предписания № 02-034 от 12.09.2014 г. об устранении выявленных нарушений трудового законодательства.
Ссылку в жалобе на острую служебную необходимость, повлекшую перенос отпуска работника ФИО4 с августа 2014 г. на сентябрь 2014 г., суд находит необоснованной. Как следует из материалов дела, отпуск ФИО4 не был предоставлен по заявлению работника от 16.07.2014 г. в соответствии с графиком в связи с необходимостью назначения нового руководителя финансового отдела, при этом на ФИО4 были возложены обязанности руководителя ФО МО (распоряжение Главы МО «Горномарийский муниципальный район» от 05.08.2014 г. № 55-рл).
Согласно распоряжению Главы МО «Горномарийский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ № 56-рл с ДД.ММ.ГГГГ руководителем ФО МО назначена ФИО5 Однако отпуск ФИО4 был предоставлен только с ДД.ММ.ГГГГ на 30 календарных дней. При этом дополнительный отпуск, предусмотренный графиком отпусков работнику предоставлен не был.
Согласно ст. 125 ТК РФ по соглашению между работником и работодателем ежегодный оплачиваемый отпуск может быть разделен на части, то есть законодательством предусмотрено разделение ежегодного оплачиваемого отпуска на части только по соглашению между работником и работодателем.
Как указано в ст. 124 ТК РФ ежегодный оплачиваемый отпуск должен быть продлен или перенесен на другой срок, определяемый работодателем с учетом пожеланий работника, в случаях: временной нетрудоспособности работника; исполнения работником во время ежегодного оплачиваемого отпуска государственных обязанностей, если для этого трудовым законодательством предусмотрено освобождение от работы; в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством, локальными нормативными актами.
В исключительных случаях, когда предоставление отпуска работнику в текущем рабочем году может неблагоприятно отразиться на нормальном ходе работы организации, индивидуального предпринимателя, допускается с согласия работника перенесение отпуска на следующий рабочий год. При этом отпуск должен быть использован не позднее 12 месяцев после окончания того рабочего года, за который он предоставляется.
Поскольку согласия работника на перенос части предусмотренного графиком отпуска на другой период работодателем получено не было, не предоставление ежегодного оплачиваемого отпуска в период, указанный в графике, а также не извещение работника о времени начала отпуска не позднее чем за 2 недели являются нарушениями изложенных положений закона.
При рассмотрении дела на основании ст. 26.1 КоАП РФ должностным лицом установлены все обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, дана правильная оценка представленным доказательствам в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ. Правовых оснований для переоценки доказательств не имеется.
Существенных нарушений норм процессуального права при привлечении ФО МО «Горномарийский муниципальный район» к административной ответственности не допущено. Административное наказание назначено в пределах санкции ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ в минимальном размере, предусмотренном для юридических лиц.
При таких обстоятельствах оснований для отмены постановления должностного лица, в том числе по доводам жалобы, не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Республике Марий Эл № 02-057 от 12 сентября 2014 г. в отношении Финансового отдела муниципального образования «Горномарийский муниципальный район» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу начальника финансового отдела Лукьяновой К.В. - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Марий Эл в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.Судья К.Г. Шахова