Дело №2а-334/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Куртамышский районный суд Курганской области
в составе председательствующего судьи Дзюба Н.Д.
при секретаре Шешуковой Н.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Куртамыше 24 мая 2019 года
административное дело по административному исковому заявлению Балашова Ю.С. к Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Курганской области о признании недействительным постановления,
УСТАНОВИЛ:
Балашов Ю.С. обратился в суд с административным исковым заявлением к Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Курганской области о признании постановления № 2019-04-31 от 25.04.2019 недействительным. Свои требования мотивирует тем, что 07.05.2019 он получил отказ в рассмотрении его заявления о допуске к деятельности с участием несовершеннолетних. С 01.09.2014 он работает в должности сторожа в отделе культуры Администрации Куртамышского района. Организация-работодатель является учреждением сферы образования, в связи с чем, он обратился в Комиссию за допуском к работе, связанной с осуществлением деятельности с несовершеннолетними детьми. Ранее он привлекался к уголовной ответственности: приговором Куртамышского районного суда от 17.01.1986 был осужден по ч.2 ст. 206 УК РСФСР. Указанное деяние УК РСФСР признавалось тяжким преступлением, впоследствии статья была изменена, в настоящее время не содержится в Уголовном кодексе РФ. Считает отказ Комиссии по делам несовершеннолетним об отказе в рассмотрении заявления о допуске к деятельности с участием несовершеннолетних, необоснованным, просит признать постановление постановления № 2019-04-31 от 25.04.2019 недействительным.
В судебном заседании административный истец Балашов Ю.С. иск поддержал, пояснения дал в соответствии с изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Курганской области, извещенный надлежащим образом о дне и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
Выслушав пояснения административного истца, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно абзацу 3 части 2 статьи 331 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) к педагогической деятельности не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи.
В силу ч.3 ст.331 ТК РФ лица из числа указанных в абзаце третьем части второй настоящей статьи, имевшие судимость за совершение преступлений небольшой тяжести и преступлений средней тяжести против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, и лица, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении этих преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям, могут быть допущены к педагогической деятельности при наличии решения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, о допуске их к педагогической деятельности.
В соответствии с требованиями ст. 351.1 ТК РФ к трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, а равно и подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления, указанные в абзацах третьем и четвертом части второй статьи 331 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи.
Согласно ч. 2.1 ст. 11 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданные высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и осуществляющие деятельность на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, наряду с осуществлением в пределах своей компетенции полномочий, указанных в пункте 2 настоящей статьи, принимают решения о допуске или недопуске к педагогической деятельности, к предпринимательской деятельности и (или) трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних лиц, имевших судимость за совершение преступлений небольшой тяжести и преступлений средней тяжести против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, лиц, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении этих преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям (за исключением лиц, лишенных права заниматься соответствующим видом деятельности по решению суда), с учетом вида и степени тяжести совершенного преступления, срока, прошедшего с момента его совершения, формы вины, отнесения в соответствии с законом совершенного деяния к категории менее тяжких преступлений, обстоятельств, характеризующих личность, в том числе поведения лица после совершения преступления, отношения к исполнению трудовых обязанностей, а также с учетом иных факторов, позволяющих определить, представляет ли конкретное лицо опасность для жизни, здоровья и нравственности несовершеннолетних.
Постановлением Правительства РФ от 05.08.2015 № 796 утверждены Правила принятия комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и осуществляющей деятельности на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, решения о допуске и недопуске лиц, имевших судимость, к педагогической деятельности, к предпринимательской деятельности и (или) трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних, а также формы этого решения (далее - Правила).
В соответствии с п.2 Правил комиссия принимает решение в отношении лиц, имевших судимость, а также в отношении лиц, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении этих преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям (за исключением лиц, лишенных права заниматься соответствующим видом деятельности по решению суда), за преступления небольшой и средней тяжести против:
а) жизни и здоровья;
б) свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы);
в) семьи и несовершеннолетних;
г) здоровья населения и общественной нравственности;
д) основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества;
е) общественной безопасности.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 9 правил комиссия отказывает в рассмотрении заявления в случае поступления заявления от лица, не относящегося к категории лиц, указанных в п.2 данных правил.
Согласно представленным материалам, Балашов Ю.С. обратился в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Курганской области с заявлением о допуске его к трудовой деятельности с участием несовершеннолетних.
С 01.09.2014 по настоящее время Балашов Ю.С. работает в МОУК «Отдел культуры Администрации Куртамышского района» в должности сторожа (л.д.13).
Как следует из материалов дела, Балашов Ю.С. был осужден: 17.01.1986 приговором Куртамышского районного суда Курганской области за совершение преступления, предусмотренного частью 2 статьи 206 Уголовного кодекса РСФСР, к наказанию в виде 3 лет лишения свободы, условно с обязательным привлечением к труду (л.д.4-6).
Судимость в настоящее время погашена, что не оспаривается сторонами.
Решением комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Курганской области от 25.04.2019 № 2019-04-31 Балашову Ю.С. отказано в рассмотрении его заявления о допуске к деятельности с участием несовершеннолетних. Отказ вынесен на основании подпункта "б" пункта 9 Правил в связи с тем, что Балашов Ю.С. не относится к категории лиц, указанных в пункте 2 Правил, поскольку был осужден за совершение преступления, которое в соответствии со ст. 7.1 Уголовного кодекса РСФСР на момент его совершения относилось к тяжким преступлениям (л.д.10-12).
Понятие категорий (небольшой и средней тяжести, тяжкое и особо тяжкое преступление), как это определено в статье 15 Уголовного кодекса Российской Федерации, и которое непосредственно использовано в Правилах, Уголовный кодекс РСФСР не предусматривал.
Таким образом, для возможности отнесения преступления, предусмотренного Уголовным кодексом РСФСР, к какой-то категории в соответствии с действующим законодательством, а также выяснения вопроса, не декриминализировано ли оно, административному ответчику следовало соотнести объективный состав совершенного административным истцом преступления с объективным составом преступления, указанного в Уголовном кодексе Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст.206 УК РСФСР хулиганство представляло собой умышленные действия, грубо нарушающие общественный порядок и выражающие явное неуважение к обществу.
Часть 2 данной статьи к злостному хулиганству относила те же действия, отличающиеся по своему содержанию исключительным цинизмом или особой дерзостью, либо связанные с сопротивлением представителю власти или представителю общественности, выполняющему обязанности по охране общественного порядка, или иным гражданам, пресекающим хулиганские действия, а равно совершенные лицом, ранее судимым за хулиганство.
Согласно ст. 7.1 УК РСФСР злостное или особо злостное хулиганство (ч.ч. 2 и 3 ст.206 УК РСФСР) признавались тяжкими преступлениями.
Статья 206 УК РСФСР соответствует статье 213 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ).
Согласно ч.1 ст.213 УК РФ хулиганство - это грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, совершенное: а) с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия; б) по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы.
То же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо связанное с сопротивлением представителю власти либо иному лицу, исполняющему обязанности по охране общественного порядка или пресекающему нарушение общественного порядка – ч. 2 ст.213 УК РФ.
Из приговора Куртамышского районного суда Курганской области от 17.01.1986 следует, что Балашов Ю.С. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного частью 2 статьи 206 Уголовного кодекса РСФСР, то есть за умышленные действия, грубо нарушающие общественный порядок и выражающие явное неуважение к обществу, отличающиеся по своему содержанию особой дерзостью по признаку длительно и упорно не прекращающегося нарушения общественного порядка и причинения материального ущерба.
Указанный состав предусмотрен в настоящее время ч.1 ст. 20.1. КоАП РФ - мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества.
Таким образом, деяние, за которое осужден Балашов Ю.С. по действующему законодательству преступлением не является, в соответствии со ст. 7.1 УК РСФСР на момент совершения относилось к категории тяжких преступлений, не указано в п.2 Правил, следовательно, административный истец не относится к категории лиц, в отношении которых комиссия правомочна принимать решения о допуске или недопуске к деятельности с участием несовершеннолетних.
Оспариваемое административным истцом постановление Комиссии соответствует действующему законодательству.
Установленные по делу обстоятельства свидетельствуют о возможности административным истцом осуществлять трудовую деятельность в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних, и соответственно об отсутствии у Балашова Ю.С. обязанности по обращению в Комиссию для получения допуска к трудовой деятельности с участием несовершеннолетних, поэтому его права оспариваемым постановлением не нарушаются.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания постановления № 2019-04-31 от 25.04.2019 недействительным.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ № 2019-04-31 ░░ 25.04.2019, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 28.05.2019.
░░░░░ ░.░. ░░░░░