Дело № 2а-3112/2018 копия
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«05» октября 2018 года г.Пермь
Ленинский районный суд г. Перми,
в составе председательствующего судьи Плешивцева С.И.,
при секретаре Дорофеевой Н.Ю.,
с участием прокурора Доминовой И.Н.,
представителя административного истца Мартемьянова А.В.,
представителя административного ответчика, заинтересованного лица Антоновой А.О.,
рассмотрев в судебном заседании административное исковое заявление Никишина Е.П. к Администрации г.Перми, о признании недействующим полностью постановления администрации г.Перми № 271 от 04.05.2018 г. «Об установлении публичного сервитута земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: г.Пермь, <Адрес>»,
у с т а н о в и л:
Административный истец Никишина Е.П. обратилась в суд с административным иском к Администрации <Адрес>, о признании недействующим полностью постановления администрации <Адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ « Об установлении публичного сервитута земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресу: <Адрес>».
Свои требования административный истец мотивировала тем, что она (Никишина Е.П.) и гр.Понькин В.А. (заинтересованное лицо) являются собственниками земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресу: <Адрес>. Вид разрешенного использования данного земельного участка под торговый комплекс, административно-хозяйственные, деловые, общественные учреждения и организации, многоквартирные жилые дома, многоквартирные дома разных типов со встроено-пристроенными помещениями нежилого назначения на нижних этажах. Также она и гр.Понькин В.А. (заинтересованное лицо) являются собственниками расположенного на данном земельном участке – 3-х этажного кирпичного здания городской клинической больницы с подвалом, площадью 5 059,40 кв.м. Данное здание является объектом культурного наследия регионального значения – памятник «Поликлиника». Администрацией <Адрес> принято постановление № от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении публичного сервитута земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресу: <Адрес>». Площадь сервитута составляет 229 кв.м, цель установления постоянного сервитута обеспечение проезда, прохода к земельному участку к земельному участку по <Адрес>, на котором расположено здание противотуберкулезного диспансера, кадастровый номер земельного участка № Публичный сервитут до настоящего времени не зарегистрирован. Никишина Е.П., указывает, что оспариваемое постановление нарушает права административного истца, поскольку обеспечение прохода и проезда к зданию противотуберкулезного диспансера возможно через другие земельные участки. В настоящее время собственниками земельного участка разработана проектная документация по реконструкции здания по адресу: <Адрес>, который также является объектом историко-культурного наследия. Установление публичного сервитута на земельном участке, привело к невозможности реализации всех проектных решений, т.е к невозможности сохранения объекта историко-культурного наследия.
Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Департамент градостроительства и архитектуры администрации города Перми, Понькин В.А., Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Пермского края «Клинический фтизиопульмонологический медицинский центр».
В судебном заседании представитель административного истца Мартемьянова А.В., на удовлетворении административного иска настаивал.
Представитель административного ответчика администрации города Перми и заинтересованного лица Департамента градостроительства и архитектуры администрации города Перми Антонова А.О. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований.
Прокурор Доминова И.Н., в своём заключении указала, что данный административный иск удовлетворению не подлежит.
Остальные участники в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания были извещены надлежащим образом.
Суд, выслушав мнение сторон, заключение прокурора, исследовав материалы дела, пришёл к следующему выводу.
Согласно ст.274 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута). Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.(п.1).
Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком.(п.2).
Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.(п.3).
На условиях и в порядке, предусмотренных пунктами 1 и 3 настоящей статьи, сервитут может быть установлен также в интересах и по требованию лица, которому участок предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения или праве постоянного (бессрочного) пользования, и иных лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами.(п.4).
Собственник участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.(п.5).
В случаях, предусмотренных законом, сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и лицом, которому предоставлен земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, если это допускается земельным законодательством. В этом случае к лицу, которому предоставлен земельный участок, в отношении которого устанавливается сервитут, применяются правила, предусмотренные настоящей статьей и статьями 275 и 276 настоящего Кодекса для собственника такого земельного участка.(п.6).
В соответствии со ст.23 Земельного кодекса Российской Федерации, сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством.(п.1).
Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.(п.2).
Могут устанавливаться публичные сервитуты для:
1) прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе;
2) использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;
3) размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;
4) проведения дренажных работ на земельном участке;
5) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;
6) прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;
7) сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;
8) использования земельного участка в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства);
9) временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ;
Сервитут может быть срочным или постоянным.(п.4).
В случаях, если установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его собственник вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату.(п.7).
Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке.(п.8).
Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»(п.9).
Постановлением администрации <Адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении публичного сервитута земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресу: <Адрес>», установлен постоянный публичный сервитут для прохода и проезда на часть земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <Адрес>, площадью 13 037 кв.м., с разрешенным использованием «Под торговый комплекс, административно-хозяйственные, деловые, общественные учреждения и организации, многоквартирные жилые дома, многоквартирные дома разных типов со встроено-пристроенными помещениями нежилого назначения на нижних этажах», находящегося в общей долевой собственности Никишиной Е.П. (административного истца) и Понькин В.А. (заинтересованного лица). Площадь сервитута составляет 229 кв.м. Цель установления постоянного публичного сервитута: обеспечение проезда, прохода к земельному участку по <Адрес>, на котором расположено здание противотуберкулезного диспансера.
В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Нормами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (ч.8 ст.213) предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, часть актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Согласно части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт.
В соответствии с ч.3 ст.15 Конституции Российской Федерации, нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не были опубликованы официально для всеобщего обозрения.
В силу ч. ч. 1-3 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. По вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации. Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
На территории города Перми действуют Правила землепользования и застройки города Перми, утвержденные решением Пермской городской Думы от 26 июня 2007 г. № 143.
Статье 39 Правил предусмотрено, что Глава города Перми вправе принимать правовые акты об установлении применительно к земельным участкам и объектам капитального строительства, принадлежащим физическим или юридическим лицам, публичных сервитутов, связанных с обеспечением общественных нужд: проезда, прохода через земельный участок, установки и эксплуатации объектов и коммуникаций инженерно-технического обеспечения (линий электросвязи, водо- и газопроводов, канализации и т.д.), охраны природных объектов, объектов культурного наследия, иных общественных нужд, которые не могут быть обеспечены иначе, как только путем установления публичных сервитутов.(ч.1).
Границы зон действия публичных сервитутов отображаются в проектах межевания территории и указываются в составе градостроительного плана земельного участка. Границы зон действия публичных сервитутов также указываются в документах государственного кадастрового учета земельных участков и объектов капитального строительства.(ч.2).
Порядок установления публичных сервитутов определяется законодательством и правовыми актами города Перми.(ч.3).
Решением Пермской городской Думы от 18 декабря 2012 г. № 284, утверждён порядок, который регулирует вопросы установления публичных сервитутов на территории города Перми.
В соответствии с данным порядком, на территории города Перми публичный сервитут устанавливается постановлением администрации города Перми (п.1.5 порядка).
Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний, проводимых на территории города Перми в порядке, установленном для проведения публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности, с учетом особенностей проведения общественных слушаний, предусмотренных разделом 3 Порядка. (п.1.6 порядка).
Публичный сервитут может быть установлен в отношении сформированного земельного участка, прошедшего государственный кадастровый учет. (п.1.7 порядка).
Исключительным основанием для установления публичного сервитута является обеспечение интересов местного самоуправления или местного населения (удовлетворение публичных интересов) при том условии, что эти публичные интересы не могут быть удовлетворены иначе как только путем установления публичного сервитута.(п.1.9).
От имени муниципального образования город Пермь мероприятия по государственной регистрации установленных публичных сервитутов проводит функциональный орган администрации города Перми, осуществляющий функции управления в сфере градостроительной деятельности (далее - функциональный орган) в соответствии с законодательством Российской Федерации.(п.1.12).
Основанием для регистрации публичного сервитута, его прекращения является соответствующее постановление администрации города Перми. (п.1.13).
Судом установлено, что административный истец Никишина Е.П. и Понькин В.А. являются собственниками земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <Адрес>. Вид разрешенного использования данного земельного участка под торговый комплекс, административно-хозяйственные, деловые, общественные учреждения и организации, многоквартирные жилые дома, многоквартирные дома разных типов со встроено-пристроенными помещениями нежилого назначения на нижних этажах. Также Никишина Е.П. и Понькин В.А. являются собственниками расположенного на данном земельном участке – 3-х этажного кирпичного здания городской клинической больницы с подвалом, площадью 5 059,40 кв.м. Данное здание является объектом культурного наследия регионального значения – памятник «Поликлиника».
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Пермского края «Клинический фтизиопульмонологический медицинский центр» обратилось в Департамент градостроительства и архитектуры администрации города Перми с заявлением об установлении публичного сервитута на земельный участок с кадастровым номером №, с целью обеспечения проезда автомобильного транспорта и доступа населения к зданию учреждения здравоохранения, располагающемуся на земельном участке с кадастровым номером №
Постановлениями администрации <Адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ №, утверждена документация по планировке территории 3 в Орджоникидзевском, Мотовилихинском, Свердловском, <Адрес>х <Адрес>». Согласно проектам межевания территории, утвержденным вышеуказанным постановлениям администрации <Адрес>, земельный участок по <Адрес>, кадастровый №, обозначенный на чертеже межевания под №, и земельный участок по <Адрес>, кадастровым номером № обозначенный на чертеже межевания под №840, отображены как существующие с разрешенным использованием под существующий комплекс поликлиники №1.
В судебном заседании установлено, что постановлением Главы города Перми от 19.01.2018 г. № 7, назначены публичные слушания по обсуждению установления постоянного публичного сервитута на часть земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <Адрес>. (Данное постановление было опубликовано в Официальном бюллетене органов местного самоуправления № 5 от 26.01.2018 г.).
ДД.ММ.ГГГГ в актовом зале администрации Мотовилихинского района г.Перми по адресу: г.Пермь, ул.Уральская, 36 проведены публичные слушания по обсуждению установления постоянного публичного сервитута на часть земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресу: г.Пермь, <Адрес>. Данные публичные слушания были проведены в соответствии с действующим законодательством и нормативными правовыми актами г. Перми, о чем свидетельствует заключение о результатах публичных слушаний, опубликованное 20.02.2018 г. в официальном бюллетене органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь № 12.
Оспариваемое постановление опубликовано в печатном средстве массовой информации «Официальный бюллетень органов местного самоуправления муниципального образования города Пермь» 11.05.2018 № 32, и является нормативным правовым актом органа местного самоуправления.
Таким образом, суд приходит к выводу, что процедура принятия оспариваемого постановления административным ответчиком соблюдена.
На основании изложенного суд полагает, что публичный сервитут, установленный оспариваемым нормативным актом, соответствует целям обеспечения интересов местного самоуправления и местного населения, определенным статье 23 Земельного кодекса Российской Федерации.
Суд также соглашается с тем, что публичные интересы не могут быть удовлетворены иначе как только путем установления публичного сервитута в отношении указанного земельного участка, поскольку земельный участок с кадастровым номером № расположенный по адресу: <Адрес> и земельный участок по адресу: <Адрес>, кадастровый №, были единым земельным участком, что подтверждается исследованными судом материалами дела. (т.1, л.д.106-109).
Руководствуясь ст.ст. 173-180, 227 КАС РФ суд
р е ш и л :
Никишина Е.П., в удовлетворении административного иска к Администрации города Перми, о признании недействующим полностью постановления администрации г.Перми № 271 от 04.05.2018 г. « Об установлении публичного сервитута земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <Адрес>», отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий подпись С.И. Плешивцев
Копия верна:
Судья