88-7821/2023
2-437/2022
УИД: 28RS0009-01-2022-000682-76
ДЕВЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14 сентября 2023 года город Владивосток
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Старовойт Р.К.
судей Калиниченко Т.В., Прасоловой В.Б.
с участием прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Скарлухина М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску федерального государственного казенного учреждения «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации к Григорьеву Александру Владимировичу о признании утратившим право пользования жилым помещением, и встречному иску Григорьева Александра Владимировича к федеральному государственному казенному учреждению «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, взыскании судебных расходов,
по кассационной жалобе федерального государственного казенного учреждения «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации
на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 26 апреля 2023 года
Заслушав доклад судьи Старовойт Р.К., ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации Кузнецова П.Н., заключение прокурора Скарлухина М.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации обратилось с иском к Григорьеву А.В. о признании утратившим право пользования жилым помещением, снятии с регистрационного учета.
В обоснование заявленных требований истец указал, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> – 2, <адрес>, является федеральной собственностью и закреплено за ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России на праве оперативного управления. Указанное жилое помещение предоставлено Григорьеву А.В. на основании ордера № от 10.08.1998. Ответчик уволен с военной службы в запас 05.06.2002 по истечению срока контракта о прохождении военной службы. 08.10.2018 в адрес ответчика направлена претензия о выселении, требования которой не выполнены. Согласно акту проверки 08.06.2020 квартира закрыта, Григорьев А.В. проживает по адресу: <адрес> <адрес>. Вместе с тем, Григорьев А.В. сохраняет регистрацию в спорном жилом помещении. Таким образом, ответчик, фактически освободив спорное жилое помещение, с регистрационного учета не снялся. Регистрация ответчика нарушает права правообладателя по распоряжению спорным жилым помещением.
Уточнив заявленные требования, истец просил признать Григорьева А.В. утратившим право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес> – 2, <адрес>, и устранить препятствия в пользовании и распоряжении жилым помещением правообладателем путем снятия с регистрационного учета ответчика по указанному адресу.
Григорьев А.В. обратился в суд к ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России с встречным иском о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору социального найма.
В обоснование заявленных требований указал, что с 01.08.1988 по 05.06.2002 проходил военную службу по контракту в Вооружённых Силах Российской Федерации. В соответствии с Указом Президента РФ № 25166 от 1 09.12.1994 и постановлением Правительства РФ № 1360 от 09.12.1994 выполнял специальное задание в зоне чрезвычайного положения (вооружённого конфликта) в период с 04.09.1992 по 1997. Выслуга лет в Вооруженных Силах составляет 13 лет 09 месяцев в календарном исчислении и 26 лет 02 месяца в льготном исчислении. Уволен с военной службы в запас по окончании срока контракта. Спорная квартира, расположенная в <адрес>, была предоставлена ему на основании ордера № от 10.08.1998, выданного в соответствии с решением жилищно-бытовой комиссии в/ч. На основании ордера он с семьёй (супругой и двумя детьми) с 05.10.1998 был зарегистрирован по месту жительства по указанному адресу, что подтверждается штампом в паспорте и свидетельством № от 05.10.1998 о государственной регистрации по месту жительства. После увольнения по окончании срока контракта он не был обеспечен Министерством обороны жилым помещением. 15.05.2012 обращался в адрес «Востокрегионжильё» с заявлением о заключении договора социального найма жилого помещения в отношении спорной квартиры на срок до получения государственного жилищного сертификата. Однако договор социального найма заключен не был. Несмотря на это обстоятельство, по мнению истца, договор социального найма жилого помещения, заключённый с 01.08.1998 и по настоящее время не расторгался, является действующим. С октября 2021 дом стал полностью не пригодным для проживания. От жилого дома осталась одна пустая коробка: трубы и батареи отопления сняты, крыша снята, стёкла и двери во всём доме выставлены. Он периодически проживает у своей знакомой по <адрес>. Полагает, что ему, как жильцу дома, не пригодного для проживания, должно быть предоставлено другое благоустроенное жилое помещение.
Просил возложить на ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России обязанность предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма жилого о помещения, взыскать судебные расходы в сумме 5600 рублей.
Определением Ивановского районного суда Амурской области от 11 ноября 2022 года встречное исковое заявление Григорьева А.В. к ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору социального найма принято к производству суда для совместного рассмотрения с первоначальным иском.
Решением Ивановского районного суда Амурской области от 20 декабря 2022 года Григорьев А.В. признан утратившим право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес> – 2, <адрес>. Разрешен вопрос о взыскании государственной пошлины в доход местного бюджета. В удовлетворении встречного искового заявления Григорьева А.В. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 26 апреля 2023 года решение отменено в части удовлетворенных исковых требований ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации к Григорьеву А.В. о признании утратившим право пользования жилым помещением, взыскании судебных расходов по оплате государственной пошлины.
В указанной части принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации к Григорьеву А.В. о признании утратившим право пользования жилым расположенным по адресу: <адрес> – 2, <адрес> отказано.
Из резолютивной части решения Ивановского районного суда Амурской области от 20 декабря 2022 года исключено указание, что вступившее в законную силу решение суда является основанием для снятия Григорьева А.В. с регистрационного учета по адресу: <адрес> – 2, <адрес>.
В остальной части решение Ивановского районного суда Амурской области от 20 декабря 2022 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, указывая на неправильное применение судом норм материального права. Полагает, что судом апелляционной инстанции в нарушение норм процессуального права в материалам дела приобщено новое доказательства – рапорт Григорьева А.В. от 16.11.2001, поскольку все личное дело судом не исследовалось, Григорьев А.В. о наличии данного рапорта в суде первой инстанции ни чего не пояснял, ходатайств о приобщении к материалам дела не заявлял. Также заявитель жалобы указывает, что ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России, образованное в соответствии с приказом Министра обороны России № 1871 от 17.12.2010, не принимало документы от квартирно-эксплуатационных частей. В настоящее время обязанности по вопросам обеспечения жильем военнослужащих возложены на ФГАУ «Росжилкомплекс» и его территориальные органы. Заявитель жалобы указывает, что по информации, предоставленной ФГАУ «Росжилкомплекс» филиал «Восточный», с 25.06.2010 Григорьев А.В. составом семьи 4 человека состоял в базе данных граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат, но в связи с исключением военного городка 27, расположенного в <адрес> из перечня закрытых военных городков, отпало условие на получение Григорьевым А.В. субсидии в виде ГЖС, документы возвращены Григорьеву А.В. на основании личного заявления. Григорьев А.В. в последующем не заявлял о праве на получение социальной выплаты, как гражданин уволенный с военной службы, и проживающий в военном городке, который ранее входил в перечень закрытых военных городков, и не обращался в филиал «Восточный» ФГКУ «Востокрегионжилье» с вопросами обеспечения постоянным жилым помещением Министерством обороны Российской Федерации.
В письменных возражениях Григорьев А.В. выражает несогласие с доводами кассационной жалобы, просит оставить обжалуемое судебное постановление без изменения.
Представитель ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации просил отменить апелляционное определение, не оспаривая факта подачи Григорьевым А.В. 16.11.2001 рапорта о признании нуждающимся в жилом помещении, т.е. до увольнения с военной службы, настаивал на том, что после исключения военного городка из перечня закрытых Григорьев А.В. получил назад пакет документов, не обращался с заявлением о принятии его на учет нуждающихся в жилом помещении, на учете не состоит, следовательно, подлежит выселению из служебной квартиры. Также пояснил, что снятие Григорьева А.В. с регистрационного учета необходимо для списания непригодного для проживания жилого дома с баланса Министерства обороны РФ.
Представитель Министерства обороны РФ, Григорьев А.В. в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции не явились, от представителя Министерства обороны РФ поступило ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие. В материалах дела имеются уведомления о надлежащем извещении, судебная коллегия в соответствии с ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Прокурор в заключении полагал судебное постановление законным и обоснованным, а кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены апелляционного определения.
Предусмотренных ст. 379.7 ГПК РФ нарушений, которые являются основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции, судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела не допущено.
Судом установлено, что Григорьев А.В. проходил военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации с 01.08.1988 по 05.06.2002. На период военной службы по ордеру от № от 10.08.1998, выданному КЭЧ <адрес>, Григорьеву А.В. было предоставлено служебное жилое помещение - <адрес> в <адрес>.
Приказом от 20.04.2002 № 032 Григорьев А.В. уволен с военной службы в запас по истечению срока контракта о прохождении военной службы (п.п. «б», п. 1 ст. 51 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»). На момент увольнения имел выслугу в календарном исчислении 13 лет 9 мес., в льготном исчислении – 26 год, 2 мес.
Григорьев А.В. 16.11.2001 до увольнения с военной службы обратился в установленном порядке обратился к командованию военной части о признании его нуждающимся в жилом помещении.
Разрешая спор и удовлетворяя первоначальные исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», ст.ст. 1, 10, 19, 30, 93, 103, 104 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст.ст. 209, 212, 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации, исходил из того, что Григорьев А.В. на момент рассмотрения спора Григорьев А.В. на учете нуждающихся в жилых помещениях не состоит, утратил право пользования спорным жилым помещением, поскольку прекратив военную службу в 2002 году был обязан освободить спорное жилое помещение в силу положений п. 1 ст. 35 ЖК РФ.
Судебная коллегия по гражданским делам Амурского областного суда не согласилась с выводами суда первой инстанции о признании утратившим Григорьева А.В. права пользования жилым помещение, руководствуясь положениями ст.ст. 15, 15.2, 23 Федерального закона от 28.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», исходила из того, что до увольнения с военной службы в запас Григорьев А.В. в установленном порядке обратился с рапортом о признании его нуждающимся в жилом помещении, принимая во внимание отсутствие решения, уполномоченного органа по рассмотрению рапорта Григорьева А.В. от 16.11.2001, пришла к выводу, об отсутствии обстоятельств, свидетельствующих об обеспечении Григорьева А.В жилым помещение, в том числе на праве собственности, доказательств об отсутствии основания для обеспечения Григорьева А.В. жилым помещением в порядке, установленном федеральным законом «О статусе военнослужащих» истец суду не представил.
Отказывая в удовлетворении встречного иска Григорьева А.В. к ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, взыскании судебных расходов, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст.ст. 49, 57, 60, 63 Жилищного кодекса Российской Федерации, разъяснениями, изложенными в постановлении Пленума ВС РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», указал, что Григорьев А.В. на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, не состоит, по состоянию на 22.11.2022 с заявлением о признании его нуждающимся в предоставлении жилого помещения для проживания по договору социального найма на территории МКУ Новоивановская администрация не обращался, а отсутствие у Григорьева А.В. собственного жилого помещения не свидетельствует о том, что он является малоимущим и нуждающимся в предоставлении жилого помещения на условиях социального найма.
Судебная коллегия суда апелляционной инстанции согласилась с указанными выводами суда первой инстанции, указав, что жилое помещение, которое ранее занимал Григорьев А.В. и в котором он сохраняет регистрацию, в муниципальную собственность не передавалось, в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту или реконструкции не признано, в связи с чем отсутствуют основания для предоставления истцу жилого помещения вне очереди в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В части требований Григорьева А.В. о предоставлении жилого помещения на условиях договора социального найма судебные постановления не обжалуются сторонами, в связи с чем в силу ч.2 ст. 379.6 ГПК РФ не могут быть предметом проверки суда кассационной инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции считает, что основания для отмены апелляционного определения по доводам кассационной жалобы отсутствуют.
На основании ч.1 ст. 15 Федерального закона от 28.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и проживающим совместно с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, либо уполномоченными ими органом или учреждением предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом либо уполномоченными ими органом или учреждением - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Частью 13 статьи 15 названного Федерального закона предусмотрено, что граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для военнослужащих.
Согласно абз. 18 ст. 15.2 Федерального закона от 28.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (введена Федеральным законом от 28.06.2022 № 199-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих») не подлежат выселению из служебных жилых помещений, жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений или денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений граждане, уволенные с военной службы, и (или) члены их семей, члены семей погибших (умерших) военнослужащих, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральных органах исполнительной власти или федеральных государственных органах, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, граждане, указанные в части 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации, для которых такие жилые помещения являются единственными жилыми помещениями, до снятия с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Право граждан, увольняемых (уволенных) с военной службы, на обеспечение жилыми помещениями путем получения государственного жилищного сертификата от органов местного самоуправления либо от Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) предусмотрено п. 14 ст. 15 и п. 1 ст. 23 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", согласно которому порядок выдачи сертификатов определяется Правительством Российской Федерации.
При этом выдача сертификатов военнослужащим осуществляется в последний год военной службы Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба).
До увольнения с военной службы в запас заявитель установленным порядком обратился с рапортом о признании его нуждающимся в жилом помещении. Решение, принятое уполномоченным органом по рассмотрению рапорта от 16.11.2001 истцом в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах, учитывая, что Григорьев А.В. до увольнения в установленном порядке обратился с рапортом о принятии его на учет нуждающихся в жилом помещении, доказательств принятия соответствующего решения по представленному рапорту истцом не представлено, принимая во внимание, что представитель истца не оспаривал обстоятельства подачи Григорьевым А.В. указанного рапорта, судебная коллегия апелляционной инстанции, правильно установив, имеющие значение для дела обстоятельства, верно применив к спорному правоотношению приведенные нормы, пришла к обоснованному выводу об отсутствии оснований для признания Григорьева А.В. утратившим право пользования служебным жилым помещением.
Абзацем 2 пункта 18 статьи 15.2 Федерального закона "О статусе военнослужащих", введенного в действие Федеральным законом от 28 июня 2022 г. N 199-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" установлен прямой запрет на выселение из служебного жилого помещения уволенных военнослужащих, для которых такие жилые помещения являются единственными жилыми помещениями, без предоставления другого жилого помещения или денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений до снятия с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Доводы кассационной жалобы заявителя со ссылкой на Правила выпуска и реализации ГЖС в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 № 153 (с изменениями внесенными постановлением от 22.12.2017 № 1613) о том, что Григорьев А.В. после исключения <адрес> из перечня закрытых военных городков не обращался за получением социальной выплаты, как гражданин уволенный с военной службы, ранее проживавший в закрытом военном городке, на правильность выводов судебной коллегии не влияют, поскольку при разрешении спора установлено, что 16.11.2001 Григорьев А.В. обратился с заявлением о принятии его на учет нуждающихся в жилом помещении, что не оспаривалось представителем истца, равно как и то обстоятельство, что Григорьев А.В. с 25.06.2010 состоял в базе данных граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков, изъявивших желание получить ГЖС (на что ссылается в кассационной жалобе истец), что также свидетельствует о том, что Григорьев А.В. фактически был признан Министерством обороны РФ нуждающимся в жилом помещении.
Доводы кассационной жалобы заявителя о допущенных судом апелляционной инстанции процессуальных нарушениях при принятии нового доказательства по делу – рапорта от 16.11.2001, также не влекут отмену определения, поскольку по смыслу статьи 327 ГПК РФ, повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.
Доводы кассационной жалобы заявителя были предметом проверки и оценки суда апелляционной инстанций, которым правомерно отвергнуты, как несостоятельные, основанные на ошибочном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
С учетом изложенного и принимая во внимание, что при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесения незаконного судебного постановления, содержащиеся в апелляционном определении выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 26 апреля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу федерального государственного казенного учреждения «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи