ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
судья Малюженко Е.А.
докладчик Долбнин А.И. дело № 33а-3498/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Липецк 23 ноября 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего Долбнина А.И.,
судей Букреева Д.Ю., Демидкиной Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Фатеевой Ю.Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного ответчика Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области на решение Советского районного суда города Липецка от 9 сентября 2020 года (номер административного дела, присвоенный судом первой инстанции 2а-3190/2020), которым постановлено:
«Административное исковое заявление Стурова ФИО9 к Управлению имущественных и земельных отношений Липецкой области о признании незаконными действий и решения, наложении штрафа удовлетворить частично.
Признать незаконным решение №1284-з от 17 июня 2020 года Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области об отказе в использовании земель, площадью 197 кв.м. и 173 кв.м., расположенных в Липецком районе, село Елецкое, с целью строительства проездов.
В остальной части заявленных исковых требований Стурову ФИО9 к Управлению имущественных и земельных отношений Липецкой области, отказать».
Заслушав доклад судьи Долбнина А.И., судебная коллегия
установила:
административный истец Стуров В.С. обратился в суд с иском к Управлению имущественных и земельных отношений Липецкой области о признании незаконными: решения №1284-з от 1 июня 2020 года; действий, выразившихся в не указании конкретного основания отказа предоставления земель для строительства проезда к земельному участку с кадастровым номером № и не предоставлении решения в отношении обращения от 25 мая 2020 года по поводу строительства проезда к земельному участку с кадастровым номером №; просил наложить штраф в размере 10000 рублей на лицо, ответственное за вынесение незаконного решения. В обосновании доводов указал, что ДД.ММ.ГГГГ обратился к ответчику с заявлением о принятии решения об использовании земель и земельных участков, расположенных по адресу: Липецкая область, сельское поселение Ленинский сельсовет, с. Елецкое для строительства проезда к земельному участку с кадастровым № сроком на 45 лет. 17 июня 2020 года административным ответчиком было принято решение по двум его заявлениям от 25 мая 2020 года (по земельному участку с кадастровым номером №) и от 17 июня 2020 года (по земельному участку с кадастровым номером № об отказе в предоставлении административному истцу земель для строительства проезда, ссылаясь, что размещение объекта не соответствует условиям, указанным в пункте 3 Порядка и условий размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на территории Липецкой области.
Административный истец Стуров В.С.в судебное заседание не явился, извещен своевременно, надлежащим образом, причины не явки суду не известны.
Представитель административного ответчика Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области по доверенности Корчагина А.О. в судебном заседании заявленные исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях, указав, что 25 мая 2020 года и 17 июня 2020 года (1 и 2 заявления) в Управление поступили заявления Стурова В.С., в которых он просил принять решение об использовании земель и земельных участков, расположенных по адресу: Липецкая область, Липецкий район, с. Елецкое для строительства проезда площадью 197 кв.м. и 173 кв.м. соответственно. По результатам рассмотрения двух заявлений Стурова В.С. Управлением от 17 июня 2020 года № 1284-з принято решение об отказе в использовании земель с целью строительства проезда площадью 197 кв.м. и площадью 173 кв.м., так как размещение объекта не соответствует условиям, указанным в подпункте 1 пункта 3 Постановления Администрации Липецкой области «Об утверждении порядка и условий размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на территории Липецкой области» от 1 июня 2015 года № 280: соответствие Объекта, предполагаемого к размещению, Перечню видов объектов. Согласно ответам Администрации Липецкого муниципального района Липецкой области протяженность проездов согласно прилагаемым к заявлениям схемам размещения проездов к каждому участку с кадастровыми номерами № менее 50 метров, в связи с чем Администрация Липецкого муниципального района Липецкой области посчитало, что получение разрешения на строительство проездов не требуется. В связи с тем, что Стуров В.С. просил подготовить решение об использовании земель площадью 197 кв.м. и 173 кв.м., то общая площадь проезда получается более 50 метров.
Суд постановил решение, резолютивная часть которого изложена выше.
В апелляционной жалобе, поданной в Липецкий областной суд, административный ответчик Управление имущественных и земельных отношений Липецкой области просит отменить решение суда, считая его незаконным и необоснованным.
Административный истец Стуров В.С., в суд апелляционной инстанции не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом и своевременно, причины неявки неизвестны, ходатайств об отложении рассмотрения дела не поступило. На основании статьи 307 КАС РФ Судебная коллегия по административным делам Липецкого областного суда полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, выслушав представителя административного ответчика Управления имущественных и земельных отношений по Липецкой области по доверенности Корчагину А.О., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия по административным делам Липецкого областного суда пришла к следующему выводу.
Согласно статье 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с пунктом «в» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и другими природными ресурсами находятся в совестном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Правовое регулирование использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута предусмотрено главой V.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ).
В силу подпункта 6 пункта 1 статьи 39.33 ЗК РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Статьей 39.36 ЗК РФ регламентировано использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 года № 1300.
Согласно пункту 12 указанного Перечня видов объектов, к таким объектам относятся проезды, в том числе вдольтрассовые, и подъездные дороги, для размещения которых не требуется разрешение на строительство.
В соответствии с подпунктом 2 части 2 статьи 2 Закона Липецкой области от 1 июля 2015 года № 426-ОЗ «Об установлении на территории Липецкой области случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство» получение разрешения на строительство, помимо случаев, установленных федеральным законом, постановлением Правительства Российской Федерации, частью 1 настоящей статьи, не требуется также строительстве и (или) реконструкции проездов, в том числе вдольтрассовых, и подъездных дорог протяженностью до 50 метров.
Как усматривается из материалов административного дела, собственником земельных участков с кадастровыми номерами 48:13:1230233:163 и 48:13:1230233:158, расположенных по адресу: Липецкая область, Липецкий район, сельское поселение Ленинский сельсовет, с. Елецкое, является административный истец Стуров В.С., данное обстоятельство сторонами не оспаривалось.
Административный истец Стуров В.С. 25 мая 2020 года обратился в Управление имущественных и земельных отношений Липецкой области с заявлением о принятии решения об использовании земель, расположенных по адресу: Липецкая область, Липецкий район, с. Елецкое с целью строительства проезда к земельному участку с кадастровым номером 48:13:1230233:163, расположенного по адресу: Липецкая область, Липецкий район, сельское поселение Ленинский сельсовет, с. Елецкое сроком на 45 лет с приложением документов (копии паспорта, заключения о протяженности проезда до 50 метров, схемой границ земли площадью 197 кв.м.).
17 июня 2020 года Стуров В.С. обратился в Управление имущественных и земельных отношений Липецкой области с заявлением о принятии решения об использовании земель, расположенных по адресу: Липецкая область, Липецкий район, с. Елецкое с целью строительства проезда к земельному участку с кадастровым номером №, расположенного по адресу: Липецкая область, Липецкий район, сельское поселение Ленинский сельсовет, с. Елецкое сроком на 45 лет с приложением документов (копии паспорта, заключения о протяженности проезда до 50 метров, схемой границ земли площадью 173 кв.м.).
Решением Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области № 1284-з от 17 июня 2020 года Стурову В.С. на основании пункта 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, подпункта 2 пункта 10 Правил и условий размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на территории Липецкой области, утвержденных Постановлением администрации Липецкой области № 280 от 1 июня 2015 года, по результатам рассмотрения двух заявлений Стурова В.С. от 25 мая 2020 года и 17 июня 2020 года было отказано в использовании земель, площадью 197 кв.м. и 173 кв.м. с целью строительства проездов, поскольку размещение объекта не соответствует условиям, указанным в пункте 3 настоящего Порядка.
Удовлетворяя частично исковые требования административного истца Стурова В.С. о признании незаконным решение № 1284-з от 17 июня 2020 года Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области об отказе в использовании земель, площадью 197 кв.м. и 173 кв.м., расположенных в Липецком районе, с. Елецкое, с целью строительства проездов, суд первой инстанции указал, что принимая решение об отказе в использовании земель с целью строительства проездов, административный ответчик не указал, каким именно условиям не соответствует Объект, что не позволяет определить конкретное основание отказа в удовлетворении заявления. При этом суд указал, что пункт 3 Порядка размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установлении сервитутов на территории Липецкой области содержит 4 условия, на которые в решении от 17 июня 2020 года указания нет.
Однако с выводами суда первой инстанции судебная коллегия по административным делам Липецкого областного суда согласиться не может по следующим основаниям.
Поскольку Управлением имущественных и земельных отношений Липецкой области административному истцу Стурову В.С. было отказано в использовании земель, площадью 197 кв.м. и 173 кв.м., расположенных в Липецком районе, с. Елецкое, с целью строительства проездов, размещение объекта не соответствует условиям, указанным в пункте 3 Порядка размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установление сервитутов на территории Липецкой области, то, соответственно, данное юридически значимое обстоятельство подлежало установлению по делу.
Как указано в пункте 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, территориями общего пользования являются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
«Проезды... обеспечивают непосредственный подъезд к участкам жилой, производственной и общественной застройки» (таблица 11.3 Свода правил СП 42.13330.2016 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений». Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89* (утв. приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 30 декабря 2016 года № 1034/пр).
Постановлением администрации Липецкой области от 1 июня 2015 года № 280 утвержден Порядок и условия размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на территории Липецкой области (далее - Порядок).
Согласно пункту 11 Порядка в решении об отказе в использовании земель или земельных участков должно быть указано основание отказа, предусмотренное пунктом 10 настоящего Положения.
На основании подпункта 2 пункта 10 Порядка решение об отказе в использовании земель или земельных участков принимает в случае, если размещение Объекта не соответствует условиям, указанным в пункте 3 настоящего Порядка.
Пунктом 3 Порядка условиями размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на территории Липецкой области являются: 1) соответствие Объекта, предполагаемого к размещению, Перечню видов объектов; 2) земельный участок, на использование которого испрашивается разрешение, не предоставлен физическому или юридическому лицу; 3) размещение Объекта не приведет к невозможности использования земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием; 4) размещаемые Объекты соответствуют утвержденным документам территориального планирования, документам по планировке территории соответствующего муниципального образования области.
При таких обстоятельствах довод Стурова В.С. о том, что административным ответчиком по его заявлениям от 25 мая 2020 года и 17 июня 2020 года должны быть приняты отдельные решения по каждому из объектов, ошибочен, поскольку из материалов административного дела, в том числе схемы границ предполагаемой к использованию земель на кадастровом плане территории, приложенной к каждому из заявлений с указанием координат предполагаемого проезда, следует, что административный истец обратился в Управление имущественных и земельных отношений Липецкой области в отношении одного объекта (проезд к земельным участкам с кадастровыми номерами №). Общая протяженность проезда, указанная в заявлениях Стурова В.С. для его строительства, превышает 50 метров.
Данный вывод следует и из информации администрации Липецкого муниципального района Липецкой области от 6 августа 2020 года, представленной в суд первой инстанции. На основании схем границ земель предполагаемых для размещения проезда к земельному участку с кадастровым номером №, площадью 197 кв.м. и проезда к земельному участку с кадастровым номером №, площадью 173 кв.м., администрация Липецкого муниципального района считает данные проезды единым проездом, на который требуется разрешение на строительство (л.д. 109).
Несоответствие объекта, предполагаемого к размещению, Перечню видов объектов, явилось основанием для отказа Стурову В.С. в использовании земель, площадью 197 кв.м. и 173 кв.м., расположенных в Липецком районе, с. Елецкое, с целью строительства проезда (подпункт 1 пункта 3 Порядка и условий размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на территории Липецкой области).
Решение Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области от 17 июня 2020 года № 1284-з об отказе Стурову В.С. в использовании земель, площадью 197 кв.м. и 173 кв.м. с целью строительства проезда соответствует указанным критериям, и не нарушает права административного истца Стурова В.С.
При этом судебная коллегия исходит из позиции Европейского Суда по правам человека, который неоднократно отмечал, что в такой сложной сфере, как градостроительство, власти должны иметь широкие пределы усмотрения в осуществлении политики территориального планирования и задача органов муниципальных образований при разработке документов территориального планирования состоит не в обеспечении приоритета прав собственников земельных участков в ущерб иным интересам, а в согласовании этих прав интересов. Конституционный Суд Российской Федерации также указывает, что регламентация градостроительной деятельности, имеющая целью в первую очередь обеспечение комфортных и благоприятных условий проживания, комплексный учет потребностей населения и устойчивое развитие территорий, необходима также для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области (определение от 6 ноября 2003 года № 387-О, от 15 июля 2010 года № 931-О-О и от 25 февраля 2016 года № 242-О).
При указанных обстоятельствах решение суда Советского районного суда города Липецка от 9 сентября 2020 года в части признания незаконным решение Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области от 17 июня 2020 года № 1284-з принято с нарушением норм материального права, не соответствует фактическим обстоятельствам дела и не основано на имеющихся в материалах административного дела доказательствах, в связи с чем подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении требований административного искового заявления в указанной части.
Руководствуясь статьями 309 – 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда города Липецка от 9 сентября 2020 года отменить в части признания незаконным решение Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области от 17 июня 2020 года № 1284-з и постановить в данной части новое решение, которым отказать административному истцу Стурову ФИО9 в удовлетворении требований о признании незаконным решение Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области от 17 июня 2020 года № 1284-з.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 30 ноября 2020 года.