24OS0№-78
3а-105/2021
121а
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 июня 2021 г. г. Красноярск
Красноярский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Славкина М.М.,
при ведении протокола помощником судьи Привалихиной О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Никитина Сергея Николаевича к Правительству Красноярского края, Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений,
установил:
Никитин С.Н. обратился с административным иском к Правительству Красноярского края, Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», просит суд восстановить срок на подачу административного искового заявления, установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 24№, по состоянию на 12.08.2013 в размере его рыночной стоимости 4 324 436 руб.
Требования мотивированы тем, что он является собственником нежилых помещений, согласно выписке из ЕГРН кадастровая стоимость недвижимого помещения с кадастровым номером №, составляет 3 268 506 руб., тогда как согласно отчету, выполненному ООО «ГК Центр экспертизы и оценки», рыночная стоимость нежилого помещения составляет 1 669 356 руб. Согласно выписке из ЕГРН кадастровая стоимость недвижимого помещения с кадастровым номером №, составляет 7 725 379,45 руб., тогда как согласно отчету, выполненному ООО «ГК Центр экспертизы и оценки», рыночная стоимость нежилого помещения составляет 4 324 436 руб.
Установлением кадастровой стоимости выше рыночной нарушаются права административного истца, поскольку она является плательщиком налога на имущество физических лиц, размер которого определяется исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества.
Поскольку Правительством Красноярского края до настоящего времени не утверждены очередные результаты государственной кадастровой оценки данного недвижимого имущества, считает, что срок обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости указанного земельного участка подлежит восстановлению.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Князев А.С. административные исковые требования поддержал по указанным в административном иске основаниям.
В судебном заседании представители Правительства Красноярского края – Исакова Н.В., Баженов Д.Е. возражали против удовлетворения заявленных требований.
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее - ФГБУ «ФКП Росреестра»), Управление Росреестра по Красноярскому краю, администрация г. Кррасноярска, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, своих представителей в судебное заседание не направили. Управление Росреестра, администрация г. Красноярска представили письменные пояснения на административный иск, просили о рассмотрении дела в отсутствие их представителей.
Суд полагает возможным в соответствии с частью 2 статьи 150, частью 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участвующих в деле лиц, своевременно и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Заслушав участников процесса, исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд полагает административный иск подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом (подпункт 1); квартира, комната (подпункт 2); гараж, машино-место (подпункт 3); единый недвижимый комплекс (подпункт 4); объект незавершенного строительства (подпункт 5); иные здание, строение, сооружение, помещение (подпункт 6).
Согласно пункту 1 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Законом Красноярского края от 01 ноября 2018 года № 6-2108 «Об установлении единой даты начала применения на территории Красноярского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» установлена единая дата начала применения на территории Красноярского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения – 01 января 2019 года.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии (часть 2). Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным (часть 3).
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (часть 4).
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (абзац 3 части 11).
Судом установлено, что Никитин С.Н. является собственником нежилого помещения с кадастровым номером №, площадью 177,6 кв.м., назначение: нежилое помещение, адрес: Красноярский край, №, а также нежилого помещения с кадастровым номером №, площадью 288,4 кв.м., назначение: нежилое помещение, адрес: Красноярский край, № что подтверждается выпиской ЕГРН (т.1 л.д.17-20).
Согласно выписке из ЕГРН от 22.09.2020, по состоянию на 24.08.2012 кадастровая стоимость нежилого помещения с кадастровым номером № составляет 3 268 506 руб. (т.1л.д. 141), кадастровая стоимость нежилого помещения по состоянию на 10.08.2012 с кадастровым номером № составляет 7 725 379,45 руб. (т.1 л.д. 16).
Оспаривая указанную кадастровую стоимость, административный истец представил в суд отчет об оценке № 2310/2-О/20 от 23.10.2020, выполненный оценщиком ООО «ГК Центр экспертизы и оценки» Бондарь Ю.А., согласно которому рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером № по состоянию на 10.08.2012 составляет 4 306 435 руб. (т.1 л.д. 122 (оборот).
Оспаривая кадастровую стоимость, нежилого помещения с кадастровым номером №, административным истцом представлен отчет об оценке № 2310-О/20 от 23.10.2020, выполненный оценщиком ООО «ГК Центр экспертизы и оценки» Бондарь Ю.А., согласно которому рыночная стоимость нежилого помещения по состоянию на 24.08.2012 составляет 1 626 797 руб. (т.1 л.д. 165 (оборот).
В связи с возражениями Правительства Красноярского края относительно допустимости вышеуказанного отчета об оценке в качестве доказательства по административному делу, судом, с учетом заявленного административным ответчиком ходатайства о назначении по делу судебной экспертизы (т.2 л.д. 14-15), по делу назначена судебная оценочная экспертиза, выполнение которой, на основании определения суда от 30.11.2020 (т.2 л.д. 102-104), поручено эксперту Терскову И.Е. НП СРО «Общество профессиональных экспертов и оценщиков», на разрешение эксперта поставлены вопросы о соответствии отчетов об оценке №2310/2-О/20 от 23.10.2020, №2310-О/20 от 23.10.2020, выполненных оценщиком Бондарь Ю.А. ООО «ГК Центр экспертизы и оценки» требованиям действующего законодательства об оценочной деятельности и в случае несоответствия, эксперту предложено определить рыночную стоимость нежилого помещения с кадастровым номером № по состоянию на 10.08.2012, нежилого помещения с кадастровым номером № по состоянию на 24.08.2012.
По заключению эксперта Терскова И.Е., рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером № по состоянию на 10.08.2012, составляет 6 097 100 руб., нежилого помещения с кадастровым номером № по состоянию на 24.08.2012, составляет 2 692 900 руб. (т.2 л.д. 140).
Также экспертом Терсковым И.Е. установлено, что отчеты об оценке №2310/2-О/20 от 23.10.2020, №2310-О/20 от 23.10.2020, выполненные оценщиком Бондарь Ю.А. ООО «ГК Центр экспертизы и оценки» не соответствует требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Федеральным стандартам оценки, федеральных стандартов оценки, допущенные нарушения повлияли на определение итоговой величины рыночной стоимости объекта оценки.
Согласно ст. 3 Закона об оценочной деятельности под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
В соответствии с п. 7 Федеральных стандартов оценки N 1 (далее - ФСО) подход к оценке представляет собой совокупность методов оценки, объединенных общей методологией. Методом оценки является последовательность процедур, позволяющая на основе существенной для данного метода информации определить стоимость объекта оценки в рамках одного из подходов к оценке.
Оценщик при проведении оценки обязан использовать затратный, сравнительный и доходный подходы к оценке или обосновать отказ от использования того или иного подхода (п. 20 ФСО N 1).
В соответствии с подпунктом "б" пункта 22 Федерального стандарта оценки "Оценка недвижимости" (ФСО N 7), утвержденного Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 25 сентября 2014 года N 611 (далее – ФСО №7), в качестве объектов-аналогов используются объекты недвижимости, которые относятся к одному с оцениваемым объектом сегменту рынка и сопоставимы с ним по ценообразующим факторам. При этом для всех объектов недвижимости, включая оцениваемый, ценообразование по каждому из указанных факторов должно быть единообразным.
В соответствии с пп. «д» п. 22 раздела VII ФСО N 7, при применении метода корректировок каждый объект-аналог сравнивается с объектом оценки по ценообразующим факторам (элементам сравнения), выявляются различия объектов по этим факторам и цена объекта-аналога или ее удельный показатель корректируется по выявленным различиям с целью дальнейшего определения стоимости объекта оценки. При этом корректировка по каждому элементу сравнения основывается на принципе вклада этого элемента в стоимость объекта.
В соответствии с пп. «д» п. 23 Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО N 1)», утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 N 297, проведение оценки включает этап составления отчета об оценке.
Согласно п. 3 Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)», утверждённого приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 N 299 (далее – ФСО №3), отчет об оценке представляет собой документ, содержащий сведения доказательственного значения, составленный в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе настоящим Федеральным стандартом оценки, нормативными правовыми актами уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, а также стандартами и правилами оценочной деятельности, установленными саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой является оценщик, подготовивший отчет.
Отчет об оценке выполняется в соответствии с заданием на оценку и содержит обоснованное профессиональное суждение оценщика относительно стоимости объекта оценки, сформулированное на основе собранной информации и проведенных расчетов, с учетом допущений (п. 4 ФСО №3).
В соответствии с п. 5 ФСО №3, при составлении отчета об оценке оценщик должен придерживаться следующих принципов:
в отчете должна быть изложена информация, существенная с точки зрения оценщика для определения стоимости объекта оценки;
информация, приведенная в отчете об оценке, существенным образом влияющая на стоимость объекта оценки, должна быть подтверждена;
содержание отчета об оценке не должно вводить в заблуждение заказчика оценки и иных заинтересованных лиц (пользователи отчета об оценке), а также не должно допускать неоднозначного толкования полученных результатов.
Проанализировав экспертное заключение 04/04 от 29.04.2021 по правилам ст. 84 КАС РФ, суд приходит к выводу о том, что данное заключение может считаться допустимым доказательством величины рыночной стоимости нежилого помещения с кадастровым номером №, а также нежилого помещения с кадастровым номером № поскольку, оно выполнено с соблюдением требований Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", обязательных для применения федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов.
Заключение эксперта содержит ответы на поставленные перед ним вопросы, мотивированно, обоснованно, достаточно ясно и полно, в нем содержатся однозначные выводы по поставленным вопросам; материалы, положенные в его основу, в заключении перечислены. Ответы эксперта понятны, непротиворечивы, следуют из проведенного исследования, подтверждены фактическими данными.
Каких-либо убедительных доказательств, которые могли бы свидетельствовать о недостоверности экспертного заключения и определенной в нем величины рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, в материалы дела сторонами не представлено.
Поскольку в соответствии пунктом 1 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, внесённые в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости нежилого помещения, не соответствующие действительной рыночной стоимости этого объекта, будут затрагивать права административного истца, подлежащие восстановлению путём установления кадастровой стоимости нежилого помещения в размере его рыночной стоимости.
Так как, до настоящего времени не проведена очередная государственная кадастровая оценка, предусмотренный частью 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пятилетний срок на обращение в суд с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости подлежит восстановлению, учитывая при этом, что Федеральным законом от 03 июля 2016 года № 360-ФЗ приостановлено действие статей 24.12 - 24.17 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» регламентирующих периодичность и порядок проведения очередной массовой государственной кадастровой оценки.
С учетом изложенного, кадастровая стоимость нежилого помещения с кадастровым номером № по состоянию на 10.08.2012, должна быть определена в размере 6 097 100 руб., нежилого помещения с кадастровым номером № по состоянию на 24.08.2012, должна быть определена в размере 2 692 900 руб., которая подтверждена соответствующими доказательствами.
Датой обращения Никитина С.Н. с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости нежилых помещений с кадастровыми номерами № следует считать дату подачи административного искового заявления в Красноярский краевой суд – 02.10.2020.
Руководствуясь статьями 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
восстановить Никитину Сергею Николаевичу срок на подачу административного искового заявления.
Административное исковое заявление Никитина Сергея Николаевича к Правительству Красноярского края, Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений – удовлетворить частично.
Установить с 24.08.2012 и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером №, по состоянию на 24.08.2012 в размере его рыночной стоимости 2 692 900 рублей.
Установить с 10.08.2012 и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером № по состоянию на 10.08.2012 в размере его рыночной стоимости 6 097 100 рублей.
Датой обращения с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости нежилого помещения с кадастровым номером № и нежилого помещения с кадастровым номером № считать 02.10.2020.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции путем подачи апелляционной жалобы через Красноярский краевой суд.
Председательствующий М.М. Славкин
Дата изготовления решения в окончательной форме: 5 июля 2021 г.