Судья Лаврущева О.Н.
Дело № 33-288/2023, № 2-97/2023
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
05 мая 2023 года г. Биробиджан
Судебная коллегия по гражданским делам суда Еврейской автономной области в составе:
председательствующего Золотаревой Ю.Г.,
судей Кукшиновой О.М., Слободчиковой М.Е.,
при секретарях Мерзляковой А.Ю., Мустафиной О.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации на решение Биробиджанского районного суда ЕАО от 19.01.2023, которым постановлено:
Исковые требования Чудакова В. А. (паспорт № <...>), Бабич В. А., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних К.П., К.К., Казанова А. В., к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании денежных средств удовлетворить.
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ИНН № <...>) за счёт средств федерального бюджета денежные средства в размере 572 353 рублей 60 копеек по свидетельству о предоставлении выплаты денежных средств на приобретение жилого помещения № <...> от <...>, выданного на имя Бабич В. А. (паспорт № <...>), путём перечисления денежных средств на лицевой счёт № <...>, открытый на имя Масловской Е. В. в Дальневосточном банке ПАО Сбербанк России, № <...>.
Прекратить производство по делу в части требований к областному государственному бюджетному учреждению «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области» о признании решения незаконным, обязании произвести определённые действия, взыскании денежных средств.
Заслушав доклад судьи Кукшиновой О.М., пояснения представителя ответчика Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации Михайловой Е.С., истца Бабич В.А., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних К.П., К.К., представителя истца Чудакова В.А. - Масловской Е.В., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Бабич В.А., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей К.П., К.К., Казанов А.В., обратились в суд с иском к областному государственному бюджетному учреждению «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области» (далее - ОГБУ «МФЦ») о признании незаконным решения, обязании перечислить денежные средства. В обоснование иска указали, что <...> ОГБУ «МФЦ» выдало Бабич В.А. свидетельство о предоставлении выплаты на приобретение жилья в размере 3 418 251 рубля. <...> между Чудаковым В.А. и ею заключён договор купли-продажи жилого помещения, расположенного по адресу: <...>, с использованием средств по указанному свидетельству. Договор зарегистрирован в ЕГРПН. Решением ОГБУ «МФЦ» от <...> ей отказано в перечислении денежных средств продавцу.
Истцы просили суд признать незаконным решение ОГБУ «МФЦ» от <...> № <...> об отказе в перечислении денежных средств на приобретение жилого помещения взамен утраченного продавцу; обязать ОГБУ «МФЦ» перечислить денежные средства на приобретение жилого помещения взамен утраченного продавцу.
Определениями суда к участию в деле привлечены в качестве истца Чудаков В.А., в качестве соответчика Российская Федерация в лице Минфина России, в качестве третьих лиц Минстрой России, департамент социальной защиты населения правительства ЕАО, департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства правительства ЕАО, Управление Росреестра по ЕАО.
Определением суда к производству приняты изменённые требования истцов, которые просили суд взыскать с Российской Федерации в лице Минфина России за счёт средств федерального бюджета денежные средства в размере 572 354,2 рублей по свидетельству о предоставлении выплаты денежных средств на приобретение жилого помещения № <...> от <...>, выданного на имя Бабич В.А., путём перечисления денежных средств на лицевой счёт, открытый на имя Масловской Е.В. в Дальневосточном банке ПАО «Сбербанк России».
В судебном заседании истец Бабич В.А. действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних К.П., К.К., её представитель Сергиенко Е.С. изменённые исковые требования поддержали. Представили письменный отказ истца от требований к ОГБУ «МФЦ» о признании незаконным решения от <...> № <...> и обязании ОГБУ «МФЦ» перечислить денежные средства на приобретение жилого помещения продавцу. Просили производство по делу в части этих требований прекратить, указав, что последствия отказа от иска, установленные статьёй 221 ГПК РФ, истцу разъяснены и понятны. Суду пояснили, что денежные средства в сумме 2 845 947 рублей поступили на счёт Бабич В.А. и перечислены Чудакову В.А. Оставшаяся часть денежных средств в размере 572 353,60 рублей не перечислена. Должностными лицами предоставлены недостоверные сведения о сумме выплаты, причитающейся истцу.
В судебное заседание истцы Казанов А.В., Чудаков В.А., его представитель Масловская Е.В., не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены.
Представитель ответчика ОГБУ «МФЦ» Морозова В.В. в судебном заседании не возражала прекратить производство по делу в части требований, от которых истец отказалась, также не возражала против исковых требований, заявленных к Минфину России.
В судебное заседание представитель ответчика Минфина России, представители третьих лиц Минстроя России, департамента социальной защиты населения правительства ЕАО, департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства правительства ЕАО, Управления Росреестра по ЕАО не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены.
Суд постановил указанное решение.
В апелляционной жалобе ответчик Минфин России просил решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. Жалоба мотивирована тем, что Минстрой России в 2022 году довёл бюджетные ассигнования из резервного фонда Правительства РФ Еврейской автономной области на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате паводка 2020 года. Во исполнение решения Биробиджанского районного суда ЕАО Бабич В.А. <...> выдано свидетельство о предоставлении выплаты на приобретение жилого помещения в размере 3 418 251,20 рублей. При этом межбюджетный трансферт был предоставлен <...> по соглашению № <...> и дополнительному соглашению от <...> № <...>. Вместе с тем, ОГБУ «МФЦ» не произвело выплату истцам в полном объёме. Ввиду чего, не имеется законных оснований для взыскания с Минфина России денежных средств в размере 572 353,60 рублей, поскольку необходимые средства для выплаты истцам в субъекте имелись.
В отзыве на апелляционную жалобу третье лицо Минстрой России полагало апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению. Указало, что софинансирование расходных обязательств ЕАО, возникших в связи с чрезвычайной ситуацией в 2020 году, повлёкшей утрату и повреждение жилья граждан, осуществляется в объёме, определяемом из площади утраченных (повреждённых) жилых помещений по перечню, утверждаемому губернатором области, и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади в субъекте РФ на дату введения чрезвычайной ситуации.
Иные межбюджетные трансферты предоставлены ЕАО, повторное выделение средств из резервного фонда Правительства РФ возможно только по решению Председателя Правительства РФ. Соответственно, основания для удовлетворения исковых требований к РФ о взыскании средств федерального бюджета отсутствовали.
В жалобе правильно указано, что финансовые взаимоотношения между федеральными органами исполнительной власти и субъектами РФ осуществляются исключительно в рамках бюджетных отношений и в строгом соблюдении бюджетного процесса. В силу того, что расходные обязательства РФ по предоставлению ЕАО иных межбюджетных трансфертов за счёт средств федерального бюджета исполнены в полном объёме, правовые основания для предоставления дополнительных средств федерального бюджета в установленном порядке отсутствуют. Нецелевое использование бюджетных средств влечёт за собой административную и уголовную ответственность.
Кроме того, выплаты гражданам за утраченное в результате региональной чрезвычайной ситуации жилое помещение относятся к расходным обязательствам ЕАО.
Истцы Казанов А.В., Чудаков В.А., представитель ответчика ОГБУ «МФЦ», представители третьих лиц Минстроя России, департамента социальной защиты населения правительства ЕАО, департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства правительства ЕАО, Управления Росреестра по ЕАО в апелляционную инстанцию не явились. О времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело без их участия.
Представитель ответчика Российской Федерации в лице Минфина РФ Михайлова Е.С. в суде апелляционной инстанции доводы и требования апелляционной жалобы поддержала.
В суде апелляционной инстанции истец Бабич В.А., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних К.П., К.К., представитель истца Чудакова В.А. - Масловская Е.В. с доводами апелляционной жалобы не согласились, просили решение суда оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Решение суда в части прекращения производства по требованиям истцов к ОГБУ «МФЦ» о признании решения незаконным, обязании произвести определённые действия, взыскании денежных средств сторонами не обжалуется.
Проверив законность и обоснованность решения суда в порядке частей 1 и 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ) в пределах доводов апелляционной жалобы и в обжалуемой части, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, выслушав пояснения лиц, участвующих в суде апелляционной инстанции, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела и установлено судом, решением Биробиджанского районного суда ЕАО от 22.10.2021 за Казановым А.В., Бабич В.А., К.К., К.П. признано право на получение меры государственной поддержки в виде выплаты на приобретение жилого помещения взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 г. в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории ЕАО. Суд обязал ОГБУ «МФЦ» включить истцов в список семей и граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, и выдать им свидетельство на предоставление выплаты на приобретение жилого помещения взамен утраченного из расчёта нормы общей площади жилого помещения в размере <...> кв. м.
Решение вступило в законную силу 30.11.2021 и было исполнено. Бабич и её дети включены в список семей и граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, жилое помещение включено в дополнительный перечень (от <...>) жилых помещений, утраченных в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории ЕАО, связанной с превышением отметок опасного явления 2020 г., и <...> Бабич В.А. выдано свидетельство № <...> о предоставлении выплаты на приобретение жилого помещения площадью <...> кв.м, стоимостью одного квадратного метра в сумме 78 184 рубля, размером выплаты 2 845 897,60 рублей.
Решением Биробиджанского районного суда ЕАО от 14.02.2022, вступившем в законную силу 22.03.2022, в свидетельство о предоставлении выплаты на приобретение жилого помещения, выданное Бабич В.А., внесено изменение: в графе «Стоимость одного квадратного метра общей площади жилья» указано «93 908 рублей», в графе «Размер выплаты» указано «3 418 251 рубль 20 копеек».
Бабич В.А. <...> выдано свидетельство № <...> о предоставлении выплаты на приобретение жилого помещения площадью <...> кв.м в размере 3 418 251 рубля 20 копеек.
<...> между Чудаковым В.А. в лице представителя по доверенности Масловской Е.В., и Бабич В.А., действующей за себя лично и в интересах несовершеннолетних детей К.П., К.К., Казановым А.В. в лице представителя по доверенности Бабич В.А., заключён договор купли-продажи квартиры, расположенной по адресу: <...>.
Согласно разделу 2 договора (с изменениями от <...>) стоимость квартиры составила 3 538 251 рубль 20 копеек (пункт 2.1). Порядок оплаты определён пунктами 2.3.1, 2.3.2, 2.3.3 следующим образом: сумма в размере 2 845 897 рублей 60 копеек оплачивается за счёт субсидии гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории ЕАО, связанной с превышением отметок опасного явления, на основании свидетельства о предоставлении выплаты на приобретение жилого помещения № <...> от <...>, выданного на имя Бабич В.А., со специального банковского счёта для обслуживания целевых жилищных программ, открытого на имя Бабич В.А. № <...> в ПАО «Сбербанк России», путём перечисления денежных средств на лицевой счёт № <...>, открытый на имя Масловской Е.В. в Дальневосточном банке ПАО Сбербанк России.
Часть стоимости квартиры в размере 120 000 рублей оплачивается покупателями за счёт средств областного материнского (семейного) капитала № <...>, выданного <...> КСЗН правительства ЕАО, путём перечисления денежных средств на лицевой счёт № <...>, открытый на имя Масловской Е.В. в Дальневосточном банке ПАО Сбербанк России.
Часть стоимости квартиры в размере 572 353 рублей 60 копеек, право на которую установлено на основании решения Биробиджанского районного суда ЕАО от 14.02.2022 № 2-474/2022, оплачивается за счёт субсидии гражданам, пострадавшим в 2020 г. в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории ЕАО, связанной с превышением отметок опасного явления, на основании свидетельства о предоставлении выплаты на приобретение жилого помещения № <...> от <...>, выданного на имя Бабич В.А., со специального банковского счёта для обслуживания целевых жилищных программ, открытого на имя Бабич В.А. № <...> в ПАО Сбербанк России, путём перечисления денежных средств на лицевой счёт № <...>, открытый на имя Масловской Е.В. в Дальневосточном банке ПАО Сбербанк. Указанная денежная сумма будет перечислена ОГБУ «МФЦ» в течение 20 рабочих дней со дня поступления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета путём перечисления денежных средств на расчётный счёт продавца жилого помещения.
<...> указанный договор прошёл государственную регистрацию.
Решением ОГБУ «МФЦ» от <...> № <...> денежные средства в размере 2 845 897 рублей 60 копеек согласно свидетельству о предоставлении выплаты на приобретение жилого помещения № <...> от <...>, выданного Бабич В.А., перечислены продавцу жилого помещения - квартиры, расположенной по адресу: <...>, на счёт представителя Масловской Е.В.
Принимая решение в обжалуемой части, суд первой инстанции исходил из того, что Бабич В.А. и её дети признаны пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной ухудшающейся паводковой обстановкой на территории ЕАО, но право на меру государственной поддержки в виде выплаты денежных средств за приобретённое жилое помещение взамен утраченного в полном размере не реализовали.
Суд первой инстанции, указав, что решения судов подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации (статья 13 ГПК РФ), Правила, утверждённые Постановлением правительства от 16.10.2019 № 1327 предусматривают возможность дополнения потребностей в бюджетных ассигнованиях с указанием размера трансферта и размера выплаты (пункт 4 Правил, Приложение № 3), перечисление трансфертов субъектам Российской Федерации осуществляется территориальными органами Федерального казначейства (пункт 17 Правил), пришёл к выводу, что исковые требования к Министерству финансов РФ, как органу, выступающему от имени Российской Федерации, подлежат удовлетворению и взыскал с Российской Федерации в лице Минфина России за счёт средств федерального бюджета денежные средства в размере 572 353 рублей 60 копеек по свидетельству о предоставлении выплаты на приобретение жилого помещения, выданного на имя Бабич В.А., путём их перечисления на счёт продавца.
Применив положения статей 15 и 16 Гражданского кодекса РФ, суд указал, что денежные средства, не полученные по свидетельству, но выплата которых должна быть обеспечена государством, фактически представляют собой убытки граждан, и для восстановления нарушенного права граждан эти убытки подлежат возмещению Российской Федерацией. Также указал, что исполнение Минфином России судебных актов по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причинённого незаконным бездействием государственных органов Российской Федерации или их должностных лиц, предусмотрено положениями абзаца 41 статьи 165 и статьи 242.2 БК РФ. При этом Бюджетный кодекс РФ не исключает в последующем возврат в федеральный бюджет спорной денежной суммы, как в порядке регресса, так и в других процедурах.
Оснований не согласиться с соответствующими выводами суда у судебной коллегии не имеется. Мотивы, по которым суд пришёл к указанным выше выводам, подробно со ссылками на установленные обстоятельства и нормы материального права изложены в оспариваемом судебном акте.
Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Федеральный закон № 68-ФЗ) определены общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Действие Федерального закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Согласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона № 68-ФЗ граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причинённого их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 18).
Данное право основывается на гарантиях, закреплённых в статье 29 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении».
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 09.10.1995 № 982 «Об утверждении Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями» сертификат является свидетельством, удостоверяющим право гражданина Российской Федерации на получение жилого помещения или социальной выплаты для приобретения жилого помещения за счёт бюджетных ассигнований.
Министерство финансов Российской Федерации в рамках межбюджетных трансфертов осуществляет перечисление бюджетных ассигнований бюджету субъекта Российской Федерации на основании заявки на компенсацию бюджету субъекта Российской Федерации стоимости жилого помещения, предоставляемого владельцам именных государственных жилищных сертификатов, или на социальную выплату на оплату жилого помещения (части жилого помещения), приобретаемого владельцем сертификата по договору купли-продажи, представляемой в Министерство финансов Российской Федерации высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по форме согласно приложению № 3 (пункт 5 Постановления Правительства РФ от 09.10.1995 № 982).
Порядок реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, урегулирован Правилами предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями, утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 16.10.2019 № 1327.
В силу пункта 5 данных Правил трансферты предоставляются на следующие цели: предоставление выплат гражданам, указанным в подпунктах «а» - «в» и «д» пункта 6 настоящих Правил, утратившим жилые помещения, на приобретение или строительство ими жилых помещений («подпункт «а»).
Согласно подпунктам «а», «в» пункта 6 Правил мероприятия реализуются в отношении:
граждан, являвшихся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, которые не были застрахованы по программе организации возмещения ущерба, причинённого расположенным на территории субъекта Российской Федерации жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования, утверждённой органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 11.1 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма и не имеющих на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания;
граждан, не являвшихся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, но имеющих регистрацию по месту жительства в утраченных жилых помещениях, относящихся к членам семей граждан, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, и не имеющих на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания.
В соответствии с названным Постановлением Правительства РФ от 16.10.2019 № 1327 распоряжением правительства ЕАО от 26.11.2020 № 525-рп утверждены Порядок и условия предоставления гражданам, пострадавшим в 2020 году в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории ЕАО, связанной с превышением отметок опасного явления, выплаты на приобретение жилых помещений взамен утраченных (далее - Порядок).
В пункте 2 распоряжения указано, что финансовое обеспечение расходов, связанных с реализацией настоящего распоряжения, осуществляется за счёт средств иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.
Свидетельство выдаётся ОГБУ «МФЦ» и является именным документом, гарантирующим, что сумма выплаты, причитающаяся гражданину, будет перечислена на специальный счёт, открытый гражданином в кредитной организации, использование денежных средств с которого возможно только при соблюдении условий, предусмотренных настоящим Порядком и соглашением, заключённым между ОГБУ «МФЦ» и кредитной организацией, о порядке обслуживания выплаты (пункт 18 Порядка).
В случае принятия решения о перечислении выплаты продавцу жилого помещения выплата производится ОГБУ «МФЦ» в течение 20 рабочих дней со дня поступления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета путем перечисления денежных средств на расчётный счёт продавца жилого помещения (пункт 31 Порядка).
Анализ приведённых норм указывает, что уполномоченный орган субъекта Российской Федерации осуществляет заполнение свидетельств о предоставлении выплаты на приобретение жилого помещения и выдачу их гражданам, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, а погашение выдаваемых свидетельств, осуществляется за счёт средств федерального бюджета, о чём прямо указывается в именном свидетельстве.
Из материалов дела установлено и сторонами не оспаривается, что в полном объёме денежные средства по свидетельству № <...> о предоставлении выплаты на приобретение жилого помещения площадью 36,4 кв.м в размере 3 418 251 рубля 20 копеек продавцу Чудакову В.А. не были перечислены, невыплаченной осталась сумма в размере 572 353 рублей 60 копеек. За взысканием указанных денежных средств истцы и обратились в суд с настоящим иском.
Как следует из содержания решения Биробиджанского районного суда ЕАО от 14.02.2022, которым удовлетворены исковые требования Бабич В.А., К.П., К.К., Казанова А.В. к ОГБУ «МФЦ» об обязании внести изменения в свидетельство, Бабич В.А. и члены её семьи включены в список семей и граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 г., и им выдано свидетельство на приобретение жилого помещения, но в свидетельстве незаконно указан размер выплаты 2 845 897,60 рублей. Суд обязал ОГБУ «МФЦ» внести изменения в выданное Бабич В.А. свидетельство, указав в графе «Размер выплаты» - 3 418 251 рубль 20 копеек. Решение не было обжаловано и вступило в законную силу 22.03.2022.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы о том, что Минстрой России в 2022 г. довёл бюджетные ассигнования из резервного фонда Правительства РФ ЕАО на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате паводка 2020 г., что межбюджетный трансферт был предоставлен <...> по соглашению № <...> и дополнительному соглашению от <...> № <...>, но ОГБУ «МФЦ» не произвело выплату истцам по свидетельству номиналом 3 418 251,20 рублей в полном объёме, что необходимые средства для выплаты истцам в субъекте имелись, судебная коллегия считает необходимым отметить, что доказательства выделения истцам денежных средств для погашения выданного свидетельства № <...> за счёт средств федерального бюджета, в материалы дела ответчиком не представлены.
Наоборот, из материалов дела установлено, что <...> начальник департамента социальной защиты населения правительства ЕАО обратился к первому заместителю Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ с письмом, в котором просил предоставить денежные средства из резервного фонда Правительства РФ бюджету ЕАО для исполнения решений судов в сумме 7 434, 8 тыс. рублей. Указал в письме, что в связи с наличием судебных решений об обязании внести изменения в свидетельства о предоставлении выплаты на приобретение жилых помещений взамен утраченных в результате чрезвычайных ситуаций, произошедших на территории ЕАО в период 2019-2020 г.г., в части стоимости 1 кв.м общей площади жилого помещения сложилась дополнительная потребность в общей сумме 7 434, 8 тыс. рублей для выплаты денежных средств, в том числе Бабич В.А. по свидетельству № <...> на сумму 572 353 рубля 60 копеек (разница с выплаченной суммой).
В связи с письмом Минстроя России от <...> Минфин России в рамках своей компетенции рассмотрел обращение департамента социальной защиты населения правительства ЕАО по предоставлению бюджету ЕАО дополнительной финансовой помощи на выплату гражданам в размере 7 434, 8 тыс. рублей в целях приобретения жилых помещений взамен утраченных в результате чрезвычайных ситуаций, произошедших на территории ЕАО в период 2019-2020 г.г. (с учётом принятых судебных решений), и не поддержал предложение департамента социальной защиты населения правительства ЕАО по вопросу выделения дополнительных средств из федерального бюджета на указанные цели (в том числе и Бабич В.А.).
Согласно Конституции Российской Федерации все равны перед законом и судом (часть 1 статьи 19). Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина составляют обязанность государства (статья 2).
Часть 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод.
Согласно части 2 статьи 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Таким образом, ссылка на иное разрешение спорных правоотношений, в частности об исполнении решения суда (в части выделения денежных средств на приобретение жилого помещения взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории ЕАО в период 2020 г., по конкретному свидетельству) за счёт средств регионального бюджета, не может являться основанием для освобождения Минфина России от обязанности исполнить решение Биробиджанского районного суда ЕАО от 14.02.2022, вступившее в законную силу.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии законных оснований для взыскания с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации денежных средств в размере 572 353,60 рублей, полагая его правильным, соответствующим установленным по делу обстоятельствам. Решение суда постановлено при правильном применении требований правовых актов, регулирующих спорные правоотношения.
В целом доводы апелляционной жалобы не могут быть признаны основанием для отмены в обжалуемой части решения суда, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Биробиджанского районного суда ЕАО от 19.01.2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий Ю.Г. Золотарева
Судьи О.М. Кукшинова
М.Е. Слободчикова
Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 16.05.2023.
Дело № 33-288/2023, № 2-97/2023
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
05 мая 2023 года г. Биробиджан
Судебная коллегия по гражданским делам суда Еврейской автономной области в составе:
председательствующего Золотаревой Ю.Г.,
судей Кукшиновой О.М., Слободчиковой М.Е.,
при секретарях Мерзляковой А.Ю., Мустафиной О.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации на решение Биробиджанского районного суда ЕАО от 19.01.2023, которым постановлено:
Исковые требования Чудакова В. А. (паспорт № <...>), Бабич В. А., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних К.П., К.К., Казанова А. В., к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании денежных средств удовлетворить.
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ИНН № <...>) за счёт средств федерального бюджета денежные средства в размере 572 353 рублей 60 копеек по свидетельству о предоставлении выплаты денежных средств на приобретение жилого помещения № <...> от <...>, выданного на имя Бабич В. А. (паспорт № <...>), путём перечисления денежных средств на лицевой счёт № <...>, открытый на имя Масловской Е. В. в Дальневосточном банке ПАО Сбербанк России, № <...>.
Прекратить производство по делу в части требований к областному государственному бюджетному учреждению «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области» о признании решения незаконным, обязании произвести определённые действия, взыскании денежных средств.
Заслушав доклад судьи Кукшиновой О.М., пояснения представителя ответчика Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации Михайловой Е.С., истца Бабич В.А., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних К.П., К.К., представителя истца Чудакова В.А. - Масловской Е.В., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Бабич В.А., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей К.П., К.К., Казанов А.В., обратились в суд с иском к областному государственному бюджетному учреждению «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области» (далее - ОГБУ «МФЦ») о признании незаконным решения, обязании перечислить денежные средства. В обоснование иска указали, что <...> ОГБУ «МФЦ» выдало Бабич В.А. свидетельство о предоставлении выплаты на приобретение жилья в размере 3 418 251 рубля. <...> между Чудаковым В.А. и ею заключён договор купли-продажи жилого помещения, расположенного по адресу: <...>, с использованием средств по указанному свидетельству. Договор зарегистрирован в ЕГРПН. Решением ОГБУ «МФЦ» от <...> ей отказано в перечислении денежных средств продавцу.
Истцы просили суд признать незаконным решение ОГБУ «МФЦ» от <...> № <...> об отказе в перечислении денежных средств на приобретение жилого помещения взамен утраченного продавцу; обязать ОГБУ «МФЦ» перечислить денежные средства на приобретение жилого помещения взамен утраченного продавцу.
Определениями суда к участию в деле привлечены в качестве истца Чудаков В.А., в качестве соответчика Российская Федерация в лице Минфина России, в качестве третьих лиц Минстрой России, департамент социальной защиты населения правительства ЕАО, департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства правительства ЕАО, Управление Росреестра по ЕАО.
Определением суда к производству приняты изменённые требования истцов, которые просили суд взыскать с Российской Федерации в лице Минфина России за счёт средств федерального бюджета денежные средства в размере 572 354,2 рублей по свидетельству о предоставлении выплаты денежных средств на приобретение жилого помещения № <...> от <...>, выданного на имя Бабич В.А., путём перечисления денежных средств на лицевой счёт, открытый на имя Масловской Е.В. в Дальневосточном банке ПАО «Сбербанк России».
В судебном заседании истец Бабич В.А. действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних К.П., К.К., её представитель Сергиенко Е.С. изменённые исковые требования поддержали. Представили письменный отказ истца от требований к ОГБУ «МФЦ» о признании незаконным решения от <...> № <...> и обязании ОГБУ «МФЦ» перечислить денежные средства на приобретение жилого помещения продавцу. Просили производство по делу в части этих требований прекратить, указав, что последствия отказа от иска, установленные статьёй 221 ГПК РФ, истцу разъяснены и понятны. Суду пояснили, что денежные средства в сумме 2 845 947 рублей поступили на счёт Бабич В.А. и перечислены Чудакову В.А. Оставшаяся часть денежных средств в размере 572 353,60 рублей не перечислена. Должностными лицами предоставлены недостоверные сведения о сумме выплаты, причитающейся истцу.
В судебное заседание истцы Казанов А.В., Чудаков В.А., его представитель Масловская Е.В., не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены.
Представитель ответчика ОГБУ «МФЦ» Морозова В.В. в судебном заседании не возражала прекратить производство по делу в части требований, от которых истец отказалась, также не возражала против исковых требований, заявленных к Минфину России.
В судебное заседание представитель ответчика Минфина России, представители третьих лиц Минстроя России, департамента социальной защиты населения правительства ЕАО, департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства правительства ЕАО, Управления Росреестра по ЕАО не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены.
Суд постановил указанное решение.
В апелляционной жалобе ответчик Минфин России просил решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. Жалоба мотивирована тем, что Минстрой России в 2022 году довёл бюджетные ассигнования из резервного фонда Правительства РФ Еврейской автономной области на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате паводка 2020 года. Во исполнение решения Биробиджанского районного суда ЕАО Бабич В.А. <...> выдано свидетельство о предоставлении выплаты на приобретение жилого помещения в размере 3 418 251,20 рублей. При этом межбюджетный трансферт был предоставлен <...> по соглашению № <...> и дополнительному соглашению от <...> № <...>. Вместе с тем, ОГБУ «МФЦ» не произвело выплату истцам в полном объёме. Ввиду чего, не имеется законных оснований для взыскания с Минфина России денежных средств в размере 572 353,60 рублей, поскольку необходимые средства для выплаты истцам в субъекте имелись.
В отзыве на апелляционную жалобу третье лицо Минстрой России полагало апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению. Указало, что софинансирование расходных обязательств ЕАО, возникших в связи с чрезвычайной ситуацией в 2020 году, повлёкшей утрату и повреждение жилья граждан, осуществляется в объёме, определяемом из площади утраченных (повреждённых) жилых помещений по перечню, утверждаемому губернатором области, и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади в субъекте РФ на дату введения чрезвычайной ситуации.
Иные межбюджетные трансферты предоставлены ЕАО, повторное выделение средств из резервного фонда Правительства РФ возможно только по решению Председателя Правительства РФ. Соответственно, основания для удовлетворения исковых требований к РФ о взыскании средств федерального бюджета отсутствовали.
В жалобе правильно указано, что финансовые взаимоотношения между федеральными органами исполнительной власти и субъектами РФ осуществляются исключительно в рамках бюджетных отношений и в строгом соблюдении бюджетного процесса. В силу того, что расходные обязательства РФ по предоставлению ЕАО иных межбюджетных трансфертов за счёт средств федерального бюджета исполнены в полном объёме, правовые основания для предоставления дополнительных средств федерального бюджета в установленном порядке отсутствуют. Нецелевое использование бюджетных средств влечёт за собой административную и уголовную ответственность.
Кроме того, выплаты гражданам за утраченное в результате региональной чрезвычайной ситуации жилое помещение относятся к расходным обязательствам ЕАО.
Истцы Казанов А.В., Чудаков В.А., представитель ответчика ОГБУ «МФЦ», представители третьих лиц Минстроя России, департамента социальной защиты населения правительства ЕАО, департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства правительства ЕАО, Управления Росреестра по ЕАО в апелляционную инстанцию не явились. О времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело без их участия.
Представитель ответчика Российской Федерации в лице Минфина РФ Михайлова Е.С. в суде апелляционной инстанции доводы и требования апелляционной жалобы поддержала.
В суде апелляционной инстанции истец Бабич В.А., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних К.П., К.К., представитель истца Чудакова В.А. - Масловская Е.В. с доводами апелляционной жалобы не согласились, просили решение суда оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Решение суда в части прекращения производства по требованиям истцов к ОГБУ «МФЦ» о признании решения незаконным, обязании произвести определённые действия, взыскании денежных средств сторонами не обжалуется.
Проверив законность и обоснованность решения суда в порядке частей 1 и 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ) в пределах доводов апелляционной жалобы и в обжалуемой части, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, выслушав пояснения лиц, участвующих в суде апелляционной инстанции, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела и установлено судом, решением Биробиджанского районного суда ЕАО от 22.10.2021 за Казановым А.В., Бабич В.А., К.К., К.П. признано право на получение меры государственной поддержки в виде выплаты на приобретение жилого помещения взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 г. в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории ЕАО. Суд обязал ОГБУ «МФЦ» включить истцов в список семей и граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, и выдать им свидетельство на предоставление выплаты на приобретение жилого помещения взамен утраченного из расчёта нормы общей площади жилого помещения в размере <...> кв. м.
Решение вступило в законную силу 30.11.2021 и было исполнено. Бабич и её дети включены в список семей и граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, жилое помещение включено в дополнительный перечень (от <...>) жилых помещений, утраченных в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории ЕАО, связанной с превышением отметок опасного явления 2020 г., и <...> Бабич В.А. выдано свидетельство № <...> о предоставлении выплаты на приобретение жилого помещения площадью <...> кв.м, стоимостью одного квадратного метра в сумме 78 184 рубля, размером выплаты 2 845 897,60 рублей.
Решением Биробиджанского районного суда ЕАО от 14.02.2022, вступившем в законную силу 22.03.2022, в свидетельство о предоставлении выплаты на приобретение жилого помещения, выданное Бабич В.А., внесено изменение: в графе «Стоимость одного квадратного метра общей площади жилья» указано «93 908 рублей», в графе «Размер выплаты» указано «3 418 251 рубль 20 копеек».
Бабич В.А. <...> выдано свидетельство № <...> о предоставлении выплаты на приобретение жилого помещения площадью <...> кв.м в размере 3 418 251 рубля 20 копеек.
<...> между Чудаковым В.А. в лице представителя по доверенности Масловской Е.В., и Бабич В.А., действующей за себя лично и в интересах несовершеннолетних детей К.П., К.К., Казановым А.В. в лице представителя по доверенности Бабич В.А., заключён договор купли-продажи квартиры, расположенной по адресу: <...>.
Согласно разделу 2 договора (с изменениями от <...>) стоимость квартиры составила 3 538 251 рубль 20 копеек (пункт 2.1). Порядок оплаты определён пунктами 2.3.1, 2.3.2, 2.3.3 следующим образом: сумма в размере 2 845 897 рублей 60 копеек оплачивается за счёт субсидии гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории ЕАО, связанной с превышением отметок опасного явления, на основании свидетельства о предоставлении выплаты на приобретение жилого помещения № <...> от <...>, выданного на имя Бабич В.А., со специального банковского счёта для обслуживания целевых жилищных программ, открытого на имя Бабич В.А. № <...> в ПАО «Сбербанк России», путём перечисления денежных средств на лицевой счёт № <...>, открытый на имя Масловской Е.В. в Дальневосточном банке ПАО Сбербанк России.
Часть стоимости квартиры в размере 120 000 рублей оплачивается покупателями за счёт средств областного материнского (семейного) капитала № <...>, выданного <...> КСЗН правительства ЕАО, путём перечисления денежных средств на лицевой счёт № <...>, открытый на имя Масловской Е.В. в Дальневосточном банке ПАО Сбербанк России.
Часть стоимости квартиры в размере 572 353 рублей 60 копеек, право на которую установлено на основании решения Биробиджанского районного суда ЕАО от 14.02.2022 № 2-474/2022, оплачивается за счёт субсидии гражданам, пострадавшим в 2020 г. в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории ЕАО, связанной с превышением отметок опасного явления, на основании свидетельства о предоставлении выплаты на приобретение жилого помещения № <...> от <...>, выданного на имя Бабич В.А., со специального банковского счёта для обслуживания целевых жилищных программ, открытого на имя Бабич В.А. № <...> в ПАО Сбербанк России, путём перечисления денежных средств на лицевой счёт № <...>, открытый на имя Масловской Е.В. в Дальневосточном банке ПАО Сбербанк. Указанная денежная сумма будет перечислена ОГБУ «МФЦ» в течение 20 рабочих дней со дня поступления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета путём перечисления денежных средств на расчётный счёт продавца жилого помещения.
<...> указанный договор прошёл государственную регистрацию.
Решением ОГБУ «МФЦ» от <...> № <...> денежные средства в размере 2 845 897 рублей 60 копеек согласно свидетельству о предоставлении выплаты на приобретение жилого помещения № <...> от <...>, выданного Бабич В.А., перечислены продавцу жилого помещения - квартиры, расположенной по адресу: <...>, на счёт представителя Масловской Е.В.
Принимая решение в обжалуемой части, суд первой инстанции исходил из того, что Бабич В.А. и её дети признаны пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной ухудшающейся паводковой обстановкой на территории ЕАО, но право на меру государственной поддержки в виде выплаты денежных средств за приобретённое жилое помещение взамен утраченного в полном размере не реализовали.
Суд первой инстанции, указав, что решения судов подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации (статья 13 ГПК РФ), Правила, утверждённые Постановлением правительства от 16.10.2019 № 1327 предусматривают возможность дополнения потребностей в бюджетных ассигнованиях с указанием размера трансферта и размера выплаты (пункт 4 Правил, Приложение № 3), перечисление трансфертов субъектам Российской Федерации осуществляется территориальными органами Федерального казначейства (пункт 17 Правил), пришёл к выводу, что исковые требования к Министерству финансов РФ, как органу, выступающему от имени Российской Федерации, подлежат удовлетворению и взыскал с Российской Федерации в лице Минфина России за счёт средств федерального бюджета денежные средства в размере 572 353 рублей 60 копеек по свидетельству о предоставлении выплаты на приобретение жилого помещения, выданного на имя Бабич В.А., путём их перечисления на счёт продавца.
Применив положения статей 15 и 16 Гражданского кодекса РФ, суд указал, что денежные средства, не полученные по свидетельству, но выплата которых должна быть обеспечена государством, фактически представляют собой убытки граждан, и для восстановления нарушенного права граждан эти убытки подлежат возмещению Российской Федерацией. Также указал, что исполнение Минфином России судебных актов по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причинённого незаконным бездействием государственных органов Российской Федерации или их должностных лиц, предусмотрено положениями абзаца 41 статьи 165 и статьи 242.2 БК РФ. При этом Бюджетный кодекс РФ не исключает в последующем возврат в федеральный бюджет спорной денежной суммы, как в порядке регресса, так и в других процедурах.
Оснований не согласиться с соответствующими выводами суда у судебной коллегии не имеется. Мотивы, по которым суд пришёл к указанным выше выводам, подробно со ссылками на установленные обстоятельства и нормы материального права изложены в оспариваемом судебном акте.
Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Федеральный закон № 68-ФЗ) определены общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Действие Федерального закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Согласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона № 68-ФЗ граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причинённого их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 18).
Данное право основывается на гарантиях, закреплённых в статье 29 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении».
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 09.10.1995 № 982 «Об утверждении Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями» сертификат является свидетельством, удостоверяющим право гражданина Российской Федерации на получение жилого помещения или социальной выплаты для приобретения жилого помещения за счёт бюджетных ассигнований.
Министерство финансов Российской Федерации в рамках межбюджетных трансфертов осуществляет перечисление бюджетных ассигнований бюджету субъекта Российской Федерации на основании заявки на компенсацию бюджету субъекта Российской Федерации стоимости жилого помещения, предоставляемого владельцам именных государственных жилищных сертификатов, или на социальную выплату на оплату жилого помещения (части жилого помещения), приобретаемого владельцем сертификата по договору купли-продажи, представляемой в Министерство финансов Российской Федерации высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по форме согласно приложению № 3 (пункт 5 Постановления Правительства РФ от 09.10.1995 № 982).
Порядок реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, урегулирован Правилами предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями, утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 16.10.2019 № 1327.
В силу пункта 5 данных Правил трансферты предоставляются на следующие цели: предоставление выплат гражданам, указанным в подпунктах «а» - «в» и «д» пункта 6 настоящих Правил, утратившим жилые помещения, на приобретение или строительство ими жилых помещений («подпункт «а»).
Согласно подпунктам «а», «в» пункта 6 Правил мероприятия реализуются в отношении:
граждан, являвшихся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, которые не были застрахованы по программе организации возмещения ущерба, причинённого расположенным на территории субъекта Российской Федерации жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования, утверждённой органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 11.1 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма и не имеющих на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания;
граждан, не являвшихся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, но имеющих регистрацию по месту жительства в утраченных жилых помещениях, относящихся к членам семей граждан, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, и не имеющих на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания.
В соответствии с названным Постановлением Правительства РФ от 16.10.2019 № 1327 распоряжением правительства ЕАО от 26.11.2020 № 525-рп утверждены Порядок и условия предоставления гражданам, пострадавшим в 2020 году в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории ЕАО, связанной с превышением отметок опасного явления, выплаты на приобретение жилых помещений взамен утраченных (далее - Порядок).
В пункте 2 распоряжения указано, что финансовое обеспечение расходов, связанных с реализацией настоящего распоряжения, осуществляется за счёт средств иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.
Свидетельство выдаётся ОГБУ «МФЦ» и является именным документом, гарантирующим, что сумма выплаты, причитающаяся гражданину, будет перечислена на специальный счёт, открытый гражданином в кредитной организации, использование денежных средств с которого возможно только при соблюдении условий, предусмотренных настоящим Порядком и соглашением, заключённым между ОГБУ «МФЦ» и кредитной организацией, о порядке обслуживания выплаты (пункт 18 Порядка).
В случае принятия решения о перечислении выплаты продавцу жилого помещения выплата производится ОГБУ «МФЦ» в течение 20 рабочих дней со дня поступления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета путем перечисления денежных средств на расчётный счёт продавца жилого помещения (пункт 31 Порядка).
Анализ приведённых норм указывает, что уполномоченный орган субъекта Российской Федерации осуществляет заполнение свидетельств о предоставлении выплаты на приобретение жилого помещения и выдачу их гражданам, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, а погашение выдаваемых свидетельств, осуществляется за счёт средств федерального бюджета, о чём прямо указывается в именном свидетельстве.
Из материалов дела установлено и сторонами не оспаривается, что в полном объёме денежные средства по свидетельству № <...> о предоставлении выплаты на приобретение жилого помещения площадью 36,4 кв.м в размере 3 418 251 рубля 20 копеек продавцу Чудакову В.А. не были перечислены, невыплаченной осталась сумма в размере 572 353 рублей 60 копеек. За взысканием указанных денежных средств истцы и обратились в суд с настоящим иском.
Как следует из содержания решения Биробиджанского районного суда ЕАО от 14.02.2022, которым удовлетворены исковые требования Бабич В.А., К.П., К.К., Казанова А.В. к ОГБУ «МФЦ» об обязании внести изменения в свидетельство, Бабич В.А. и члены её семьи включены в список семей и граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 г., и им выдано свидетельство на приобретение жилого помещения, но в свидетельстве незаконно указан размер выплаты 2 845 897,60 рублей. Суд обязал ОГБУ «МФЦ» внести изменения в выданное Бабич В.А. свидетельство, указав в графе «Размер выплаты» - 3 418 251 рубль 20 копеек. Решение не было обжаловано и вступило в законную силу 22.03.2022.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы о том, что Минстрой России в 2022 г. довёл бюджетные ассигнования из резервного фонда Правительства РФ ЕАО на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате паводка 2020 г., что межбюджетный трансферт был предоставлен <...> по соглашению № <...> и дополнительному соглашению от <...> № <...>, но ОГБУ «МФЦ» не произвело выплату истцам по свидетельству номиналом 3 418 251,20 рублей в полном объёме, что необходимые средства для выплаты истцам в субъекте имелись, судебная коллегия считает необходимым отметить, что доказательства выделения истцам денежных средств для погашения выданного свидетельства № <...> за счёт средств федерального бюджета, в материалы дела ответчиком не представлены.
Наоборот, из материалов дела установлено, что <...> начальник департамента социальной защиты населения правительства ЕАО обратился к первому заместителю Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ с письмом, в котором просил предоставить денежные средства из резервного фонда Правительства РФ бюджету ЕАО для исполнения решений судов в сумме 7 434, 8 тыс. рублей. Указал в письме, что в связи с наличием судебных решений об обязании внести изменения в свидетельства о предоставлении выплаты на приобретение жилых помещений взамен утраченных в результате чрезвычайных ситуаций, произошедших на территории ЕАО в период 2019-2020 г.г., в части стоимости 1 кв.м общей площади жилого помещения сложилась дополнительная потребность в общей сумме 7 434, 8 тыс. рублей для выплаты денежных средств, в том числе Бабич В.А. по свидетельству № <...> на сумму 572 353 рубля 60 копеек (разница с выплаченной суммой).
В связи с письмом Минстроя России от <...> Минфин России в рамках своей компетенции рассмотрел обращение департамента социальной защиты населения правительства ЕАО по предоставлению бюджету ЕАО дополнительной финансовой помощи на выплату гражданам в размере 7 434, 8 тыс. рублей в целях приобретения жилых помещений взамен утраченных в результате чрезвычайных ситуаций, произошедших на территории ЕАО в период 2019-2020 г.г. (с учётом принятых судебных решений), и не поддержал предложение департамента социальной защиты населения правительства ЕАО по вопросу выделения дополнительных средств из федерального бюджета на указанные цели (в том числе и Бабич В.А.).
Согласно Конституции Российской Федерации все равны перед законом и судом (часть 1 статьи 19). Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина составляют обязанность государства (статья 2).
Часть 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод.
Согласно части 2 статьи 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Таким образом, ссылка на иное разрешение спорных правоотношений, в частности об исполнении решения суда (в части выделения денежных средств на приобретение жилого помещения взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории ЕАО в период 2020 г., по конкретному свидетельству) за счёт средств регионального бюджета, не может являться основанием для освобождения Минфина России от обязанности исполнить решение Биробиджанского районного суда ЕАО от 14.02.2022, вступившее в законную силу.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии законных оснований для взыскания с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации денежных средств в размере 572 353,60 рублей, полагая его правильным, соответствующим установленным по делу обстоятельствам. Решение суда постановлено при правильном применении требований правовых актов, регулирующих спорные правоотношения.
В целом доводы апелляционной жалобы не могут быть признаны основанием для отмены в обжалуемой части решения суда, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Биробиджанского районного суда ЕАО от 19.01.2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий Ю.Г. Золотарева
Судьи О.М. Кукшинова
М.Е. Слободчикова
Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 16.05.2023.