РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 октября 2023 года г. Усть-Илимск Иркутская область
Усть-Илимский городской суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Балаганской И.В.,
при секретаре судебного заседания Кубис М.Н.,
с участием истца Марченко В.Б.,
представителя ответчика Администрации Железнодорожного муниципального образования Закопайло Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1900/2023 по исковому заявлению Марченко Виталия Борисовича к Администрации Железнодорожного муниципального образования Иркутской области, Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования «Усть-Илимский район», Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области об исключении земельных участков из состава единого землепользования, признании права на земельный участок отсутствующим, понуждении к совершению действий о межевании, снятии с кадастрового учета, изменении границ, предоставлении в собственность земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Истец Марченко В.Б. обратился в суд с исковым заявлением, в обоснование которого указал, что является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> В администрацию Железнодорожного муниципального образования им было направлено заявление о предоставлении ему земельного участка в качестве обособленного по <адрес>, утверждении схемы земельного участка, площадью 813 кв.м., с кадастровым номером № и площадью 210 кв.м. с кадастровым номером №. Однако ответчик отказывает ему в предоставлении земельных участков. Нарушая его права в признании земельного участка с кадастровым номером № Администрация ЖМО сформировала земельный участок с кадастровым номером №, в связи с чем площадь его земельного участка уменьшена на 23 кв.м. С учетом уточнений истец просит исключить из состава единого землепользования с кадастровым номером № обособленные земельные участки, входящие в состав ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером единого землепользования земельных участков с кадастровым номером №, площадью 790 кв.м. и земельный участок с кадастровым номером №, площадью 23 кв.м., расположенные по адресу: <адрес>; обязать Управление государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области внести исправление в соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости в соответствии межевым планом по уточнению местоположения границ и площадей земельного участка с кадастровым номером №, площадью 210 кв.м. и земельный участок с кадастровым номером №, площадью 790 кв.м. и земельный участок с кадастровым номером № площадью 23 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>; признать отсутствующим право собственности Администрации Железнодорожного муниципального образования Усть-Илимского района на земельный участок с кадастровым номером № общей площадью 23 кв.м.; обязать Управление государственной регистрации, кадастра и картографии Иркутской области поставить на кадастровый учет в качестве обособленного земельного участка с кадастровым номером №, площадью 813 кв.м. и земельный участок с кадастровым номером № площадью 23 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> общей площадью 813 кв.м с координатами точек:
Х |
У |
1009930.07 |
3234414.28 |
1009935.72 |
3234410.43 |
1009936.03 |
3234408.54 |
1009954.53 |
3234496.89 |
1009969.44 |
3234419.66 |
1009944.34 |
3234436.11 |
1009930.07 |
3234414.28 |
обязать Администрацию Железнодорожного муниципального образования произвести повторно за свой счет межевание земельного участка площадью 210 кв.м. с кадастровым номером №, для предоставления земельного участка в собственность истца; обязать Администрацию Железнодорожного муниципального образования снять с кадастрового учета земельный участок площадью 23 кв.м. с кадастровым номером №; обязать Администрацию Железнодорожного муниципального образования изменить границы земельного участка с кадастровым номером №; обязать Администрацию Железнодорожного муниципального образования предоставить в собственность истцу земельный участок площадью 813 кв.м. с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> с координатами точек:
Х |
У |
1009930.07 |
3234414.28 |
1009935.72 |
3234410.43 |
1009936.03 |
3234408.54 |
1009954.53 |
3234496.89 |
1009969.44 |
3234419.66 |
1009944.34 |
3234436.11 |
1009930.07 |
3234414.28 |
В судебном заседании истец Марченко В.Б. исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, уточнениях к нему, просил иск удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика Администрации Железнодорожного муниципального образования Закопайло Н.В. исковые требования не признала.
Представитель ответчика комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования «Усть-Илимский район» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, причины неявки суду не известны.
В судебное заседание представитель ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области не явился, о времени и месте рассмотрения извещены надлежащим образом, своевременно. Согласно письменному отзыву и уточнению к нему просили в удовлетворении исковых требований отказать.
В судебное заседание не явились третьи лица Патрина С.В., Патрина В.С., Дудик Ф.В., о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, причины неявки суду не известны.
Заслушав пояснения сторон, исследовав представленные письменные доказательства по делу, оценив изложенное в совокупности в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд находит исковые требования истца неподлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии со статьей 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Согласно пункту 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
В силу части 2 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", пункта 4.2 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" главным индивидуализирующим признаком земельного участка являются его границы, которые определяются кадастровыми инженерами при выполнении кадастровых работ посредством определения координат характерных точек таких границ.
Статьей 22 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" предусмотрено, что местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части (часть 8). При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории.
В соответствии со статьей 42.8 Федерального закона N 221-ФЗ при выполнении комплексных кадастровых работ по уточнению местоположения границ земельных участков, уточнение местоположения границ земельных участков при выполнении комплексных кадастровых работ осуществляется по правилам, предусмотренным частью 1.1 статьи 43 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в том числе с использованием документов, указанных в части 3 статьи 42.6 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 1.1 статьи 43 Федерального закона N 221-ФЗ, при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в указанных документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более. В этом случае допускается изменение площади такого земельного участка в соответствии с условиями, указанными в пунктах 32, 32.1 и 45 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона. В указанном случае в межевом плане приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка. При проведении правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета, проверка обоснованности местоположения уточненных границ земельного участка, в том числе изменения площади уточненного земельного участка, если такое уточнение местоположения границ земельного участка не приводит к нарушению условий, указанных в пунктах 32 и 32.1 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона, государственным регистратором прав не осуществляется.
Таким образом, границы земельного участка являются главным индивидуализирующим признаком земельного участка и определяются при выполнении кадастровых работ по межеванию посредством определения координат характерных точек таких границ.
Из положений частей 2 - 5 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" с учетом разъяснений, данных в пункте 66 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", следует, что в случае, когда земельный участок под многоквартирным домом был сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений считается возникшим в силу закона с момента введения в действие этого Кодекса. Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие ЖК РФ и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета.
Таким образом, переход земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме связан с завершением процесса формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета.
При этом каких-либо актов органов власти или органов местного самоуправления о предоставлении земельного участка или о возникновении права собственности не требуется, как и государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Пунктом 1 статьи 247 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом.
В силу части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме.
Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных данным Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме (часть 2 статьи 36 ЖК РФ).
В ходе судебного разбирательства судом установлено, что согласно выписке из ЕГРН 17.01.2013, на основании межевого плана от 17.12.2012, подготовленного в связи с образованием земельного участка по заказу Комитета по управлению имуществом администрации муниципального образования «Усть-Илимский район» был поставлен на государственный кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 2000 кв.м., предназначенный для размещения домов многоэтажной жилой застройки (с 07.11.2014 – под индивидуальные и блокированные дома не выше трех этажей).
11.06.2023 по заявлению кадастрового инженера ФИО14 на основании технического плана от 17.04.2013, подготовленного в связи с созданием здания по заказу Комитета по управлению имуществом администрации муниципального образования «Усть-Илимский район», был поставлен на государственный кадастровый учет многоквартирный дом с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, 2012 года завершения строительства, общей площадью 196,5 кв.м.
Согласно сведениям технического плана, указанный многоквартирный дом был расположен на земельном участке с кадастровым номером №
08.07.2013 на указанное здание зарегистрировано право собственности муниципального образования «Усть-Илимский район» на основании распоряжения администрации муниципального образования «Усть-Илимский район» Иркутской области от 16.11.2012 № 262-р, акта приемки и ввода в эксплуатацию законченного строительством объекта приемочной комиссией от 11.10.2012, постановления администрации муниципального образования «Усть-Илимский район» Иркутской области от 13.12.2010 № 669.
01.08.2013 право собственности муниципального образования «Усть-Илимский район» на указанное здание прекращено, в связи с образованием в нем жилых помещений, квартир.
На сегодняшний день в многоквартирном доме с кадастровым номером № расположено 4 жилых помещения, квартиры: квартира № 1 принадлежит МО «Усть-Илимский район»; квартира № 2 – Дудик Ф.В.; квартира № 3 - Патриной С.В., Патриной В.С. в равных долях (по ? доли); квартира № 4 - Марченко В.Б.
29.11.2016 по заявлению кадастрового инженера ФИО8 на основании межевого плана от 18.11.2016, подготовленного в связи с образованием земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в соответствии с распоряжением администрации Железнодорожного муниципального образования Усть-Илимского района от 25.10.2016 № 348 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории», выданного на основании заявления Марченко В.Б., на государственный кадастровый учет был поставлен земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 210 кв.м.
Указанный земельный участок имел статус временного, и в связи с отсутствием зарегистрированных прав на него, 25.04.2022 он был снят с государственного кадастрового учета.
05.04.2018 по заявлению администрации Железнодорожного муниципального образования Усть-Илимского района на основании межевого плана от 27.03.2018, подготовленного кадастровым инженером ФИО9 в связи с образованием земельного участка, сформированного в результате раздела земельного участка с кадастровым номером №, при этом исходный земельный участок сохраняется в измененных границах, в соответствии с распоряжением администрации Железнодорожного муниципального образования Усть-Илимского района от 25.07.2017 № 285 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории», на государственный кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> площадью 813 кв.м.
Согласно ч. 4 ст. 41 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ (в редакции по состоянию на дату кадастрового учета) государственный кадастровый учет измененных земельных участков в результате выдела доли в натуре в счет доли в праве общей собственности или раздела земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, а также в результате раздела земельного участка, предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, в результате которых такие земельные участки сохраняются в измененных границах, осуществляется одновременно с государственным кадастровым учетом и государственной регистрацией прав на земельные участки, образованные из указанных земельных участков.
В связи с тем, что с заявлением о государственной регистрации прав на земельный участок с кадастровым номером № никто не обращался, данный участок сформирован, однако «не вырезан» из границ исходного земельного участка с кадастровым номером №
26.06.2018 по заявлению администрации Железнодорожного муниципального образования Усть-Илимского района на основании межевого плана от 10.05.2018, подготовленного кадастровым инженером ФИО9 в связи с образованием земельного участка, сформированного в результате раздела земельного участка с кадастровым номером №, при этом исходный земельный участок сохраняется в измененных границах, в соответствии с распоряжением администрации Железнодорожного муниципального образования Усть-Илимского района от 26.04.2018 № 102 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории», на государственный кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 23 кв.м., предназначенный для территории общего пользования.
Соответственно, площадь исходного земельного участка с кадастровым номером № была уменьшена на 23 кв.м. и составила 790 кв.м.
При этом, земельный участок с кадастровым номером № был «вырезан» из границ земельного участка с кадастровым номером №, однако пересечение границ с земельным участком с кадастровым номером № сохранилось как «унаследованное», так как вопрос с правами на образованный ранее земельный участок с кадастровым номером № решен не был.
Согласно п. 3 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, муниципальных округов, городских округов, муниципальных районов относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований.
Согласно выписке из ЕГРН 19.01.2023 зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером № за Железнодорожным муниципальным образованием Усть-Илимского района на основании постановления администрации Железнодорожного муниципального образования Усть-Илимского района от 19.01.2023 № 17.
Таким образом, сведениями из ЕГРН подтверждается, что все спорные земельные участки являются самостоятельными объектами недвижимости, обособленными друг от друга, следовательно, единое землепользование в данном случае отсутствует. Все земельные участки формировались как отдельные объекты недвижимости при попытке оформить земельные участки под квартирами в многоквартирном доме. Однако, в связи с отсутствием разрешения вопроса о возникновении прав на земельный участок с кадастровым номером № имеется наложение границ земельных участков. Земельные участки с кадастровым номером № и № входят в границы земельного участка с кадастровым номером №, являющегося исходным.
При установленных обстоятельствах, учитывая, что все спорные земельные участки являются обособленными друг от друга и единое землепользование отсутствует, требования истца об исключении из состава единого землепользования с кадастровым номером № обособленных земельных участок, входящих в состав ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером единого землепользования, земельных участков с кадастровым номером №, площадью 790 кв.м. и земельного участка с кадастровым номером №, площадью 23 кв.м., расположенные по адресу: <адрес>; понуждении Управления государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области внести исправление в соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости в соответствии межевым планом по уточнению местоположения границ и площадей земельного участка с кадастровым номером №, площадью 210 кв.м. и земельный участок с кадастровым номером №, площадью 790 кв.м. и земельный участок с кадастровым номером № площадью 23 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, удовлетворению не подлежат.
Поскольку все спорные участки являются обособленными, зарегистрированы в ЕГРН, удовлетворению не подлежит требование истца о понуждении Управления государственной регистрации, кадастра и картографии Иркутской области поставить на кадастровый учет в качестве обособленного земельного участка с кадастровым номером №, площадью 813 кв.м. и земельный участок с кадастровым номером №, площадью 23 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 813 кв.м с координатами точек:
Х |
У |
1009930.07 |
3234414.28 |
1009935.72 |
3234410.43 |
1009936.03 |
3234408.54 |
1009954.53 |
3234496.89 |
1009969.44 |
3234419.66 |
1009944.34 |
3234436.11 |
1009930.07 |
3234414.28 |
Истец не согласен с образованием земельного участка с кадастровым номером № площадью 23 кв.м., и возникновением на него прав муниципалитета, полагает, что такими действиями ответчика нарушено его право владения земельным участком с кадастровым номером №
Между тем, решением Усть-Илимского городского суда от 21.11.2018, вступившим в законную силу 28.12.2018 по гражданскому делу № 2-2050/2018 в удовлетворении исковых требований Марченко В.Б. к Администрации Железнодорожного муниципального образования о признании права собственности на земельные участки с кадастровым номером №, площадью 210 кв.м., с кадастровым номером №, площадью 813 кв.м., отказано.
Решением Усть-Илимского городского суда от 27.05.2020 по гражданскому делу № 2-793/2020 в удовлетворении исковых требований Марченко В.Б. к Администрации муниципального образования «Усть-Илимский район», Патриной С.В., Патриной В.С., Забирко В.П., Администрации Железнодорожного муниципального образования об определении порядка пользования земельным участком с кадастровым номером № передаче ему в пользование земельного участка с кадастровым номером № и земельного участка с кадастровым номером №, отказано.
Указанные решения, в соответствии с положениями ч. 2 ст. 61 ГПК РФ, имеют преюдициальное значение при рассмотрении настоящего гражданского дела, обстоятельства установленные данными решениями не доказываются вновь и не подлежат оспариванию.
На основании распоряжения администрации Железнодорожного муниципального образования Усть-Илимского района от 26.04.2018 № 102 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории», принято решение об образовании земельного участка из земель, находящихся в ведении Железнодорожного муниципального образования, путем раздела земельного участка с кадастровым номером №, при этом, земельный участок, раздел которого осуществляется, сохраняется в измененных границах. Категория земель – земли населенных пунктов. №, площадью 23 кв.м., определить вид разрешенного использования – коммунальное обслуживание. Доступ к земельному участку обеспечен через земельный участок общего пользования.
Распоряжением администрации Железнодорожного муниципального образования Усть-Илимского района от 25.03.2021 № 131 вид разрешенного использования земельного участка №, площадью 23 кв.м. изменен с «коммунальное обслуживание» на «земельные участки (территории) общего пользования» (код 12.0 в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации № 540 от 01.9.2014).
На основании постановления администрации Железнодорожного муниципального образования Усть-Илимского района от 19.01.2023 № 17 Железнодорожному муниципальному образованию в постоянное (бессрочное) пользование предоставлен земельный участок с кадастровым номером № площадью 23 кв.м. из земель населенных пунктов, вид разрешенного использования – земельные участки (территории) общего пользования.
Указанные распоряжения, постановление не обжалованы, незаконными в установленном порядке не признаны и являются действующими.
Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце 4 пункта 52 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.
В случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Таким образом, возможность обращения с требованием о признании права собственности на недвижимое имущество отсутствующим предоставлена только лицу, которое в соответствии с данными ЕГРП является собственником этого имущества и одновременно им владеет, в том случае, если по каким-либо причинам на данное имущество одновременно зарегистрировано право собственности за другим лицом (пункт 3 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 4 июля 2018 г.).
Учитывая, что истец не является владеющим собственником спорного объекта недвижимого имущества - земельного участка с кадастровым номером №, площадью 813 кв.м., доказательств нарушения прав истца государственной регистрацией права собственности на земельный участок с кадастровым номером №, площадью 23 кв.м. не имеется, следовательно, в удовлетворении исковых требований о признании отсутствующим права собственности на земельный участок с кадастровым номером № у Железнодорожного муниципального образования, а также понуждения Железнодорожного муниципального образования снять с кадастрового учета данный земельный участок, следует отказать.
Системный анализ положений статей 9 - 11, 72 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" указывает, что, поскольку распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления, указанные публичные органы обеспечивают и земельный контроль за соблюдением оснований для использования указанных земель, относящихся к государственной собственности.
При таких обстоятельствах, право собственности на земельный участок с кадастровым номером № возникло у Железнодорожного муниципального образования на законных основаниях, в связи с чем оснований для снятия данного земельного участка с кадастрового учета не имеется.
Требование истца о понуждении Администрации Железнодорожного муниципального образования Усть-Илимского района произвести межевание земельного участка с кадастровым номером №, площадью 210 кв.м. удовлетворению не подлежит, поскольку указанный земельный участок имел статус временного, и в связи с отсутствием зарегистрированных прав на него, 25.04.2022 он был снят с государственного кадастрового учета, в связи с чем объектом правоотношений не является.
Требование о понуждении Администрации Железнодорожного муниципального образования предоставить в собственность истцу земельный участок площадью 813 кв.м. с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес>, с координатами точек:
Х |
У |
1009930.07 |
3234414.28 |
1009935.72 |
3234410.43 |
1009936.03 |
3234408.54 |
1009954.53 |
3234496.89 |
1009969.44 |
3234419.66 |
1009944.34 |
3234436.11 |
1009930.07 |
3234414.28 |
удовлетворению не подлежит, поскольку судом установлено, что указанные координаты точек не соответствуют действительности. В связи с разделом земельного участка с кадастровым номером № и выделением из него земельного участка с кадастровым номером №, право собственности на который зарегистрировано в ЕГРН за Железнодорожным муниципальным образованием и непризнанно отсутствующим, координаты земельного участка с кадастровым номером № подлежат изменению и уточнению путем составления межевого плана.
Кроме того, право собственности на земельный участок с кадастровым номером № за Марченко В.Б. не зарегистрировано в установленном порядке, в связи с чем оснований полагать, что его право нарушено изменением границ указанного земельного участка, у суда не имеется.
Решением Усть-Илимского городского суда по гражданскому делу № 2-2050/2018 Марченко В.Б. также отказано в удовлетворении требований о признании за ним права собственности на данный земельный участок.
Земельный участок с кадастровым номером № площадью 813 кв.м., сформирован из земельного участка с кадастровым номером №, изначально предназначенного для эксплуатации многоквартирного дома, следовательно, принадлежащего на праве общей долевой собственности всем собственникам помещений многоквартирного дома с момента его постановки на кадастровый учет в 2013 году.
Таким образом, при распределении земельного участка под многоквартирным домом должно учитываться право собственников других жилых помещений на земельный участок. При этом доля собственников на земельный участок определяется пропорционально долям общих площадей занимаемых ими квартир, на что истцу также указывалось в решениях Усть-Илимского городского суда от 08.04.2015, 21.11.2018.
Испрашиваемый истцом земельный участок с кадастровым номером № площадью 813 кв.м. не соответствует его доле, которая фактически составляет лишь 20,2%, то есть 404 кв.м. от общей площади указанного участка. В связи с чем законных оснований для удовлетворения требования истца о предоставлении ему в собственность земельного участка с кадастровым номером №, площадью 813 кв.м у суда не имеется.
По этим же основаниям не подлежит удовлетворению требование истца о понуждении Администрации Железнодорожного муниципального образования Усть-Илимского района изменить границы земельного участка с кадастровым номером №, поскольку вопрос с правами на него до настоящего времени не решен, права на данный земельный участок не зарегистрированы.
В данном случае земельный участок, сформированный для эксплуатации здания многоквартирного жилого дома с кадастровым номером № – это земельный участок с кадастровым номером № Поскольку соглашение о порядке пользования земельным участком с кадастровым номером № между собственниками многоквартирного дома не достигнуто, то изменение границ данного земельного участка невозможно. В случае, если собственники жилых помещений в многоквартирном доме по <адрес> примут решение реализовать свои права в праве общей долевой собственности, то в дальнейшем такой земельный участок может быть разделен на самостоятельные земельные участки по желанию и инициативе правообладателей.
Таким образом, суд приходит к твердому убеждению об отсутствии правовых и фактических оснований для удовлетворения исковых требований Марченко В.Б. в полном объеме.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Марченко Виталия Борисовича к Администрации Железнодорожного муниципального образования Иркутской области, Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования «Усть-Илимский район», Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области об исключении земельных участков из состава единого землепользования, признании права на земельный участок отсутствующим, понуждении к совершению действий о межевании, снятии с кадастрового учета, изменении границ, предоставлении в собственность земельного участка, отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Усть-Илимский городской суд в течение одного месяца со для составления мотивированного решения.
Председательствующий судья И.В. Балаганская
Мотивированное решение изготовлено 27.10.2023