Дело№2-555/2020
УИД 18RS 0027-01-2020-000771-43
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
04.08.2020 года пос.Ува Удмуртской Республики
Увинский районный суд Удмуртской Республики в составе судьи Ёлкиной В.А.,
при секретаре Соколовой Ю.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ***3 к УПФР в *** Удмуртской Республики (межрайонное) о признании незаконным решения *** от *** об отказе в назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца, возложении обязанности назначить страховую пенсию по случаю потери кормильца с момента обращения,
у с т а н о в и л:
Истец ***3 обратился в суд с вышеназванным иском к ответчику, мотивируя свои требования тем, что *** умер его отец ***1. По достижению 18 лет он(истец) не мог осуществлять трудовую деятельность и самостоятельно себя содержать, так как проходил и проходит очное обучение, является студентом 2 курса очной формы обучения агрономического факультета Федерального государственного бюджетного учреждения высшего образования «***10».
После смерти отца он обратился к ответчику с заявлением о назначении пенсии по случаю потери кормильца, однако решением УПФР в *** Удмуртской Республики (межрайонное) от *** *** в назначении пенсии ему было отказано ввиду отсутствия подтверждения факта иждивения. Считает отказ незаконным, нарушающим его права, поскольку отец до дня своей смерти содержал его материально, нес расходы, связанные с его обучением, на его(отца) деньги ему приобреталась одежда, продукты питания. В 2010 году отец переехал жить в ***, где работал по договорам гражданско-правового характера, имел стабильный заработок в размере 35000 руб. Часть дохода отец передавал матери истца ***2, путем денежных переводов, при личных встречах или путем передачи через общих знакомых.
Истец ***3 просит признать незаконным отказ УПФР в *** Удмуртской Республики (межрайонное) в назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца, обязать ответчика назначить ему, ***3, страховую пенсию по случаю потери кормильца с момента обращения, а также взыскать с ответчика расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.
В судебном заседании истец ***3 свои требования поддержал, привел те же доводы, суду пояснил, что окончил среднюю общеобразовательную школу в июне 2018 года, поступил в сельхозакадемию. Родители- ***1 и ***2- развелись давно. Отца он видел 2 года назад, в 2018 году, еще до поступления в вуз, когда тот приезжал в ***. Тогда отец дал ему около 5000 руб., маме он тоже дал деньги, сколько- не знает. Знает, что отец периодически маме деньги отправлял, а она уже потом его(истца) обеспечивала. В 2018 году он (истец) не работал. Живет с мамой и братом ***8, *** года рождения. Мама работала начальником ветеринарной службы в ***, 3 месяца назад потеряла работу, встала на учет в центр занятости.
Представитель ответчика УПФР в *** Удмуртской Республики (межрайонное) ***6, действующий на основании доверенности, исковые требования истца не признал, поддержал письменные возражения, согласно которых решением Управления от *** *** в установлении страховой пенсии по случаю потери кормильца ***3 было отказано в связи с тем, что доход умершего кормильца ***1 отсутствовал, и не доказан факт нахождения истца на его иждивении. Ответчик считает заявленные ***3 исковые требования не законными и не подлежащими удовлетворению на основании следующего: право на получение пенсии по потере кормильца за период с *** до достижения им возраста 23 лет ***3 обосновывает фактом обучения в ФГБОУ «***13» с *** Согласно п. 1 ст. 10 Федерального Закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении. В соответствии с. п. 1 ч. 2 ст. 10 Закона N 400-ФЗ нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются: дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет.
В соответствии с и. 82 Приказа Минтруда России от 28.11.2014 N 958н "Об утверждении перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению" нахождение нетрудоспособных членов семьи на иждивении подтверждается документами о доходах всех членов семьи и иными документами, предусмотренными законодательством Российской Федерации.
Право на получение пенсии по потере кормильца на основании п. 1 ч. 2 ст. 10 ФЗ 28.12.2013 N 400-ФЗ у ***3 не возникает, поскольку не выполняются обязательные условия для ее назначения. На момент смерти ***1(***) ***3 уже достиг возраста 18 лет. Обязательным условием для назначения пенсии по потере кормильца по данному основанию является факт нахождения истца на иждивении умершего отца. Указанное обстоятельство не подтверждается, поскольку согласно выписки из ИЛС от *** у ***1 сведения о работе отсутствуют, последний период работы в 2010 г, доход за 2019 г. отсутствует. Иных документов, достоверно подтверждающих доход ***1, стороной истца не предоставлено.
Таким образом, факт нахождения ***3 на полном содержании умершего кормильца или получения от него помощи, которая была постоянным и основным источником средств к существованию, не подтвержден.
Представитель ответчика просил отказать ***3 в заявленных требованиях.
Свидетель ***2, допрошенная в судебном заседании от ***, показала, что с ***1 они развелись в 2008 году, от брака имеют двоих детей. После развода ***1 жил около года в ***, потом переехал в ***. Алименты сначала с него взыскивали каждый месяц, потом, когда он уехал, то был объявлен службой судебных приставов в розыск, у него образовалась задолженность по алиментам. Пять лет назад его нашли в ***, и он стал помогать детям. Официально он не работал, деньги переводила его сожительница ***4 со своего счета. Иногда он деньги передавал наличными через знакомую. Деньги перечислял или передавал раз в два месяца, или раз в три месяца. В 2018 году он сам приезжал и дал ***3 и ей деньги. Вещами он не помогал, только деньгами.
Свидетель ***7, допрошенная в судебном заседании от ***, показала, что знает семью ***2 около 10 лет, знает, что ***2 с мужем давно развелась, у них двое детей. ***1 она видела 2 года назад, в центре ***, он передал ***2 деньги, сколько- не знает, было несколько купюр. ***2 ей говорила, что бывший муж периодически помогает им деньгами.
Заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом, относит определение механизма реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан и правил исчисления размеров пенсий, к компетенции законодателя (статья 39 часть 2), который в целях обеспечения каждому конституционного права на пенсию вправе определять виды пенсий, источники их финансирования, предусматривать условия и порядок приобретения права на отдельные виды пенсий конкретными категориями лиц.
Согласно п.1 ст.10 Федерального Закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке). Одному из родителей, супругу или другим членам семьи, указанным в пункте 2 части 2 настоящей статьи, указанная пенсия назначается независимо от того, состояли они или нет на иждивении умершего кормильца.
В соответствии с подп.1,2 п.2 ст.10 указанного закона нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются: 1) дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет или дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами; 2) один из родителей или супруг либо дедушка, бабушка умершего кормильца независимо от возраста и трудоспособности, а также брат, сестра либо ребенок умершего кормильца, достигшие возраста 18 лет, если они заняты уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лет и имеющими право на страховую пенсию по случаю потери кормильца в соответствии с пунктом 1 настоящей части, и не работают.Члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию (ч. 3 ст. 10 Закона).
Таким образом, законодателем установлен круг лиц, подлежащих обязательному пенсионному страхованию в связи с потерей кормильца, перечень которых является исчерпывающим, не подлежащим расширенному толкованию.
Иждивение детей умерших родителей предполагается и не требует доказательств, за исключением указанных детей, объявленных в соответствии с законодательством Российской Федерации полностью дееспособными или достигших возраста 18 лет (ч. 4 ст. 10). В других случаях иждивение требует доказывания.
Из материалов дела следует, что родители истца- отец ***1 и мать ***2 находились в разводе, проживали раздельно. При этом истец ***3, *** года рождения, проживал с матерью и братом ***8, 2007 года рождения, по адресу: ***. Отец истца ***1 до смерти проживал за пределами Удмуртской Республики.
Из представленных истцом документов следует, что с ***1 взыскивались алименты на содержание несовершеннолетних детей в размере 1/3 заработка и(или) иного дохода на основании исполнительного листа *** от ***, выданного мировым судьей судебного участка ***. Так, *** в отношении должника ***1 возбуждено исполнительное производство ***, которое *** было окончено в связи с направлением исполнительного документа по месту работы должника в ГУ «***14». Иных сведений о взыскании алиментов с ***1, о размере его задолженности по алиментам суду не представлено.
*** ***1 умер.
*** ***3 обратился в УПФР в *** Удмуртской Республики (межрайонное) с заявлением о назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца в соответствии со ст.10 Федерального Закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением ответчика *** от *** ***3 в назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца отказано ввиду отсутствия подтверждения факта иждивения: согласно выписки из ИЛС от *** у ***1 сведения о работе отсутствуют, последний период работы- в 2010 году, доход за 2019 год отсутствует.
Истец ***3 зарегистрирован по адресу: Удмуртская Республика, ***.
Согласно выписки из лицевого счета застрахованного лица ***3 с *** по ***, с *** по ***, с *** по *** работал в муниципальном автономном учреждении Ресурсный центр «***15», а в период с *** по *** осуществлял уход за лицом, достигшим возраста 80 лет.
Согласно справок ФГБОУ ВО «***11» от ***, от *** ***3 является студентом 2 курса, очной формы обучения агрономического факультета по основной образовательной программе (бакалавриат), обучается на бюджетной основе, сроки обучения с *** по ***.
Поскольку истец на момент обращения к ответчику достиг возраста 18 лет, ему необходимо было для назначения пенсии по случаю потери кормильца представить доказательства нахождения на иждивении умершего отца, с достоверностью подтверждающие, что его помощь была для него основным, постоянным и единственным источником средств к существованию.
Члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию (часть 3 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Под полным содержанием умершим кормильцем членов семьи понимаются действия умершего кормильца, направленные на обеспечение членов семьи всеми необходимыми жизненными благами (питание, жилье, одежда, обувь и другие предметы жизненной необходимости).
Постоянный характер помощи означает, что она не была случайной, единовременной, а оказывалась систематически, в течение некоторого периода и что умерший взял на себя заботу о содержании данного члена семьи.
Понятие "основной источник средств к существованию" предполагает, что помощь кормильца должна составлять основную часть средств, на которые жили члены семьи. Она должна по своим размерам быть такой, чтобы без нее члены семьи, получившие ее, не смогли бы обеспечить себя необходимыми средствами жизни.
Назначение пенсии по случаю потери кормильца возможно только тем детям, достигшим возраста 18 лет, которые состояли на иждивении кормильца и могут подтвердить этот факт, что в полной мере соответствует правовой природе этой выплаты, направленной на предоставление источника средств к существованию детям, лишившимся его в связи со смертью родителя (родителей). Требование доказывания факта нахождения на иждивении умерших родителей распространяется на всех детей старше 18 лет.
Устанавливая в пенсионном законодательстве требование доказывания лицами старше 18 лет факта нахождения на иждивении родителей, законодатель основывается на презумпции трудоспособности лица, достигшего совершеннолетия: в соответствии с трудовым законодательством лица, достигшие возраста 16 лет, вправе вступать в трудовые отношения в качестве работников (ч. 3 ст. 20 ТК РФ).
Для вывода о нахождении на иждивении необходимо установление одновременно наличия следующих условий: нетрудоспособность лица, постоянство источника средств к существованию и установление факта того, что такой источник является основным для существования лица. Отсутствие одного из указанных условий исключает возможность признания лица иждивенцем.
Однако факт полного содержания и получения помощи от отца ***1, которая являлась постоянным источником средств к существованию истца, своего объективного подтверждения в судебном заседании не нашел. Не было представлено доказательств нахождения ***3 на иждивении отца и при обращении с заявлением в пенсионный орган.
Из показаний свидетеля ***2 следует, что ***1 регулярно перечислял или передавал через знакомых денежные средства, однако документов о доходах ***1 за последние годы жизни, каких-либо письменных доказательств, соответствующих требованиям относимости и допустимости, и бесспорно подтверждающих размер оказываемой ***1 ежемесячной материальной помощи сыну ***3 суду не представлено. Из лицевого счета застрахованного лица ***1 следует, что последнее его место работы ООО «***12», где он работал с *** по ***. Представленные истцом копии платежных поручений *** от *** и *** от *** о перечислениях денежных сумм в 5000 руб. и 10000 руб. соответственно, произведенных гр-кой ***4, адрес: ***, ***, ***, на имя ***2 не подтверждают факта содержания ***1 своего сына ***3, и не являются относимыми и допустимыми доказательствами по данному делу. При этом необходимо учитывать то обстоятельство, что у ***1 на то время имелся несовершеннолетний сын ***8, 2007 года рождения, в отношении которого отец обязан был исполнять алиментные обязательства. Сам по себе факт разового получения истцом ***3 от умершего отца денежных средств летом 2018 года не свидетельствуют о том, что отец содержал достигшего *** совершеннолетия сына. Кроме того, свидетель ***7 подтвердила факт передачи ***1 денежных купюр ***2, очевидцем других случаев передачи денежных средств свидетель не была. Иных свидетельских показаний истцом не представлено.
В то же самое время, ***3 имел определенный самостоятельный доход в период ухода за лицом, достигшим возраста 80 лет, с *** по ***, также истец пояснил, что получал стипендию в сельхозакадемии, но справки о размере полученной стипендии не представил.
Анализ представленных сторонами доказательств позволяет суду сделать вывод о том, что правовых оснований для признания за ***3 права на получение пенсии по случаю потери кормильца с момента обращения *** с заявлением о назначении пенсии на период обучения по очной форме в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, не имеется, как нет оснований и для признания незаконным решения УПФР в *** Удмуртской Республики (межрайонное) от *** ***.
Согласно п.1 ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Поскольку суд отказывает истцу в удовлетворении иска, то и судебные расходы за счет ответчика возмещению истцу не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ***3 к УПФР в *** Удмуртской Республики (межрайонное) о признании незаконным решения *** от *** об отказе в назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца, возложении обязанности назначить страховую пенсию по случаю потери кормильца с момента обращения- оставить без удовлетворения.
В удовлетворении требования истца о взыскании с ответчика судебных расходов в размере 300 руб.- отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение одного месяца со дня его принятия судом в окончательной форме через Увинский районный суд.
В окончательной форме решение принято 07.08.2020 года.
Судья- В.А.Ёлкина