Дело № 2а-5-28/2020
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
16 марта 2020 года пгт. Сонково
Бежецкий межрайонный суд Тверской области в составе председательствующего судьи Величко П.С.,
при секретаре судебного заседания Садиковой В.С.,
с участием помощника прокурора Сонковского района Тверской области Хартовской А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску прокурора Сонковского района Тверской области в защиту прав неопределенного круга лиц к Администрации Пищалкинского сельского поселения Сонковского района Тверской области о признании незаконным бездействия Администрации Пищалкинского сельского поселения Сонковского района Тверской области по неразработке паспорта безопасности территории МО «Пищалкинское сельское поселение» Сонковского района Тверской области и обязании разработать и утвердить паспорт безопасности территории,
у с т а н о в и л:
Прокурор Сонковского района Тверской области в порядке ч. 1 ст. 39 КАС РФ в защиту прав неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации «Пищалкинское сельское поселение» Сонковского района Тверской области о признании незаконным бездействия администрации Пищалкинского сельского поселения Сонковского района Тверской области, выразившегося в неразработке паспорта безопасности территории МО «Пищалкинское сельское поселение» Сонковского района Тверской области, и обязании администрации Пищалкинского сельского поселения Сонковского района Тверской области в срок до 01.09.2020 года разработать и утвердить паспорт безопасности территории МО «Пищалкинское сельское поселение» Сонковского района Тверской области. В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Сонковского района проведена проверка соблюдения федерального законодательства, регламентирующего вопросы противодействия терроризму, защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в деятельности администрации Пищалкинского сельского поселения Сонковского района Тверской области.
Требования прокурора мотивированы тем, что в ходе проведенной проверки установлено, что в нарушение действующего законодательства администрацией Пищалкинского сельского поселения Сонковского района Тверской области не разработан и не утвержден паспорт безопасности территории муниципального образования «Пищалкинское сельское поселение» Сонковского района Тверской области, что свидетельствует о бездействии администрации Пищалкинского сельского поселения Сонковского района Тверской области по исполнению обязанностей, возложенных на администрацию сельского поселения, что нарушает основные права и свободы как жителей, так и иных граждан, находящихся на территории сельского поселения, на безопасное пребывание на территории данного поселения, поскольку разработка паспорта безопасности территории муниципального образования необходима для максимального уменьшения возможного риска возникновения чрезвычайных ситуаций, в том числе связанных с совершением террористических актов, а также для сохранения здоровья людей, снижения размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Администрацией Пищалкинского сельского поселения Сонковского района Тверской области нарушены требования пп. 7.1, 8 ч. 1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Закон от 06.10.2003 № 131-Ф3); ст. 1 Закона Тверской области от 19.11.2014 № 92-30 «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Тверской области» (далее Закон Тверской области от 19.11.2014 № 92-30); ст.ст. 2, 3, ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» (далее Закон от 06.03.2006 № 35-Ф3); пп. 5, 7, 13, 15, 18 раздела II Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 05.10.2009 (далее - Концепция противодействия терроризму); ст. 7, ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее Закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ); п. 4.7 раздела 4 Концепции создания комплексной системы информирования и оповещения населения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций, принятой протоколом заседания Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 18.06.2013 № 4 (далее Концепция комплексной системы информирования и оповещения), приказ МЧС России от 25 октября 2004 года № 484. Ссылаясь на нарушения административным ответчиком указанных норм закона, прокурор просил удовлетворить административное исковое заявление.
Помощник прокурора Сонковского района Хартовская А.Ю. в судебном заседании поддержала заявленные требования в полном объеме по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика Администрации Пищалкинского сельского поселения Сонковского района Тверской области, надлежащим образом извещенный о слушании дела, в судебное заседание не явился, в письменном заявлении просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
Заслушав административного истца, исследовав материалы дела, суд считает административные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 2 Закона от 06.03.2006 года № 35-ФЗ противодействие терроризму в Российской Федерации основывается, в том числе, на принципах обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина, приоритета мер предупреждения терроризма, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, приоритет мер предупреждения терроризма.
Одной из основных задач противодействия терроризму, указанной в Концепции противодействия терроризму, является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.
В ст. 3 Закона от 06.03.2006 года № 35-ФЗ под противодействием терроризму понимается деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма), минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Согласно п. 7 Концепции противодействия терроризму субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму, негосударственные организации и объединения, а также граждане, оказывающие содействие органам государственной власти и органам местного самоуправления в осуществлении антитеррористических мероприятий.
В соответствии с пп. «а» п. 12 Концепции противодействия терроризму одним из направлений по осуществлению противодействия терроризму в РФ является предупреждение (профилактика) терроризма.
Одним из направлений предупреждения (профилактики) терроризма является осуществление мер правового, организационного, оперативного, административного, режимного, военного и технического характера, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, что предусмотрено пп. «б» п. 13 Концепции противодействия терроризму.
Предупреждение (профилактика) терроризма предполагает решение, в том числе задач по разработке и введению в действие типовых требований по обеспечению защищенности от террористических угроз критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей (пп. «з» п. 15 Концепции).
В силу ч. 1 ст. 14 Закона от 06.10.2003 года №1 31-ФЗ к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма и экстремизма в границах поселения; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В соответствии со ст. 8 Устава муниципального образования «Пищалкинское сельское поселение» Сонковского района Тверской области к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
Согласно пп. 2 п. 8 раздела 3 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента РФ от 11.07.2004 года № 868, МЧС России в соответствии с возложенными на него задачами, разрабатывает и утверждает типовой паспорт безопасности территорий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Приказом МЧС России от 25.10.2004 года № 484 утвержден типовой паспорт безопасности территорий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Из п. 3 Типового паспорта следует, что паспорт безопасности территории субъекта Российской Федерации и муниципального образования разрабатывается для решения следующих задач: определения показателей степени риска чрезвычайных ситуаций; оценки возможных последствий чрезвычайных ситуаций; оценки состояния работ территориальных органов по предупреждению чрезвычайных ситуаций; разработки мероприятий по снижению риска и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций на территории.
В соответствии с п.п. 2, 4 Типового паспорта разработка паспорта безопасности территории субъекта Российской Федерации и муниципального образования организуется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления для таких административно- территориальных единиц, как республики, края, области, муниципального образования и населенного пункта (города).
Пунктом 8 Типового паспорта установлены требования к его содержанию.
Статьей 2 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что муниципальное образование – это городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения.
Положениями п. 7 Приложения к Приказу МЧС России от 25.10.2004 №484 предусмотрено, что после разработки паспорта безопасности территории муниципального образования его первый экземпляр остается в исполнительном органе власти муниципального образования. Второй экземпляр паспорта безопасности территории муниципального образования представляется в Главное управление МЧС России по субъекту Российской Федерации, в состав которого входит муниципальное образование.
Судом установлено, что прокуратурой Сонковского района Тверской области проведена проверка соблюдения федерального законодательства, регламентирующего вопросы противодействия терроризму, защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в деятельности администрации Пищалкинского сельского поселения Сонковского района Тверской области. В нарушение действующего законодательства администрацией Пищалкинского сельского поселения Сонковского района Тверской области не разработан и не утвержден паспорт безопасности территории МО «Пищалкинское сельское поселение» Сонковского района Тверской области. Данное обстоятельство свидетельствует о бездействии администрации Пищалкинского сельского поселения Сонковского района Тверской области по исполнению обязанностей, возложенных на администрацию сельского поселения в части противодействия терроризму, защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, что нарушает основные права и свободы жителей и иных граждан, находящихся на территории сельского поселения, на безопасное пребывание на территории данного поселения. Разработка паспорта безопасности территории муниципального образования необходима для максимального уменьшения возможного риска возникновения чрезвычайных ситуаций, в том числе, связанных с совершением террористических актов, а также для сохранения здоровья людей, снижения размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Указанные обстоятельства подтверждаются ответом на запрос главы администрации Пищалкинского сельского поселения Сонковского района Тверской области от 10.02.2020 года, согласно которому паспорт безопасности территории сельского поселения в администрации Пищалкинского сельского поселения отсутствует.
В суд не представлено доказательств, свидетельствующих о каких-либо предпринятых мерах органом местного самоуправления по разработке и дальнейшему согласованию паспорта безопасности территории муниципального образования.
Оценивая имеющиеся по делу доказательства, и, анализируя вышеуказанные нормы действующего законодательства, суд приходит к выводу о том, что административным ответчиком допущено бездействие, выразившееся в не разработке и не утверждении паспорта безопасности территории муниципального образования «Пищалкинское сельское поселение» Сонковского района Тверской области, которое является незаконными и нарушающим требования законодательства в области противодействия терроризму, защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, что нарушает основные права и свободы жителей и иных граждан, находящихся на территории сельского поселения, на безопасное пребывание на территории данного поселения, поскольку разработка паспорта безопасности территории муниципального образования необходима для максимального уменьшения возможного риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также для сохранения здоровья людей, снижения размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.
В связи с тем, что определить круг лиц, права и интересы которых нарушены, невозможно, правомерным является обращение прокурора Сонковского района с данным административным иском в защиту неопределенного круга лиц.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленного прокурором Сонковского района административного иска в полном объеме, поскольку на момент проведения проверки, а также на момент судебного разбирательства паспорт безопасности территории МО «Пищалкинское сельское поселение» Сонковского района Тверской области администрацией не разработан и не утвержден.
В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.
При определении срока, в течение которого административному ответчику следует разработать и утвердить паспорт безопасности сельского поселения, суд учитывает, что для устранения нарушений законодательства требуется определенное время и финансовые затраты, а потому полагает возможным установить указанный прокурором срок исполнения решения суда до 01.09.2020 года.
На основании п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового Кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
Таким образом, государственная пошлина взысканию с Администрации Пищалкинского сельского поселения Сонковского района Тверской области не подлежит.
Руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Административные исковые требования прокурора Сонковского района Тверской области в защиту прав неопределенного круга лиц к Администрации Пищалкинского сельского поселения Сонковского района Тверской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Пищалкинское сельское поселение» Сонковского района Тверской области, выразившееся в не разработке паспорта безопасности территории МО «Пищалкинское сельское поселение» Сонковского района Тверской области.
Обязать администрацию муниципального образования «Пищалкинское сельское поселение» Сонковского района Тверской области в срок до 01 сентября 2020 года разработать и утвердить паспорт безопасности территории муниципального образования «Пищалкинское сельское поселение» Сонковского района Тверской области.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд с подачей жалобы через Бежецкий межрайонный суд Тверской области в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 16 марта 2020 года.
Председательствующий П.С. Величко