Дело № 2-220/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 апреля 2016 года г.Вытегра
Вытегорский районный суд Вологодской области в составе председательствующего судьи Скресанова Д.В.,
с участием представителей ответчика администрации сельского поселения <данные изъяты> главы поселения Клюшевой В.Ю. и Карютина М.А., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
при секретаре Роминой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Величко А.А. к администрации сельского поселения <данные изъяты> о признании незаконными действий по удержанию налога на доходы физических лиц и приостановлении доплаты к пенсии и взыскании удержанных сумм,
УСТАНОВИЛ:
Истец Величко А.А. обратился в суд с вышеуказанным иском к администрации сельского поселения Андомское, указав в обоснование, что он в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ замещал должность главы сельского поселения <данные изъяты>. Решением Совета сельского поселения <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении порядка обращения, назначения и выплаты доплаты к пенсии лицам, замещавшим должность главы сельского поселения» установлена ежемесячная доплата к пенсии в размере 55% от размера заработной платы на момент прекращения полномочий главы муниципального образования, размер доплаты к пенсии составил <данные изъяты> рублей 42 копейки. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ему выплачена доплата к пенсии в сумме <данные изъяты> рублей 76 копеек из которой удержан налог на доходы физических лиц в сумме <данные изъяты> рублей. В настоящее время выплата доплаты к пенсии приостановлена с января 2016 года по декабрь 2016 года на основании решения Совета сельского поселения <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ №. Просит признать действие ответчика по удержанию с ежемесячной доплаты к пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, налога на доходы физических лиц в размере <данные изъяты> рублей незаконным и обязать администрацию сельского поселения <данные изъяты> выплатить ему незаконно удержанный налог на доходы физических лиц в сумме <данные изъяты> рублей, а также обязать администрацию продолжать ежемесячно выплачивать с января 2016 года доплату к пенсии в сумме <данные изъяты> рублей 42 копейки.
Ответчик администрация сельского поселения <данные изъяты> в своем отзыве сообщает, что налог на доходы физических лиц с ежемесячной доплаты к пенсии, выплачиваемой Величко А.А., удерживается законно и обоснованно в соответствии с Законом Вологодской области от 26 декабря 2007 года №1728-ОЗ «О некоторых гарантиях осуществления полномочий глав муниципальных образований Вологодской области» предусмотрено действующим пенсионным законодательством. Доплата к государственной пенсии, установленная Величко А.А. в соответствии с данным Законом, не может являться одним из видов выплат по государственному пенсионному обеспечению и на нее не распространяется действие пункта 2 части 1 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации и она подлежит обложению налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке. В связи с тяжелым финансовым положением сельского поселения Андомское выплата доплаты к пенсии Величко А.А. приостановлена на период с 11 января 2016 года по 31 декабря 2016 года.
Истец Величко А.А. в судебное заседание не явился, представил суду заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования поддерживает в полном объеме.
Представитель ответчика администрации сельского поселения <данные изъяты> Клюшева В.Ю. исковые требования не признала по основаниям, указанным в отзыве на исковое заявление. Дополнительно пояснила, что решением Совета сельского поселения <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден бюджет сельского поселения <данные изъяты> на 2016 года. В разделе «социальная политика» предусмотрены расходы на пенсионное обеспечение в сумме <данные изъяты> рублей для погашения задолженности по выплате доплат бывшим Главам поселения Г.Л.Н. и Величко за 2015 года. Выплата доплат к пенсии бывшим Главам на 2016 года бюджетом поселения не предусмотрена, что в совокупности с тяжелым финансовым положением в поселении явилось основанием для приостановления выплаты доплат к пенсии на 2016 год. В судебном заседании 04 апреля 2016 года Клюшева В.Ю. поясняла, что до октября 2015 года НДФЛ переводился, с октября НДФЛ не удерживается.
Представитель ответчика администрации сельского поселения <данные изъяты> Карютин М.А. исковые требования не признал. Суду пояснил, что приостановление выплаты доплаты к пенсии носит временный характер в связи с трудным финансовым положением ответчика, в настоящее время в местном бюджете недостаточно средств для их выплаты.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, Межрайонной инспекции ФНС России № в судебное заседание не явился, суду представлено заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Суд, заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, считает, что заявленные истцом требования подлежат удовлетворению частично
Из материалов дела следует, что Величко А.А. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ замещал должность Главы сельского поселения <данные изъяты>.
На основании протокола заседания рабочей группы сельского поселения <данные изъяты> по установлению стажа муниципальной службы и установлению доплаты к пенсии от ДД.ММ.ГГГГ № истцу установлена доплата к пенсии в сумме <данные изъяты> рублей 42 копейки.
Согласно справке администрации сельского поселения <данные изъяты> (л.д.19) Величко А.А. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ начислена доплата к пенсии в размере <данные изъяты> рублей 76 копеек. С назначенной доплаты к пенсии удержан и перечислен в ИФНС налог на доходы физических лиц в сумме <данные изъяты> рублей. На расчетный счет Величко А.А. перечислено <данные изъяты> рубля 76 копеек. В судебном заседании глава сельского поселения Клюшева В.Ю. пояснила, что относительно Величко А.А. налог на доходы физических лиц был удержан с доплаты к пенсии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рублей, что является верным. В справке, имеющейся в материалах дела, период указан ошибочно.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) пенсии по государственному пенсионному обеспечению и трудовые пенсии, назначаемые в порядке, установленном действующим законодательством, социальные доплаты к пенсиям, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39), относит к компетенции законодателя установление государственных пенсий (часть 2 статьи 39).
Социальная защита, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления, согласно статье 72 Конституции Российской Федерации, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В соответствии с частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Органы местного самоуправления, в соответствии со статьей 132 Конституции Российской Федерации, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, они могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.
В соответствии с частью 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» условия предоставления права на пенсию государственным служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Пенсия по государственному пенсионному обеспечению - это ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом, и которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности) (статья 2 указанного Федерального закона).
В статье 23 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» установлены гарантии для муниципального служащего, пунктом 5 части 1 которой гарантируется право на пенсионное обеспечение за выслугу лет.
В силу положений пункта 2 статьи 1 Федерального закона № 25-ФЗ, этим законом не определяется статус выборных должностных лиц местного самоуправления, поскольку указанные лица не являются муниципальными служащими.
Частью 5.1 статьи 40 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что гарантии осуществления полномочий выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Законом Вологодской области от 26 декабря 2007 года № 1728-ОЗ «О некоторых гарантиях осуществления полномочий глав муниципальных образований Вологодской области» (далее также – Закон области) установлено, что гарантиями осуществления полномочий <данные изъяты> муниципальных образований, предоставляемыми в соответствии с настоящим законом области, является установление в порядке и на условиях, определяемых настоящим законом области, доплаты к пенсии лицам, замещавшим должности глав муниципальных образований области.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 2 Закона области в редакции, действовавшей на дату прекращения полномочий Величко А.А., право на установление доплаты к пенсии имеют лица, замещавшие должности глав муниципальных образований области в течение определённого уставом муниципального образования срока полномочий - со дня вступления в должность главы муниципального образования до дня вступления в должность вновь избранного главы муниципального образования.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона области № 1728-ОЗ лицам, получающим пенсию по старости, назначенную ранее достижения возраста, установленного статьёй 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», доплата к пенсии назначается по достижении 55 лет женщинами и 60 лет мужчинами.
Анализ приведенных правовых норм свидетельствует о том, что ежемесячная доплата к государственной пенсии является дополнительной социальной гарантией, предоставляемой за счёт средств соответствующего бюджета; такая доплата носит компенсационный характер, обусловленный утратой заработка в связи с прекращением полномочий главы муниципального образования по основаниям, предусмотренным законом, и по своей правовой природе в полной мере соответствует пенсии по государственному пенсионному обеспечению.
В ряде решений Конституционный Суд Российской Федерации установил, что законодатель субъекта Российской Федерации вправе вводить и изменять порядок и условия предоставления за счет собственных средств лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы в данном субъекте Российской Федерации, дополнительного обеспечения (в виде ежемесячной доплаты либо пенсии за выслугу лет) к установленным этим лицам в рамках системы обязательного пенсионного страхования трудовым пенсиям, исходя из имеющихся финансово-экономических возможностей (определения от 15 января 2008 года № 107-О-О и № 118-О-О).
Указанная правовая позиция, с учетом одинаковой юридической природы дополнительного пенсионного обеспечения для государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих, в полной мере применима и к правовому регулированию дополнительных пенсионных выплат, устанавливаемых законом субъекта Российской Федерации главам муниципальных образований.
Доплаты, выплачиваемые к трудовой пенсии главам муниципальных образований, полномочия которых прекращены по основаниям, прямо предусмотренным законом субъекта Российской Федерации, за счёт средств соответствующих бюджетов, являются одним из видов государственных гарантий пенсионного обеспечения вне зависимости от размера потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги.
С учетом изложенного, ежемесячные доплаты к трудовой пенсии главам муниципальных образований за счёт средств местных бюджетов в силу пункта 2 части 1 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат налогообложению, поскольку представляют собой один из видов выплат по государственному пенсионному обеспечению.
Таким образом, исковые требования Величко А.А. о признании незаконными действий администрации по удержанию налога на доходы физических лиц с ежемесячной доплаты к пенсии и взыскании незаконно удержанного налога в сумме <данные изъяты> рублей подлежат удовлетворению.
В исковом заявлении Величко А.А. также просит обязать администрацию сельского поселения <данные изъяты> продолжать ежемесячно выплачивать ему с января 2016 года доплату к пенсии в сумме <данные изъяты> рублей 42 копейки.
В силу части 1 и 2 статьи 53 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Частью 5.1 статьи 40 указанного Федерального закона предусмотрено, что гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Во исполнение Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Законодательным Собранием Вологодской области 26.12.2007 принят Закон Вологодской области № 1728-ОЗ «О некоторых гарантиях осуществления полномочий глав муниципальных образований Вологодской области» (далее Закон Вологодской области № 1728-ОЗ), гарантирующий лицам, замещавшим должности глав муниципальных образований области, доплату к пенсии, выплачиваемую за счет средств местного бюджета.
Указанные гарантии устанавливаются уставами муниципальных образований области в соответствии с федеральным законодательством и указанным законом области (часть 2 статьи 1 Закона Вологодской области № 1728-ОЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 3 вышеназванного Закона доплата устанавливается при условии прекращения полномочий главы муниципального образования к трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности, либо к пенсии за выслугу лет назначенным в соответствии с федеральным законодательством.
Часть 2 статьи 4 и статья 9 Закона Вологодской области № 1728-ОЗ предусматривают, что финансирование выплаты доплаты к пенсии осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов. При этом порядок обращения, назначения и выплаты доплаты к пенсии, установленной настоящим законом области, определяется представительными органами муниципальных образований области.
Пунктом 10 ст. 25 Устава сельского поселения <данные изъяты> Вологодского области, установлена гарантия главе поселения в виде доплаты к пенсии в соответствии с Законом Вологодской области № 1728-ОЗ.
Согласно Порядка обращения, назначения и выплаты доплаты к пенсии лицам, замещавшим должность главы сельского поселения <данные изъяты>, утвержденного решением Совета сельского поселения <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ №, главе поселения устанавливается гарантия в виде доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности, должности муниципальной службы органов местного самоуправления, и выборные должности, доплата устанавливается распоряжением главы муниципального образования по личному заявлению получателя.
В связи с ограниченностью бюджета сельского поселения <данные изъяты> Величко А.А. на основании решения Совета сельского поселения <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № «О бюджете сельского поселения <данные изъяты> на 2016 год» приостановлена выплата доплаты к пенсии на период с 01 января 2016 года по 31 декабря 2016 года.
В соответствии с Уставом, Совет сельского поселения <данные изъяты> является представительным органом местного самоуправления, обладающим полномочиями по принятию муниципальных нормативных актов, внесению в них изменений, в том числе по приостановлению их действия.
Таким образом, законодатель муниципального образования, устанавливая порядок и условия предоставления за счет собственных бюджетных средств лицам, замещавшим должности глав муниципальных образований области, дополнительного обеспечения в виде доплаты к установленным этим лицам в рамках системы обязательного пенсионного страхования трудовым пенсиям, вправе корректировать правила исчисления этой доплаты и приостанавливать ее выплату, исходя, в том числе, из своих финансовых возможностей, что само по себе не вступает в противоречие с предписаниями статей 39 (части 1 и 2) и 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации.
Доплата к пенсии по своей юридической природе является дополнительным обеспечением бывших лиц, замещавших должности глав муниципальных образований области, выплачиваемая им за счет средств местного бюджета, помимо государственной пенсии, назначаемой на общих основаниях, а потому приостановление выплаты таких дополнительных выплат в связи с ограниченностью местного бюджета не может расцениваться как нарушение права на получение пенсии в установленном законом случаях и размерах.
С учетом изложенного, оспариваемое распоряжение администрации сельского поселения <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № «О приостановлении доплат к пенсии» принято в пределах предоставленных полномочий, нормам действующего федерального законодательства и законодательства субъекта Российской Федерации не противоречит, прав, свобод и законных интересов Величко А.А. не нарушает.
На основании изложенного в требовании об обязании администрацию сельского поселения <данные изъяты> продолжать ежемесячно выплачивать Величко А.А. с января 2016 года доплату к пенсии в сумме <данные изъяты> рублей 42 копейки следует отказать.
С ответчика, в соответствии со ст. 98 ГПК РФ, подлежит взысканию в пользу истца уплаченная государственная пошлина.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ 300 ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 1 ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░