Дело № 2-6/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 января 2015 года с.Частые
Большесосновский районный суд Пермского края в составе судьи Аликиной И.А.,
с участием истца Оленёва А.Ю.,
представителя ответчика Лошкаревой В.Г.,
при секретаре Тихомировой С.Н.,
рассмотрев в постоянном судебном присутствии в с.Частые в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску Оленёва <данные изъяты> к отделу Пенсионного фонда России (государственное учреждение) в Частинском районе Пермского края о возложении обязанности назначить трудовую пенсию по старости с 20.10.2005 года и выплате трудовой пенсии по старости за период с 20.10.2005 года по 31.12.2006 года в сумме 246 240 рублей, взыскании компенсации морального вреда в размере 2 000 000 рублей,
Установил:
Истец обратился в суд с указанным требованием по следующим основаниям. С 25.06.2015 истцу была назначена трудовая пенсия по инвалидности, на основании заявления от 15.12.2006 с 01.01.2007 он переведен на трудовую пенсию по старости.
В исковом заявлении истец указал, что в период 1986-1987г.г. принимал участие в работах по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы, в связи с чем имеет право на уменьшение пенсионного возраста на 10 лет на основании Федерального закона № 1244-1 от 15.05.1991 г. "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Возраста 50 лет истец достиг 20.10.2005, обратился к ответчику с просьбой о назначении трудовой пенсии по старости, устно истцу было отказано. В декабре 2006г. сотрудник ответчика вызвал истца и предложил написать заявление о переходе на трудовую пенсию по старости. Осенью 2014г. истец узнал, что пенсия по стрости ему должна быть назначена с 20.10.2005г.
В дополнительном и уточненном исковом заявлении истец просил обязать ответчика назначить ему трудовую пенсию по старости с 20.10.2005г., выплатить трудовую пенсию по старости за период с 20.10.2005 по 31.12.2006 в сумме 246 240руб., взыскать компенсацию морального вреда в размере 2 000 000руб. (л.д. 90).
В судебном заседании истец Оленёв А.Ю. настаивал на уточненных требованиях, указал, что работал на Чернобыльской АЭС в 1990 году по объекту «укрытие», а не в 1986-1987г.г. Считает, что за период с 20.10.2005 по 31.12.2006 ему должна быть выплачена пенсия по старости как ликвидатору последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Представитель ответчика Лошкарева В.Г. исковые требования не признала, поддержала письменные возражения, в которых указано, что истцу по заявлению от 13.09.2005 с 20.06.2005 назначена трудовая пенсия по инвалидности, по заявлению от 15.12.2006 с 01.01.2007 назначена трудовая пенсия по старости. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 1244-1 от 15.05.1991 г. "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" пенсии с уменьшением возраста на 10 лет назначаются при условии, что граждане принимали участие в работах по ликвидации Чернобыльской катастрофы в 1986-1987г.г. На граждан, принимавших участие в 1988-1990 годах в работах по объекту «Укрытие», к которым относится истец, указанные положения закона не распространялись, их пенсионное обеспечение регулировалось п. 1 ч. 2 ст. 30 указанного закона, возраст выхода на пенсию им был уменьшен на 5 лет. Определением Конституционного Суда РФ от 12.07.2006 № 350-О были изменены условия назначения пенсии лицам, принимавшим участие в 1988-1990 годах в работах по объекту «Укрытие». Определение Конституционного Суда РФ от 12.07.2006 № 350-О было опубликовано в Российской газете 26.11.2006, после этого истец был вызван в Пенсионный фонд для оформления заявления о переходе на трудовую пенсию по старости со снижением возраста на 10 лет, пенсия назначена с первого числа следующего месяца. Оснований для назначения истцу пенсии по старости на 20.10.2005 действующим законодательством не было предусмотрено (л.д. 15-16). Гражданам, имеющим одновременно право на различные виды пенсии, устанавливается один вид пенсии по их выбору. Истец воспользовался этим правом путем выбора трудовой пенсии по старости. Требование о компенсации морального вреда также не подлежит удовлетворению, т.к. нарушение пенсионных прав затрагивает имущественные права, законом не предусмотрена возможность взыскания с ответчика компенсации морального вреда в данном случае (л.д. 98-99).
Также представитель ответчика в судебном заседании заявил о пропуске истцом срока исковой давности, т.к. истцу с 2006г. было известно о предполагаемом нарушении его прав.
Выслушав стороны, исследовав представленные документы, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования не обоснованы и не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
К возникшим правоотношениям применяются положения Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют граждане, принимавшие участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения, которым пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Статья 30 Закона РФ от 15.05.1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" предусматривает, что гражданам, указанным в пункте 3 части первой статьи 13 настоящего Закона (принимавшим в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы) пенсии по старости назначаются с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", на 10 лет независимо от продолжительности работы в зоне отчуждения.
Гражданам, указанным в пункте 4 части первой статьи 13 настоящего Закона (принимавшим в 1988-1990 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы) пенсии по старости назначаются с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", на 5 лет независимо от продолжительности работы в зоне отчуждения.
В определении Конституционного Суда РФ N 350-О от 12.07.2006 года указано, что положения статьи 30 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в системе действующего нормативно-правового регулирования не предполагают лишение граждан, принимавших участие в 1988-1990 годах в работах по объекту "Укрытие" (при соблюдении других условий), права на назначение трудовой пенсии по старости с уменьшением пенсионного возраста на 10 лет.
Таким образом, положения статьи 30 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в системе действующего нормативно-правового регулирования не могут рассматриваться как лишающие граждан, в том числе военнослужащих и военнообязанных, призванных на военные сборы и принимавших участие в 1988 - 1990 годах в работах по объекту "Укрытие", права на назначение трудовой пенсии по старости с уменьшением пенсионного возраста на 10 лет (при соблюдении других условий).
Судом установлено, что истец принимал участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1990 году по объекту «укрытие», это следует из удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (л.д. 3). В ходатайстве командира войсковой части № 32207 указано, что истец с 11.02.1990 по 01.06.1990 находился на ликвидации Чернобыльской АЭС (л.д. 8).
13.09.2005 истец обратился в пенсионный фонд с заявлением о назначении пенсии по инвалидности (л.д. 5, 31-32), с этого времени истцу назначена пенсия по инвалидности (л.д. 27-79).
Из журнала регистрации решений комиссии по назначении пенсий за 2005г. установлено, что 31.10.2005 истец вновь обращался с заявлением о назначении пенсии (л.д. 102-103), это заявление было истцом отозвано, в пенсионном деле истца имеется заявление истца от 24.01.2006 об отзыве заявления о предоставлении пенсии (л.д. 55).
12.12.2006 истец обратился в пенсионный фонд с заявлением о назначении пенсии по старости как ликвидатору Чернобыльской АЭС (л.д. 4).
Пенсия по старости как ликвидатору Чернобыльской АЭС истцу назначена с 01.01.2007, т.е. с 1 числа месяца, следующего за месяцем обращения истца с заявлением о перерасчете (л.д. 62, 27-79).
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости).
Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
Таким образом, порядок назначения пенсии является заявительным. 13.09.2005 истец обратился в пенсионный фонд с заявлением о назначении пенсии, вид пенсии указан в заявлении - по инвалидности (л.д. 5, 31-32), с этого времени истцу назначена пенсия по инвалидности как ликвидатору радиационных аварий (л.д. 27-79).
Решений об отказе истцу в назначении пенсии по старости со снижением пенсионного возраста ответчиком не принималось. Поданное 31.10.2005 заявление о назначении пенсии истец отозвал, т.е. распорядился своими правами по своему усмотрению.
Истец не оспорил действия ответчика в судебном порядке, откуда следует вывод, что истец был согласен с назначением в 2005г. ему пенсии по инвалидности. Доказательств иного истцом не представлено.
После принятия Конституционным Судом РФ определения N 350-О от 12.07.2006 ответчик сам предложил истцу оформить заявление о назначении пенсии по старости, т.е. способствовал истцу в реализации его прав.
12.12.2006 истец подал заявление о назначении (перерасчете) пенсии по старости как ликвидатору последствий Чернобыльской АЭС (л.д. 63).
В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" перерасчет размера трудовой пенсии производится:
с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие за собой перерасчет размера трудовой пенсии в сторону уменьшения;
с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) в сторону увеличения.
С 01.01.2007 истцу назначена пенсия по старости как ликвидатору радиационных аварий (л.д. 60).
Таким образом, исходя из заявительного порядка назначения пенсий, установленного федеральным законодательством, пенсия истцу не может быть заново назначена ранее, чем со дня, когда органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получено заявление истца о назначении пенсии по старости как ликвидатору радиационных аварий и все необходимые документы, т.е. ранее 12.12.2006.
Доказательств того, что ранее этого срока истец обращался с заявлением о назначении именно пенсии по стрости как ликвидатору радиационных аварий, и что ему было отказано в назначении такой пенсии, истцом не представлено.
Согласно части 1 статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом. Истцом не представлено доказательств в обоснование заявленных требований.
Кроме того, суд соглашается с доводами ответчика о том, что срок исковой давности для оспаривания решений Пенсионного фонда РФ от 2005 года, установленный ст. 196 ГК РФ истек. В силу положений ст. ст. 195, 196, 197 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено, и общий срок исковой давности устанавливается в три года, и для отдельных видов требований законом могут устанавливаться специальные сроки исковой давности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком. Пункт 2 ст. 199 ГК РФ устанавливает, что исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения, а истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Согласно статье 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
О назначении пенсии по инвалидности, а не по старости, истец узнал в 2005г., но действия ответчика не оспорил. Истец не просил о восстановлении срока исковой давности, каких-либо допустимых доказательств того, что истец был лишен возможности своевременно обратиться в суд с иском, суду не представлено.
Таким образом, заявленные требования не подлежат удовлетворению.
Требование истца о взыскании компенсации морального вреда вследствие нарушения его пенсионных прав является производными от требований о назначении пенсии, взыскании невыплаченной трудовой пенсии по старости, и при отказе в удовлетворении основного требования также удовлетворению не подлежит.
Кроме того, в соответствии с п. 31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" поскольку нарушения пенсионных прав затрагивают имущественные права граждан, требования о компенсации морального вреда исходя из положений пункта 2 статьи 1099 ГК РФ не подлежат удовлетворению, так как специального закона, допускающего в указанном случае возможность привлечения органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, к такой ответственности, не имеется.
Руководствуясь статьями 194-198,199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Оленёва <данные изъяты> к отделу Пенсионного фонда России (государственное учреждение) в Частинском районе Пермского края о возложении обязанности назначить трудовую пенсию по старости с 20.10.2005 года и выплате трудовой пенсии по старости за период с 20.10.2005 года по 31.12.2006 года в сумме 246 240 рублей, взыскании компенсации морального вреда в размере 2 000 000 рублей оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения в Пермский краевой суд через Большесосновский районный суд (постоянное судебное присутствие в с.Частые)
Судья подпись И.А.Аликина