УИД 35RS0001-01-2024-004283-30
2-4154/2024
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
03 декабря 2024 года город Череповец
Череповецкий городской суд Вологодской области в составе:
председательствующего судьи Гайдуковой Ю.М.,
при секретаре судебного заседания Серебряковой В.Н.,
с участием представителя истца первого заместителя прокурора города Череповца – старшего помощника прокурора города Череповца У., представителя ответчика мэрии города Череповца по доверенности Й., представителя ответчика муниципального автономного образовательного учреждения «Образовательный центр №» К., представителя ответчика Управления образования мэрии г.Череповца по доверенности Е., представителя третьего лица Главного управления МЧС России по <адрес> по доверенности Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Череповца Ц. к муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Образовательный центр №», мэрии города Череповца, муниципальному автономному учреждению «Центр комплексного обслуживания», Управлению образования мэрии г.Череповца, Комитету по управлению имуществом мэрии г.Череповца о возложении обязанности по устранению нарушений требований пожарной безопасности,
у с т а н о в и л:
прокурор города Череповца, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеназванным иском, в обоснование указав, что в ходе проверочных мероприятий, проведенных прокуратурой города совместно со специалистами ОНД и ПР по городу Череповцу в ноябре 2023 года, в деятельности МАОУ «Образовательный центр №11» по адресу: <адрес>, выявлены многочисленные нарушения требований пожарной безопасности.
В частности, в нарушение ст. 4, 6, п. 9 ст. 82 ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ; ст. 46 ФЗ, от 27.12.2002 № 184-ФЗ; п. 6.18 СНиП 21-01-97; п. 4.3.12 СП 1.13130.2020 на путях эвакуации не предусмотрено аварийное освещение;
- в нарушение п. 12 ППР в РФ от 16.09.2020 № 1479 не обеспечено наличие на дверях помещений (лабораторные помещения, комнаты для трудового обучения, мастерские, кладовые горючих материалов и материалов в горючей упаковке, книгохранилища библиотек, серверные, электрощитовые, пищеблоки) назначения категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зон;
- в нарушение ст. 4, 6, 37 ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ; п. 4.17, 4.18, 5.4.2, 5.6.4 СГ1 4.13130.2013 двери помещений (лабораторные помещения, комнаты для трудового обучения, мастерские, кладовые горючих материалов и материалов в горючей упаковке, книгохранилища библиотек, серверные, электрощитовые, пищеблоки) не выполнены с нормируемым пределом огнестойкости;
- в нарушение п. 35 (а) ППР в РФ от 16.09.2020 № 1479 допущена эксплуатация электропроводов с видимыми нарушениями изоляции (скрутки электропроводов);
- в нарушение п. 35 (з) ППР в РФ от 16.09.2020 № 1479 допущено наклеивание горючих материалов на электропроводку (изолента);
- в нарушение п. 25 ППР РФ № 1479 от 16.09.2020 не предоставлена документация, подтверждающая показатели пожарной опасности примененных декоративно-отделочных материалов стен и покрытия полов на путях эвакуации (масляная краска, линолеум), кроме того, не предоставлена документация, подтверждающая показатели пожарной опасности применённых декоративноотделочных материалов стен, потолков и покрытия полов в зальных помещениях (спортивные залы, актовый зал);
- в нарушение ст. 4, 6, 53, 89 ФЗ от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ; п. 7.12.7 СП 1.13130.2020 допущено размещение помещений начальных классов на 3 этаже;
- в нарушение ст. 4, 6, 53, 89, 91 ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ отсутствует световой оповещатель «Выход» из рекреации в коридор;
- в нарушение ст. 4, 6, 56 ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ; п.п. б, п.5.4.16 СП 2.13130.2020 не обеспечено открывание окон на лестничных клетках, коридорах стационарной фурнитурой (сняты ручки);
- в нарушение ст. 4, 6, 54 ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ; раздел 6.6 СП 484.1311500.2020 не все помещения защищены автоматической пожарной сигнализацией (отсутствуют пожарные извещатели в классе химии, процедурный кабинет, лаборантская биологии);
- в нарушение п. 26 ППР в РФ от 16.09.2020 № 1479 запоры на дверях эвакуационных выходов не обеспечивают возможность их свободного открывания изнутри без ключа;
- в нарушение п. 27 «б» ППР РФ от 16.09.2020 № 1479 допущено размещение оборудования на путях эвакуации, у дверей эвакуационных выходов (рамка антитеррор);
- в нарушение п. 54 ППР РФ от 16.09.2020 № 1479 информация о работах, проводимых со средствами обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, не вносится в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты;
- в нарушение ч. 4 ст. 4, 6, 82, 83, 84, 103 ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ; п. 54 ППР в РФ от 16.09.2020 № 1479, п. 5.18 СП 484.1311500.2020 не соблюдаются действующие на момент установки дополнительного оборудования, переноса оборудования и замены по истечению срока эксплуатации, предусмотренного заводом изготовителем, оборудования автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре требования нормативных документов по пожарной безопасности. Не вносятся соответствующие решения, дополнения и изменения в имеющуюся проектную документацию, либо не разрабатываются новые проектные решения в соответствии с действующими нормативными документами по пожарной безопасности (монтаж АУПС (автоматической установки пожарной сигнализации) и СОУЭ (системы оповещения и управления эвакуацией) не соответствует требованиям нормативных документов по пожарной безопасности, установка систем 2005 г.);
- в нарушение п. 42 ППР РФ от 16.09.2020 № 1479 не предусмотрено автоматическое отключение кондиционеров и общеобменной вентиляции при обнаружении пожара от автоматической установкой пожарной сигнализации;
- в нарушение ст. 4, 6, ч. 4 ст. 84 ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ звуковые сигналы СОУЭ не обеспечивают общий уровень звука;
- в нарушение ст. 4, 6, ч. 11 ст. 84, ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ отсутствует резервный источник питания системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;
- в нарушение п. 54 Г1ПР в РФ от 16.09.2020 № 1479 не обеспечено ежегодное проведение испытаний средств обеспечения пожарной безопасности до их замены.
С целью устранения нарушений в адрес МАОУ «Образовательный центр №11» вынесено представление об устранении нарушений законодательства, их причин и условий им способствующих. До настоящего времени нарушения требований пожарной безопасности в полном объеме не устранены, что подтверждается результатами проверочных мероприятий в апреле 2024 года.
Уточнив заявленные требования, просит в срок до 31.03.2025 обязать МАОУ «Образовательный центр №11» устранить нарушения требований пожарной безопасности, а именно в здании по адресу: <адрес> выполнить следующее:
- на путях эвакуации оборудовать аварийное освещение;
- выполнить двери помещений (лабораторные помещения, комнаты для трудового обучения, мастерские, кладовые горючих материалов и материалов в горючей упаковке, книгохранилища библиотек, серверные, электрощитовые, пищеблоки) с нормируемым пределом огнестойкости;
- устранить нарушения изоляции (скрутки электропроводов) при эксплуатации электропроводов;
- устранить размещение помещений начальных классов на 3 этаже;
- обеспечить все помещения автоматической пожарной сигнализацией (отсутствуют пожарные извещатели в классе химии, процедурный кабинет, лаборантская биологии);
соблюсти действующие на момент установки дополнительного оборудования, переноса оборудования и замены по истечению срока эксплуатации, предусмотренного заводом изготовителем, оборудования автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре требования нормативных документов по пожарной безопасности. Внести соответствующие решения, дополнения и изменения в имеющуюся проектную документацию, либо разработать новые проектные решения в соответствии с действующими нормативными документами по пожарной безопасности (монтаж АУПС (автоматической установки пожарной сигнализации) и СОУЭ (системы оповещения и управления эвакуацией);
- обеспечить проверку устройств блокировки вентиляционных систем с автоматическими установками пожарной сигнализации, автоматических устройств отключения общеобменной вентиляции и кондиционирования при пожаре с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты;
- обеспечить звуковые сигналы СОУЭ в соответствии с нормативным значением, согласно протоколу оценки СОУЭ от 19.11.2023;
- установить резервный источник питания системы оповещения и управление эвакуацией людей при пожаре;
- привести в соответствие с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности ГОСТ Р 53365, ГОСТ Р 53325 кабельные линии и электропроводка систем противопожарной защиты (обнаружения пожара и оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре).
Обязать мэрию города Череповца в срок до 31.03.2025 обеспечить финансирование мероприятий в здании МАОУ «Образовательный центр №», расположенном по адресу: <адрес> по устранению выше названных нарушений требований пожарной безопасности, а именно:
- по оборудованию на путях эвакуации аварийного освещения;
- по выполнению дверей помещений (лабораторные помещения, комнаты для трудового обучения, мастерские, кладовые горючих материалов и материалов в горючей упаковке, книгохранилища библиотек, серверные, электрощитовые, пищеблоки) с нормируемым пределом огнестойкости;
- по устранению нарушения изоляции (скрутки электропроводов) при эксплуатации электропроводов;
- по устранению размещения помещений начальных классов на 3 этаже;
- по обеспечению всех помещений автоматической пожарной сигнализацией (отсутствуют пожарные извещатели в классе химии, процедурный кабинет, лаборантская биологии);
- по соблюдению действующих на момент установки дополнительного оборудования, переноса оборудования и замены по истечению срока эксплуатации, предусмотренного заводом изготовителем, оборудования автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре требований нормативных документов по пожарной безопасности. По внесению соответствующих решений, дополнений и изменений в имеющуюся проектную документацию, либо разработке новых проектных решений в соответствии с действующими нормативными документами по пожарной безопасности (монтаж АУПС (автоматической установки пожарной сигнализации) и СОУЭ (системы оповещения и управления эвакуацией);
- по обеспечению проверки устройств блокировки вентиляционных систем с автоматическими установками пожарной сигнализации, автоматических устройств отключения общеобменной вентиляции и кондиционирования при пожаре с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты;
- по обеспечению звуковых сигналов СОУЭ в соответствии с нормативным значением, согласно протоколу оценки СОУЭ от 19.11.2023;
- по установке резервного источника питания системы оповещения и управление эвакуацией людей при пожаре;
- по приведению в соответствие с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности ГОСТ Р 53365, ГОСТ Р 53325 кабельные линии и электропроводка систем противопожарной защиты (обнаружения пожара и оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре).
Обязать МАУ «Центр комплексного обслуживания» организовать проведение работ по устранению выше указанных нарушений требований пожарной безопасности в МАОУ «Образовательный центр №11», расположенном по адресу: <адрес>, а именно:
- по оборудованию на путях эвакуации аварийного освещения;
- по выполнению дверей помещений (лабораторные помещения, комнаты для трудового обучения, мастерские, кладовые горючих материалов и материалов в горючей упаковке, книгохранилища библиотек, серверные, электрощитовые, пищеблоки) с нормируемым пределом огнестойкости;
- по устранению нарушения изоляции (скрутки электропроводов) при эксплуатации электропроводов;
- по устранению размещения помещений начальных классов на 3 этаже;
- по обеспечению всех помещений автоматической пожарной сигнализацией (отсутствуют пожарные извещатели в классе химии, процедурный кабинет, лаборантская биологии);
- по соблюдению действующих на момент установки дополнительного оборудования, переноса оборудования и замены по истечению срока эксплуатации, предусмотренного заводом изготовителем, оборудования автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре требований нормативных документов по пожарной безопасности. По внесению соответствующих решений, дополнений и изменений в имеющуюся проектную документацию, либо разработке новых проектных решений в соответствии с действующими нормативными документами по пожарной безопасности (монтаж АУПС (автоматической установки пожарной сигнализации) и СОУЭ (системы оповещения и управления эвакуацией).
- по обеспечению проверки устройств блокировки вентиляционных систем с автоматическими установками пожарной сигнализации, автоматических устройств отключения общеобменной вентиляции и кондиционирования при пожаре с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты;
- по обеспечению звуковых сигналов СОУЭ в соответствии с нормативным значением, согласно протоколу оценки СОУЭ от 19.11.2023;
- по установке резервного источника питания системы оповещения и управление эвакуацией людей при пожаре;
- по приведению в соответствие с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности ГОСТ Р 53365, ГОСТ Р 53325 кабельные линии и электропроводка систем противопожарной защиты (обнаружения пожара и оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре).
Протокольным определением суда от 29.05.2024 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, финансовое управление мэрии г.Череповца.
Протокольным определением суда от 01.08.2024 к рассмотрению приняты уточнения исковых требований.
Протокольным определением суда от 16.09.2024 к участию в деле в качестве соответчика привлечен Комитет по управлению имуществом мэрии г.Череповца, Управление образования мэрии г.Череповца переведено из числа третьих лиц в соответчики.
В судебном заседании прокурор У. уточненные исковые требования поддержала, просила удовлетворить. Пояснила, что требования закона в настоящее время не выполнены, нарушения не устранены.
В судебном заседании представитель ответчика МАОУ «Образовательный центр №» К. исковые требования не признал, пояснил, что неоднократно с 2021 года направлял в Управление образования ходатайства на выделение денежных средств.
В судебном заседании представитель ответчика мэрия г. Череповца на основании доверенности Й. поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве.
В судебном заседании представитель ответчика Управления образования мэрии города Череповца Е. пояснил, что денежные средства распределяются по образовательным учреждениям по мере необходимости и во исполнение вынесенных решений, просил увеличь срок для устранения выявленных нарушений до 2028 года. При приемке здания все требования пожарной безопасности были соблюдены.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ГУ МЧС России по Вологодской области Н. исковые требования поддержала.
Представители ответчиков Комитета по управлению имуществом мэрии г.Череповца, МАУ «Центр комплексного обслуживания» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамента образования Вологодской области, Финансового управления мэрии города Череповца в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд рассмотрел дело при состоявшейся явке.
Исследовав материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.
Отношения в области пожарной безопасности регулируются Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и иными нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, в том числе правилами и нормами пожарной безопасности.
Статьей 1 указанного Федерального закона предусмотрено, что требованиями пожарной безопасности являются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. Нормативные документы по пожарной безопасности представляют собой технические регламенты и стандарты, а также действующие до вступления в силу технических регламентов и вновь разрабатываемые нормы пожарной безопасности, правила пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие соответственно обязательные и рекомендательные требования пожарной безопасности.
Под нарушением требований пожарной безопасности, согласно вышеназванной статье, понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Статьей 20 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» определено, что требования пожарной безопасности, содержащиеся в нормативных документах по пожарной безопасности (стандартах, нормах и правилах пожарной безопасности, инструкциях и иных документах) являются обязательными к исполнению.
Статьями 37 и 38 Федерального закона «О пожарной безопасности» определено, что обязанность соблюдать требования пожарной безопасности возложена на лиц, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
В силу части 1 статьи 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной в случае, если в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности.
Как следует из материалов дела, в ходе проверочных мероприятий, проведенных прокуратурой города совместно со специалистами ОНД и ПР по г. Череповцу в ноябре 2023 года, в деятельности МАОУ «Образовательный центр №11» выявлены многочисленные нарушения требований пожарной безопасности.
По фактам выявленных нарушений 30.11.2023 первым заместителем прокурора города Череповца МАОУ «Образовательный центр №11» вынесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, их причин и условий, им способствующих.
В настоящее время нарушения требований пожарной безопасности в здании МАОУ «Образовательный центр №11» по адресу: <адрес> полном объеме не устранены, что сторонами в ходе рассмотрения дела не оспаривалось.
Положения Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ), которым определены правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации и общие правила осуществления образовательной деятельности, относят к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся, что закреплено в пункте 15 части 3 статьи 28 названного Федерального закона.
Пунктом 2 части 6 указанной статьи установлено, что образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 41 указанного Закона организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ, обеспечивают безопасность обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Она несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся при освоении образовательной программы, а также за жизнь и здоровье работников образовательной организации при реализации образовательной программы. К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации (статья 28 Закона об образовании).
Из анализа вышеприведенных норм права следует, что на образовательную организацию, как объект с массовым пребыванием людей, возлагается обязанность по обеспечению комплексной безопасности находящихся в ней обучающихся и работников.
Муниципальное автономное образовательное учреждение «Образовательный центр №11» является образовательной организацией и осуществляет, в том числе образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования.
Согласно пункту 1.4 Устава МАОУ «Образовательный центр №11», учредителем данного образовательного учреждения является муниципальное образование «Город Череповец», функции и полномочия учредителя учреждения осуществляет мэрия города Череповца, Управление образования мэрии города Череповца. Собственником имущества учреждения является муниципальное образование «Город Череповец». Функции и полномочия собственника имущества осуществляет Комитет по управлению имуществом города Череповца.
В силу 1.9 Устава учреждение отвечает по своим обязательствам имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за ним комитетом по управлению имуществом города или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему органом на приобретение этого имущества. Учреждение не отвечает по обязательствам Собственника имущества учреждения.
К компетенции образовательного учреждения, в силу пункта 4.4 Устава относится, в том числе материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников Учреждения.
Принимая во внимание, что невыполнение мероприятий по устранению нарушений требований пожарной безопасности МАОУ «Образовательный центр №11» создает предпосылки к причинению вреда жизни и здоровью работников и учащихся, что свидетельствует о нарушении прав неопределенного круга лиц на безопасность, а также учитывая, что здание МАОУ «Образовательный центр №11» закреплено за учреждением на праве оперативного управления, при этом к компетенции образовательного учреждения относится, в том числе создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников учреждения, суд приходит к выводу, что заявленные первым заместителем прокурора города Череповца в защиту неопределенного круга лиц требования к образовательному учреждению по устранению выявленных нарушений являются законными и обоснованными, и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Определяя в соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации срок исполнения возложенной на образовательное учреждение обязанности, суд, учитывая специфику данного объекта, длительность неисполнения требований по пожарной безопасности в образовательном учреждении, а также исходя из того, что данный срок должен быть реальным для исполнения, поскольку для выполнения испрашиваемых работ необходимо время для доведения лимитов до получателей бюджетных средств, которому предшествует проведение процедур, предусмотренных бюджетных законодательством, имеющих определенные сроки исполнения (предварительная оценка объемов финансирования, направление ходатайства главного распорядителя бюджетных средств на Экспертный совет, принятие решения Экспертным советом, подготовка проекта решения городской Думы о внесении изменений в бюджет города, принятие городской Думой решения, опубликование указанного решения, доведение лимитов денежных средств до главного распорядителя бюджетных средств, доведение лимитов денежных средств до получателя бюджетных средств), и полагает возможным установить срок для выполнения образовательным учреждением требований по устранению нарушений пожарной безопасности установке до 31.12.2026, полагая его разумным и обеспечивающим соблюдение баланса интересов сторон.
Само по себе отсутствие достаточного финансирования на осуществление требуемых прокурором мероприятий правового значения не имеет, поскольку не освобождает ответчика от исполнения соответствующей обязанности в установленный в срок.
Разрешая требования к мэрии города Череповца о возложении обязанности обеспечить финансирование работ по устранению нарушений требований пожарной безопасности суд правовых оснований для их удовлетворения не усматривает в силу следующего.
Согласно пункту 10 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 131-ФЗ), обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального, городского округа отнесено к вопросам местного значения городского округа.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 названного Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Частью 1 статьи 37 Федерального закона № 131-ФЗ установлено, что местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Из устава образовательного учреждения следует, что его учредителем является муниципальное образование «Город Череповец», функции и полномочия учредителя учреждения осуществляет мэрия города, управление образования мэрии города. Собственником имущества учреждения является муниципальное образование «Город Череповец». Функции и полномочия собственника имущества осуществляет комитет по управлению имуществом города (пункт 1.5).
В соответствии со статьей 34 Федерального закона № 131-ФЗ структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В силу положений статьи 12 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.
Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации под главным распорядителем бюджетных средств (главным распорядителем средств соответствующего бюджета) понимается, в частности, орган местного самоуправления, орган местной администрации, имеющий право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между ведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено данным кодексом (абзац тридцать шестой статьи 6).
Получателем бюджетных средств (получателем средств соответствующего бюджета) является в том числе находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющее право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено этим кодексом (абзац тридцать восьмой статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся (статья 38.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
К бюджетным ассигнованиям на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) относятся ассигнования на предоставление субсидий автономным учреждениям, включая субсидии на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания (статья 69.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В законе (решении) о бюджете могут устанавливаться условия предоставления средств из бюджета, в соответствии с которым предоставление таких средств осуществляется в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования (абзац первый пункта 1 статьи 74 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Порядок доведения указанных бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей бюджетных средств устанавливается финансовым органом (абзац второй пункта 1 статьи 74 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
До утверждения указанного в абзаце первом настоящего пункта порядка доведение соответствующих бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей (распорядителей) или получателей бюджетных средств не допускается (абзац третий пункта 1 статьи 74 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Органы исполнительной власти (органы местной администрации), являющиеся главными распорядителями (распорядителями) и (или) получателями бюджетных средств, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета, осуществляют соответствующие бюджетные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним правовыми актами (пункт 4 статьи 154 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Обеспечение результативности, адресности и целевого характера использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств, осуществление планирования расходов бюджета, составление обоснования бюджетных ассигнований, распределение этих денежных средств, их лимитов по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, бюджетных смет подведомственных получателей бюджетных средств, являющихся казенными учреждениями, отнесены к полномочиям главного распорядителя бюджетных средств (статья 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, только главный распорядитель бюджетных средств имеет право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
В сфере деятельности, являющейся предметом рассмотрения по настоящему делу, именно мэрия города, осуществляющая полномочия собственника муниципального имущества, как главный распорядитель средств муниципального бюджета, производит финансирование деятельности муниципального учреждения, его материально-техническое обеспечение.
При этом понуждение мэрии города к выделению финансирования является ограничением права главного распорядителя средств местного бюджета, предусмотренных на содержание территориального органа и подчиненных ему органов и организаций, на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, в том числе вопроса, какими силами и за счет каких средств обеспечить деятельность подведомственных ей учреждений, и нарушает установленный статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.
Данная правовая позиция согласуется с позицией Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2023 по делу № 18-КГ23-195-К4.
Согласно статье 28 и 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации, одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является принцип самостоятельности бюджетов, который означает право и обязанность органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность бюджета и эффективность использования бюджетных средств, право и обязанность самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, а также право органов местного самоуправления самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов. Понуждение органов местного самоуправления к финансированию отдельных направлений расходов приводит к необходимости ограничения финансирования других полномочий органов местного самоуправления, которые также должны быть исполнены в соответствии с нормами действующего законодательства.
В соответствии с Положением о бюджетном процессе в городе Череповце, утвержденным решением Череповецкой городской Думы от 26.06.2008 № 78, участниками бюджетного процесса в городе Череповце являются глава города Череповца, городская Дума, мэрия города, контрольно-счетная палата города Череповца, главные распорядители бюджетных средств, главные администраторы (администраторы) доходов бюджета, главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета, получатели бюджетных средств (статья 6). При этом, за каждым из участников бюджетного процесса указанным Положением закреплены конкретные бюджетные полномочия. Окончательное определение объемов финансирования и утверждение городского бюджета осуществляется Череповецкой городской Думой.
Таким образом, возложение на мэрию города Череповца обязанности по финансированию мероприятий по устранению нарушений пожарной безопасности объекта само по себе не может привести к восстановлению нарушенных прав и, соответственно, не свидетельствует об исполнимости судебного решения.
Далее, разрешая требования о возложении на МАУ «ЦКО» обязанности по проведению работ по устранению нарушений требований пожарной безопасности, суд приходит к следующему.
Защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иными способами, предусмотренными законом. Абзацем седьмым статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрена защита гражданских прав путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.
Исполнение обязанности в натуре означает понуждение должника выполнить действия, которые он должен совершить в силу закона либо имеющегося гражданско-правового обязательства.
В соответствии с уставом МАУ «ЦКО» создано муниципальным образованием «Город Череповец» с целью осуществления безопасной эксплуатации и содержания муниципальных объектов (нежилых зданий и сооружений), а также эффективного использования имущества, находящегося в муниципальной собственности (пункт 2.2), эффективного хозяйственного содержания и использования имущества, предназначенного для функционирования органов местного самоуправления и муниципальных образовательных учреждений (пункт 2.3).
На данное автономное учреждение учредителем возложены функции по организации содержания, технического обслуживания, текущих ремонтов, охраны зданий. Финансирование мероприятий по содержанию и обслуживанию зданий, размещение муниципального заказа также осуществляется по заявкам МАУ «ЦКО».
В целях выполнения полномочий по техническому содержанию и обслуживанию образовательных организаций МАУ «ЦКО» осуществляет размещение муниципального заказа на выполнение работ, направленных на укрепление материально-технической базы образовательных учреждений города (абзац 5 пункта 2.4.1 устава с учетом изменений от 23.06.2021).
Из пункта 2.5 Устава следует, что мэрия города формирует и утверждает муниципальное задание для Учреждения в соответствии с предусмотренной настоящим Уставом основной деятельностью. Учреждение не вправе отказаться от выполнения муниципального задания. Источником финансовых ресурсов являются, в том числе субсидии из городского бюджета на финансовое обеспечение муниципального задания на оказание муниципальных услуг; целевые субсидии из городского бюджета в случаях и в порядке, установленным муниципальными правовыми актами (пунктом 3.6 Устава).
Финансовое обеспечение мероприятий, связанных с проведением текущего ремонта, оснащением оборудованием муниципальных организаций, осуществляется в форме субсидии на иные цели в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Проведение указанных мероприятий МАУ «ЦКО» осуществляет в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Поскольку доказательств неисполнения обязанности МАУ «ЦКО» по организации работ по устранению нарушений требований пожарной безопасности в силу закона либо имеющегося гражданско-правового обязательства не представлено, оснований для удовлетворения исковых требований к автономному учреждению суд не находит.
По вышеуказанным основаниям не подлежат удовлетворению и требования к Управлению образования мэрии г.Череповца, Комитету по управлению имуществом мэрии г.Череповца
Руководствуясь положениями статьи 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации, а также учитывая материальное положение ответчика МАОУ «Образовательный центр №11» суд полагает возможным освободить его от возмещения издержек, связанных с рассмотрением дела.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
исковые требования прокурора города Череповца Ц. к муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Образовательный центр №11», мэрии города Череповца, муниципальному автономному учреждению «Центр комплексного обслуживания», Управлению образования мэрии г.Череповца, Комитету по управлению имуществом мэрии г.Череповца о возложении обязанности по устранению нарушений требований пожарной безопасности удовлетворить частично.
Возложить на муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Образовательный центр №11» (< >) обязанность в срок до 31.12.2026 устранить нарушение требований пожарной безопасности в МАОУ «Образовательный центр №11», расположенном по адресу: <адрес>, а именно:
- на путях эвакуации оборудовать аварийное освещение;
- выполнить двери помещений (лабораторные помещения, комнаты для трудового обучения, мастерские, кладовые горючих материалов и материалов в горючей упаковке, книгохранилища библиотек, серверные, электрощитовые, пищеблоки) с нормируемым пределом огнестойкости;
- устранить нарушения изоляции (скрутки электропроводов) при эксплуатации электропроводов;
- устранить размещение помещений начальных классов на 3 этаже;
- обеспечить все помещения автоматической пожарной сигнализацией (отсутствуют пожарные извещатели в классе химии, процедурный кабинет, лаборантская биологии);
- соблюсти действующие на момент установки дополнительного оборудования, переноса оборудования и замены по истечению срока эксплуатации, предусмотренного заводом изготовителем, оборудования автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре требования нормативных документов по пожарной безопасности. Внести соответствующие решения, дополнения и изменения в имеющуюся проектную документацию, либо разработать новые проектные решения в соответствии с действующими нормативными документами по пожарной безопасности (монтаж АУПС (автоматической установки пожарной сигнализации) и СОУЭ (системы оповещения и управления эвакуацией);
- обеспечить проверку устройств блокировки вентиляционных систем с автоматическими установками пожарной сигнализации, автоматических устройств отключения общеобменной вентиляции и кондиционирования при пожаре с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты;
- обеспечить звуковые сигналы СОУЭ в соответствии с нормативным значением, согласно протоколу оценки СОУЭ от 19.11.2023;
- установить резервный источник питания системы оповещения и управление эвакуацией людей при пожаре;
- привести в соответствие с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности ГОСТ Р 53365, ГОСТ Р 53325 кабельные линии и электропроводка систем противопожарной защиты (обнаружения пожара и оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре).
В удовлетворении исковых требований к мэрии города Череповца, муниципальному автономному учреждению «Центр комплексного обслуживания», Управлению образования мэрии г.Череповца, Комитету по управлению имуществом мэрии г. Череповца отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Череповецкий городской суд в течение месяца со дня принятия судом решения.
Судья Ю.М. Гайдукова
Мотивированное решение суда составлено 17.12.2024.