№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«03 » сентября 2015 года п.Золотухино Курской области
Золотухинский районный суд Курской области в составе:
судьи Умеренковой И.Г.,
с участием:
прокурора – помощника прокурора Золотухинского района Курской области Тимошенко Л.И..,
истца Аспидова ФИО8 представителя истца Коберник ФИО9., представителя ответчика Зинковой ФИО10..,
при секретаре Беспяткиной Ю.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Аспидова ФИО11 к ООО « Сахар-Золотухино» о взыскании компенсации морального вреда, причиненного в результате несчастного случая на производстве
у с т а н о в и л:
Аспидов ФИО12 обратился в суд с иском к ООО « Сахар-Золотухино» о взыскании компенсации морального вреда, причиненного в результате несчастного случая на производстве.
В обоснование иска указал, что с 26 августа 2014 года осуществлял трудовую деятельность в должности транспортерщика- дробильщика 3 –его разряда в известково –газовом отделении на участке транспортирования известкового камня и угля ООО « Сахар-Золотухино». В его обязанности входило транспортирование известкового камня и угля в известково-обжигательные печи по ленточному конвейеру известкового камня и угля В-1200.
05.12.2014 года с 20:00 заступил на смену, примерно в 4:00 06.12.2014 года он находился на своем рабочем месте и контролировал подачу угля по транспортеру, в этот момент его одежда попала в зазор между ведущим барабаном конвейера В-1200 и приемным бункером шибера- распределителя, в результате чего ему были причинены телесные повреждения в виде тяжелой сочетанной травмы тела.
В период с 06.12.2014 г. по 05.03.2015 г. находился на стационарном лечении в отделении гнойной хирургии Курской областной клинической больницы.
В связи с произошедшим, 30.12.2014 года был составлен акт №5 о несчастном случае на производстве, утвержденный директором ООО «Сахар Золотухино» Килиным ФИО13
В настоящее время ему установлена <данные изъяты> инвалидности с третьей степенью ограничения к трудовой деятельности на срок до 01.05.2017 года. Причина инвалидности - трудовое увечье.
В результате несчастного случая на производстве он остался без обеих нижних конечностей, левая рука не функционирует, испытывает постоянные спинные боли, не может обходиться без постоянной посторонней помощи. Для нормального функционирования организма необходимы специальные медицинские приспособления и препараты. Виновными действиями ответчика, с которым он находился в трудовых отношениях, не обеспечившего в должной мере безопасность производства, в результате которого им получено повреждение здоровья, ему причинен моральный вред, который он оценивает в <данные изъяты> рублей.
В судебном заседание истец Аспидов ФИО14 поддержал исковые требования и просил их удовлетворить в полном объеме.
Представитель истца по доверенности Коберник ФИО15 в судебном заседании исковые требования поддержал согласно вышеизложенным обстоятельствам.
Представитель ответчика – ООО «Сахар - Золотухино» Зинкова ФИО16 действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, пояснив, что вины ответчика в причинении морального вреда Аспидову ФИО17. не имеется, так как согласно акта №5 о несчастном случае на производстве от 30.12.2014 года основной причиной несчастного случая является нарушение работником Аспидовым ФИО18. трудового распорядка и дисциплины труда. ДД.ММ.ГГГГ Аспидов ФИО19. осуществляя трудовую деятельность, нарушил требования п. 3.8 «Инструкции по охране труда транспортировщика- дробильщика известкового камня» - при производстве работ по транспортировке угля в известково-обжигательные печи убирал большие камни угля с ленты движущегося конвейера. Кроме того, Аспидов ФИО20 проявив грубую неосторожность, находился на рабочем месте в состоянии алкогольного опьянения, нарушив требования п. 6.2 подпункта г Правил внутреннего трудового распорядка ООО « Сахар- Золотухино», п. 9 раздела 11 Рабочей инструкции транспортерщика- дробильщика ИГО. Аспидову ФИО22. указаний на выполнение действий, направленных на уборку камней угля с движущейся траспортировочной ленты, никто не давал, в его должностные обязанности это не входило, а более того, противоречило требованиям безопасности труда, инструктаж по соблюдению которых Аспидов ФИО23 проходил, но собственной инициативе, вопреки требованиям безопасности выполнил названные действия, которые явились непосредственной причиной несчастного случая, в связи с чем, Аспидов ФИО24. несет ответственность за нарушения, указанных выше причин возникновения несчастного случая, в соответствии с требованиями статьи 419 Трудового кодекса РФ.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 1064ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Согласно ст.1079 ГК РФ юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Владелец источника повышенной опасности может быть освобожден судом от ответственности полностью или частично также по основаниям, предусмотренным пунктами 2 и 3 статьи 1083 настоящего Кодекса. При этом компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда, в том числе, в случаях, когда вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности ( ст.1100 ГК РФ).
В силу положений ст. 2 ТК РФ, исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются, в том числе, обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту.
Трудовое законодательство предусматривает в качестве основной обязанности работодателя обеспечивать безопасность труда и условия, отвечающие требованиям охраны и гигиены труда, то есть создавать такие условия труда, при которых исключалось бы причинение вреда жизни и здоровью работника.
Как следует из ст. 21 ТК РФ, работник имеет право на возмещение вреда, причиненного ему в связи с исполнением трудовых обязанностей, и компенсацию морального вреда в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами.
В силу ст. 22 ТК РФ работодатель обязан возмещать вред, причиненный работникам в связи с исполнением ими трудовых обязанностей, а также компенсировать моральный вред в порядке и на условиях, которые установлены Трудовым кодексом Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
Статьей 212 ТК РФ установлена обязанность работодателя по обеспечению безопасных условий труда и охраны труда работника.
В соответствии со ст. 237 ТК РФ, моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон.
В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Согласно п. 2 ч. 3 ст. 8 Федерального закона РФ от 24.07.1998 года "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", возмещение застрахованному морального вреда, причиненного в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием, осуществляется причинителем вреда.
Моральный вред, в соответствии со ст. 151 ГК РФ, определен как физические или нравственные страдания, причиненные гражданину действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага.
Применительно к трудовым отношениям - это физические и нравственные страдания работника, связанные с неправомерным поведением работодателя, в том числе в случае причинения вреда здоровью работника вследствие профессионального заболевания.
В соответствии с ч. 2 ст. 151 ГК РФ, при определении размера компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимание обстоятельства.
Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
Как установлено в судебном заседании, Аспидов ФИО25 находился в трудовых отношениях с ООО « Сахар Золотухино», в результате несчастного случая на производстве, произошедшего 06.12.2014 года, им получены телесные повреждения в виде тяжелой сочетанной травмы: открытый оскольчатый перелом верхней трети правого бедра с размятием и размозжением мягких тканей бедра с дефектом кожи, открытый двойной перелом левого бедра со смещением и размятием и размозжением мягких тканей левого бедра с повреждением сосудисто-нервного пучка, закрытый оскольчатый перелом нижней трети левого плеча со смещением, закрытый перелом левой седалищной кости, рана перианальной области, травматический шок III степени. Указанные повреждения относятся к категории тяжелых производственных травм.
В связи с произошедшим, 30.12.2014 года был составлен акт №5 о несчастном случае на производстве, утвержденный директором ООО «Сахар Золотухино» Килиным ФИО26
Согласно данного акта, причинами произошедшего явилось: нарушение работниками трудового распорядка и дисциплины – при производстве работ по транспортировке угля в известково- обжигательные печи Аспидов убирал большие камни угля с ленты движущегося конвейера, при этом находился в опасной зоне указанного транспортного средства; нахождение пострадавшего в состоянии алкогольного опьянения, нарушение требований безопасности при эксплуатации транспортных средств – не обеспечена безопасность работников при эксплуатации оборудования и технологических процессов: конвейер не оборудован выключающимися устройствами, позволяющими остановить конвейер с любого места по его длине со стороны прохода ( отсутствуют устройства аварийного останова, или кабель-тросовый выключатель), а так же в головной и хвостовой части не оборудован аварийными кнопками « стоп», ведущий барабан конвейера, а так же участок, набегающий на барабан ленты ( на расстоянии не менее 2.5 от линии касания ленты с барабаном) не имеют ограждения, чем нарушены требования: Инструкции по охране труда для транспортировщика ( дробильщика) известкового камня, должностной инструкции начальника смены ООО « Сахар-Золотухино», должностной инструкции старшего мастера известково-газового отделения ООО « Сахар-Золотухино», Правил внутреннего трудового распорядка ООО « Сахар Золотухино», Межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта ( конвейерный, трубопроводный и другие транспортные средства непрерывного действия, ГОСТ 12.2.022-80 ССБТ «Конвейеры. Общие требования безопасности».
Согласно заключению ФКУ «ГБ МСЭ» по Курской области и акта освидетельствования №938 от 27 апреля 2015 года Аспидову ФИО27. установлена <данные изъяты> инвалидности с третьей степенью ограничения к трудовой деятельности на срок до 01.05.2017 года. Причина инвалидности - трудовое увечье. Степень утраты профессиональной трудоспособности №
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что повреждение здоровья Аспидова ФИО28 произошло в результате взаимодействия с источником повышенной опасности, эксплуатируемом ответчиком.
Указанное обстоятельство является достаточным основанием возложения на ответчика обязательства по возмещению Аспидову ФИО30 морального вреда.
Доводы ответчика о допущенной Аспидовым ФИО29 грубой неосторожности – осуществлении трудовой деятельности в состоянии алкогольного опьянения являются несостоятельными, поскольку допущение последнего к работе само по себе является нарушением охраны труда и техники безопасности, а так же положений трудового законодательства 9 ст.76 ТК РФ), то есть виновным действием ответчика.
Согласно положений ст. 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда; при определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости; характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред и индивидуальных особенностей потерпевшего.
В ходе судебного разбирательства установлен факт причинения истцу физических и нравственных страданий в связи с возникновением у него трудового увечья, что является основанием для компенсации морального вреда.
Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что истец имеет бесспорное право на возмещение морального вреда в связи с причинением вреда здоровью, и данное право им до настоящего времени не реализовано.
Разрешая вопрос о размере компенсации морального вреда истцу, суд, в соответствии с ч. 2 ст. 1101 ГК РФ, учитывает вышеуказанные обстоятельства, требования разумности, справедливости, степень тяжести страданий истца, то, что в связи с повреждением здоровья, ампутации обеих нижних конечностей, он испытал и продолжает испытывать физические и нравственные страдания, ему установлена третья степень ограничения способности к трудовой деятельности, первая группа инвалидности, требования ст. 2 Трудового кодекса РФ, суд приходит к выводу о необходимости взыскания с работодателя денежной компенсации морального вреда в размере 100 000 рублей.
В соответствии с требованиями ст. 103 ГПК РФ, ст. 333.19 НК РФ с ООО «Сахар Золотухино» в бюджет Золотухинского района подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Аспидова ФИО31 к ООО « Сахар-Золотухино» о взыскании компенсации морального вреда, причиненного в результате несчастного случая на производстве - удовлетворить частично.
Взыскать с ООО «Сахар-Золотухино» в пользу Аспидова ФИО32 компенсацию морального вреда, причиненного в результате несчастного случая на производстве в размере <данные изъяты> рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований – отказать.
Взыскать с ООО «Сахар-Золотухино» в бюджет Золотухинского района государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Золотухинский районный суд в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме -08 сентября 2015 года.
Судья И.Г. Умеренкова