РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 сентября 2024 года г.Самара
Октябрьский районный суд г.Самары в составе:
председательствующего судьи Федоровой И.А.,
при секретаре судебного заседания Смоляковой Д.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-4914/24 по иску ФИО в лице законного представителя ФИО к ФИО о компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
ФИО в лице законного представителя ФИО обратилась в суд с иском, ссылаясь на то, что истец и ответчик приходятся друг другу братом и сестрой. В начале дата года ФИО, находясь по адресу: адрес на почве личной неприязни нанес сильный удар истцу ФИО по лицу в области носа, что явилось причиной сильной боли и стресса. ФИО обращалась в полицию с заявлением о возбуждении уголовного дела в отношении ответчика ФИО, однако, потом отказалась от своих требований к ответчику, в виду того, что от ответчика в адрес истца постоянно поступали угрозы и истец серьезно опасалась за свою жизнь и здоровье.
На основании изложенного, просит суд взыскать с ответчика ФИО в пользу истца ФИО компенсацию морального вреда в связи с причинением вреда здоровью в размере 100 000 руб.
В судебном заседании представитель истца ФИО, действующий на основании доверенности, поддержал заявленные исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил удовлетворить.
Ответчик ФИО и его представитель по устному ходатайству - ФИО, действующий на основании удостоверения и ордера, в судебном заседании исковые требования не признали, просили отказать в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.
Помощник прокурора Октябрьского района г.Самары ФИО полагала возможным удовлетворить иск частично, взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 5000 руб.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, помощника прокурора, полагавшего исковые требования подлежащими частичному удовлетворению, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющей общие основания гражданско-правовой ответственности за причинение вреда, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
Пунктом 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная *** свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
В соответствии со статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
Согласно пункту 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 года № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» обязанность компенсации морального вреда может быть возложена судом на причинителя вреда при наличии предусмотренных законом оснований и условий применения данной меры гражданско-правовой ответственности, а именно: физических или нравственных страданий потерпевшего; неправомерных действий (бездействия) причинителя вреда; причинной связи между неправомерными действиями (бездействием) и моральным вредом; вины причинителя вреда (статьи 151, 1064, 1099 и 1100 ГК РФ).
Потерпевший - истец по делу о компенсации морального вреда должен доказать факт нарушения его личных неимущественных прав либо посягательства на принадлежащие ему нематериальные блага, а также то, что ответчик является лицом, действия (бездействие) которого повлекли эти нарушения, или лицом, в силу закона обязанным возместить вред.
Вина в причинении морального вреда предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в причинении вреда доказывается лицом, причинившим вред (пункт 2 статьи 1064 ГК РФ).
В силу пункта 15 указанного постановления Пленума причинение морального вреда потерпевшему в связи с причинением вреда его здоровью во всех случаях предполагается, и сам факт причинения вреда здоровью, в том числе при отсутствии возможности точного определения его степени тяжести, является достаточным основанием для удовлетворения иска о компенсации морального вреда.
Привлечение лица, причинившего вред здоровью потерпевшего, к уголовной или административной ответственности не является обязательным условием для удовлетворения иска.
Как следует из иска, истец ФИО и ответчик ФИО приходятся друг другу родными сестрой и братом.
Решением Красноглинского районного суда г. Самары от дата ФИО признана недееспособной.
ФИО назначена опекуном ФИО на основании распоряжения первого заместителя городского округа Самара от дата №....
Как следует из иска, в начале дата ответчик ФИО, находясь по адресу: адрес на почве личной неприязни нанес сильный удар истцу ФИО по лицу в области носа.
Согласно постановлению ст. УУП ОУУП и ПДН ОП №8 УМВД России по городу Самаре об отказе в возбуждении уголовного дела от дата, дата в ОДЧ ОП №8 У МВД России по городу Самаре поступило заявление ФИО по факту противоправных действий. Из опроса ФИО, проживающей по адресу: адрес, следует, что дата примерно в ***. ее родной брат ФИО, находящийся у нее в гостях, в ходе конфликта ударил заявителя один раз рукой по лицу. По данному факту ФИО обратилась в полицию и за медицинской помощью.
Позже, от ФИО поступило заявление с просьбой дальнейшую проверку по факту получения ею телесного повреждения не проводить, так как конфликт урегулирован. Претензий по данному факту к ФИО она не имеет.
Согласно справке ГБУЗ «СОКБ им. Середавина» от дата, ФИО обратилась в кабинет по оказанию экстренной отоларингологической помощи с жалобой на боль в области носа, кровотечение из раны в области спинки носа. Со слов пациентки указанные жалобы появились в результате полученной травмы от известного человека (ФИО ударил бутылкой). Диагноз ФИО: рвано-ушибленная рана спинки носа.
Кроме того, как следует из ответа ГБУЗ СО «СГКБ №2 им. Н.А. Семашко», ФИО обращалась за медицинской помощью в приемное отделение ГБУЗ СО «СГКБ №2 имени Н.А. Семашко». Согласно выписке из «Журнала приема больных и отказов от госпитализации», ФИО обратилась в ГБУЗ СО «СГКБ №2 им. Н.А. Семашко» дата с жалобами на боль в местах ушибов головы, легкую слабость. Со слов пациента избита известным дата в *** по адресу: адрес. Диагноз: ушибы мягких тканей головы. Данных за ЧМТ не выявлено.
Возражая против удовлетворения иска, ответчик ФИО ссылался на то, что его вина в причинении ущерба ФИО не установлена, факт избиения ФИО ФИО отрицал.
В ходе судебного разбирательства в качестве свидетеля была допрошена ФИО, которая пояснила, что ФИО ее соседка, они знакомы с 1957 года примерно. ФИО свидетель также знает, это родной младший брат ФИО У ФИО неприязненные отношения к ФИО ФИО пришла к ФИО, ФИО открыла дверь, а у неё все руки в крови и пол в крови. Свидетель спросила, что с ней произошло, может, кто-то ударил, ФИО сообщила, что это был ФИО, он ударил ее бутылкой и ушёл. ФИО сразу позвонила опекуну ФИО, чтобы она приехала и помогла. Также ФИО неоднократно рассказывала ФИО о том, что ФИО над ней издевался. Она его очень любит, но также очень сильно его боится. Свидетелю известно, что если ФИО навещает ФИО, то обязательно будет скандал, он её оскорбляет. Когда ФИО приезжает с дачи, она сама все сумки носит, говорит, что никакую помощь брат ей не оказывает. В тот день ФИО ФИО не видела, о произошедшем ей известно только со слов ФИО
Допрошенная в ходе судебного разбирательства в качестве свидетеля ФИО суду показала, что ФИО является ее бабушкой, ФИО брат ФИО С ФИО свидетель не общается. В день происшествия ФИО позвонила мама ФИО и сообщила, что у бабушки разбит нос после прихода ФИО ФИО зашла к бабушке и увидела, что весь подъезд в крови. Свидетель поднялась в квартиру, ФИО открыла дверь, свидетель увидела, что у ФИО перекошен нос. ФИО спросила у ФИО, что случилось, на что ФИО ответила, что ФИО ударил ее бутылкой. После этого ФИО и ФИО поехали в больницу, где ФИО поставили диагноз. В тот день свидетель ФИО не видела ФИО ФИО жаловалась, что между ней и ФИО была ссора, потому что у ФИО умерла его сожительница, он в конфликте ударил ФИО бутылкой. Бабушка любит своего брата, а он ее обижает.
Допрошенная в ходе судебного разбирательства в качестве свидетеля ФИО суду показала, что является сожительницей ФИО, они проживают вместе с дата, а дата у них состоится роспись. ФИО родная старшая сестра ФИО ФИО считает, что данный иск составила опекун ФИО ФИО порядочный мужчина, никогда не пьет, не курит. Возможно, он эмоциональный мужчина, однако, никогда не поднял бы руку на свою пожилую сестру. ФИО, по мнению ФИО, могла упасть сама. ФИО в дальнейшим забрала свое заявление из полиции на ФИО, потому что любит его сильно. Когда ФИО впервые побывала в гостях у ФИО, она сразу поняла, что ФИО более, дома у нее был беспорядок. Когда ФИО узнала о том, что ФИО и ФИО проживают вместе, она сразу забила тревогу и инициировала признание ФИО недееспособной через суд. Помогала убирать квартиру ФИО именно ФИО, поскольку за 20 лет жизни никогда не убирали квартиру ФИО ФИО даже неизвестно о том, что от нее подан иск о компенсации морального вреда.
Оценивая показания свидетелей, суд полагает возможным принять во внимание показания ФИО и ФИО, поскольку оснований им не доверять у суда не имеется.
Суд не принимает во внимание показания свидетеля ФИО о том, что ответчик не причинял вред истцу, как недостаточные для подтверждения доводов ответчика, а кроме того, учитывает, что ФИО и ФИО находятся в зарегистрированном браке.
Доводы ответчика о том, что истцом не доказано причинение именно ответчиком вреда здоровью, не принимаются судом, поскольку опровергаются совокупностью собранных по делу доказательств.
Таким образом, факт причинения вреда здоровью истца действиями ответчика судом установлен, а, следовательно, в соответствии с положениями пункта 2 статьи 1064 ГК РФ последний освобождается от ответственности только если докажет, что ущерб причинен не по его вине. Такие доказательства ответчиком представлены не были. Привлечение лица, причинившего вред здоровью потерпевшего, к уголовной или административной ответственности не является обязательным условием для удовлетворения иска.
Поскольку нанесение ответчиком истцу телесных повреждений достоверно подтверждено, а право на охрану здоровья, производным от которого является право на компенсацию морального вреда, относится к числу общепризнанных, основных, неотчуждаемых нематериальных прав человека, подлежащих государственной защите, поэтому суд приходит к выводу, что причинение ФИО вреда здоровью означает претерпевание ею физической боли и нравственных страданий, в связи с этим наступление у истца морального вреда предполагается.
В соответствии с данными в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2022 № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» разъяснениями суду при разрешении спора о компенсации морального вреда, исходя из статей 151, 1101 ГК РФ, устанавливающих общие принципы определения размера такой компенсации, необходимо в совокупности оценить конкретные незаконные действия причинителя вреда, соотнести их с тяжестью причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий и индивидуальными особенностями его личности, учесть заслуживающие внимания фактические обстоятельства дела, а также требования разумности и справедливости, соразмерности компенсации последствиям нарушения прав. При этом соответствующие мотивы о размере компенсации морального вреда должны быть приведены в судебном постановлении.
Размер компенсации морального вреда не может быть поставлен в зависимость от размера удовлетворенного иска о возмещении материального вреда, убытков и других имущественных требований.
Определяя размер компенсации морального вреда, суду необходимо, в частности, установить, какие конкретно действия или бездействие причинителя вреда привели к нарушению личных неимущественных прав заявителя или явились посягательством на принадлежащие ему нематериальные блага и имеется ли причинная связь между действиями (бездействием) причинителя вреда и наступившими негативными последствиями, форму и степень вины причинителя вреда и полноту мер, принятых им для снижения (исключения) вреда (пункт 26 названного Постановления).
Тяжесть причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом заслуживающих внимания фактических обстоятельств дела, к которым могут быть отнесены любые обстоятельства, влияющие на степень и характер таких страданий. При определении размера компенсации морального вреда судам следует принимать во внимание, в частности: существо и значимость тех прав и нематериальных благ потерпевшего, которым причинен вред (например, характер родственных связей между потерпевшим и истцом); характер и степень умаления таких прав и благ (интенсивность, масштаб и длительность неблагоприятного воздействия), которые подлежат оценке с учетом способа причинения вреда (например, причинение вреда здоровью способом, носящим характер истязания, унижение чести и достоинства родителей в присутствии их детей), а также поведение самого потерпевшего при причинении вреда (например, причинение вреда вследствие провокации потерпевшего в отношении причинителя вреда); последствия причинения потерпевшему страданий, определяемые, помимо прочего, видом и степенью тяжести повреждения здоровья, длительностью (продолжительностью) расстройства здоровья, степенью стойкости утраты трудоспособности, необходимостью амбулаторного или стационарного лечения потерпевшего, сохранением либо утратой возможности ведения прежнего образа жизни.
При определении размера компенсации морального вреда суду необходимо устанавливать, допущено причинителем вреда единичное или множественное нарушение прав гражданина или посягательство на принадлежащие ему нематериальные блага (пункт 27 названного Постановления).
В соответствии с данными в 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2022 № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» разъяснениями под индивидуальными особенностями потерпевшего, влияющими на размер компенсации морального вреда, следует понимать, в частности, его возраст и состояние здоровья, наличие отношений между причинителем вреда и потерпевшим, профессию и род занятий потерпевшего.
В соответствии с данными в пункте 29 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2022 № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» разъяснениями, разрешая спор о компенсации морального вреда, суд в числе иных заслуживающих внимания обстоятельств может учесть тяжелое имущественное положение ответчика-гражданина, подтвержденное представленными в материалы дела доказательствами (например, отсутствие у ответчика заработка вследствие длительной нетрудоспособности или инвалидности, отсутствие у него возможности трудоустроиться, нахождение на его иждивении малолетних детей, детей-инвалидов, нетрудоспособных супруга (супруги) или родителя (родителей), уплата им алиментов на несовершеннолетних или нетрудоспособных совершеннолетних детей либо на иных лиц, которых он обязан по закону содержать).
Тяжелое имущественное положение ответчика не может служить основанием для отказа во взыскании компенсации морального вреда.
При определении размера компенсации морального вреда судом должны учитываться требования разумности и справедливости (пункт 2 статьи 1101 ГК РФ) (пункт 30 названного Постановления).
В связи с этим сумма компенсации морального вреда, подлежащая взысканию с ответчика, должна быть соразмерной последствиям нарушения и компенсировать потерпевшему перенесенные им физические или нравственные страдания (статья 151 ГК РФ), устранить эти страдания либо сгладить их остроту.
Судам следует иметь в виду, что вопрос о разумности присуждаемой суммы должен решаться с учетом всех обстоятельств дела, в том числе значимости компенсации относительно обычного уровня жизни и общего уровня доходов граждан, в связи с чем исключается присуждение потерпевшему чрезвычайно малой, незначительной денежной суммы, если только такая сумма не была указана им в исковом заявлении.
При определении размера компенсации морального вреда суд руководствуется положениями статей 151, 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, вышеуказанными руководящими разъяснениями Верховного Суда РФ, принимает во внимание характер и тяжесть причиненных истцу ответчиком телесных повреждений (рвано-ушибленная рана спинки носа), обстоятельства их причинения, обращение истца по данному событию за медицинской помощью, необходимость амбулаторного лечения истца, последствия причиненного вреда здоровью, возраст истца и ответчика, состояние здоровья истца, имущественное положение ответчика (пенсионер, пенсия – единственный источник дохода, имеется квартира в собственности), отсутствие со стороны ответчика попыток загладить вред, заявлений о снижении размера компенсации морального вреда или его несоразмерности, оценивает данную компенсацию с учетом принципа разумности и справедливости и приходит выводу об уменьшении суммы взыскания в счет компенсации морального вреда до 20000 руб., полагая заявленный истцом размер компенсации морального вреда (100000 руб.) не соответствующим требованиям разумности.
Суд полагает, что определенный в такой сумме размер компенсации морального вреда согласуется с принципами конституционной ценности жизни, здоровья и достоинства личности (ст. ст. 21 и 53 Конституции Российской Федерации), а также с принципами разумности и справедливости, позволяющими, с одной стороны, максимально возместить причиненный моральный вред, с другой - не допустить неосновательного обогащения потерпевшего и не поставить в чрезмерно тяжелое имущественное положение лицо, ответственное за возмещение вреда.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО в лице законного представителя ФИО удовлетворить частично.
Взыскать с ФИО (***) в пользу ФИО в лице законного представителя ФИО компенсацию морального вреда в размере 20000 (двадцать тысяч) рублей 00 копеек.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г. Самары в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения, срок изготовления которого в течение 10 рабочих дней.
.
.
.