Решение по делу № 2-454/2015 от 23.03.2015

Дело № 2-454/2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 мая 2015 года

Собинский городской суд Владимирской области в составе:

председательствующего Титовой Г.Б.,

при секретаре Смирновой Е.Н.,

с участием

помощника Собинского межрайонного прокурора Дядькиной А.О.,

представителей ответчика Юровой И.В., доверенность от ДД.ММ.ГГГГ года, Назарова В.Г., доверенность от ДД.ММ.ГГГГ года,

представителя третьего лица администрации п.Ставрово Кобловой Т.П., доверенность NN от ДД.ММ.ГГГГ года,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Собинке Владимирской области гражданское дело по иску Собинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к МУМП ЖКХ п.Ставрово об обязании разработать проекты зон санитарной охраны артезианских скважин, получить заключение на разработанные проекты, оградить зоны санитарной охраны артезианских скважин,

У С Т А Н О В И Л:

Собинский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц, просил обязать МУМП ЖКХ п.Ставрово разработать проекты зон санитарной охраны артезианских скважин, расположенных в п.Саврово, получить заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора на разработанные проекты санитарной охраны шести артезианских скважин, расположенных в п.Ставрово, оградить указанные зоны санитарной охраны артезианских скважин. В обоснование требований указал, что Собинской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства на территории Собинского района. В ходе проверки установлено, что МУМП ЖКХ п.Ставрово осуществляет деятельность по предоставлению жителям Собинского района коммунальных услуг, в том числе услуги водоснабжения, и в рамках осуществления своей уставной деятельности эксплуатирует 6 артезианских скважин, расположенных в п.Ставрово. В соответствии с решением СНД п.Ставрово от 28.12.2005 года №6/35 артезианские скважины находятся в хозяйственном ведении ответчика. Собственником объектов является администрация п.Ставрово. Предприятием допускаются нарушения санитарно-эпидемиологических требований при эксплуатации артезианских скважин в отсутствие разработанного и согласованного проекта зон санитарной охраны. Бездействие МУМП ЖКХ п.Ставрово по не разработке указанного проекта создает угрозу загрязнения и засорения источника водоснабжения и водонапорного сооружения, как следствие, влечет угрозу жизни и здоровью жителей п.Ставрово, создает опасность причинения вреда окружающей среде, приводит к нарушению конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду, в связи с чем, заявлен иск.

В судебном заседании помощник Собинского межрайонного прокурора Дядькина А.О. исковые требования поддержала в полном объеме, просила иск удовлетворить, дала объяснения, аналогичные содержанию искового заявления. Дополнительно суду пояснила, что в соответствии с Водным кодексом РФ предусматривается проведение и разработка проекта зон санитарной охраны, данная обязанность должна исполняться собственниками или пользователями. МУМП ЖКХ п.Ставрово – коммерческая организация, является пользователем артезианских скважин, в связи с чем, все работы должны произвести МУМП ЖКХ п.Ставрово. Поскольку отсутствует проект зон санитарной охраны, невозможно определить, правильно ли установлено ограждение. Проект зон санитарной охраны – это единый документ, его разделить невозможно.

Представитель ответчика Юрова И.В. в судебном заседании исковые требования не признала, суду пояснила, что к подземным водным объектам относятся бассейны подземных вод, водоносные горизонты. Водозаборное сооружение в п.Ставрово, находится на гжельско-ассельском водоносном горизонте, и является собственностью администрации п.Ставрово. Данный горизонт эксплуатируется артезианскими скважинами. Артезианская скважина – это инструмент добычи подземных вод из подземного водного объекта. Артезианская скважина может являться источником загрязнения подземного водного объекта, поэтому и организуются зоны санитарной охраны. В пункте 2.2 СаНпиН сказано: «определение границ поясов ЗСО подземного источника», а не определение границ поясов ЗСО артезианских скважин. Подземным источником в данном случае является гжельско-ассельский водоносный горизонт, который является подземным водным объектом. Земельный участок над ним находится в собственности администрации п.Ставрово. В соответствии с ч.1 ст.7.1 Водного кодекса РФ водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со ст.24-27 Водного кодекса РФ или лицами использующими водные объекты, в соответствии с настоящим кодексом. В соответствии со ст.27 Водного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, относятся: владение, пользование, распоряжение такими водными объектами; осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидация его последствий; осуществление мер по охране таких водных объектов; установление ставок платы за пользование такими водными объектами, порядка расчета и взимания этой платы. При передаче водных объектов МУМП ЖКХ п.Ставрово проекта не было. В ДД.ММ.ГГГГ было письмо департамента жилищного хозяйства, где обязуют администрацию обеспечить проект первой, второй и третьей зон, но никаких действий со стороны администрации не последовало. В ДД.ММ.ГГГГ МУМП ЖКХ п.Ставрово посылали письма в администрацию п.Ставрово, чтобы они разработали проект, но никаких действий с их стороны не последовало. Полагает, что МУМП ЖКХ п.Ставрово должно сделать проект по первому поясу, а второй и третий пояса больше относятся к администрации, поэтому финансирование должно проводиться и администрацией, как собственниками и пользователями.

Представитель ответчика Назаров В.Г. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, суду пояснил, что разработка проекта необходима для того, чтобы определить какие объекты и какого характера можно размещать вокруг водозаборных сооружений на 2 и 3 зонах. МУМП ЖКХ п.Ставрово обеспечивает только первую зону около 5 гектаров. Данная зона огорожена. МУМП ЖКХ п.Ставрово не имеет денег для разработки проекта.

Представитель третьего лица администрации п.Ставрово Коблова Т.П. в судебном заседании пояснила, что МУМП ЖКХ п.Ставрово является гарантирующим поставщиком водоснабжения п.Ставрово. Администрация п.Ставрово с 2005 года передала МУМП ЖКХ п.Ставрово водохозяйственную систему, чтобы предприятие могло самостоятельно подавать воду и получать средства. До 2011 года предприятие было финансово стабильным. Проект зон санитарной охраны делается на все 3 пояса, поэтому разграничить составление проекта по поясам невозможно. Администрация обеспечивает охрану и контроль объектов, занимается реконструкцией очистных сооружений, помогает предприятию финансово, обеспечивает муниципальную гарантию на увеличение начального капитала.

Представитель третьего лица – ТО Управления Роспотребнадзора в Петушинском и Собинском районах Владимирской области, извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования Собинского межрайонного прокурора поддержал.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие представителя третьего лица ТО Управления Роспотребнадзора в Петушинском и Собинском районах Владимирской области.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд признает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Пунктом 1 ст. 34 Федерального закона от 10.02.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.

В силу ст. 19 названного Закона индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарно- эпидемиологическим требованиям.

Согласно ст. 43 Водного кодекса Российской Федерации, для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Судом установлено, что шесть артезианских скважин, расположенных в п.Ставрово Собинского района, находятся в муниципальной собственности администрации п.Ставрово, решением №6/35 от 28.12.2005 года они включены в перечень муниципального имущества Собинского района, зачисляемого в муниципальную собственность п.Ставрово /л.д.23-27/.По договору хозяйственного ведения артезианские скважины эксплуатирует МУМП ЖКХ п.Ставрово.

Постановлением №233 от 15.11.2013 года администрации п.Ставрово МУМП ЖКХ п.Ставрово наделен статусом гарантирующей организации в сфере водоснабжения на территории п.Ставрово.В силу Устава МУМП ЖКХ п.Ставрово является коммерческой организацией, созданной в целях удовлетворения общественных потребностей в результатах ее деятельности и получения прибыли. Для выполнения своих целей предприятие осуществляет виды деятельности по производству работ и услуг, в том числе: канализационного и водопроводного обеспечения, содержание и эксплуатацию объектов коммунального хозяйства и инженерных сооружений – водозаборов /л.д.8-19/.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.03.2002 года № 10, утверждены Санитарные правила и нормы «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02», которые обязательны для исполнения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами (далее Правила).

В соответствии с п. 1.4 Правил, на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхности, так и из подземных источников, организуются зоны санитарной охраны.

Указанными Правилами обязанность по организации и эксплуатации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, включающая в себя разработку проекта, составной частью которого является план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника, возлагается на организации, осуществляющие эксплуатацию систем водоснабжения.

Зоны санитарной охраны организуются в составе трех поясов, при этом первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно - защитной полосой. В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно - защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды (п. 1.5 Правил).

Пункт 1.6 вышеуказанных Правил предусматривает, что организация зон санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника; правила и режима хозяйственного использования территорий трех поясов зоны санитарной охраны.

Проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке (п. 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02).

Основной целью создания и обеспечения режима в зонах санитарной охраны является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены, в связи с чем, проект представляет собой комплекс мероприятий, подлежащих утверждению уполномоченным государственным органом.

Согласно п. 1.15 СанПиН 2.1.4.1110-02 санитарные мероприятия в пределах первого пояса зон санитарной охраны должны выполняться органами коммунального хозяйства или другими владельцами водопроводов, в пределах второго и третьего поясов ЗСО - владельцами объектов, оказывающих (или могущих оказать) отрицательное влияние на качество воды источников водоснабжения.

В соответствии со ст.294 ГК РФ право хозяйственного ведения включает в себя владение, пользование и распоряжение переданным имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом.

Из этого следует, что возложение обязанности по обеспечению санитарной охраны источников водоснабжения, в том числе питьевого, а именно по соблюдению санитарных правил и гигиенических требований в целях защиты места водозабора и водозаборных сооружений от случайного и умышленного загрязнения и повреждения возможно не только на собственника, но и на других лиц, являющихся владельцами водопроводов и водозаборных участков.

Как следует из п. 1.17 СанПиН 2.1.4.1110-02, отсутствие утвержденного проекта зон санитарной охраны не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах зон санитарной охраны, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых настоящими СанПиН, в том числе требований п. 1.11 СанПиН 2.1.4.1110-02 об обязательной разработке зон санитарной охраны водопроводных скважин.

В силу ч. 3 ст. 39 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 1.3 СанПиН 2.1.4.1110-02 соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

По результатам проверки Собинской межрайонной прокуратурой выявлены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства в отношении указанных источников водоснабжения – артезианских скважин, находящихся в п.Ставрово, в результате которых создается угроза причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, а именно МУМП ЖКХ п.Ставрово эксплуатирует источники хозяйственно-питьевого водоснабжения в отсутствие утвержденного проекта зон санитарной охраны источника хозяйственно-питьевого водоснабжения. Данные обстоятельства сторонами не оспаривались.

Судом не принимаются доводы представителей ответчика о том, что мероприятия по охране водных объектов, находящихся в муниципальной собственности, должны осуществляться органами местного самоуправления – администрацией п.Ставрово.

Проанализировав вышеуказанные нормы законодательства, суд приходит к выводу, что МУМП ЖКХ п.Ставрово, как юридическое лицо владеющее и распоряжающееся спорными артезианскими скважинами на праве хозяйственного ведения, обязано принять меры по разработке проектов зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения, поскольку право хозяйственного ведения имеет вещный характер и не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию данного имущества, которое служит базой самостоятельной имущественной ответственности. Установление зон санитарной охраны в силу прямого указания закона есть деятельность по обеспечению соответствия качества питьевой воды санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Законодательством Российской Федерации предусматривается обязательность закрепления границ зон санитарной охраны на местности. Проект зоны санитарной охраны – это единый документ, поскольку в него включается: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.

Исходя из изложенного, доводы представителей ответчика о необходимости разделения разработки проекта ЗСО между ними и администрацией п.Ставрово по поясам, подлежат отклонению.

Представленные суду письма МУМП ЖКХ п.Ставрово от ДД.ММ.ГГГГ года, от ДД.ММ.ГГГГ года, направленные в адрес администрации п.Ставрово, о разработке проекта второй и третьей санитарной зоны водозаборных сооружений п.Ставрово, а также письмо-напоминание Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации Владимирской области руководителям исполнительных органов местного самоуправления от ДД.ММ.ГГГГ года, не имеют правового значения для разрешения возникшего спора.

В силу ст. 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, которые могут быть совершены только им, суд устанавливает в решении срок, в течение которого оно должно быть исполнено. Определяя срок исполнения решения, суд учитывает процедуру проведения работ по подготовке проекта зон санитарной охраны и получения заключения, а также необходимость выделения значительных денежных средств на ограждения зон санитарной охраны, и приходит к выводу о необходимости установления следующих сроков для устранения нарушений природоохранного законодательства и исполнения судебного решения: разработать проекты и получить заключение на разработанные проекты в срок до ДД.ММ.ГГГГ года, оградить зоны санитарной охраны артезианских скважин – до ДД.ММ.ГГГГ года.

На основании изложенного, исковые требования Собинского межрайонного прокурора подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Собинского межрайонного прокурора удовлетворить.

Обязать МУМП ЖКХ п.Ставрово разработать проекты зон санитарной охраны шести артезианских скважин, расположенных в п.Ставрово Собинского района Владимирской области, в срок до ДД.ММ.ГГГГ года.

Обязать МУМП ЖКХ п.Ставрово получить заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора на разработанные проекты санитарной охраны шести артезианских скважин, расположенных в п.Ставрово Собинского района Владимирской области, в срок до ДД.ММ.ГГГГ года.

Обязать МУМП ЖКХ п.Ставрово оградить зоны санитарной охраны шести артезианских скважин, расположенных в п.Ставрово Собинского района Владимирской области, в срок ДД.ММ.ГГГГ года

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Собинский городской суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

        Судья: подпись /Г.Б.Титова/

2-454/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Собинский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц - жителей п.Ставрово,
Ответчики
МУМП ЖКХ пос. Ставрово
Другие
администрация п.Ставрово
ТО Управления Роспотребнадзора в Петушинском и Собинском районах Владимирской облати
Суд
Собинский городской суд Владимирской области
Дело на сайте суда
sobinsky.wld.sudrf.ru
23.03.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.03.2015Передача материалов судье
25.03.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.03.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.04.2015Подготовка дела (собеседование)
28.04.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.05.2015Судебное заседание
22.05.2015Судебное заседание
27.05.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.05.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.05.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее