Решение по делу № 33-2596/2019 от 18.06.2019

Судья Малыгин П.А. №33-2596/2019

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

05 июля 2019 г. г. Петрозаводск

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе

председательствующего судьи Степановой Т.Г.,

судей Мишеневой М.А., Глушенко Н.О.

при секретаре Баталовой Т.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 29 апреля 2019 г. по иску Тиккоевой Г. Н. к ООО «Северный кадастр» об исправлении кадастровой ошибки.

Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Тиккоева Г.Н. обратилась в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Северный кадастр», в котором просила исправить кадастровую ошибку в кадастровом паспорте от ХХ.ХХ.ХХ принадлежащего ей земельного участка с кадастровым номером (...), в схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории (...) и в межевом плане от ХХ.ХХ.ХХ, изменив вид разрешенного использования с «овощеводство» на «огородничество». Также истец просила взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере (...) коп. в связи с нарушением законодательства о защите прав потребителей.

В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом к участию в деле привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия (далее - Министерство), государственное казенное учреждение Республики Карелия «Управление земельными ресурсами» (далее - Учреждение), администрация Пудожского муниципального района (далее – Администрация района), администрация Шальского сельского поселения (далее - Администрация поселения).

Решением суда в удовлетворении исковых требований отказано.

С таким решением не согласна истец Тиккоева Г.Н., в апелляционной жалобе просит его отменить, вынести новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. В обоснование доводов жалобы указывает, что договоры аренды заключались истцом и ранее (...) года. Администрация района и Администрация поселения на соответствующие запросы суда и истца никакой информации не предоставили. Отмечает, что после вынесения решения суда истец, обратившись лично в администрацию поселения, получила копию соответствующего договора аренды от ХХ.ХХ.ХХ . Указывает, что из текста договора следует, что истец имела договоры аренды и ранее (...) года, однако, ей органы местного самоуправления не смогли предоставить соответствующие документы. Отмечает, что в кадастровом паспорте была допущена описка в отношении вида разрешенного использования, ошибочно указано «овощеводство». Отмечает, что обращалась в адрес ООО «Северный кадастр» с просьбой внести соответствующие изменения, однако документы вернулись в адрес отправителя, ответа не поступило. Ссылается в обоснование своих требований на положения ст. 28 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец Тиккоева Г.Н. и ее представитель Артемьева О.А., действующая на основании доверенности, доводы апелляционной жалобы поддержали по изложенным в ней основаниям.

Представитель ответчика Пронин А.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал относительно доводов апелляционной жалобы истца, полагая решение суда законным и обоснованным.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, своих представителей не направили, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.

В соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Заслушав явившихся лиц, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на неё, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что постановлением администрации Пудожского муниципального района от ХХ.ХХ.ХХ была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории с обозначением (...), площадью (...) кв.м, расположенного по адресу: (.....). Вид разрешенного использования земельного участка - овощеводство. Категория земель - земли населенных пунктов.

Подготовку схемы расположения земельного участка и материалы межевого плана по составлению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории осуществлял кадастровый инженер Елисеев И.А., являвшийся работником ООО «Северный кадастр», куда истец обратилась за оказанием такой услуги.

В дальнейшем ХХ.ХХ.ХХ земельный участок на основании указанных документов был поставлен на кадастровый учет, сведения о нем внесены в Единый государственный реестр недвижимости (далее также – ЕГРН).

Как следует из сведений, содержащихся в ЕГРН, спорный земельный участок с кадастровым номером (...) относится к категории земель - земли населенных пунктов, имеет вид разрешенного использования - овощеводство. Земельный участок имеет ограничения, предусмотренные статьями 56, 56.1 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации. Землепользователем является истец Тиккоева Г.Н., с которой администрацией Пудожского муниципального района был заключен договор аренды от ХХ.ХХ.ХХ (далее - договор от ХХ.ХХ.ХХ).

Согласно условиям договора от ХХ.ХХ.ХХ арендодатель предоставил арендатору указанный земельный участок для овощеводства (пункт (...)), срок аренды установлен с (...) по ХХ.ХХ.ХХ (пункт 2.1). За пользование земельным участком вносится арендная плата (раздел 3 договора от ХХ.ХХ.ХХ). В случае, если арендатор по истечении срока действия договора продолжает пользоваться земельным участком при отсутствии возражений арендодателя, договор считается продленным на неопределенный срок согласно пункту (...) договора от ХХ.ХХ.ХХ. Государственная регистрация договора аренды в ЕГРН была произведена. Ранее истец пользовалась земельным участком на основании иных договоров аренды.

ХХ.ХХ.ХХ истец обратилась в Министерство с заявлением о предоставлении в собственность без проведения торгов указанного земельного участка, но ей было отказано в этом по причине ограничений, предусмотренных земельным и водным законодательством.

Истец, посчитав, что кадастровый инженер ООО «Северный кадастр» допустил ошибку в определении вида разрешенного использования при образовании земельного участка, обратилась в суд с настоящим иском.

Суд первой инстанции, отказывая в иске, пришел к выводам о том, что истцом избран неверный способ защиты своих прав, истец не доказала обоснованность предъявленных исковых требований, не представила доказательств, подтверждающих нарушение её прав и законных интересов ответчиком.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда об отказе в удовлетворении исковых требований, считая их обоснованными в силу следующего.

До 01 января 2017 г. отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости и осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества, были урегулированы положениями Федерального закона от 24.07.2007 г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее также – Закон о кадастре).

Согласно части 2 статьи 1 указанного Закона государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, об особых экономических зонах, созданных в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2005 г. №116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, о территориях объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.

Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества в соответствии с частью 3 статьи 1 Закона о кадастре признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

В соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (часть 5 статьи 1).

В государственный кадастр недвижимости согласно части 1 статьи 7 указанного Закона вносятся дополнительные сведения об объекте недвижимости, к которым относится также разрешенное использование, если объектом недвижимости является земельный участок.

Согласно части 1 статьи 16 Закона о кадастре кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 9, 11 - 21.1, 25 - 30 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.

Спорный земельный участок с кадастровым номером (...) был образован впервые и поставлен на государственный кадастровый учет ХХ.ХХ.ХХ. При образовании данного земельного участка был определен вид его разрешенного использования, в связи с чем ссылки истца на ранее имевшиеся арендные отношения правового значения не имеют.

В силу пункта 2 части 1 статьи 28 Закона о кадастре кадастровой ошибкой в сведениях является воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости.

На основании пункта 4 названной статьи кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственном кадастре недвижимости являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 указанного закона), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственном кадастре недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.

В настоящее время порядок исправления ошибок, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, урегулирован положениями ст.61 Федерального закона от 13 июля 2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», согласно которой техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом регистрации прав при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости (далее - техническая ошибка в записях), исправляется по решению государственного регистратора прав в течение трех рабочих дней со дня обнаружения технической ошибки в записях или получения от любого заинтересованного лица заявления об исправлении технической ошибки в записях либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении технической ошибки в записях.

Воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки.

Материалы настоящего дела позволяют заключить, что сведения, содержащиеся в настоящее время в Едином государственном реестре недвижимости, соответствуют сведениям, содержащимся в документах, на основании которых в Государственный кадастр недвижимости и Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним вносились сведения о земельном участке, в том числе о виде его разрешенного использования.

Судом не установлено и истцом не представлено суду доказательств, подтверждающих доводы истца относительно наличия технической или реестровой ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости. Судебной коллегии также не представлено таких доказательств, в связи с чем суд апелляционной инстанции соглашается с данными выводами суда. Наличие таковой не установлено и органом государственной регистрации прав.

Статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее также – ЗК РФ) предусмотрено, что земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель устанавливается исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства. Собственники и иные владельцы земельных участков обязаны использовать их в соответствии с целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием (статьи 1, 7, 42 ЗК РФ).

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 №540 (далее - классификатор видов разрешенного использования земельных участков), в числе которых обозначено и овощеводство.

При этом, согласно части 11 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.

Согласно пункту 1 статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора, а если они не определены - в соответствии с назначением имущества.

В силу пункта 1 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 этой же статьи.

Пунктом 5 статьи 39.6 ЗК РФ установлено, что предоставление в аренду без проведения торгов земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположен объект незавершенного строительства, осуществляется однократно для завершения строительства этого объекта.

Согласно пункту 17 статьи 39.8 ЗК РФ внесение изменений в заключенный по результатам аукциона договор аренды земельного участка в части изменения видов его разрешенного использования не допускается.

С учетом изложенного следует заключить, что арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не вправе требовать изменения вида разрешенного использования такого участка и внесения соответствующих изменений в договор аренды, заключенный по результатам торгов. Подобные разъяснения даны судам в п.2 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2018.

Приняв на себя права и обязанности по договору аренды, истец, как арендатор земельного участка, выразила свое согласие на использование земельного участка в соответствии с установленным видом разрешенного использования, тем самым реализовав свое право, предусмотренное пунктом 3 статьи 85 ЗК РФ.

Кроме того, истец, предъявляя исковые требования к ООО «Северный кадастр», не доказала факт нарушения своих прав ответчиком в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ.

Согласно представленным материалам кадастровые работы по образованию спорного земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, выполняло ООО «Северный кадастр», по результатам которого был подготовлен межевой план.

В соответствии с ч. 4 ст. 1 Закона о кадастре под кадастровой деятельностью понимается выполнение управомоченным лицом в отношении недвижимого имущества в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 №221-ФЗ, работ, в результате которых обеспечивалась подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учета сведения о таком недвижимом имуществе (далее - кадастровые работы).

В силу ст. 36 Закона о кадастре по договору подряда на выполнение кадастровых работ индивидуальный предприниматель, указанный в статье 32 настоящего Федерального закона, или юридическое лицо, указанное в статье 33 настоящего Федерального закона, обязуется обеспечить выполнение кадастровых работ по заданию заказчика этих работ и передать ему документы, подготовленные в результате выполнения этих работ с учетом требований настоящего Федерального закона, а заказчик этих работ обязуется принять указанные документы и оплатить выполненные кадастровые работы, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. В результате выполнения указанных в части 1 настоящей статьи кадастровых работ обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет объекта недвижимости или объектов недвижимости, об учете изменений объекта недвижимости, учете части объекта недвижимости или о снятии с учета объекта недвижимости. Объем подлежащих выполнению кадастровых работ определяется заказчиком кадастровых работ.

ООО «Северный кадастр» выполняло кадастровые работы по образованию спорного земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, по заданию заказчика. Вид же разрешенного образуемого земельного участка был определен органом местного самоуправления, уполномоченным на тот момент на распоряжение земельными участками, при утверждении схемы расположения земельного участка.

С учетом изложенного истцом не доказан факт нарушения своих прав ответчиком.

Кроме того, следует учесть, что согласно п.6 ст.1 ГрК РФ градостроительное зонирование - зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.

Порядок проведения градостроительного зонирования территорий установлен Градостроительным кодексом Российской Федерации, в п.7 ст.1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, которые подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования (части 1 и 2 ст. 37 ГрК РФ).

Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Положениями ст.85 ЗК РФ предусмотрено, что границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.

Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.

В соответствии с п.1 ч.6 ст.30 ГрК РФ виды разрешенного использования земельного участка определяются в градостроительном регламенте, входящем в состав правил землепользования и застройки.

Согласно п.3 ст.85 ЗК РФ градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

По сведениям, предоставленным Администрацией Пудожского муниципального района, земельный участок с кадастровым номером (...) в соответствии с Правилами землепользования и застройки Шальского сельского поселения находится в территориальной зоне - зона индивидуальной жилой застройки (ж-1), к числу возможных видов разрешенного использования в которой огородничество не относится. Изложенное также свидетельствует о необоснованности доводов истца, целью которой по существу является внесение в ЕГРН сведений о виде разрешенного использования для спорного участка «огородничество», что не соответствует документам территориального зонирования сельского поселения.

С учетом совокупности изложенных обстоятельств суд первой инстанции обоснованно отказал Тиккоевой Г.Н. в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном применении норм права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.

Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность решения суда в обжалуемой части, исходя из доводов апелляционной жалобы, полагает, что решение постановлено в соответствии с нормами материального и процессуального права, судом исследованы представленные доказательства, им дана правильная оценка. Оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не установлено.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 29 апреля 2019 г. по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу истца – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-2596/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Тиккоева Г.Н.
Тиккоева Галина Николаевна
Ответчики
ООО "СЕВЕРНЫЙ КАДАСТР"
Другие
Управление Росреестра по РК
Администрация шальского сельского поселения
Артемьева Ольга Андреевна
ГКУ РК "Управление земельными ресурсами"
Артемьева О.А.
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия
администрация Пудожского муниципального района
Министерство имущественных и земельных отношений РК
Суд
Верховный Суд Республики Карелия
Судья
Степанова Татьяна Геннадьевна
Дело на странице суда
vs.kar.sudrf.ru
18.06.2019Передача дела судье
05.07.2019Судебное заседание
23.07.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.07.2019Передано в экспедицию
17.08.2020Передача дела судье
17.08.2020Судебное заседание
17.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.08.2020Передано в экспедицию
05.07.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее