Дело № 2-317/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 июня 2015 года. с. Корткерос.
Корткеросский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Буян Э.Ф., при секретаре Соловьевой М.В., с участием представителя заявителя Мальцева В.А., представителей ОГИБДД по Корткеросскому району – Ракова С.А., администрации СП «Корткерос» Андреева И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению администрации МР «Корткеросский» об обжаловании предписания Отдела ГИБДД ОМВД России по Корткеросскому району,
установил:
администрация муниципального района «Корткеросский» (далее: АМР «Корткеросский») обратилась в суд с заявлением о признании незаконным и отмене предписания отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения ОМВД России по Корткеросскому району (далее: ОГИБДД) от <дата> №ХХХ, для чего восстановить срок подачи данного заявления по предписанию и запросить у администрации сельского поселения генеральный план <адрес> с местом расположения проезжих частей, указанных в предписании от <дата> ХХХ, поскольку сведения по месту расположения данных проезжих частей у администрации муниципального района «Корткеросский» отсутствуют. В обоснование заявления указано, что ОГИБДД в отношении АМР «Корткеросский» вынесено предписание от <дата> №ХХХ, согласно которому АМР «Корткеросский» в десятидневный срок должна произвести ремонт и профилирование грунтового покрытия проезжей части в <адрес>, а именно: устранить образование повреждений в виде выбоин, просадок на подъезде к <адрес> с <адрес>; по <адрес> около <адрес>; образование колеи по <адрес>; размыв проезжей части справа у <адрес>. С данным предписанием АМР «Корткеросский» полностью не согласна, так как к вопросам местного значения муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Кроме того, под дорожной деятельностью, в соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 г. №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Считает, что проезжие части, указанные в предписании, не являются автомобильными дорогами и на муниципальный район «Корткеросский» не возложена обязанность по осуществлению ремонта и обслуживания проезжих частей. На сегодняшний день данные проезжие части находятся на балансе муниципального образования сельского поселения «Корткерос». Также нормативными правовыми актами, предусматривается отнесение автомобильных дорог к категориям в зависимости от транспортно-эксплуатационных характеристик и потребительских свойств, Однако, данные нормативные правовые акты не дают определение «улично-дорожная сеть», и не регулируют правоотношения, связанные с улично-дорожной сетью. Требования к улично-дорожной сети, отнесение объектов к улично-дорожной сети регулируются документами, относящимися к градостроительной деятельности, территориальному планированию и благоустройству территории, в том числе с учетом СНиП 2.07.01-89* Строительные нормы и правила «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений». Проезды и улично-дорожная сеть населённого пункта, в соответствии с методическими рекомендациями по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований, утверждёнными приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27.12.2011 № 613, являются объектами нормирования благоустройства территории. Утверждение правил благоустройства территории в соответствии с п. 19 ч. 1 и ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ относится к вопросам местного значения поселений, следовательно обязанность по обслуживанию проезжих частей, указанных в предписании лежит на администрации сельского поселения «Корткерос».
Определением суда от <дата> в качестве заинтересованного лица по делу привлечена администрация сельского поселения «Корткерос» (далее: АСП «Корткерос».
В судебном заседании Мальцев В.А. требования поддержал, суду пояснил, что АМР «Корткеросский» является ненадлежащим лицом, на которое возложено предписанием исполнение полномочий по благоустройству территорий в границах сельского поселения «Корткерос». Спорные проезжие части не являются автомобильными дорогами, соответствующих паспортов они не имеют и как объекты недвижимого имущества не зарегистрированы.
Представитель ОГИБДД по Корткеросскому району Раков С.А. с заявлением не согласился, считает обжалуемое предписание вынесено в соответствии с действующим законодательством. Суду пояснил, что участки дорог, в отношении которых выявлены нарушения, относятся к автомобильным дорогам общего пользования. Считает, что заявитель не правильно трактует законодательства, заменяя понятие «дорожная деятельность» понятием «улично– дорожная сеть». Непринятие АМР «Корткеросский» спорных дорог в перечень своего имущества не является основанием для неисполнения полномочий возложенных Федеральным законом РФ от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Согласно Закону № 257 – ФЗ к местным автомобильным дорогам относятся все дороги, кроме федеральных, республиканских, частных. Все дороги, в том числе спорные, которые ранее в <дата> году администрацией района переданы для обслуживания и содержания в АСП «Корткерос», и принятые ими без наличия паспортов, являлись автомобильными дорогами и в настоящее время статус не потеряли. Соответственно, АМР «Корткеросский» по закону должен принять их в полном объеме.
Представитель АСП «Корткерос» Андреев И.А. выразил несогласие по заявлению АМР «Корткеросский», суду пояснив, что полномочия по дорожной деятельности с <дата> относятся к ведению АМР «Корткеросский», для выполнения полномочий по содержанию и ремонту автомобильных дорог, являвшихся ранее расходной частью бюджета сельского поселения, с <дата> выделение средств через главного распределителя приостановлено.
Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявления.
В соответствии со ст. 254, 255 ГПК РФ организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно ст. 256 ГПК РФ организация вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления. Исходя из положений части 1 статьи 4 и части 1 статьи 256 ГПК РФ срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе.
В судебном заседании установлено, что обжалуемое предписание получено АМР «Корткеросский» <дата>, заявление предъявлено в суд <дата>, соответственно, трехмесячный срок обжалования предписания ОГИБДД от <дата> не истек на момент подачи заявления в суд.
Из материалов дела следует, что <дата> главным государственным инспектором безопасности дорожного движения ОГИБДД ОМВД России по Корткеросскому району в отношении АМР «Корткеросский» вынесено предписание ХХХ на основании ч. 4 ст. 13 № 3 – ФЗ, в целях устранения нарушений требований п. 3.1.1 ГОСТ Р 50597-93, выявленных повседневной проверкой <дата>. Предписано: в течение 10 суток, в частности до <дата>, произвести ремонт и профилирование грунтового покрытия проезжей части в <адрес>, образование повреждений виде выбоин, просадок на подъезде к <адрес> с <адрес>; <адрес> около <адрес>; образование колеи <адрес>, <адрес>; размыв проезжей части справа <адрес> того, АМР «Корткеросский» предупрежден о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ в случае не выполнения данного предписания. Проведение проверки произведено по обращению граждан о невозможности использования дорог.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" под обеспечением безопасности дорожного движения понимается деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
Федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения на основании ч. 2 ст. 30 названного закона и п. 1 Положения о государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 года N 711, осуществляет ГИБДД МВД России, которая обеспечивает соблюдение юридическими лицами и иными организациями, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, проведение мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства (п. 2 Положения).
Для выполнения возложенных обязанностей ГИБДД МВД России вправе, в том числе, давать юридическим лицам и должностным лицам обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения (пп. "б" п. 12 Положения).
Следовательно, само по себе составление предписания главным государственным инспектором безопасности дорожного движения ОГИБДД ОМВД России по Корткеросскому району по результатам выявленных нарушений является правомерным.
АМР «Корткеросский» не согласен с предписанием, считает требования ОГИБДД незаконными и необоснованными, мотивирует свои доводы тем, что проезжие части, указанные в предписании, не являются автомобильными дорогами, находятся на балансе АСП «Корткерос», полномочия по осуществлению ремонта и обслуживанию проезжих частей не относятся к АМР «Корткеросский», поскольку данный вид мероприятий сопряжен с понятием «улично - дорожная сеть» в рамках территориального планирования и благоустройству территории, в связи с чем их обслуживание лежит на администрации сельского поселения «Корткерос».
Однако с доводами представителя заявителя согласиться нельзя.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Государственным стандартом Российской Федерации Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", утвержденным Постановлением Госстандарта РФ от 11 октября 1993 г. N 221, предусмотрено, что настоящий стандарт устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения.
Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Согласно п. 3.1.1 ГОСТ Р50597-93 "Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", утвержденного Постановлением Госстандарта России от 11.10.1993 N 221, покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об автомобильных дорогах) автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Таким образом, автомобильная дорога- это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспорта, состоящий из конкретных элементов, отсутствие которых или их части, не свидетельствует об отнесении их к другим объектам.
В соответствии с пунктом 6 статьи 3 Закона об автомобильных дорогах содержание и ремонт автомобильных дорог является разновидностью дорожной деятельности, осуществление которой в отношении автомобильных дорог местного значения согласно пункту 6 статьи 13 этого Закона относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Согласно части 1 статьи 34 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", исполнительно-распорядительным органом муниципального образования является местная администрация, которая уставом муниципального образования наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 37 названного Закона).
Федеральным законом от 27 мая 2014 года № 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» внесены изменения в статью 14 Федерального закона № 131-ФЗ. Как следует из п.5 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции действующей с 01.01.2015) (далее по тексту – Закон №131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая содержание и ремонт автомобильных дорог, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ч.3, 4 ст.14 Закона №131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения указанные выше полномочия с 01.01.2015 не относятся.
Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений. Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.
В ст.1 Закона Республики Коми от 09.12.2014 N 148-РЗ "О некоторых вопросах местного значения муниципальных образований сельских поселений в Республике Коми" (принят ГС РК 27.11.2014) также перечислены вопросы местного значения, закрепленные за муниципальными образованиями сельских поселений, в перечень которых также не входит дорожная деятельность, включая содержание и ремонт автомобильных дорог.
Вместе с тем, Федеральным законом от 23.06.2014 № 165-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 165-ФЗ), было введено дополнение, согласно которому до 1 января 2015 г. сохранено прежнее разграничение полномочий между органами местного самоуправления муниципальных районов и сельских поселений (ст. 5 Федерального закона № 165-ФЗ). После 1 января 2015 г. вопрос сохранения всех или части прежних полномочий за органами местного самоуправления поселений может быть решен либо принятием закона субъекта РФ, закрепляющего за сельскими поселениями все или часть вопросов из числа ранее относившихся к их компетенции и переданных Федеральным законом № 136-ФЗ в ведение муниципальных районов, либо передачей органами местного самоуправления муниципальных районов органам местного самоуправления поселений, входящих в состав муниципального района, соответствующих полномочий на основе заключенных между ними соглашений (в порядке, предусмотренном ч. 4 ст. 15 Федерального закона №131-ФЗ). Принятие органами местного самоуправления сельских поселений односторонних решений о сохранении за собой полномочий в прежнем или ином объеме недопустимо.
Как установлено судом, в настоящее время полномочия по ведению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая содержание и ремонт автомобильных дорог, ранее относившимся к компетенции сельских поселений и переданных Федеральным законом № 136-ФЗ в ведение муниципальных районов, ни нормативным актом Республики Коми, ни соглашением о передаче указанных полномочий, сельским поселениям не переданы.
Соответственно, в силу действующих норм законодательств, с <дата> полномочия, предусмотренные п.5 ч.1 ст.14 Закона №131-ФЗ, в частности в отношении содержания и ремонта автомобильных дорог в границе поселений АСП «Корткерос», относится к полномочиям администрации МО МР «Корткеросский». Доказательств обратного суду не представлено.
В соответствии со ст.26 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" конституция (устав), законы и иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации, принятые в пределах его полномочий, обязательны для исполнения всеми находящимися на территории субъекта Российской Федерации органами государственной власти, другими государственными органами и государственными учреждениями, органами местного самоуправления, организациями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами. Невыполнение или нарушение указанных актов влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации. В случае, если административная ответственность за указанные действия не установлена федеральным законом, она может быть установлена законом субъекта Российской Федерации.
Доводы заявителя о том, что мероприятия, касающиеся содержания и ремонта дорог местного значения в границах сельского поселения «Корткерос» относятся к улично - дорожной сети в рамках градостроительной деятельности, территориального планирования и благоустройству территории, полномочия по которым отнесены к администрации сельского поселения «Корткерос», основаны на неверном применении норм действующего законодательства.
Действительно одним из вопросов местного значения сельского поселения является вопрос о необходимости утверждения правил благоустройства территории поселений регламентирован п. 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от <дата> N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Приказом Минрегиона России от 27.12.2011 N 613 (ред. от 17.03.2014) утверждены Методические рекомендации по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований (далее: Методические рекомендации), устанавливающие общие параметры и рекомендуемое минимальное сочетание элементов благоустройства для создания безопасной, удобной и привлекательной среды территорий муниципальных образований.
При этом, Методическими рекомендациями раскрывается понятие «благоустройство территории», включающее комплекс мероприятий по инженерной подготовке и обеспечению безопасности, озеленению, устройству покрытий, освещению, размещению малых архитектурных форм и объектов монументального искусства. Её элементами являются декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, растительные компоненты, различные виды оборудования и оформления, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные сооружения, наружная реклама и информация, используемые как составные части благоустройства.
Объектами нормирования благоустройства на территориях транспортных коммуникаций населенного пункта обычно является улично-дорожная сеть (УДС) населенного пункта в границах красных линий, пешеходные переходы различных типов, также могут относиться проезды. Проектирование благоустройства возможно производить на сеть улиц определенной категории, отдельную улицу или площадь, часть улицы или площади, транспортное сооружение (п.7.1.1).
Однако доводы представителя заявителя о том, что спорные проезжие части, не относятся к автомобильным дорогам, и не являются объектами дорожной деятельности, является не обоснованными.
Методическими рекомендациями определены объекты благоустройства территории, ими являются территории муниципального образования, на которых осуществляется деятельность по благоустройству: площадки, дворы, кварталы, функционально-планировочные образования, территории административных округов и районов городских округов, а также территории, выделяемые по принципу единой градостроительной регламентации (охранные зоны) или визуально-пространственного восприятия (площадь с застройкой, улица с прилегающей территорией и застройкой), другие территории муниципального образования.
Рекомендации могут применяться полностью или частично для разработки норм и правил благоустройства территорий городских и сельских поселений, муниципальных районов (п 1.2). Разработку местных норм и правил благоустройства территорий рекомендуется осуществлять с учетом утвержденной градостроительной документации (п.1.4), на что в заявлении ссылается заявитель.
При этом, объекты транспортной инфраструктуры – автомобильные дороги общего пользования в данный перечень не включены.
Улицы и дороги на территории населенного пункта по назначению и транспортным характеристикам обычно подразделяются на магистральные улицы общегородского и районного значения, улицы и дороги местного значения (п.7.2.1).
Как правило, обязательный перечень элементов благоустройства на территории улиц и дорог включает: твердые виды покрытия дорожного полотна и тротуаров, элементы сопряжения поверхностей, озеленение вдоль улиц и дорог, ограждения опасных мест, осветительное оборудование, носители информации дорожного движения (дорожные знаки, разметка, светофорные устройства)(п. 7.2.2).
Вместе с тем, Методическими рекомендациями предусматривается проведение текущего и капитального ремонта, содержание, строительство и реконструкции автомобильных дорог общего пользования, мостов, тротуаров и иных транспортных инженерных сооружений в границах муниципального образования (за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения) в соответствии с планом капитальных вложений (п. 8.7.3)
Таким образом, данные Методические рекомендации касаются для осуществления полномочий органами местного самоуправления, как сельских поселений, так и муниципальных районов.
При этом необходимо учитывать, что в соответствии с ч. 9 ст. 5 Закона №257-ФЗ автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения.
Согласно ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее по тексту – Закон №196-ФЗ) ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В соответствии с ч.1 ст.34 Закона N 257-ФЗ дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов.
С учетом положений вышеуказанных нормативных документов, спорные участи дорог являются автомобильными дорогами общего пользования местного значения, использующиеся неопределенным кругом лиц, что не оспаривается лицами, участвующими по делу. Присвоение иного статуса данным автомобильным дорогам суду не представлено сторонами.
05.04.2010 по распоряжению Правительства Республики Коми № 136-р утвержден перечень муниципального имущества передаваемого муниципальным образованием муниципального района «Корткеросский» в собственность муниципального образования сельского поселения «Корткерос» по предварительному согласованию, что следует из Решения Совета сельского поселения «Корткерос» от <дата> №ХХХ, в который в том числе включены спорные автомобильные дороги с инвентарными номерами- ХХХ (место нахождение: <адрес>), ХХХ(место нахождение: <адрес>), ХХХ (место нахождение: <адрес>), ХХХ (место нахождение: <адрес>), ХХХ (место нахождение: <адрес>).
В реестре муниципальной собственности сельского поселения «Корткерос учтены такие объекты, как дороги <адрес> с. <адрес> с <адрес> с <адрес> с <адрес>.
Как установлено судом полномочия по дорожной деятельности в части содержания автомобильных дорог, в том числе спорных участков, переданы с <дата> администрации МР «Корткеросский». АМР «Корткеросский» не приняла их по акту приема передачи, за исключением подъезда к <адрес>, на основании решения Совета МО муниципального района "Корткеросский" от <дата> N ХХХ, поскольку по данным дорогам необходимо провести паспортизацию.
Данные действия АМР «Корткеросский» по отказу в принятии дороги с указанием на отсутствие паспорта не основаны на законе.
Согласно Приказу Минтранса Российской Федерации от 16.11.2012 г. N 402 "Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог" в состав работ по содержанию входит, в том числе паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений (пп. 4 п. 9).
Пунктом 1.1 Ведомственных строительных норм - ВСН 1-83 "Типовой инструкции по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования", утвержденной 05 февраля 1982 года Минавтодором РСФСР, определено, что паспортизация автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования дорог по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог. При этом согласно п. 1.2 ВСН 1-83 техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности.
Пунктом 3 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного Приказом Минтранса России от 27 августа 2009 года N 150, установлено, что оценка технического состояния автомобильных дорог в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения проводится органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
С учетом анализа изложенного законодательства судом установлено, что в понятие «содержание дорог» входит и их паспортизация, соответственно действия АМР «Корткеросский» по непринятию спорных дорог в связи с отсутствием паспортизации дороги суд считает незаконными. С учетом переданных с <дата> полномочий по ведению дорожной деятельности, АМР «Корткеросский» обязана проводить работы по содержанию спорных дорог и соответственно их паспортизацию без передачи ей спорных дорог путем составления акта приема-передачи, т.к. данные полномочия переданы АМР «Корткеросский» в силу Закона №131-ФЗ.
Таким образом, судом установлено, что полномочия по содержанию спорных дорог, в настоящее время отнесены к компетенции АМР «Корткеросский», соответственно устранение нарушений требований к состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения спорных дорог, должны обеспечиваться АМР «Корткеросский». В целях устранения нарушений требований по обеспечению безопасности дорожного движения, охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий, на участках дорог на подъезде к <адрес> с <адрес>; по <адрес> около <адрес>; по <адрес>; по <адрес>; по <адрес>, у <адрес>, отделение ГИБДД ОМВД России по <адрес> правомерно выдал администрации МР «Корткеросский» предписание от <дата> N ХХХ, что соответствует приведенным выше нормативным правовым актам.
С учетом изложенного, суд считает необходимым отказать в удовлетворении заявления администрации МР «Корткеросский» в полном объеме.
Руководствуясь ст. 198, 258 ГПК РФ, суд
решил:
заявление администрации МР «Корткеросский» о признании незаконным и отмене предписания Отдела ГИБДД ОМВД России по Корткеросскому району ХХХ от <дата> оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми в течение месяца дней через Корткеросский районный суд со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья Э.Ф. Буян
В окончательной форме решение изготовлено: 03.06.2015.