Решение по делу № 2а-3591/2019 от 01.11.2019

Дело № 2а-3591/2019

11RS0005-01-2019-005625-95

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Ухта, Республика Коми

18 декабря 2019 года

Ухтинский городской суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Хазиевой С.М.,

рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Республике Коми к Меняйлову С.Ю. о взыскании задолженности по налогам, обязательным взносам, пени,

установил:

Межрайонная ИФНС России № 3 по Республике Коми обратилась в суд с административным иском к Меняйлову С.Ю. о взыскании:

- пени по налогу на доходы физических лиц, подлежащие уплате в соответствии со ст. 227 НК РФ в размере 2945,56 руб.;

- задолженность по налогу на доходы физических лиц, подлежащий уплате в порядке ст. 228 НК РФ за 2017 год в размере 1904 руб., пени за период с 21.12.2015 по 19.07.2018 в размере 170,15 руб.;

- пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017 за период с 10.01.2017 по 02.03.2017, с 01.01.2017 по 03.01.2017 в размере 165,82 руб.;

- задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования начиная с 01.01.2017 в размере 4590 руб., пени по указанным взносам за период с 10.01.2017 по 02.03.2017, с 20.07.2018 по 18.10.2018 в размере 314,73 руб.;

- задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в ПФ РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с 01.01.2017) за 2017 года в размере 23400 руб., пени за период с 15.01.2018 по 30.01.2018, с 29.01.2018 по 19.07.2018, с 20.07.2018 по 17.09.2018 в размере 1604,48 руб.;

- задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в ПФ РФ на выплату страховой пенсии (сумма платежа за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017) за 2016 года в размере 1282,32 руб., пени за период с 21.10.2016 по 18.10.2018 в размере 5772,85 руб.;

В обоснование требований указано, что административный ответчик состоит на налоговом учете в качестве налогоплательщика, зарегистрирован в налоговом органе в качестве адвоката, является плательщиком страховых взносов, не уплатил своевременно и в полном объеме налог на доходы физических лиц в порядке ст. 227, 228 НК РФ, страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование.Административному ответчику было направлено требование об уплате образовавшейся задолженности и пени. Сроки, указанные в требовании об уплате задолженности в добровольном порядке, истекли, однако задолженность административным ответчиком не погашена. Поскольку срок на обращение в суд пропущен, в удовлетворении заявления о выдаче судебного приказа административному истцу было отказано. Административный истец просит восстановить срок подачи административного искового заявления, так как законодательством предусмотрена передача функций по контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов от территориальных органов Пенсионного фонда РФ налоговым органам, передача документов носит длительный характер.

Судебное разбирательство по делу проводится в соответствии с главой 33 КАС РФ в порядке упрощенного (письменного) производства.

Исследовав материалы данного дела, материалы ...., суд приходит к следующему выводу.

Установлено, что административный ответчик был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с 23.07.2004 года, в силу пп.2 п.1 ст.6, ст.7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» являлась физическим лицом, самостоятельно обеспечивающим себя работой и уплачивающим страховые взносы.

Как следует из материалов дела, Меняйлов С.Ю. зарегистрирован в налоговом органе в качестве адвоката, при этом из представленных административным истцом расчетов усматривается, что за период 2015-2018 гг. Меняйловым С.Ю. обязанность по уплате налогов и взносов была исполнена ненадлежащим образом.

Согласно ч. 5 ст. 15 КАС РФ, при разрешении административного дела суд применяет нормы материального права, которые действовали на момент возникновения правоотношения с участием административного истца, если из федерального закона не вытекает иное, и к спорным правоотношениям подлежат применению положения Федерального закона от 24 июля 2009 года №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Закон №212-ФЗ), действовавшего по 31.12.2016 года.

В силу ст. 227 НК РФ, адвокаты производят исчисление и уплату налога по суммам доходов, полученных от своей деятельности (п. 2 ч. 1), самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет (ч. 2), Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная в соответствии с налоговой декларацией с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту учета налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом (ч. 6).

Статьей 228 НК РФ предусмотрено, что исчисление и уплату налога производят физические лица - исходя из сумм вознаграждений, полученных от физических лиц и организаций, не являющихся налоговыми агентами, на основе заключенных трудовых договоров и договоров гражданско-правового характера, включая доходы по договорам найма или договорам аренды любого имущества (п. 1 ч. 1); налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей 225 настоящего Кодекса (ч. 2); общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная исходя из налоговой декларации с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту жительства налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом (ч. 4).

Пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (ч. 1 ст. 75 НК РФ).

В соответствии с подп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона №212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся, в том числе, индивидуальные предприниматели.

В силу ч. 1 ст. 14 Закона №212-ФЗ плательщики страховых взносов, указанные в п. 2 ч. 1 ст. 5 настоящего Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с ч. 1.1 и 1.2 настоящей статьи.

На основании ч.1 ст. 25 Закона № 212-ФЗ пенями признается денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки.

В соответствии с ч.1 ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом, и административному истцу судом было предложено представить доказательства наличия оснований для взыскания пени, в том числе обращения ко взысканию просроченной задолженности по уплате страховых взносов, на которую были начислены суммы пени, заявленные в административном иске.

С целью соблюдения досудебного порядка урегулирования спора административному ответчику заказными письмами были направлены требования об уплате обязательных платежей и пени: от 19.10.2016 .... сроком исполнения до 09.11.2016; от 21.10.2016 .... сроком исполнения до 31.10.2016; от 03.12.2016 .... сроком исполнения до 23.12.2016; от 29.03.2017 .... сроком исполнения до 18.04.2017; от 13.07.2017 .... сроком исполнения до 02.08.2017; от 19.07.2017 .... сроком исполнения до 08.08.2017; от 30.01.2018 .... сроком исполнения до 09.02.2018; от 19.07.2018 .... сроком исполнения до 28.04.2018; от 18.10.2018 .... сроком исполнения до 08.11.2018.

В силу ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Таким образом, с учетом положений ст. 286 КАС РФ, срок подачи административного иска истек и заявление о взыскании спорных платежей подано в суд за пределами установленного срока.

Сведений об обращении просроченной задолженности ко взысканию не представлено, как не представлено и доказательств того, что возможность взыскания задолженности по уплате налога на доходы и страховых взносов за спорные расчетные периоды сохраняется. При таких обстоятельствах факт наличия задолженности за спорный период не может считаться доказанным, и, в связи с этим оснований для взыскания указанной в административном исковом заявлении заложенности по обязательным платежам и санкциям не имеется.

Заявленное административным истцом ходатайство о восстановлении процессуального срока не подлежит удовлетворению в силу следующего.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 08.02.2007г. №381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (п. 1 ст. 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.

С 1 января 2017 года Закон № 212-ФЗ признан утратившим силу в связи с принятием Федерального закона от 03 июля 2016 года N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование", и вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование регулируются главой 34 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, полномочия по администрированию страховых взносов возложены на налоговые органы. При этом в соответствии с положениями ч. 1 ст. 19, ст. 20 Федерального закона от 03 июля 2016 года N 250-ФЗ передача органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации налоговым органам сведений о суммах недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также суммах страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, предусмотренных статьей 20 настоящего Федерального закона и проведенных за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), за исключением сведений о суммах задолженности, пеней и штрафов, содержащихся в решениях и иных актах органа контроля за уплатой страховых взносов ненормативного характера, по которым начата процедура обжалования в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящему должностному лицу) или в суд, осуществляется в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Налоговые органы являются профессиональными участниками правоотношений по уплате обязательных платежей и санкций, в связи с чем им должны быть известны положения Федерального закона от 03 июля 2016 года N 250-ФЗ, опубликованного 04.07.2017 года, и период с 01.01.2017 года до истечения срока подачи административного искового заявления являлся достаточным для его своевременного предъявления. Сам по себе длительный процесс передачи документов между органами, наделенными в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, на что ссылается административный истец, уважительной причиной для столь существенного (более пяти месяцев) пропуска процессуального срока признан быть не может.

В силу ч.5 ст.138, ч.5 ст.180 КАС РФ пропуск срока на подачу административного заявления является основанием для отказа в удовлетворении административного иска без установления судом иных обстоятельств.

В связи с изложенным, в удовлетворении административного иска следует отказать.

Руководствуясь ст.ст. 177-180, 286-290, 291-294.1 КАС РФ, суд

решил:

Отказать в удовлетворении требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Республике Коми к Меняйлову С.Ю. о взыскании:

- пени по налогу на доходы физических лиц, подлежащие уплате в соответствии со ст. 227 НК РФ в размере 2945,56 руб.;

- задолженность по налогу на доходы физических лиц, подлежащий уплате в порядке ст. 228 НК РФ за 2017 год в размере 1904 руб., пени за период с 21.12.2015 по 19.07.2018 в размере 170,15 руб.;

- пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017 за период с 10.01.2017 по 02.03.2017, с 01.01.2017 по 03.01.2017 в размере 165,82 руб.;

- задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования начиная с 01.01.2017 в размере 4590 руб., пени по указанным взносам за период с 10.01.2017 по 02.03.2017, с 20.07.2018 по 18.10.2018 в размере 314,73 руб.;

- задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в ПФ РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с 01.01.2017) за 2017 года в размере 23400 руб., пени за период с 15.01.2018 по 30.01.2018, с 29.01.2018 по 19.07.2018, с 20.07.2018 по 17.09.2018 в размере 1604,48 руб.;

- задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в ПФ РФ на выплату страховой пенсии (сумма платежа за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017) за 2016 года в размере 1282,32 руб., пени за период с 21.10.2016 по 18.10.2018 в размере 5772,85 руб.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми путем подачи апелляционной жалобы через Ухтинский городской суд Республики Коми в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья Ухтинского городского суда Хазиева С.М.

2а-3591/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
МИНФС № 3 по РК
Ответчики
Меняйлов Сергей Юрьевич
Суд
Ухтинский городской суд Республики Коми
Дело на сайте суда
ukhtasud.komi.sudrf.ru
26.03.2020Регистрация административного искового заявления
26.03.2020Передача материалов судье
26.03.2020Решение вопроса о принятии к производству
26.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.12.2019Опр. о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства
19.12.2019Принятие решения в порядке упрощенного (письменного) производства
19.12.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.12.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.02.2020Дело оформлено
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее