Дело № ****** |
Мотивированное решение изготовлено 20.07.2015 |
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13.07.2015 |
<адрес> |
Октябрьский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Бабкиной Н.А., с участием
истца ФИО1,
представителя ответчика ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации – ФИО3,
при секретаре ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству обороны Российской Федерации, ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ о признании нуждающейся в предоставлении жилого помещения, постановке на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л :
ФИО1 обратилась в суд с иском к Министерству обороны РФ, ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее – ФГКУ «Центррегионжилье о признании нуждающейся в предоставлении жилого помещения, постановке на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения.
В обоснование иска ФИО1 указала, что проходила военную службу в воинской части ФИО6. Уволена с военной службы ДД.ММ.ГГГГ по достижению предельного возраста пребывания на военной службе. Срок выслуги – 19 лет. В настоящее время проживает в квартире по адресу: <адрес>20. Данное жилое помещение, по мнению истца, имеет статус служебного жилья. Таким образом, проживая в служебной квартире и имея необходимый стаж военной службы, истец считает, что приобрела безусловное право на получение жилого помещения по линии Министерства обороны Российской Федерации. Однако по независящим от нее причинам она до настоящего времени не обеспечена постоянным жильем.
В судебном заседании истец ФИО1 полностью поддержала исковые требования.
В судебном заседании представитель ответчика ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации – ФИО3 возражала против удовлетворения исковых требований. Пояснила, что ФИО1 была уволена с военной службы в ДД.ММ.ГГГГ году и до ДД.ММ.ГГГГ года не обращалась по вопросу обеспечения ее жильем. В настоящее время уполномоченный орган в лице ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации не обладает сведениями о признании истца нуждающейся в жилом помещении. Действующим законодательством предусмотрено, что постановка на учет может быть осуществлена только в случае, если гражданин в период прохождения военной службы до исключения его из списков личного состава воинской части был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий. В связи с этим обеспечение истца жилым помещением в настоящее время не представляется возможным. Кроме того, истец является собственником ****** доли жилого помещения, общей площадью ****** кв.м., в связи с чем отсутствуют основания для признания ее нуждающейся в получении жилого помещения.
Представители ответчика Министерства обороны РФ, третьего лица войсковой части ФИО7 в судебное заседание не явились, извещены о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом.
С учётом мнения истца ФИО1, представителя ответчика ФИО3, в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд признал возможным рассмотреть дела по существу в отсутствии неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Заслушав истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему выводу.
Судом установлено и не оспаривалось сторонами, что истец ФИО1 проходила военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, была уволена с военной службы в запас по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, и исключена из списков личного состава войсковой части с ДД.ММ.ГГГГ. Продолжительность военной службы истца на момент увольнения в календарном исчислении составила 19 лет ****** мес. ****** дней.
На момент увольнения истца с военной службы порядок учета военнослужащих-граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, регламентировался Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», Инструкцией о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации (утверждена Приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ******, утратила силу с ДД.ММ.ГГГГ), Правилами учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ******).
В силу п.п. 1,2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе, граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» (в редакции, действовавшей на момент увольнения истца с военной службы) военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются в собственность жилые помещения по избранному постоянному месту жительства в порядке, определяемом федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, в период прохождения ими военной службы имеют право на улучшение жилищных условий с учетом норм, очередности и социальных гарантий, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Таким образом, нуждающимися в жилых помещениях могут быть признаны только военнослужащие, то есть лица, проходящие военную службу по контракту (призыву).
При этом, помимо необходимой продолжительности военной службы и оснований увольнения, военнослужащему для целей реализации права на жилье необходимо к моменту увольнения обладать статусом нуждающегося в получении жилья.
В соответствии с п. 26 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее – Инструкция) учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), на момент увольнения истца с военной службы осуществлялся жилищными комиссиями воинских частей и довольствующими КЭЧ районов по спискам очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) с одновременным заведением на военнослужащего карточки учета жилых помещений, предоставляемых военнослужащему и внесением содержащейся в ней информации в автоматизированную систему учета военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий).
Для принятия на учет нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) военнослужащими должен был подаваться в порядке подчиненности рапорт (п. 27 Инструкции).
В силу п. 28 Инструкции военнослужащие включались в списки очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) на основании решений жилищных комиссий, оформляемых протоколом и утверждаемых командирами воинских частей.
Выполнение указанного порядка обеспечивало военнослужащему право оставаться на учете нуждающихся до обеспечения жильем, что гарантировалось пунктом 13 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», согласно которому военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. (см. текст в предыдущей редакции)
Указанный порядок обеспечения жилыми помещениями распространяется и на военнослужащих - граждан, увольняемых с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более.
При указанных обстоятельствах право состоять на учете нуждающихся, в случае его приобретения военнослужащим, не прерывалось и после изменения условий и порядка обеспечения жильем, связанного с отменой приказа Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ****** и вступлением в силу приказа Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ******, утвердившим Инструкцию о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма.
Таким образом, Инструкцией установлен строго регламентированный порядок признания военнослужащего нуждающимся в получении жилых помещений, состоящий из нескольких этапов, отсутствие одного из которых свидетельствует об отсутствии факта признания военнослужащего, нуждающимся в получении жилых помещений.
Признание военнослужащих нуждающимися в предоставлении жилого помещения носит заявительный характер, что следует из положений вышеуказанной Инструкции. Одним из достоверных и допустимых доказательств признания военнослужащего нуждающимся в предоставлении жилья является решение жилищной комиссии, оформляемое протоколом и утверждаемое командирами воинской части.
Из представленного протокола № ****** заседания жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что состав семьи ФИО1 состоит из одного человека. Кроме того, ФИО1 обязана заключить договор найма служебного жилого помещения на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, и представить необходимые документы для признания ее нуждающейся в обеспечении постоянным жилым помещением в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Достоверных доказательств, свидетельствующих, что ФИО1 была поставлена на учет нуждающихся в получении жилых помещений, суду не представлено.
Выписка из протокола № ****** от ДД.ММ.ГГГГ не принимается судом во внимание, поскольку сведения, содержащиеся в выписке из протокола, прямо противоположны сведениям, содержащимся в самом протоколе № ****** от ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, при рассмотрении настоящего дела истцом ФИО1 не были представлены доказательства, однозначно и достоверно свидетельствующие о том, что до увольнения с военной службы она была поставлена на учет нуждающейся в получении жилого помещения в установленном законом порядке.
Доказательств того, что занимаемое истцом жилое помещение является служебным, как полагает истец, суду не представлено.
Кроме того, согласно свидетельству о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ, а также свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 является собственником жилого помещения, общей площадью ****** кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, что с учетом ч.1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ свидетельствует об отсутствии у ФИО1 оснований для признания нуждающейся в получении жилого помещения, при учетной норме в городском округе Сызрань в 12 квадратных метров общей площади жилого помещения, приходящейся на одного человека.
При таких обстоятельствах суд находит, что ФИО1, нарушив заявительный порядок обращения к органу, осуществляющему принятие на учет, а также являющаяся собственником ****** доли жилого помещения, общей площадью ****** кв.м., не вправе требовать признания за ней после увольнения из рядов Вооруженных Сил Российской Федерации права состоять на учете в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения.
В связи с изложенным суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного ФИО1 иска.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Министерству обороны Российской Федерации, ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о признании нуждающейся в предоставлении жилого помещения, постановке на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения – отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд <адрес>.
Судья Н.А. Бабкина