44RS0028-01-2020-000505-41
Дело № 2а-570/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 апреля 2020 года г. Кострома
Костромской районный суд Костромской области в составе судьи Соболевой М.Ю., при секретаре Бойцовой А.С., рассмотрев в предварительном судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 7 по Костромской области к Гильмутдинову Н.М. о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № 7 по Костромской области обратилась с административным исковым заявлением к Гильмутдинову Н.М. о взыскании задолженности по страховым взносам в сумме 21 865 рублей 19 копеек, в том числе по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемым в ФФОМС РФ, в размере 17 317 рублей 74 копейки, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемым в ФФОМС РФ, в размере 4 547 рублей 45 копеек. В обоснование требований указали, что Гильмутдинов Н.М. согласно сведениям ЕГРИП зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 28 июня 2006 гожа, прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя 11 октября 2016 года. Административный ответчик являлся плательщиком страховых взносов.
Таким образом, Гильмутдинов Н.М. признается плательщиком страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемым в ФФОМС РФ, (за периоды до 01.07.2017 г.) за 2016 год в сумме 17 317 рублей 34 копейки, по сроку уплаты 01.01.2017 г., до настоящего времени указанная задолженность не погашена. За несвоевременную у плату указанных страховых взносов начислены пени в размере 4 547 рублей 45 копеек за период с 01.01.2017 г. по 13.12.2017 г. Налоговой инспекцией на указанную задолженность выставлено требование от 13.12.2017 г. № 474012 об уплате задолженности, которое до настоящего времени не исполнено.
С 01.01.2017 г. полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование передано налоговым органам.
Одновременно с подачей заявления административным истцом Межрайонной ИФНС России № 7 по Костромской области заявлено ходатайство о восстановлении срока для обращения в суд с административным иском Гильмутдинову Н.М о взыскании задолженности.
В соответствии со ст. 48 НК РФ пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Согласно ст. 95 Кодекса административного судопроизводства РФ лицам, пропустившим установленным настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.
Указали, что пропуск срока связан со сбоем компьютерной программы. Срок истек по страховым взносам 18.07.2018 года.
Административный истец представитель Межрайонной ИФНС России № 7 по Костромской области в предварительное судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, представил в суд ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.
Административный ответчик Гильмутдинов Н.М в предварительное судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, причины неявки неизвестны.
Суд на основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного истца, административного ответчика, извещенных надлежащим образом и не явившихся в судебное заседание.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что с 01.01.2017 вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование регулируются главой 34 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), а администрирование страховых взносов осуществляет Федеральная налоговая служба. Соответствующие изменения в часть вторую НК РФ внесены Федеральным законом от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Закон N 243-ФЗ).
Частью 2 статьи 4 Закона N 243-ФЗ установлено, что взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 01.01.2017, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные НК РФ, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.
Закон N 212-ФЗ утратил силу с 01.01.2017 в связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Закон N 250-ФЗ).
Согласно частям 1, 2 статьи 19 Закона N 250-ФЗ передача органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации налоговым органам сведений о суммах недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 01.01.2017, а также суммах страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, предусмотренных статьей 20 настоящего Федерального закона и проведенных за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), за исключением сведений о суммах задолженности, пеней и штрафов, содержащихся в решениях и иных актах органа контроля за уплатой страховых взносов ненормативного характера, по которым начата процедура обжалования в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящему должностному лицу) или в суд, осуществляется в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Первичные документы, подтверждающие обоснованность начисления указанных в части 1 настоящей статьи сумм, своевременность и полноту принятия мер по их взысканию, представляются органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по запросам налоговых органов в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Из вышеприведенных норм следует, что после 01.01.2017 года взыскание недоимки по страховым взносам и задолженности по пеням и штрафам, в том числе возникших до 01.01.2017 года, осуществляется налоговыми органами.
В соответствии со ст. 48 Налогового кодекса РФ (в редакции, действующей на момент возникновения спорный правоотношений) в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган (таможенный орган) вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога.
Исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, может быть подано в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Судом установлено, что Межрайонной ИФНС России № 7 по Костромской области Гильмутдинову Н.М. направлялось требование от 13 декабря 2017 года № 474012 об оплате пени страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в фонд ОМС, в том числе недоимка до 01.01.2017 г. в сумме 17 317 рублей 74 копейки, а также пени в общей сумме 25 387 рублей 67 копеек, со сроком добровольного исполнения до 18 января 2018 года.
Таким образом, срок для обращения в суд с заявление о взыскании обязательных платежей и санкцией истек 18 июля 2018 года.
Административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России № 7 по Костромской области к Гильмутдинову Н.М о взыскании задолженности поступило в Костромской районный суд 26 марта 2020 года.
В соответствии со ст. 48 НК РФ пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
В обоснование причин пропуска срок для обращения в суд административный истец указывает, как сбой компьютерной программы.
Разрешая ходатайство административного истца о восстановлении пропущенного срока, суд приходит к выводу, что сбой компьютерной программы не может быть признан уважительной причиной пропуска срока для обращения в суд, в связи с чем не влечет его восстановление.
Доказательств, которые могли бы свидетельствовать о том, что срок для обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением Межрайонной ИФНС №7 по Костромской области пропущен по уважительной причине, суду не представлено.
Пунктом 1 ст. 72 НК РФ установлено, что пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов и дополнительной обязанностью налогоплательщика (помимо обязанности по уплате налога). В случае принудительного взыскания пеней подлежат применению общие правила исчисления срока давности, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации.
Поскольку исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога, то пени по истечении пресекательного срока взыскания задолженности по налогу не подлежат начислению и не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, поэтому в случае утраты налоговым органом возможности принудительного взыскания суммы недоимки по налогу, на которую начислены пени, пени с налогоплательщика не могут быть взысканы.
В статье 138 ч. 5 Кодекса административного судопроизводства РФ указано, что в предварительном судебном заседании суд может выяснять причины пропуска административным истцом установленного настоящим Кодексом срока обращения в суд.
В случае установления факта пропуска указанного срока без уважительной причины суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу.
Частью 5 статьи 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отказе Межрайонной ИФНС России № 7 по Костромской области в удовлетворении административного искового заявления к Гильмутдинову Н.М. о взыскании задолженности по страховым взносам в сумме 21 865 рублей 19 копеек, в том числе по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемым в ФФОМС РФ, в размере 17 317 рублей 74 копейки, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемым в ФФОМС РФ, в размере 4 547 рублей 45 копеек, в связи с пропуском срока обращения в суд.
По смыслу положений статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер к взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате и, следовательно, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета.
Согласно взаимосвязанному толкованию норм подпункта 5 пункта 3 статьи 44 и подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм.
Вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания может содержаться в судебном акте по любому налоговому делу, в том числе и в мотивировочной части акта. Соответствующие записи исключаются налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика после вступления такого судебного акта в силу.
Таким образом, суд приходит к выводу, что налоговый орган утратил возможность взыскания налогов, пеней, штрафов с Гильмутдинова Н.М.
Руководствуясь ст. 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Межрайонной ИФНС России № 7 по Костромской области к Гильмутдинову Н.М. о взыскании задолженности по страховым взносам в сумме 21 865 рублей 19 копеек, в том числе по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемым в ФФОМС РФ, в размере 17 317 рублей 74 копейки, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере зачисляемым в ФФОМС РФ, в размере 4 547 рублей 45 копеек отказать.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Костромской районный суд в течение месяца с момента вынесения.
Судья М.Ю. Соболева