Дело № 33-4496/2023
№ 2-807/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
4 июля 2023 года г. Оренбург
Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Ярыгиной Е.Н.,
судей Зудерман Е.П., Сенякина И.И.,
при секретаре Красниковой Д.Д.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Оренбургского природоохранного межрайонного прокурора, в интересах неопределённого круга лиц и Российской Федерации, к акционерному обществу «Преображенскнефть», акционерному обществу «Ойлгазтэт» о понуждении устранить нарушения законодательства об охране окружающей среды и санитарно-эпидемиологического законодательства,
по апелляционным жалобам акционерного общества «Преображенскнефть», акционерного общества «Ойлгазтэт» на решение Дзержинского районного суда г. Оренбурга от 3 июня 2022 года,
установила:
Оренбургский природоохранный межрайонный прокурор обратился в суд с иском к АО «Преображенскнефть», указав, что Оренбургской природоохранной межрайонной прокуратурой с привлечением специалистов проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства в деятельности акционерного общества «Преображенскнефть» (далее – АО «Преображенскнефть», Общество), в ходе которой был выявлен ряд нарушений.
В целях устранения выявленных нарушений 09.11.2021 спецпрокуратурой в адрес генерального директора АО «Преображенскнефть» внесено представление об устранении нарушений экологического законодательства. Согласно ответу от 08.12.2021, Обществом принимаются меры с целью недопущения нарушений требований законодательства.
Вместе с тем, фактически требования прокурора не исполнены, продолжаются нарушения прав на благоприятную окружающую среду граждан, проживающих в п. ФИО1, (адрес) (населенные пункты, расположенные вблизи с ННК), превышения регистрируются до настоящего времени (06.12.2021, 07.12.2021, 08-09.12.2021, 10.12.2021, 12-13.12.2021).
К примеру, 29.11.2021 на СКАТ (п. ФИО1, (адрес)А) зарегистрированы превышения ПДК по содержанию сероводорода в 2 раза, при направлении ветра от ННК Общества.
08-09.12.2012, 10.12.2021, 12-13.12.2021 СКАТ и ПЭП ГБУ «Экологическая служба Оренбургской области» (п. ФИО1) зарегистрированы превышения ПДК по сероводороду, в том числе на границе СЗЗ АО «Преображенскнефть».
Таким образом, вышеуказанные нарушения, в том числе систематические, приводят к нарушениям экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства, к нарушению прав на благоприятную окружающую среду граждан, проживающих вблизи с ННК АО «Преображенскнефть».
В связи с чем просил суд обязать АО «Преображенскнефть» обеспечить соблюдение экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства, путем недопущения превышения ПДК вредных (загрязняющих) веществ в пределах воздуха рабочей зоны (внутри СЗЗ) нефтеналивного комплекса, а также за пределы СЗЗ ННК.
1. Обязать АО «Преображенскнефть» актуализировать источники негативного воздействия на состояние атмосферного воздуха для нефтеналивного комплекса в соответствии с требованиями Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».
2. Обязать АО «Преображенскнефть» установить окончательную санитарно-защитную зону для нефтеналивного комплекса, а именно:
– в срок до 01.09.2022 разработать проект обоснования окончательной санитарно-защитной зоны, получить в уполномоченном органе санитарно-эпидемиологическое заключение по проекту обоснования санитарно-защитной зоны; провести натурные измерения загрязнения атмосферного воздуха и уровней физического воздействия на атмосферный воздух в соответствии с программой наблюдений в составе проекта обоснования санитарно-защитной зоны;
– в срок до 01.12.2022 получить в уполномоченном органе окончательное решение по установлению санитарно-защитной зоны.
3. Обязать АО «Преображенскнефть» разработать и выполнять программу производственного контроля для ННК с проведением мероприятий производственного контроля, лабораторных исследований в полном объеме в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства.
4. Обязать АО «Преображенскнефть» до 01.03.2021 внедрить наилучшие доступные технологии для ННК, путем установки и оборудования системой газоотвода и газоочистки четырех РВС-1000 (Р-1, Р-2, Р-3, Р-4) и одного РВС-2000 (Р-5, № 5), на площадках слива нефти № 1, № 2 подземных емкостей для приема нефти ЕП-7/1, ЕП-7/2, ЕП-7/3, ЕП-7/4, ЕП № 2/1, ЕП-2/2, ЕП-2/3, ЕП-2/4, железнодорожной эстакады (18 стояков) с целью снижения негативного воздействия на окружающую среду.
В ходе рассмотрения дела истцом уточнены исковые требования в связи с отчуждением нефтеналивного комплекса и переходом права собственности на него к АО «Ойлгазтэт», которое осуществляет эксплуатацию ННК в нарушение требований ст. 32.1 ФЗ от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды» в отсутствие декларации о воздействии на окружающую среду, просят суд:
1. Обязать АО «Преображенскнефть» и АО «Ойлгазтэт» обеспечить соблюдение экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства путем недопущения превышения ПДК вредных (загрязняющих) веществ в пределах воздуха рабочей зоны (внутри СЗЗ) нефтеналивного комплекса, а также за пределами СЗЗ ННК.
2. Обязать АО «Преображенскнефть» и АО «Ойлгазтэт» актуализировать источники негативного воздействия на состояние атмосферного воздуха для нефтеналивного комплекса в соответствии с требованиями Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».
3. Обязать АО «Преображенскнефть» и АО «Ойлгазтэт» установить окончательную санитарно-защитную зону для нефтеналивного комплекса, а именно:
– в срок до 01.09.2022 разработать проект обоснования окончательной санитарно-защитной зоны, получить в уполномоченном органе санитарно-эпидемиологическое заключение по проекту обоснования санитарно-защитной зоны; провести натурные измерения загрязнения атмосферного воздуха и уровней физического воздействия на атмосферный воздух в соответствии с программой наблюдений в составе проекта обоснования санитарно-защитной зоны;
– в срок до 01.12.2022 получить в уполномоченном органе окончательное решение по установлению санитарно-защитной зоны.
4. Обязать АО «Преображенскнефть» и АО «Ойлгазтэт» разработать и выполнять программу производственного контроля для ННК с проведением мероприятий производственного контроля, лабораторных исследований в полном объеме в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства.
5. Обязать АО «Преображенскнефть» и АО «Ойлгазтэт» до 01.03.2022 внедрить наилучшие доступные технологии для ННК, путем установки и оборудования системой газоотвода и газоочистки четырех РВС-1000 (Р-1, Р-2, Р-3, Р-4) и одного РВС-2000 (Р-5, № 5), на площадках слива нефти № 1, № 2 подземных емкостей для приема нефти ЕП-7/1, ЕП-7/2, ЕП-7/3, ЕП-7/4, ЕП № 2/1, ЕП-2/2, ЕП-2/3, ЕП-2/4, железнодорожной эстакады (18 стояков) с целью снижения негативного воздействия на окружающую среду.
6. Обязать АО «Ойлгазтэт» в срок до 01.08.2022 подать в Южно-Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора декларацию о воздействии на окружающую среду.
В ходе рассмотрения дела судом к участию в деле в качестве ответчика привлечено АО «Ойлгазтэт», а также к ним заявлены аналогичные требования, согласно уточненному заявлению.
Решением Дзержинского районного суда г. Оренбурга от 3 июня 2022 года исковые требования Оренбургского природоохранного межрайонного прокурора удовлетворены частично, суд постановил:
«Обязать Акционерное общество «Преображенскнефть» и акционерное общество «Ойлгазтэт» обеспечить соблюдение экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства путем недопущения превышения ПДК вредных (загрязняющих) веществ в пределах воздуха рабочей зоны (внутри СЗЗ) нефтеналивного комплекса, а также за пределами СЗЗ ННК.
Обязать Акционерное общество «Преображенскнефть» и акционерное общество «Ойлгазтэт» актуализировать источники негативного воздействия на состояние атмосферного воздуха для нефтеналивного комплекса в соответствии с требованиями Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».
Обязать Акционерное общество «Преображенскнефть» и акционерное общество «Ойлгазтэт» установить окончательную санитарно-защитную зону для нефтеналивного комплекса, а именно:
– в срок до 01.11.2022 разработать проект обоснования окончательной санитарно-защитной зоны, получить в уполномоченном органе санитарно-эпидемиологическое заключение по проекту обоснования санитарно-защитной зоны; провести натурные измерения загрязнения атмосферного воздуха и уровней физического воздействия на атмосферный воздух в соответствии с программой наблюдений в составе проекта обоснования санитарно-защитной зоны;
– в срок до 01.12.2022 получить в уполномоченном органе окончательное решение по установлению санитарно-защитной зоны.
Обязать Акционерное общество «Преображенскнефть» и акционерное общество «Ойлгазтэт» разработать и выполнять программу производственного контроля для ННК с проведением мероприятий производственного контроля, лабораторных исследований в полном объеме в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства.
Обязать Акционерное общество «Преображенскнефть» и акционерное общество «Ойлгазтэт» до 01.11.2022 внедрить наилучшие доступные технологии для ННК, путем установки и оборудования системой газоотвода и газоочистки четырех РВС-1000 (Р-1, Р-2, Р-3, Р-4) и одного РВС-2000 (Р-5, № 5), на площадках слива нефти № 1, № 2 подземных емкостей для приема нефти ЕП-7/1, ЕП-7/2, ЕП-7/3, ЕП-7/4, ЕП № 2/1, ЕП-2/2, ЕП-2/3, ЕП-2/4, железнодорожной эстакады (18 стояков) с целью снижения негативного воздействия на окружающую среду.
Обязать акционерное общество «Ойлгазтэт»» в срок до 01.11.2022 подать в Южно-Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора декларацию о воздействии на окружающую среду».
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 22 сентября 2022 года решение Дзержинского районного суда г. Оренбурга от 3 июня 2022 года в части возложения обязанности на акционерное общество «Преображенскнефть» и акционерное общество «Ойлгазтэт» до 01.11.2022 внедрить наилучшие доступные технологии для ННК с целью снижения негативного воздействия на окружающую среду отменено.
В удовлетворении требований Оренбургского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределённого круга лиц и Российской Федерации к Акционерному обществу «Преображенкснефть», акционерному обществу «Ойлгазтэт» о внедрении до 01.11.2022 года наилучших доступных технологий для ННК, путем установки и оборудования системой газоотвода и газоочистки четырех РВС-1000 (Р-1, Р-2, Р-3, Р-4) и одного РВС-2000 (Р-5, № 5), на площадках слива нефти № 1, № 2 подземных емкостей для приема нефти ЕП-7/1, ЕП-7/2, ЕП-7/3, ЕП-7/4, ЕП № 2/1, ЕП-2/2, ЕП-2/3, ЕП-2/4, железнодорожной эстакады (18 стояков) с целью снижения негативного воздействия на окружающую среду отказано.
Определением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 6 марта 2023 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 22 сентября 2022 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились: Оренбургский природоохранный межрайонный прокурор, представители Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты потребителей и благополучия человека по Оренбургской области, Южно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, МО Краснокоммунарский поссовет, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, об отложении слушания по делу не просили.
Сведения о времени и месте судебного заседания были дополнительно размещены на официальном сайте Оренбургского областного суда посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Судебная коллегия в соответствии с положениями ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав судью-докладчика Ярыгину Е.Н., выслушав пояснения представителя ответчика АО «Преображенскнефть» - Толстых В.В., представителя ответчика АО «Ойлгазтэт» - Даскалову Д.А., поддержавших апелляционные жалобы, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного решения в соответствии с пунктом 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В силу статьи 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 04 мая 1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" под вредным (загрязняющим) веществом понимается химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду.
Предельно допустимый выброс - норматив предельно допустимого выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для стационарного источника загрязнения атмосферного воздуха с учетом технических нормативов выбросов и фонового загрязнения атмосферного воздуха при условии непревышения данным источником гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы, других экологических нормативов.
Согласно ст. 12 настоящего Федерального закона в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ устанавливаются нормативы предельно допустимых выбросов.
Количество и состав выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вид и размеры вредных физических воздействий на него подлежат государственному учету в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускаются на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации (п. 1 ст. 14 Федерального закона от 04 мая 1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха").
Пунктом 1 ст. 22 Федерального закона от 04 мая 1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" предусмотрено, что юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Производственный контроль за охраной атмосферного воздуха согласно п. 1 ст. 25 настоящего Федерального закона осуществляют юридические лица, имеющие источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух.
В силу ст. 30 указанного Федерального закона юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны, в том числе, обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух; осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Пунктом 9 Положения о государственном учете вредных воздействий на атмосферный воздух и их источников, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2000 года N 373, установлено, что организации обязаны вести первичный учет состава и количества выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ, а также видов и размеров вредных физических воздействий на него по установленным формам.
В соответствии с требованиями п. п. 6 и 9 Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 марта 2000 года N 183, разработка предельно допустимых и временно согласованных выбросов обеспечивается юридическим лицом, имеющим стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, на основе проектной документации или данных инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Согласно абз. 3 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается в том числе посредством обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Как предусмотрено ст. 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны:
- выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;
- разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;
- обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению;
- осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции;
- проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания;
- своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения;
- иметь в наличии официально изданные санитарные правила, методы и методики контроля факторов среды обитания;
- осуществлять гигиеническое обучение работников.
При эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ст. 24 настоящего Федерального закона).
На основании п. 1 ст. 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 года N 74 введена в действие новая редакция Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", из п. 1.5 которых следует, что они предназначены для юридических и физических лиц, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством и эксплуатацией объектов, а также для органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Пунктом 2.1 Санитарных правил установлено, что в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Законом N 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (СЗЗ), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны по классификации должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений.
Согласно п. п. 1.2, 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 проект размера санитарно-защитной зоны разрабатывается для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.
При этом источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека (загрязнение атмосферного воздуха и неблагоприятное воздействие физических факторов) признаются объекты, для которых уровни создаваемого загрязнения за пределами промышленной площадки превышают 0,1 ПДК и/или ПДУ (абз. 2 п. 1.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
В соответствии с п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 03 марта 2018 года N 222 "Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон" на правообладателей объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу указанного постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, возлагается обязанность в срок не более одногогода со дня вступления в силу данного постановления проведения исследований (измерений) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и предоставления в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявления об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных п. 14 утвержденных указанным постановлением Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон.
Таким образом, юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, а также на их основе разрабатывать проекты предельно допустимых выбросов и обеспечивать производственный контроль за охраной атмосферного воздуха.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Оренбургским природоохранным межрайонным прокурором проведена проверка исполнения требований законодательства об охране окружающей среды АО «Преображенск нефть» на основании решения о проведении проверки от 12.10.2021 года, в ходе которой были выявлены нарушения.
Проведенной проверкой установлено, что АО «Преображенскнефть» в Сакмарском районе эксплуатируется нефтеналивной комплекс. Нефтеналивной комплекс (ННК) АО «Преображенскнефть» расположен в Сакмарском районе, в 4-х км к юго-востоку от районного центра - (адрес). Ближайшими к ННК населенными пунктами являются: п. (адрес) - (адрес) (адрес). ННК является объектом негативного воздействия на окружающую среду II категории, поставлен на учет (кода №П, свидетельство постановке на учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду от (дата)), источниками которого в атмосферный воздух выбрасываются вредные (загрязняющие) вещества, в том числе сероводород.
Согласно разработанной для ННК проектной документации (выполненная ЗАО «СТРОНГ» в 2005 г.) и проекта «Реконструкция нефтеналивного комплекса на ж.д. станции «Сакмарская», 1 этап», нефтеналивной комплекс предназначен для приема нефти, поступающей на площадку слива нефти из автоцистерн, а также приема бензина, дизтоплива и растворителя из одиночных железнодорожных цистерн, перекачки целевых продуктов в резервуары и последующей подачи нефти в железнодорожные цистерны для отправки потребителю и подачи бензина, дизтоплива и растворителя на стояки налива и отправки целевых продуктов грузополучателю.
В состав территории промплощадки нефтеналивного комплекса Общества входят: здание АБК нефтеналивного комплекса, резервуарный парк нефти, эстакада налива ГСМ, ж/д наливная эстакада м 18 наливными стояками в ж/д цистерны, выполнена из стальных конструкций, установлена на бетонной плите с бортами для сбора утечек, ж/д сливная эстакада, насосная № 1, насосная № 2, блок управления задвижками (БУЗ 2), блок управления задвижками (БУЗ 1), пожарная насосная, площадка слива обводненной нефти, площадка слива товарной нефти, автомобильные весы, железнодорожные пути, автомобильная дорога.
Согласно представленным Обществом сведениям, объемы получения и отгрузки нефти определяются уровнем добычи и составляет 2700-3000 т. в сутки.
В соответствии с декларацией о воздействии на окружающую среду для ННК АО «Преображенскнефть» от 10.09.2020 от деятельности нефтеналивного комплекса осуществляются выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от источников нефтеналивного комплекса, выбросы от источников содержат сероводород, а также следующие вредные (загрязняющие) вещества: диЖелезотриоксид, марганец и его соединения, натрий гидроксид, азотная кислота, соляная кислота, серная кислота, фториды газообразные, смесь углеводородов предельных С1-С5, смесь углеводородов предельных С6-С10, смесь углеводородов предельных С12-С19, бензол, ксилол, толуол, ацетон, пыль абразивная.
Проведенной в 2021 году инвентаризацией установлено, что в результате производственной деятельности на ННК АО «Преображенскнефть» выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух осуществляется из 55 источников.
Основными источниками выделения в атмосферу нефтяных паров при работе ННК являются емкости для приема нефти, резервуары и ж/д цистерны. В составе выбросов содержатся предельные углеводороды С1-С5 и С6-С10, сероводород, ароматические углеводороды - бензол, толуол, ксилол, диоксид и оксид азота, сажа, диоксид серы, оксид углерода и предельные углеводороды С12-С19 (вещества 4 класса опасности). Технологические средства подавления образования загрязняющих веществ и внешние пылегазоочистные устройства на технологическом оборудовании не используются.
Установлено, что Обществом не актуализированы источники негативных выбросов для ННК.
Установлено, что в нарушение требований закона, а также п. 1, п. 2 ст. 22 Закона № 96-ФЗ, п. 14 Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, утвержденного приказом Минприроды России от 07.08.2018 № 352, отчет по инвентаризации за 2020 год ибланкам инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух нефтеналивного комплекса (ннк) в районе железнодорожной станции «Сакмарская» ((адрес)) АО «Преображенскнефъ» за 2021 год содержат источники 0046-0049 (открытый люк ж/д цистерн при отборе проб), при этом в декларации о воздействии на окружающую среду от (дата) данные порядковые номера привязаны к источникам «Люк автоцистерны (слив нефти) (Ст-3/1-4)» (присвоен открытым люкам ж/д цистерн при отборе проб номера, ранее использовавшиеся при инвентаризации выбросов).
В нарушение требований закона, отчет по инвентаризации за 2020 год не содержит сведений об источнике люк автоцистерны (слив нефти) (стояк №) (0029), который эксплуатируется более 4 лет (согласно данным инвентаризации от 2017 года), также данный источник учтен в декларации о воздействии на окружающую среду от (дата).
Также, в нарушение требований бланки инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух ННК за 2021 год не содержат сведений об источнике Люк автоцистерны (слив нефти) (стояк №) (0028), который эксплуатируется обществом более 4 лет (согласно данным инвентаризации от 2017 года), также данный источник учтен в декларации о воздействии на окружающую среду от (дата) и отчете по инвентаризации за 2020 год.
В нарушение требований, а также ст.ст. 1, 12, 19, 30 Закона № 96-ФЗ, п. 21 Требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий, утвержденных приказом Минприроды России от 28.11.2019 № 811 (далее – Требования к мероприятиям при НМУ), п. 8 Порядка проведения работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятныхметеорологических условий на территории Оренбургской области, утвержденного постановлением Правительства Оренбургской области от 27.03.2012 № 263-п, Обществом не проведена корректировка мероприятий при НМУ по результатам проведенной (дата) инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ, в части изменения максимально-разового выброса источников более чем на 25%, на которых реализуются (изменение мощности выброса от источника дыхательный клапан ЕП-3/2 (0006) более чем на 60%).
В нарушение требований в декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 указаны недостоверные сведения о нормативах допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух по всем указанным для нефтеналивного комплекса АО «Преображенскнефть» источникам негативного воздействия на окружающую среду (к примеру, выбросы Алканов С6-С10 и С1-С5 от стационарного источника 0015 (свеча) составили 96,4656 и 260,817 тонн соответственно, норматив выбросов согласно декларации о плате за HBOC составляет 96,4656 и 260,817 т/г соответственно). При этом, согласно декларации о воздействии на окружающую среду от 29.07.2019 и 30.10.2019 нормативы выбросов от данного составляют 157,304 и 425,308 т/г соответственно. В декларации не представлены сведения о выбросе загрязняющего вещества Алканы С6-С10 от источника 0007.
АО «Преображенскнефть» не выполнило обязанность по актуализации учетных сведений об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду на объекте HBOC «Нефтеналивной комплекс (ННК) в районе железнодорожной станции «Сакмарская» АО «Преображенскнефть» в части внесения сведений об источниках HBOC, введенным в эксплуатацию более года назад, а именно: дыхательный клапан емкости ЕП-7/1 (0032);дыхательный клапан емкости ЕП-7/2 (0033); дыхательный клапан емкости ЕП-7/3 (0034); дыхательный клапан емкости ЕГ1-7/4 (0035); дыхательный клапан № 1 РВС-2000 № 6 (0038); дыхательный клапан № 2 РВС-2000 № 6 (0039); люк автоцистерны (слив нефти) (Ст-7/1) (0040); люк автоцистерны (слив нефти) (Ст-7/2) (0041); люк автоцистерны (слив нефти) (Ст-7/3) (0042);люк автоцистерны (слив нефти) (Ст-7/4) (0043); люк автоцистерны (слив нефти) (Ст-7/5) (0044); люк автоцистерны (слив нефти) (Ст-7/6) (0045); открытый люк ж/д цистерн (отбор проб) (0046); открытый люк ж/д цистерн (отбор проб) (0047); открытый люк ж/д цистерн (отбор проб) (0048); открытый люк ж/д цистерн (отбор проб) (0049); открытый люк ж/д цистерн (отбор проб) (0050).
Указанные нарушения послужили основанием для привлечения 10.11.2021 Росприроднадзором АО «Преображенскнефть» к административной ответственности по ст.ст. 8.1, 8.5, 8.46 КоАП РФ.
Также прокурорской проверкой было установлено, что АО «Преображенскнефть» не установлена санитарно-защитная зона (далее – СЗЗ) для ННК.
Основной объем регистрируемых в 2019-2020 годах превышений ПДК по содержанию сероводорода в п. ФИО1, в том числе объявляемых неблагоприятных метеорологических условий приходятся на период с апреля по сентябрь.
В нарушение вышеуказанных требований, а также ст.ст. 11, 21, 22 Закона № 52-ФЗ, пункта 2 Постановления № 222, п.п. 2.1, 2.2, 3.1, 3.13, 4.1, 4.2, 6.1, 6.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 натурные исследования в полном объеме не проведены, СЗЗ для рассматриваемого объекта не установлена, не получено санитарно-эпидемиологическое заключение на Проект установленной (окончательной) СЗЗ зоны для пункта налива и отгрузки нефти, заявление обустановлении СЗЗ для промплощадки Общества в установленные законом сроки в Роспотребнадзор не поступало, решение об установлении СЗЗ не принято.
Также прокурорской проверкой установлено, что ответчиком в полном объеме не выполнены мероприятия по уменьшению выбросов вредных веществ в атмосферу в период объявления неблагоприятных метеорологических условий для их рассеивания (далее – НМУ).
В соответствии с п. 3 ст. 19 Закона № 96-ФЗ при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Установлено, что 06.02.2020 АО «Преображенскнефть» согласованы с министерством природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области (далее – Министерство) мероприятия по сокращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в периоды НМУ для ННК (далее – мероприятия ННК при НМУ), согласно которым в период объявление НМУ I степени происходит отказ от эксплуатации ряда источников негативного воздействия на атмосферу, в том числе от налива нефти в РВС-2000, являющийся объектом негативного воздействия на атмосферу с выбросами вредных (загрязняющих) веществ (дыхательный клапан № РВС-2000 № (номер источника 0038), дыхательный клапан № РВС-2000 № (номер источника 0039)).
В соответствии с инвентаризацией источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух ННК, при наполнении подземных емкостей производится перекачка поступившей на ННК нефти в вертикальные стальные резервуары со стационарной крышей Р-1, Р-2, Р-3, Р-4, Р-5 (откачка нефти из подземных емкостей производится под давлением 0,3-0,5 МПа в резервуары РВС-1000 и РВС-2000 полупогруженными насосами).
В мероприятиях ННК при НМУ РВС-2000 указан под № с дыхательными клапанами № (номер источника 0038) и № (номер источника 0039), четыре РВС-1000 числятся под номерами: № (дыхательные клапаны № и № (номера источников 0007 и 0008); № (дыхательные клапаны № и № (номера источников 0009 и 0010); № (дыхательные клапаны № и № (номера источников 0011 и 0012); № (дыхательные клапаны № и № (номера источников 0013 и 0014). В журнале приема нефти в резервуары и залива ж\д цистерн ННК четыре РВС-1000 числятся под номерами Р-1, Р-2, Р-3, Р-4, а РВС-2000 – под номером Р-5.
В период времени с 19:00 до 10:00 в числах с (дата) по (дата), с (дата) по (дата) на территории Центральной части области для ННК АО «Преображенскнефть» в установленном порядке прогнозировалось наступление неблагоприятных метеорологических условий I степени, в том числе в следующие периоды: с 19:00 (дата) до 10:00 (дата); с 19:00 (дата) до 10:00 (дата).
Вышеуказанные сведения о наступлении неблагоприятных метеорологических условий I степени отражены в журнале записи предупреждений (оповещений) о неблагоприятных метеорологических условиях (НМУ) АО «Преображенскнефть», которые передавались в ННК.
В нарушение вышеуказанных требований, а также ст. 3 Закона № 7-ФЗ, ст. 1, ч.ч. 1, 2 ст. 19 Закона № 96-ФЗ, п.п. 1-3 Требований к мероприятиям при НМУ, п. 4 Приказа Минприроды России от (дата) № «Об утверждении порядка предоставления информации о неблагоприятных метеорологических условиях, требований к составу и содержанию такой информации, порядка ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам», п.п. 2, 6 Порядка проведения работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий на территории (адрес), утвержденного постановлением (адрес) от (дата) №-п «Об организации работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий на территории (адрес)», АО «Преображенскнефть» при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий I степени на территории Центральной части области для ННК Общества в периоды с 19:00 (дата) до 10:00 (дата); с 19:00 (дата) до 10:00 (дата) мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в соответствии с согласованными (дата) с Министерством мероприятиями по сокращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ при эксплуатации источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, в полном объеме не исполнены, поскольку осуществлялся на налив нефти в РВС-2000 (в 08:10 (дата) и в 19:40 (дата)), являющийся объектом негативного воздействия на атмосферу с выбросами вредных (загрязняющих) веществ (дыхательные клапаны № (номер источника 0038) и № (номер источника 0039) РВС-2000 №).
Также прокурорской проверкой установлено, что ответчиком Обществом не приняты надлежащие меры по внедрению наилучших доступных технологий, организации надлежащего производственного контроля.
Проверкой установлено, что в нарушение вышеуказанных требований, а также ст.ст. 11. 32 Закона № 52-ФЗ, п.п. 1.3, 1.5, 2.1, 2.4, 2.5, 2.6, 2.7, 2.8, 3.3, 3.9 СП (дата)-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее – СП (дата)-01) Обществом для ННК надлежащая программа производственного контроля не разработана, а также не проводятся исследования полного перечня химических веществ, представляющих потенциальную опасность для человека и среды его обитания.
Так, в нарушение п. 3.1 СП (дата)-01 программа (план) производственного контроля не дополнена перечнем официально изданных санитарных правил, методов и методик контроля факторов среды обитания в соответствии с осуществляемой деятельностью (отсутствует СанПиН (дата)-21, СанПиН (дата)-21 и т.д.), в программу включены документы утратившие силу с (дата) и (дата) (СанПин2.(дата)-03, СП 2.(дата)-03, СанПин 2.(дата)-96, СанПин 2.(дата)-01 и т.д.).
В план график контроля атмосферного воздуха на границах СЗЗ нефтеналивной комплекс в районе ж/д станции «Сакмарская» (500 м) и окраины п. ФИО1 со стороны ННК не включены исследования полного перечня химических веществ, представляющих потенциальную опасность для человека и среды его обитания. Не обеспечено проведение лабораторного производственного контроля в соответствии с СП (дата)-01.
В нарушение вышеуказанных требований в программу производственного контроля АО «Преображенскнефть» не включены исследования по контролю за соблюдением нормативов выбросов на границах жилой зоны, СЗЗ по веществам: из 13-ти веществ (углерод чёрный (сажа), керосин, бензол, ксилол, толуол, смесь углеводородов С1-С10, С12-С14), включены только 4 (диоксид азота, сероводород, диоксид серы, керосин).
В нарушение вышеуказанных требований, а также п.п. 3.3, 2.6 СП (дата)-01 в программу производственного контроля не внесены необходимые изменения, дополнения в связи реконструкцией предприятия, влияющие на санитарно-эпидемиологическую обстановку и (либо) создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.
В нарушение п.п. 1.4, 2.2, 4.35 СП (дата)-20 отсутствует программа производственного контроля за условиями труда для ННК.
В нарушение вышеуказанных требований, а также ст. 11 Закона 52-ФЗ, п. 73 СанПиН (дата)-21 Обществом не обеспечено проведение лабораторных исследований на границе СЗЗ ННК с учетом характеристик производственных процессов и метеорологических характеристик окружающей среды в объеме и с периодичностью, определенными проектом СЗЗ для объекта ННК в районе железнодорожной станции «Сакмарская» АО «Преображенскнефть» (северная граница СЗЗ, южная граница СЗЗ, отсутствуют исследования на загрязняющие вещества: азота диоксид, керосин).
Вышеуказанные нарушения допущены в результате эксплуатации Обществом нефтеналивного комплекса, в том числе, без применения наилучших доступных технологий (И№. Информационно-технический справочник по наилучшим доступным технологиям. Переработка нефти, утвержденный приказом Росстандарта от (дата) №, И№. Информационно-технический справочник по наилучшим доступным технологиям. Добыча нефти, утвержденный приказом Росстандарта от (дата) №), эффективного процесса газоотвода и газоочистки на оказывающих негативное воздействие объектах (дыхательных клапанах подземных и наземных резервуаров, наливных стояках, свече рассеивания).
Прокурорской проверкой выявлены факты отклонения деятельности ННК от допустимых проектных решений (превышения допустимых проектной документацией объемов перевалки нефти).
На территории п. ФИО1 (адрес) в марте-ноябре текущего года неоднократно регистрировались факты превышений ПДК по содержанию сероводорода, что свидетельствует о нарушении вышеуказанных требований санитарно-эпидемиологического законодательства, а также ст. 22 Закона № 7-ФЗ, ст. 12, ст. 14, п.1 ст.16, ст. 19, п. 2 ст. 25, п.п. 7, 13 ч.1 ст.30 Закона № 96-ФЗ.
С учетом движения воздушных масс с переменным направлением (неустойчивым), источником загрязнения атмосферного воздуха в населенном пункте является нефтеналивной комплекс АО «Преображенскнефть», расположенный в 800 метрах от п. ФИО1.
Основное влияние на состояние атмосферного воздуха в п. ФИО1 оказывает нефтеналивной комплекс АО «Преображенскнефть», от которого осуществляются выбросы 755 тонн в год загрязняющих веществ (в том числе дигидросульфид (сероводород), смеси предельных углеводородов С1-С5, смеси предельных углеводородов С6-С10, бензол, ксилол, толуол).
Также судом установлено, что в целях осуществления деятельности для ННК разработана проектная и рабочая документация (выполненная ЗАО «СТРОНГ» в 2005 г.). Согласно указанной документации проектная производительность ННК по нефти рассчитана до 365 000 тонн нефти в год.
В рамках проводимой реконструкции ННК разработана проектная документация «Реконструкция нефтеналивного комплекса на ж.д. станции «Сакмарская», 1 этап», на которую получено положительное заключение экспертизы ООО «Кови», утвержденное (дата). Согласно документации в ходе реконструкции предусматривается расширение резервуарного парка за счет установки резервуаров общим объемом 3 000 м3, увеличение сливно-наливного оборудования, а также перепланировка существующего здания АБК и установка блочного здания КПП.
При этом, согласно разделам «Сведения о функциональном назначении объекта» и «Технико-экономические показатели проектируемого объекта» Пояснительной записки проектной документации «Реконструкция нефтеналивного комплекса на ж.д. станции «Сакмарская», 1 этап», производительность ННК по сырью в ходе реконструкции не изменяется и составляет 365 000 тонн нефти в год. В разделе «Данные о проектной мощности объекта капитального строительства» указано, что в соответствии с техническим заданием на проектирование на территории ННК предусматривается прием, хранение и отпуск товарной нефти, а также газового конденсата, проектная производительность ННК: по нефти – 360 000 т в год.
Согласно Технологическому регламенту «Нефтеналивного комплекса на ж.д. станции «Сакмарская» 2018 г. 1 этап. ТР-21 ННК-2018» (далее – Технологический регламент), разработанному в рамках Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности» в разделах «Производительность нефтеналивного комплекса» и «Описание принципиальной технологической схемы нефтеналивного комплекса» указано, что технологическая схема ННК, проектная производительность ННК по нефти составляет до 365 000 тонн нефти в год.
В разделе «Характеристика сырья, вспомогательных материалов и готовой продукции» Технологического регламента указано, что сырьем и одновременно готовой продукцией является товарная нефть с УПСВ Колганское месторождение ЗАО «Преображенскнефть». Поступающая (отпускаемая) на территорию ННК нефть соответствует требованиям ГОСТ 31378-2009 «Нефть. Общие технические условия» и ФИО9 51858-2002 «Нефть. Общие технические условия». В таблице 2.2 «Паспорт качества товарной нефти (по ФИО951858-2002) приведены показатели, в том числе концентрация общей серы по ГОСТ 1437-85 с фактическим показателем 1,35%. Также указано, что поступающая на ННК нефть относится ко 2 классу по содержанию серы, 1 типу по плотности, 2 группе по содержанию воды и солей, что соответствует шифру нефти 2.1.2.
Согласно декларации о воздействии на окружающую среду для ННК АО «Преображенскнефть» от (дата) доставка товарной нефти на ННК осуществляется автоцистернами, в разделе «виды и объем производимой продукции (товара)» указано нефть сырая в объеме 1 762,6 тыс. тонн.
Согласно представленных Обществом документов и сведений, на ННК поступает нефть с различных месторождений АО «Преображенскнефть», ООО «Геопрогресс», АО «Ойлгазтэт». При поставке на ННК смешивается при сливе в РВС (Р-1 - Р-5) и наливается в ж/д цистерны (после ее смешения).
Вместе с тем, при производстве прокурорской проверки было установлено, что в нарушение вышеуказанных требований законодательства, объемы получения и отгрузки нефти на ННК превышают допустимые проектной документацией объемы и составляют от 2 700 до 3 000 тонн нефти в сутки (81 000-90 000 т в месяц или 972 000-1 080 000 т в год). Согласно представленным Обществом сведениям за 2020 год на ННК принято 1 063 196,387 т нефти, отгружено – 1 058 869,048 т, только за январь-июль текущего года на ННК принято 571 880,464 т нефти, отгружено – 570 982,475 т.
Кроме того, в нарушение вышеуказанных требований на ННК осуществляется поставка нефти с месторождений, не предусмотренных проектной документации на ННК и проектной документации «Реконструкция нефтеналивного комплекса на ж.д. станции «Сакмарская», 1 этап», которая имеет разные характеристики по свойствам и составу.
(дата) прокуратурой совместно со специалистами ЦТО Управления Роспотребнадзора по (адрес), лаборатории ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в (адрес)» (далее – Учреждение) произведен отбор ряда проб атмосферного воздуха (воздух рабочей зоны) на объектах Общества.
Согласно протоколу лабораторных исследований Учреждения от (дата) № в результате проведенных исследований установлено, что пробы атмосферного воздуха (воздух рабочей зоны), отобранная на рабочем месте слесаря по ремонту технологического оборудования (РВС-1000 №, перекачка, наполнение или нефтепродуктов в момент отбора на данном объекте не осуществлялась) показала содержание дигидросульфида 8,31±2,08 мг/м?, а также отобранная на рабочем месте сливщика-разливщика (эстакада налива нефти в железнодорожные цистерны) показала содержание дигидросульфида 9,97±2,49 мг/м?, что не соответствует требованиям СанПиН (дата)-21, СанПиН (дата)-21 (с учетом погрешности метода исследования) по показателям: сероводород (дигидросульфид).
Атмосферный воздух должен отвечать гигиеническим нормативам по предельно допустимым концентрациям загрязняющих веществ (максимальным или минимальным их значениям) (далее – ПДК), ориентировочным безопасным уровням воздействия, предельно допустимым уровням физического воздействия, а также по биологическим факторам, обеспечивающим их безопасность для здоровья человека (п. 66 СанПиН (дата)-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевомуводоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», далее – СанПиН (дата)-21).
Согласно п.п. 70, 74 СанПиН (дата)-21 не допускается превышение гигиенических нормативов содержания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе в жилой зоне - 1,0 ПДК (ОБУВ). Нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух устанавливаются в соответствии с требованиями законодательства РФ об охране окружающей среды.
В ГН 2.(дата)-17 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» указано, что ПДК дигидросульфида (H2S или сероводород) в атмосферном воздухе городских и сельских поселений составляет 0,008 мг/м3.
На основании вышеизложенного, не допускается осуществление деятельности, которая оказывает негативное воздействие на атмосферный воздух, выходя за пределы предельно-допустимых концентраций вредных (загрязняющих) веществ. В данном случае не превышать ПДК по дигидросульфиду (H2S или сероводород) в атмосферном воздухе городских и сельских поселений более 0,008 мг/м3.
На территории п. ФИО1 в марте-декабре текущего года неоднократно регистрировались факты превышений ПДК по содержанию сероводорода, что свидетельствует о нарушении вышеуказанных требований санитарно-эпидемиологического законодательства, а также ст. 22 Закона № 7-ФЗ, ст. 12, ст. 14, п.1 ст.16, ст. 19, п. 2 ст. 25, п.п. 7, 13 ч. 1 ст. 30 Закона № 96-ФЗ.
Установлено, что основное влияние на состояние атмосферного воздуха в п. ФИО1 оказывает нефтеналивной комплекс АО «Преображенскнефть», от которого осуществляются выбросы 755 тонн в год загрязняющих веществ (в том числе дигидросульфид (сероводород), смеси предельных углеводородов С1-С5, смеси предельных углеводородов С6-С10, бензол, ксилол, толуол).
Проверка показала, что в нарушение вышеуказанных требований, а также ст. 20 Закона № 52-ФЗ, пп. 66, 70, 74 СанПиН (дата)-21, п. 176 таблицы 1.1 СанПиН (дата)-21, п. 2.3 СанПиН 2.2.1/2.(дата)-03 Обществом допущены факты превышений ПДК по содержанию сероводорода на территории п. ФИО1, а именно: в 06:40-07:00 (дата) регистрация СКАТ ГБУ «Экологическая служба (адрес)» (далее – Учреждение) в п. ФИО1, (адрес), превышение ПДК по сероводороду с концентрацией 0,0110 мг/м3);регистрация СКАТ Учреждения, расположенного на (адрес)А п. ФИО1, (дата) с 22:40 до 23:20 концентрацию в 0,0175 мг/м3 и 0,0128 мг/м3, (дата) с 00:40 до 01:20 концентрацию в 0,0172 мг/м3 и 0,0185 мг/м3 (протокол №-А-а/с/116), (дата) с 21:40 до 23:00 в 0,0415 мг/м3, 0,0261 мг/м3, 0,0436 мг/м3, 0,0261 мг/м3, 0,032 мг/м3, 0,0151 мг/м3 (протокол №-А-а/с/119), (дата) с 23:20 до 23:40 в 0,0295 мг/м3 и 0,0257 мг/м3 (протокол №-А-а/с/121), 06:09:2021 в 13:20-13:40 в 0,0102 мг/м3 (протокол №-А-а/с/156), 22:09:2021 в 20:20-20:40 в 0,0105 мг/м3 (протокол №-А-а/с/169) и т.д., в том числе (дата), (дата), (дата) на границе СЗЗ ННК Общества.
В соответствии с СанПиН (дата)-21 ПДК дигидросульфида (H2S или сероводород) в воздухе рабочей зоны составляет 10 мг/м3.
(дата) между АО «Преображенскнефть» и АО «»Ойлгазтэт» заключен договор купли-продажи объектов недвижимости, в том числе сооружение- нефтеналивной комплекс, расположенный по адресу: (адрес), кадастровый №
Разрешая требования Оренбургского природоохранного межрайонного прокурора, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от (дата) N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федерального закона N 96-ФЗ от (дата) "Об охране атмосферного воздуха" (ст. ст. 15, 16, 22, 30), Федерального закона от (дата) N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (ст. ст. 11, 20, 39), принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, факт того, что осуществление производственной деятельности на нефтеналивном комплексе, расположенном на станции ФИО2, должно производиться без нарушения санитарных правил, поскольку обратное несет в себе общественную опасность, установив, что из деятельности АО "Преображенскнефть", а с (дата) - АО "Ойлгазтэт", возникает потенциальная угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан в связи с несоблюдением требований в области охраны окружающей среды, которые предъявляются к хозяйственной и иной деятельности, пришел к выводу об удовлетворении иска.
Доводы жалобы АО «Преображенскнефть» о том, что оно не является надлежащим ответчиком в связи с переходом права собственности на нефтеналивном комплексе, заслуживают внимания.
Правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 года N 222 (далее - Правила N 222).
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 года N 222 на правообладателе объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу указанного постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, возлагается обязанность в срок не более одного года со дня вступления в силу данного постановления проведения исследований (измерений) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и предоставления в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявления об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных п. 14 утвержденных указанным постановлением Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон.
В соответствии с п. 1 Правил N 222 санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека, в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования.
Согласно п. 13 Правил N 222 заявление об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны и документы, указанные в п. 14 данных Правил, представляются или направляются в уполномоченный орган лицами, указанными в пунктах 6, 7, 9 и 10 Правил, по их выбору лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", заверенных усиленной квалифицированной электронной подписью заявителей или иными лицами на основании заключения договора с заявителями.
Исходя из положений пунктов 7, 9, 10 Правил N 222, обязанность обращения с соответствующим заявлением возлагается на правообладателя объекта.
Из материалов дела следует, что на момент рассмотрения заявленных требований, с 18.02.2022 года собственником нефтеналивного комплекса является АО «Ойлгазтэт».
Таким образом, надлежащим ответчиком для возложения обязанностей, связанных с установлением санитарно-защитной зоны, является АО «Ойлгазтэт».
Следовательно, оснований для удовлетворения исковых требований к АО «Преображенскнефть» не имеется, решение в указанной части нельяз признать законным и обоснованным.
Лицо, полагающее свои права нарушенными, может избрать любой из приведенных в ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способов защиты либо иной, предусмотренный законом способ, который бы обеспечил восстановление этих прав. Выбор способа защиты должен соответствовать характеру нарушенного права.
Согласно указанной норме защита гражданских прав осуществляется, в частности, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения, принуждения к исполнению обязанности в натуре, возмещения убытков и иными способами, предусмотренными законом.
Требование о соблюдении законодательства не является способом защиты, обеспечивающим восстановление нарушенного права, поскольку соблюдение закона является обязанностью всех граждан и организаций Российской Федерации.
В силу части 5 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации резолютивная часть решения суда должна содержать выводы суда об удовлетворении иска либо об отказе в удовлетворении иска полностью или в части, наименование истца и ответчика, а также один из идентификаторов указанных лиц (страховой номер индивидуального лицевого счета, идентификационный номер налогоплательщика, серия и номер документа, удостоверяющего личность, серия и номер водительского удостоверения), указание на распределение судебных расходов, срок и порядок обжалования решения суда.
В силу пункта 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 «О судебном решении», исходя из того, что решение является актом правосудия, окончательно разрешающим дело, его резолютивная часть должна содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств. Решение суда не должно вызывать затруднений при исполнении.
Общеправовой принцип правовой определенности предполагает стабильность правового регулирования и исполнимость вынесенных судебных решений.
В иске прокурор не мотивировал, какую именно обязанность необходимо возложить на ответчика для обеспечения соблюдения экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства.
Суд, удовлетворяя иск и возлагая на ответчика обязанность по обеспечению соблюдения экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства, не указал, какая конкретно обязанность возлагается на ответчика для восстановления нарушенного права истца.
При изложенных выше обстоятельствах, поскольку решение суда первой инстанции в части обязания обеспечения соблюдения экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства требованиям исполнимости не отвечает, его нельзя признать законным, в связи с чем оно подлежит отмене в указанной части на основании пп4п.1 статьи 330 ГПК РФ.
Кроме того, судебная коллегия полагает, что решение суда в части обязания АО «Преображенскнефть» и АО«Ойлгазтэт» до (дата) внедрить наилучшие доступные технологии для ННК также подлежит отмене, поскольку конкретных данных о том, какие технологии являются лучшими, заявленные требования не содержат, а категория «доступности» технологий является оценочной, то есть решение суда в указанной части фактически является не исполнимым.
В остальной части судебная коллегия оснований для отмены решения суда не усматривает, соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права.
Ссылки апеллянтов на несоответствие решения суда нормам гл. 16 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации от (дата) № 138-ФЗ, а также положениям Постановления Пленума Верховного суда РФ от (дата) № «О судебном решении» судебной коллегией отклоняются, поскольку в ходе судебного заседания имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, соответствующим требованиям закона об их относимости и допустимости, выводы суда нашли свое отражение в решении.
Довод о необоснованности предъявляемых требований в отношении АО «Ойлгазтэт» в части предоставления декларации о воздействии на окружающую среду несостоятелен по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 31.2 Федерального закона от (дата) № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, представляют декларацию о воздействии на окружающую среду.
В силу ст. 69.2 Федерального закона от (дата) № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах
Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов
Сведения об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежат актуализации в связи с представлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями сведений о замене юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду.
Нефтеналивной комплекс является объектом негативного воздействия на окружающую среду II категории, поставлен на учет АО «Преображенскнефть» (код №П, свидетельство постановке на учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду от (дата)).
В силу закона объект, оказывающий негативное воздействие, ставится на учет один раз - не позднее 6 месяцев с момента начала эксплуатации, и в дальнейшем при изменении каких-либо сведений производится его актуализация.
При этом, на момент рассмотрения дела, актуализация по рассматриваемому объекту в связи со сменой собственника с АО «Преображенскнефть» на АО «Ойлгазтэт» не осуществлялась, декларация о воздействии на окружающую среду при фактической эксплуатации нефтеналивного комплекса в нарушении положений приведенных норм не подавалась.
Поскольку иные доводы были предметом оценки суда первой инстанции, с которой соглашается суд апелляционной инстанции, в остальной части решение суда по доводам жалобы акционерное общество «Ойлгазтэт» изменению или отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Дзержинского районного суда г. Оренбурга от 3 июня 2022 года в части возложения обязанности на акционерное общество «Преображенскнефть» и акционерное общество «Ойлгазтэт» обеспечить соблюдение экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства путем недопущения превышения ПДК вредных (загрязняющих) веществ в пределах воздуха рабочей зоны (внутри СЗЗ) нефтеналивного комплекса, а также за пределами СЗЗ ННК, а также в срок до (дата) внедрить наилучшие доступные технологии для НКК путем установки и оборудования системой газоотвода и газоочистки четырех РВС-1000 (Р-1, Р-2, Р-3, Р-4) и одного РВС-2000 (Р-5, №), на площадках слива нефти №, № подземных емкостей для приема нефти ЕП-7/1, ЕП-7/2, ЕП-7/3, ЕП-7/4, ЕП №, ЕП-2/2, ЕП-2/3, ЕП-2/4, железнодорожной эстакады (18 стояков) с целью снижения негативного воздействия на окружающую среду отменить, в указанной части вынести новое решение, которым в удовлетворении указанных требований отказать.
Это же решение в части понуждения акционерного общества «Преображенскнефть» к совершении действий по актуализации источников негативного воздействия на состояние атмосферного воздуха для нефтеналивного комплекса в соответствии с требованиями Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002, Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», установлении санитарно-защитной зоны для нефтеналивного комплекса, разработке и выполнении программы производственного контроля для ННК с проведением мероприятий производственного контроля, лабораторных исследований в полном объеме в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства отменить, в удовлетворении требований к понуждению акционерного общества «Преображенскнефть» совершить указанные действия отказать.
В остальной части решение изменению не подлежит.
Председательствующий
судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 11июля 2023 года.