Дело № 2-7616/2023
УИД 35RS0010-01-2023-008024-51
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Вологда 29 августа 2023 года
Вологодский городской суд Вологодской области в составе:
председательствующего судьи Качаловой Н.В.,
при секретаре Бобошиной Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Пономарева Г. В. к Правительству Вологодской области, Департаменту лесного комплекса Вологодской области, Департаменту социальной защиты населения Вологодской области об оспаривании решения, возложении обязанности,
установил:
Пономарев Г.В. обратился в суд с иском к Департаменту лесного комплекса Вологодской области, Департаменту государственного управления и кадровой политики Вологодской области, Департаменту социальной защиты населения вологодской области, мотивируя тем, что истец обратился в Департамент государственного управления и кадровой политики Вологодской области с заявлением об установлении пенсии за выслугу лет. Далее заявление было передано для рассмотрения в Департамент лесного комплекса Вологодской области. 20.04.2023 Департамент лесного комплекса Вологодской области принял решение об отказе в установлении истцу пенсии за выслугу лет в соответствии с законом Вологодской области от 05.07.1996 № 87-ОЗ в связи с тем, что один из периодов работы не связан СС прохождением государственной гражданской службы Вологодской области.
Оспаривая правомерность принятого решения, истец Пономарев Г.В. просит суд, с учетом уточнения исковых требований, признать решение Департамента лесного комплекса Вологодской области об отказе включения в стаж замещения государственных должностей области, государственной гражданской службы от 20.04.2023 г. незаконным; включить в стаж государственной гражданской службы периоды работы:
- с 01.06.1977 г. по 04.07.1988 г. (11 лет 1мес. 4 дн.) в качестве лесника Барановского лесничества «Кадуйского лесхоза» - раздел 11 подраздел 3 глава 5, код 11-3-4-108 (государственный инспектор);
- с 05.07.1988 г. по 13.03.1997 г. (8 лет 8 мес. 9 дн.) - в качестве лесничего Центрального лесничества «Кадуйского лесхоза» - раздел 11 подраздел 3 глава 5, код 11-3-4-108 (государственный инспектор);
- с 14.03.1997 по 15.12.1999 г. (2 г. 10 мес.) - лесничий Кадуйского лесничества «Кадуйского лесхоза» Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды по Вологодской области (лесничий является государственным инспектором государственной лесной охраны Российской Федерации, что подтверждается удостоверением № 6 от 07.04.1997 г.) - раздел 11 подраздел 3 глава 5, код 11-3-4-108 (государственный инспектор);
- с 16.12.1999 по 31.12.2008г. (9 л. 0 мес. 16 дн.) - главный лесничий Кадуйского лесничества «Кадуйского лесхоза» Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды по Вологодской области (в последующем Государственного учреждения Вологодской области «Кадуйский лесхоз») (должность главного лесничего является заместителем старшего государственного инспектора в Вологодской области, что подтверждается удостоверениями государственной лесной охраны Российской Федерации № 69 от 10.03.2004, № 332 от 05.06.2007) - раздел 11 подраздел 3 глава 5 код 11-3-3-107;
- с 01.01.2009 по 31.07.2013 г. (4 г. 7 мес.) - заместитель директора Государственного учреждения Вологодской области «Кадуйский лесхоз» - раздел 11 подраздел 3 код 11-1-3-083;
- с 01.08.2013 по 15.06.2015 г. (1 г. 10 мес. 15 дн.) - директор Специализированного автономного учреждения лесного хозяйства Вологодской области «Кадуйский лесхоз» раздел 11 подраздел 3 код 11-1-3-082;
- с 16.06.2015 по 30.06.2015 г. (15 дн.) - заместитель директора Специализированного автономного учреждения лесного хозяйства Вологодской области «Кадуйский лесхоз» раздел 11 подраздел 3 код 11-1-3-083;
обязать ответчиков назначить пенсию за выслугу лет как лицу, замещавшему должность государственной гражданской службы в Вологодской области.
В судебном заседании истец Пономарев Г.В. уточненные исковые требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить.
Представитель ответчика Департамента лесного комплекса Вологодской области, действующая на основании доверенности Васильева В.В. с исковыми требованиями не согласилась по основаниям, изложенным в решении об отказе в установлении страховой пенсии и отзыве, просила отказать в их удовлетворении.
Представитель ответчика Правительства Вологодской области (в результате реорганизации Департаменту государственного управления и кадровой политики Вологодской области утратил статус юридического лица, правопреемником является Правительство Вологодской области), действующая на основании доверенности Капустина Т.Н. с исковыми требованиями не согласилась, поддержала доводы, изложенные в возражениях.
Представитель Департамент социальной защиты населения Вологодской области в судебное заседание своего представителя не направил, извещался надлежащим образом.
Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Условия и порядок установления и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Вологодской области, должности государственной гражданской службы Вологодской области, должности областных государственных служащих, определены законом области от 5 июля 1996 года № 87-03 «О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Вологодской области и должности государственной гражданской службы Вологодской области».
Постановлением Правительства Вологодской области от 16 сентября 2011 года № 1122 утверждены Правила обращения за пенсией за выслугу лет лиц, замещавших государственные должности Вологодской области и должности государственной гражданской службы Вологодской области, ее установления (назначения), перерасчета, выплаты, организации доставки, приостановления (возобновления), прекращения выплаты, ведения пенсионной документ (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 2.1 Правил заявление о назначении пенсии за выслугу лет заявитель подает на имя руководителя органа исполнительной государственной власти области, в котором он замещал должность перед увольнением (далее - государственный орган области). В случае реорганизации или ликвидации государственного органа области заявление о назначении пенсии за выслугу лет подается в государственный орган области, которому законами или иными нормативными правовыми актами Вологодской области переданы функции реорганизованного или ликвидированного государственного органа области. При отсутствии органа-правопреемника заявление о назначении пенсии за выслугу лет подается на имя руководителя Департамента государственной службы и кадровой политики Правительства области.
Государственный орган области, получив заявление о назначении пенсии за выслугу лет, обеспечивает подготовку (сбор) документов, указанных в пункте 3.1 Правил, на основании которых готовит ходатайство об установлении (назначении) пенсии за выслугу лет или сообщение об отказе в его подготовке.
Основанием для отказа в подготовке ходатайства об установлении (назначении) пенсии за выслугу лет является выявление противоречий в сведениях, содержащихся в документах, или отсутствие у заявителя права на установление пенсии за выслугу лет на день обращения.
Ходатайство об установлении (назначении) пенсии за выслугу лет с приложением необходимых документов государственный орган области направляет в Департамент социальной защиты населения области для подготовки проекта распоряжения Губернатора области об установлении пенсии за выслугу лет.
Таким образом, судом установлено, что ходатайство государственного органа области, уполномоченного на его подготовку в соответствии с п. 2.1 Правил, и документы об установлении пенсии за выслугу лет Пономареву Г.В. в Департамент социальной защиты населения области для подготовки проекта распоряжения губернатора области об установлении пенсии за выслугу лет не поступали, документы на Пономарева Г.В. Департаментом не рассматривались, решений не принималось, в связи с чем, исковые требования к Департаменту социальной защиты населения Вологодской области удовлетворению не подлежат
Вместе с тем, судом установлено, и не опровергалось участвующими в деле лицами, что Пономарев Г.В. обратился в Департамент государственной службы и кадровой политики Правительства Вологодской области 24 марта 2023 года с заявлением об установлении ему в соответствии с Законом области № 87-ОЗ пенсии за выслугу лет.
В соответствии с пунктом 3.1.11. Положения о Департаменте (действовало во время обращения истца с заявлением), утвержденного Постановлением Правительства Вологодской области от 20 февраля 2023 года № 219 «Об утверждении Положения о Департаменте государственной службы и кадровой политики Правительства Вологодской области и о признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства области и отдельных положений некоторых постановлений Правительства области» Департамент осуществляет подготовку (сбор) документов, необходимых для установления (назначения) и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы области в органах исполнительной государственной власти области, ранее ликвидированных либо реорганизованных и не имеющих правопреемников.
Поскольку трудовая деятельность истца, указанная в заявлении осуществлялась в САУ «Кадуйский лесхоз», которое находится в ведении Департамента лесного комплекса Вологодской области, заявление о назначении пенсии за выслугу лет и пакет документов были переданы по подведомственности в Департамент лесного комплекса Вологодской области, о чем истец был письменно уведомлен, что подтверждается представленным в материалы дела информационным письмом от 30.03.2023 № ОГ.25-0030/23
На основании изложенного суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований к Правительству Вологодской области.
При разрешении исковых требований к Департаменту лесного комплекса Вологодской области суд считает необходимым отметить следующее.
В рассматриваемом случае Департамент лесного комплекса Вологодской области не является согласно пункту 2.1. Правил тем государственным органом власти области, в котором Пономарев Г.В. замещал должность государственной гражданской службы области перед своим увольнением, и который соответственно обязан подготовить по результатам рассмотрения его заявления ходатайство об установлении (назначении) пенсии за выслугу лет или сообщение об отказе в его подготовке. В данном случае обращение Пономарева Г.В. было рассмотрено Департаментом в рамках Федерального закона № 59-Ф3.
В соответствии со статьей 2 закона области № 87-03 пенсия за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности области, должности государственной гражданской службы области, устанавливается вышеуказанным лицам при соблюдении одновременно следующих условий:
- при прекращении полномочий, служебного контракта, увольнении с государственной гражданской службы Вологодской области по основаниям предусмотренным в статье 1 данного закона;
- наличие стажа государственной гражданской службы, минимальная продолжительность которого для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению к Федеральному закону от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Замещение государственных должностей Вологодской области или должностей государственной гражданской службы Вологодской области, либо должностей областных государственных служащих и увольнение с государственной гражданской службы Вологодской области по пересмотренным статьей 1 закона области № 87-ОЗ основаниям являются одним из основных условий для назначения пенсии за выслугу лет.
Правовым актом, устанавливающим правовые, организационные и финансово-экономические основы федеральной государственной гражданской службы и государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, является Федеральный Закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», предметом регулирования которого являются отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) государственного гражданского служащего. Соответственно при прекращении государственной гражданской службы в трудовой книжке делается соответствующая запись о прекращении служебного контракта освобождении от замещающей должности государственной гражданской службы и увольнении с государственной гражданской службы со ссылкой на соответствующий пункт статьи 33 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ.
Реестр должностей государственной гражданской службы Вологодской области утвержден постановлением Губернатора Вологодской области от 08.09.2006 № 212. Государственные должности Вологодской области указаны в части статьи закона области от 01.07.2004 № 1034-ОЗ «О статусе лиц, замещающих государственные должности Вологодской области».
Как следует из записей трудовой книжки Пономарева Г.В. ДД.ММ.ГГГГ истец принят на работу в качестве лесника Барановского лесничества Кадуйского лесхоза, 04.07.1988 уволен переводом в Кадуйский месовхозный (как дословно указано в трудовой книжке) лесхоз, 05.07.1988 принят в Кадуйский лесхоз по переводу лесничим Центрального лесничества, 13.03.1997 уволен в порядке перевода, 14.03.1997 принят лесничим Кадуйского лесничества Кадуйского гослесхоза, 16.12.1999 переведен главным лесничим освободив от должности лесничего Кадуйского лесхоза, 30.09.2004 Кадуйский лесхоз Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды по Вологодской области переподчинен Агентству лесного хозяйства по Вологодской области (Приказ федерального агентства лесного хозяйства).
Далее согласно записям вкладыша в трудовую книжку Пономарева Г.В. ВТ № 29.04.2005 Кадуйский лесхоз Агентства лесного хозяйства по Вологодской области переименован в Федеральное государственное учреждение «Кадуйский лесхоз» (Приказ федерального агентства лесного хозяйства), 27.12.2006 ФГУ «Кадуйский лесхоз» с 21.12.2006 переименован в ГУ «Кадуйский лесхоз» (Приказ Департамента лесного комплекса Вологодской области), 29.12.2007 ГУ «Кадуйский лесхоз» переименован в ГУВО «Кадуйский лесхоз» (Приказ Департамента лесного комплекса Вологодской области), 01.01.2009 переведен заместителем директора, 27.04.2010 ГУ ВО «Кадуйский лесхоз» переименован в Автономное учреждение Вологодской области «Кадуйский лесхоз» (Приказ Департамента лесного комплекса Вологодской области), 10.03.2011 Автономное учреждение Вологодской области «Кадуйский лесхоз» переименовано специализированное автономное учреждение лесного хозяйства Вологодской области «Кадуйский лесхоз» (Приказ Департамента лесного комплекса Вологодской области),01.08.2013 переведен на должность директора по соглашению сторон, до момента замещения в установленном порядке должности на постоянной основе (Приказ Департамента лесного комплекса Вологодской области), 04.08.2014 назначен на должность директора(Приказ Департамента лесного комплекса Вологодской области), 30.12.2014 трудовой договор прекращен в связи с истечением срока его действия(Приказ Департамента лесного комплекса Вологодской области), 31.12.2014 принят на должность директора(Приказ Департамента лесного комплекса Вологодской области), 15.06.2015 трудовой договор расторгнут по инициативе работника (Приказ Департамента лесного комплекса Вологодской области), 16.06.2015 принят на должность заместителя директора(Приказ Департамента лесного комплекса Вологодской области), 30.06.2015 трудовой договор расторгнут по инициативе работника (Приказ № 19-к от 26.06.2015)
На основании исследуемой трудовой книжки истца и вкладыша к ней, суд приходит к выводу, что периоды спорные периоды не связаны с прохождением Пономаревым Г.В. с прохождением государственной гражданской службы Вологодской области. Кроме того, основанием увольнения Пономарева Г.В. являлось инициатива работника (собственное желание) по п. 3ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса РФ (приказ САУ лесного хозяйства ВО «Вологдалесхоз» от 26.06.2015 № 19-к)
Одновременно, ссылка истца о наличии у него необходимого для назначения пенсии за выслугу лет стажа государственной службы (18 лет 4 месяца 16 дней), судом отклоняется, при этом следует указать следующее.
В соответствии со статьей 7 закона области № 87-ОЗ стаж государственной гражданской службы лица, замещающего государственную должность области или должность государственной гражданской службы области, дающий право на пенсию за выслугу лет, исчисляется в соответствии с законом области от 02.04.1997 № 144-03 «О периодах трудовой деятельности, включаемых в стаж замещения государственных должностей области, государственной гражданской и муниципальной службы в Вологодской области» (далее - закон области № 144-03), которым установлен закрытый перечень периодов трудовой деятельности, учитываемой при исчислении стажа замещения государственной должности области, должности государственной гражданской службы области для назначения пенсии за выслугу лет.
Согласно абзацу 2 пункта 1 Общего положения о лесхозах, лесокомбинатах леспромхозах Министерства лесного хозяйства РСФСР, утвержденного приказом Министра лесного хозяйства РСФСР от 08.01.1971 № 6, лесхозы, лесокомбинаты и леспромхозы являлись первичным органом управления гослесфонда в границах территории предприятия. В соответствии с приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 10.09.1993 № 238 «Об утверждении общего положения о лесхозах Федеральной службы лесного хозяйства» лесхозы являлись местными подразделениями системы специально уполномоченных государственных органов управления лесным хозяйством Российской Федерации. Также статус лесхозов как территориальных органов федерального органа управления лесным хозяйством подтвержден статьей 53 Лесного комплекса Российской Федерации 1997 года (в редакции, действовавшей до 01.01.2005), приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 13.11.1998 № 188.
С учетом изложенного, в настоящий момент периоды работы в органах управления лесным хозяйства в субъектах Российской Федерации, лесхозах федерального органа управления лесным хозяйством, включаются в стаж государственной гражданской службы при назначении пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности области, должности государственной гражданской службы области.
Вместе с тем, принимая во внимание, что Указом Президента Российской Федерации от 03.09.1997 № 981, который вступил в силу 09.09.1997, были утверждены перечни государственных должностей федеральной государственной службы, и в указанных перечнях должности « лесничий», «главный лесничий» и т.п. предусмотрены не были, периоды трудовой деятельности в лесхозах в настоящее время учитываются при исчислении стажа государственной гражданской службы области до вступления в силу вышеуказанного Указа Президента Российской Федерации от 03.09.1997 № 981, то есть до 08.09.1997.
При исследовании представленных документов, в том числе трудовой книжки истца, позиций сторон, суд приходит к выводу, что период трудовой деятельности Пономарева Г.В. не связан с прохождением государственной гражданской службы Вологодской области, соответственно не может быть засчитан в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет.
Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для назначении пенсии за выслугу лет в соответствии с законом области № 87-ОЗ, поскольку не соблюдены одновременно установленные указанным законом области для назначения пенсии за выслугу лет условия, а именно: отсутствует факт прекращения Пономаревым. Г.В. полномочий, служебного контракта, увольнения с государственной гражданской службы Вологодской области по основаниям, предусмотренным в статье 1 данного закона, а также необходимый стаж государственной гражданской службы, минимальная продолжительность которого для назначения пенсии за выслугу лет в 2023 году составляет согласно приложению к Федеральному закону от 15.12.2001 № 166-Ф3 «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» 18 лет 6 месяцев.
При таких обстоятельствах правовых оснований для удовлетворения исковых требований Пономарева Г.В. не имеется.
Руководствуясь статьями 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Пономареву Г. В. в удовлетворении исковых требований к Департаменту лесного комплекса Вологодской области Департаменту государственного управления кадровой политики Вологодской области Департаменту социальной защиты населения Вологодской области – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд, через Вологодский городской суд Вологодской области, в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья Н.В. Качалова
Мотивированное решение изготовлено 08.09.2023