Дело № 58RS0018-01-2019-004845-86
№ 2а-121/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 января 2020 года г. Пенза
Ленинский районный суд г. Пензы в составе
председательствующего судьи Миллер С.А.
при ведении протокола помощником судьи Кругловой Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ленинского районного суда г. Пензы административное дело по административному иску Горбаченко Н.А. к судебному приставу-исполнителю Ленинского РОСП УФССП России по Пензенской области Сырцевой И.И., УФССП России по Пензенской области о признании постановления об отказе в возбуждении исполнительного производства незаконным,
установил:
Горбаченко Н.А. обратилась в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю Ленинского РОСП УФССП России по Пензенской области Сырцевой И.И., УФССП России по Пензенской области о признании постановления об отказе в возбуждении исполнительного производства незаконным, указав, что 30.10.2019г. судебным приставом-исполнителем Ленинского РОСП УФССП России по Пензенской области было вынесено постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства со ссылкой на п. 8 ч. 1 ст. 31 Федерального закона «Об исполнительном производстве». Данное постановление является незаконным. Должником является ГБУЗ «Пензенская областная детская клиническая больница им. Н.Ф. Филатова». В отношении бюджетного учреждения не может быть применен специальный порядок исполнения судебных актов, предусмотренный главой 24.1 Бюджетного кодекса РФ.
Просила признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя Ленинского РОСП УФССП России по Пензенской области от 30.10.2019г., возложить на Ленинский РОСП УФССП России по Пензенской области обязанность возбудить исполнительное производство по исполнительному листу ФС Номер , выданному Октябрьским районным судом г.Пензы.
Административный истец Горбаченко Н.А. в судебное заседание не явилась, о судебном заседании извещена, просила рассмотреть административное дело в ее отсутствие.
Представитель административного ответчика УФССП России по Пензенской области Фролова А.П. в судебном заседании выразила несогласие с административным иском, ссылаясь на то, что доводы административного истца основаны на ошибочном толковании закона, в данном случае исполнение судебного акта о взыскании денежных средств должно быть произведено Министерством финансов Пензенской области в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа на исполнение, исполнительный документ может быть предъявлен взыскателем для принудительного исполнения в службу судебных приставов в том случае, если требования исполнительного документа не были исполнены в течение трехмесячного срока.
Административный ответчик судебный пристав-исполнитель Ленинского РОСП УФССП России по Пензенской области Сырцева И.И. в судебное заседание не явилась, о судебном заседании извещена, просила рассмотреть административное дело в ее отсутствие.
Представитель заинтересованного лица ГБУЗ «Пензенская областная детская клиническая больница им. Н.Ф. Филатова» Цымбал А.А. в судебном заседании указала на необоснованность административного иска, пояснив, что 30.12.2019г. требования исполнительного документа о взыскании денежных средств в пользу Горбаченко Н.А. ГБУЗ «Пензенская областная детская клиническая больница им. Н.Ф. Филатова» были исполнены в полном объеме.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Решением Октябрьского районного суда г.Пензы от 28.06.2019г. частично удовлетворен иск Горбаченко Н.А. к ГБУЗ «Пензенская областная детская клиническая больница им. Н.Ф. Филатова» о взыскании компенсации морального вреда.
С ГБУЗ «Пензенская областная детская клиническая больница им. Н.Ф. Филатова» в пользу Горбаченко Н.А. взысканы компенсация морального вреда в размере 70000 руб., штраф в размере 35000 руб.
С ГБУЗ «Пензенская областная детская клиническая больница им. Н.Ф. Филатова» в бюджет муниципального образования г. Пенза взыскана государственная пошлина в размере 300 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пензенского областного суда от 15.10.2019г. решение Октябрьского районного суда г. Пензы от 28.06.2019г. изменено, с ГБУЗ «Пензенская областная детская клиническая больница им. Н.Ф. Филатова» в пользу Горбаченко Н.А. взысканы компенсация морального вреда в размере 350000 руб., штраф в размере 175000 руб., в остальной части решение суда оставлено без изменения.
23.10.2019г. Октябрьским районным судом г. Пензы на основании вступившего в законную силу судебного решения выдан исполнительный лист ФС Номер , который был предъявлен Горбаченко Н.А. к исполнению в Ленинский РОСП УФССП России по Пензенской области.
30.10.2019г. судебным приставом-исполнителем Ленинского РОСП УФССП России по Пензенской области Сырцевой И.И. вынесено постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства на основании п. 8 ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 02.10.2007г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
В данном случае должником является ГБУЗ «Пензенская областная детская клиническая больница им. Н.Ф. Филатова» - бюджетное учреждение.
По сообщению ГБУЗ «Пензенская областная детская клиническая больница им. Н.Ф. Филатова» в адрес Ленинского РОСП УФССП России по Пензенской области у ГБУЗ «Пензенская областная детская клиническая больница им. Н.Ф. Филатова» имеются лицевые счета, открытые в Министерстве финансов Пензенской области, расчетные счета не зарегистрированы.
Федеральный закон от 02.10.2007г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на иностранные государства, физических лиц, юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий.
Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 02.10.2007г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.
В силу ч.ч. 1, 8 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.
В п. 8 ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 02.10.2007г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, если исполнительный документ в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежит исполнению Федеральной службой судебных приставов.
В соответствии с п.п. 1, 4, 8 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
Бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного (муниципального) задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом, в сферах, указанных в п.1 настоящей статьи, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях.
Бюджетное учреждение осуществляет операции с поступающими ему в соответствии с законодательством Российской Федерации средствами через лицевые счета, открываемые в территориальном органе Федерального казначейства или финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (за исключением случаев, установленных федеральным законом).
В п. 5 ст. 123.22 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено.
По обязательствам бюджетного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с абзацем первым настоящего пункта может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества бюджетного учреждения.
Согласно п.п. 1, 12 ч. 20 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» лицевые счета федеральным бюджетным учреждениям, бюджетным учреждениям субъектов Российской Федерации, муниципальным бюджетным учреждениям для учета операций со средствами, поступающими им в соответствии с законодательством Российской Федерации (за исключением операций, осуществляемых в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления бюджетными учреждениями, находящимися за пределами территории соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, а также операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации), открываются и ведутся соответственно в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации, финансовых органах муниципальных образований.
Обращение взыскания на средства бюджетных учреждений осуществляется в следующем порядке: в случае, если счета бюджетному учреждению - должнику в соответствии с положениями ч. 1 настоящей статьи открыты в учреждении Центрального банка РФ или кредитной организации, исполнение исполнительного документа производится в соответствии с Федеральным законом от 02.10.2007г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Приказом ФССП России № 308, Федерального казначейства № 218 от 30.09.2013г. утвержден Порядок взаимодействия Федеральной службы судебных приставов и Федерального казначейства по вопросам организации исполнения исполнительных документов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетных и автономных учреждений.
В соответствии с п.п. 1, 3, 4, 5, 6 Порядка взаимодействия Федеральной службы судебных приставов и Федерального казначейства по вопросам организации исполнения исполнительных документов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетных и автономных учреждений, утвержденного Приказом ФССП России № 308, Федерального казначейства № 218 от 30.09.2013г., территориальный орган Федерального казначейства при поступлении исполнительного документа, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетных или автономных учреждений, организовывает его исполнение в соответствии с порядком, предусмотренным ч. 20 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».
В случае невозможности осуществления взыскания денежных средств с бюджетного или автономного учреждения в связи с отсутствием на его лицевых счетах денежных средств более трех месяцев территориальный орган Федерального казначейства в течение десяти дней со дня истечения трехмесячного срока информирует взыскателя об истечении трехмесячного срока исполнения исполнительного документа, неисполнении бюджетным или автономным учреждением содержащихся в нем требований, возможности отзыва исполнительного документа и предъявления его в территориальный орган Федеральной службы судебных приставов для организации принудительного исполнения в соответствии с требованиями Закона № 229-ФЗ.
В случае поступления в территориальный орган Федерального казначейства заявления взыскателя об отзыве исполнительного документа орган Федерального казначейства возвращает ему исполнительный документ с отметкой о полном или частичном неисполнении и сроке нахождения его в органе Федерального казначейства.
При поступлении в территориальный орган Федеральной службы судебных приставов исполнительного документа, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетного или автономного учреждения, судебный пристав-исполнитель в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 31 Закона № 229-ФЗ выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства в случае отсутствия в исполнительном документе отметки органа Федерального казначейства о возврате исполнительного документа взыскателю, о полном или частичном неисполнении и сроке нахождения его в территориальном органе Федерального казначейства.
Исполнительный документ возвращается взыскателю судебным приставом-исполнителем с разъяснением порядка исполнения, установленного Законом № 83-ФЗ.
При поступлении к судебному приставу-исполнителю исполнительного документа о взыскании денежных средств с бюджетного или автономного учреждения с указанной в п. 4 настоящего Порядка отметкой органа Федерального казначейства судебный пристав-исполнитель в течение трех рабочих дней возбуждает исполнительное производство и организует исполнение исполнительного документа в соответствии с Законом № 229-ФЗ.
По сообщению Министерства финансов Пензенской области от 25.12.2019г. исполнительный лист ФС Номер , выданный на основании решения Октябрьского районного суда г. Пензы от 28.06.2019г., предъявлен взыскателем Горбаченко Н.А. в Министерство финансов Пензенской области на исполнение 05.12.2019г. и подлежит исполнению ГБУЗ «Пензенская областная детская клиническая больница им. Н.Ф. Филатова» в срок до 05.03.2019г.
30.12.2019г. требования указанного исполнительного документа ГБУЗ «Пензенская областная детская клиническая больница им. Н.Ф. Филатова» исполнены, Горбаченко Н.А. перечислены денежные средства в размере 525000 руб., что подтверждается платежным поручением от 30.12.2019г. Номер .
С учетом изложенного административный иск Горбаченко Н.А. не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
административный иск Горбаченко Н.А. к судебному приставу-исполнителю Ленинского РОСП УФССП России по Пензенской области Сырцевой И.И., УФССП России по Пензенской области о признании постановления об отказе в возбуждении исполнительного производства незаконным оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Ленинский районный суд г. Пензы в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме вынесено 22.01.2020г.
Судья С.А. Миллер