КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Дело № 3а-208/2021

УИД: 39ОS0000-01-2021-000159-13

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 сентября 2021 года г. Калининград

Калининградский областной суд в составе:

председательствующего судьи Шубина Д.В.,

при секретаре Макаревской А.В.,

с участием прокурора Большаковой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Геллера А.Р. к Правительству Калининградской области об оспаривании нормативного акта п. 14 Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Калининградской области, утв. Постановлением Правительства Калининградской области №343 от 16 мая 2019 г. (в редакции Постановления Правительства Калининградской области от 28 декабря 2019 года №873),

УСТАНОВИЛ:

Геллер А.Р. обратился с административным иском в суд, указав, что является собственником жилого помещения – квартиры в многоквартирном жилом доме по <адрес> и потребителем коммунальных услуг. 16 мая 2019 года Правительством Калининградской области издано Постановление №343 "Об утверждении порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Калининградской области и признании утратившим силу постановления Правительства Калининградской области от 28 сентября 2017 года N 519". 28 декабря 2019 года принято Постановление №873 «О внесении изменения в порядок накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Калининградской области». 25 января 2021 года Правительством Калининградской области издано постановление №14 «О внесении изменений в порядок накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Калининградской области», опубликованное 1 февраля 2021 года на официальном интернет-портале правовой информации ГСПИ. Полагает п. 14 Постановления Правительства Калининградской области от 16 мая 2019 года №343 "Об утверждении порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Калининградской области и признании утратившим силу постановления Правительства Калининградской области от 28 сентября 2017 года N 519" с последующими изменениями по состоянию на 25 января 2021 года противоречащими СанПиН 2.1.3684-21, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №3. Из оспариваемого п. 14 Постановления следует, что накопление крупногабаритных отходов (далее – КГО) осуществляется либо в расположенных на контейнерных площадках бункерах - металлических мусоросборниках синего цвета объемом не менее 30 куб.м., либо на специальных площадках для складирования КГО - местах (площадках) накопления ТКО площадью не менее 300 кв. м, на которых не установлены мусоросборники. После введения в действие этого пункта площадка для накопления КГО, находившаяся рядом с домом административного истца, стала не отвечать вышеизложенным требованиям, и на удалении не более 100 м от его места жительства организовать такую площадку, отвечающую установленным требованиям (не менее 300 кв.м.), организовать не представляется возможным. Таким образом, оспариваемый нормативный акт (в части) нарушает его права на благоприятные условия проживания и противоречит нормативному акту, имеющему большую юридическую силу. Просит признать недействующим п. 14 Постановления Правительства Калининградской области от 16 мая 2019 года №343 "Об утверждении порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Калининградской области и признании утратившим силу постановления Правительства Калининградской области от 28 сентября 2017 года N 519".

Представитель административного истца Ракитин А.И. в судебном заседании по изложенным в административном исковом заявлении основаниям административные исковые требования поддержал. Дополнительно пояснил, что федеральный законодатель не предусмотрел каких-либо требований к бункерам и специальным площадкам для сбора КГО, помимо расстояний от жилых домов и иных объектов для их размещения, в связи с чем установление оспариваемым нормативным актом органом власти субъекта РФ дополнительных требований выходит за рамки его публичных полномочий. Оспариваемые положения нормативного акта делают невозможным исполнение требований санитарного законодательства относительно удаленности площадок для сбора КГО и размещения бункеров от жилых домов.

Представитель административного ответчика Правительства Калининградской области Грибанов А.В. относительно заявленных требований возражал, указал на отсутствие противоречий между п. 14 Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Калининградской области, утв. Постановлением Правительства Калининградской области №343 от 16 мая 2019 г. (в редакции Постановления Правительства Калининградской области от 28 декабря 2019 года №873) и СанПиН 2.1.3684-21, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №3. Вопрос размещения площадок на конкретной местности, поиск соответствующих мест в городской планировочной структуре относится к правоприменению нормативного акта, реализуемого местными органами власти. Настаивал на наличии оснований для прекращения производства по настоящему делу.

Представитель заинтересованного лица Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области Тимченко А.В. возражал относительно заявленных административных требований, дав пояснения, аналогичные пояснениям представителя Правительства Калининградской области.

Заинтересованное лицо Губернатор Калининградской области, будучи надлежаще извещен о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, об отложении дела слушанием ходатайства не заявил.

Заслушав представителя административного истца, представителей административного ответчика Правительства Калининградской области, заинтересованного лица Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области, заключение прокурора, полагавшего необходимым оставить административное исковое заявление без удовлетворения, суд приходит к следующему.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

К полномочиям Российской Федерации относится утверждение правил обращения с твердыми коммунальными отходами (статья 5 Федерального закона № 89-ФЗ), а к полномочиям субъектов Российской Федерации - организация деятельности, в частности, по накоплению (в том числе раздельному накоплению) твердых коммунальных отходов (статья 6 Федерального закона № 89-ФЗ).

В силу части 6 статьи 13.4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Во исполнение положений статьи 5 Федерального закона № 89-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года №1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами.

Названными Правилами (п. 2) закреплено, что крупногабаритными отходами (далее – КГО) являются твердые коммунальные отходы (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и др.), размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах; "бункер" – это мусоросборник, предназначенный для складирования крупногабаритных отходов.

В соответствии с п. 11 Правил в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование крупногабаритных отходов осуществляется потребителями следующими способами:

а) в бункеры, расположенные на контейнерных площадках;

б) на специальных площадках для складирования крупногабаритных отходов.

В форме типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (приложение к постановлению Правительства РФ от 12 ноября 2016 года № 1156) также отражено, что в соответствующем договоре подлежит указанию способ складирования крупногабаритных отходов – в бункеры, расположенные на контейнерных площадках, или на специальных площадках складирования крупногабаритных отходов.

В соответствии с пунктом 15 Правил потребителям запрещается складировать твердые коммунальные отходы вне контейнеров или в контейнеры, не предназначенные для таких видов отходов, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.

В силу пункта 12 Правил вывоз крупногабаритных отходов обеспечивается в соответствии с законодательством Российской Федерации региональным оператором, в том числе по заявкам потребителей, либо самостоятельно потребителями путем доставки крупногабаритных отходов на площадку для их складирования.

Места расположения таких площадок определяются в соответствии со схемами обращения с отходами и указываются в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Установлено, что Геллер А.Р. является сособственником квартиры в доме по <адрес> и, таким образом, является потребителем коммунальных услуг.

16 мая 2019 года Правительством Калининградской области издано Постановление №343 "Об утверждении порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Калининградской области и признании утратившим силу постановления Правительства Калининградской области от 28 сентября 2017 года №519".

Постановлением Правительства Калининградской области №873 от 28 декабря 2019 года в указанный выше нормативный акт внесены изменения, а именно оно дополнено главой 5, в которой имеется п. 14 следующего содержания: «Накопление крупногабаритных отходов (далее - КГО) осуществляется:

1) в расположенных на контейнерных площадках бункерах - металлических мусоросборниках синего цвета объемом не менее 30 куб. м с дверными створками, которые фиксируются при помощи запорного устройства, транспортировка которых осуществляется мусоровозами, оснащенными механизмом для погрузки и разгрузки бункера;

2) на специальных площадках для складирования КГО - местах (площадках) накопления ТКО площадью не менее 300 кв. м, на которых не установлены мусоросборники.

Таким образом, сопоставляя п. 11 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утв. Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 года № 1156 и п. 14 Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Калининградской области, можно прийти к выводу, что оспариваемые нормы вводят требования к характеристикам мест сбора КГО, которые в федеральном законодательстве отсутствуют.

Решением Калининградского областного суда от 19 июня 2020 года отказано по административному делу №3а-93/2020 в административном иске Романовой А.И. к Правительству Калининградской области об оспаривании постановления Правительства Калининградской области от 28 декабря 2019 года № 873 «О внесении изменения в порядок накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Калининградской области». Из решения следует, что проверке подлежал, в том числе, введенный этим нормативным актом п. 14 Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Калининградской области.

В обоснование административного иска, помимо прочего, было указано, что оспариваемое постановление в части утверждения минимального объема бункера для накопления КГО – не менее 30 куб.м. – и в части утверждения минимальной площади места складирования КГО – не менее 300 кв.м. – не соответствует нормам СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» и СанПиН 2.1.7.3550-19 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований" о допустимом расстоянии от контейнерных площадок до жилых зданий не более 100 м при том, что специальные площадки площадью не менее 300 кв.м. в городском округе «Город Калининград» находятся на значительном удалении от многоквартирного жилого дома, в котором проживает административный истец, а требования к объему бункеров для накопления КГО не ограничены федеральным законодательством.

Из СанПиН 2.1.2.2645-10 и СанПиН 2.1.7.3550-19 видно, что они устанавливают требования для размещения контейнерных площадок, понятие специальной площадки для сбора КГО в них отсутствует.

СанПиН 2.1.2.2645-10 и СанПиН 2.1.7.3550-19 утратили силу с 1 января 2021 года и 1 марта 2021 года соответственно (Постановление Правительства РФ от 08.10.2020 N 1631, п. 3 СанПиН 2.1.2.2645-10).

С 1 марта 2021 года введены СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №3, которыми регламентировано минимальное и максимальное расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи: не менее 20 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах - не менее 25 метров, в сельских населенных пунктах - не менее 15 метров (п. 4).

Соответствие п. 14 Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Калининградской области СанПиН 2.1.3684-21 предметом рассмотрения административного дела №3а-93/2020 не являлось, указанные СанПиН приняты после рассмотрения дела судом.

Оценивая доводы административного иска, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 6 статьи 13.4 Федерального закона № 89-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации имеет право утвердить порядок накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов на основании правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Правительством Российской Федерации.

Регламентация объема бункера и минимальной площади специальной площадки для накопления крупногабаритных отходов является составной частью порядка накопления твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации.

Оспариваемые нормы об объеме бункера и площади специальной площадки для накопления крупногабаритных отходов при отсутствии соответствующего федерального регулирования не противоречат нормативным правовым актам, обладающим большей юридической силой, в частности, СанПиН 2.1.3684-21 утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №3, в котором указаний на характеристики бункеров и специальных площадок не содержится, и обусловлены характером КГО, в частности, их габаритами.

Оспариваемыми нормами не устанавливаются допустимые расстояния от бункеров, расположенных на контейнерных площадках, и специальных площадок для накопления крупногабаритных отходов до жилых зданий. Вопросы размещения конкретных площадок и бункеров в границах г. Калининграда и иных населенных пунктов Калининградской области подлежат разрешению при разработке схем обращения с отходами в соответствии с требованиями законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, и предметом рассмотрения по настоящему делу не являются.

Процедура принятия и опубликования оспариваемого правового акта проверена в рамках административного дела №3а-93/2020.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 215 КАС РФ суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований об оспаривании нормативного правового акта, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Поскольку оспариваемый правовой акт принят Правительством Калининградской области в пределах его компетенции и не противоречит федеральному законодательству в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, суд полагает заявленные административные исковые требования не подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 КАС РФ,

РЕШИЛ:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░. 14 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░ ░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░) ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░. ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №343 ░░ 16 ░░░ 2019 ░. (░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 28 ░░░░░░░ 2019 ░░░░ №873) – ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ 23 ░░░░░░░░ 2021 ░░░░.

░░░░░ ░.░. ░░░░░

3а-208/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Геллер Александр Радуевич
Прокурор Кадининградской области
Ответчики
Правительство Калининградской области
Другие
Министерство природных ресурсов и экологии Калининградской области
Губернатор Калининградской области Алиханов А.А.
Ракитин Андрей Ильич
Суд
Калининградский областной суд
Судья
Струкова Анжелика Алексеевна
Дело на сайте суда
oblsud.kln.sudrf.ru
28.07.2021Регистрация административного искового заявления
29.07.2021Передача материалов судье
02.08.2021Решение вопроса о принятии к производству
02.08.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.08.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.08.2021Судебное заседание
26.08.2021Передача материалов судье
16.09.2021Судебное заседание
23.09.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.10.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.09.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее