Дело № 2-424/2016
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
город Нюрба 06 октября 2016 года
Нюрбинский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующей судьи Семеновой С.Н. единолично,
с участием истца Тереньтева Валерия Герасимовича,
представителя ответчика Халанниковой В.С., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ с распорядительными полномочиями,
при секретаре Васильевой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Терентьева В. Г. к Администрации Муниципального района «<адрес>» Республики Саха (Якутия) о постановке на учет в качестве нуждающегося в обеспечении жилым помещением детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа получателей государственной и муниципальной поддержки на приобретение жилых помещений и включении в Единый республиканский реестр,
установил:
Истец Терентьев В.Г., ДД.ММ.ГГГГ г.р., подал в Нюрбинский районный суд Республики Саха (Якутия) выше указанное заявление, в котором просит поставить его на учет и включить в Единый республиканский реестр как сироту, нуждающегося в обеспечении жилым помещением.
В судебном заседании истец Терентьев В.Г. поддержал исковое заявление, пояснил, что его отец умер в ДД.ММ.ГГГГ, в ДД.ММ.ГГГГ умерла мать, и он в 16 лет остался круглым сиротой, воспитывался у родственников матери, у своего брата, до сих пор живет у родственников, своего жилья не имеет, в 1980-х годах не был осведомлен, что ему полагается жилье, и не встал своевременно в очередь, в настоящее время нуждается в жилье и просит поставить его на соответствующий учет и включить в Единый республиканский реестр для получения жилья.
Представитель ответчика Халанникова В.С. в судебном заседании иск не признала, пояснила, что Терентьев В.Г. впервые обратился к ним в 2016, собрал необходимые документы, но так как он до 23 лет не встал на учет нуждающихся в жилье, и не подпадает под действие вновь принятой части 2 статьи 1 Закона Республики Саха (Якутия) от 15.12.2012 1154-З N 1201-IV "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (принят постановлением ГС (Ил Тумэн) РС (Я) от 15.12.2012 З N 1202-IV), ему было отказано во включении в Единый республиканский реестр как лицу из числа детей-сирот; учитывая, что республиканский закон расширил понятие лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, включив в них лиц, которые имели такой статус на 01.01.1984, разрешение вопроса передала на усмотрение суда.
Выслушав стороны, изучив доказательства по делу, суд приходит к следующему:
Терентьев В.Г. родился ДД.ММ.ГГГГ, отец – ФИО1, мать – ФИО2 (л.д. 7). Отец ФИО1 умер ДД.ММ.ГГГГ, мать ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д. л.д. 8,9). Таким образом, в возрасте 16 лет истец Терентьев В.Г. действительно остался круглым сиротой и воспитывался у родственников, своего жилья его родители и родственники не имели, о чем свидетельствуют архивные справки (л.д. л.д. 12,13,14).
В соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 37. Жилищного кодекса РСФСР, жилое помещение предоставлялось вне очереди гражданам по окончании пребывания в государственном детском учреждении, у родственников, опекунов или попечителей, где они находились на воспитании, если им не может быть возвращена жилая площадь, откуда они выбыли в детское учреждение, к родственникам, опекунам или попечителям, и за ними в соответствии с п. 3 ст. 60 Жилищного кодекса РСФСР сохранялось право на жилое помещение на время помещения детей на воспитание в государственное детское учреждение, к родственникам или опекунам (попечителям) - в течение всего времени их пребывания в этом учреждении, у родственников или опекунов (попечителей), если в жилом помещении, из которого выбыли дети, остались проживать другие члены семьи. Если в жилом помещении, из которого выбыли дети, не остались проживать члены их семьи и помещение предоставлено другим гражданам или вселение в это помещение невозможно по иным причинам, то по окончании срока пребывания детей в государственном детском учреждении, а также по достижении совершеннолетия детей, возвратившихся от родственников или опекунов (попечителей), они обеспечиваются жилой площадью исполнительным комитетом местного Совета народных депутатов на основании п. 2 статьи 37 Жилищного кодекса РСФСР.
Для постановки на учет для получения жилья Терентьев В.Г. должен был обратиться в соответствующий исполнительный комитет местного Совета народных депутатов.
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют достоверные доказательства, свидетельствующие о том, что истец Терентьев В.Г. в установленном порядке обращался с заявлением о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства до достижения им 23 лет.
Как видно из материалов дела, на заявление Терентьева В.Г. в администрацию МР «Нюрбинский район» дан ответ ДД.ММ.ГГГГ «О невозможности включения в Единый реестр в качестве нуждающегося в обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа» (л.д. л.д. 10,11). Сам истец Терентьев В.Г. в судебном заседании также подтверждает, что до 2016 не обращался ни в какие органы с заявлением о предоставлении жилья, так как жил у родственников, о том, что он может претендовать на получение жилья, узнал только в 2016 у знакомого.
Как указано в ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 25.11.2013) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", детьми, оставшимися без попечения родителей, признаются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ), а лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 25.11.2013) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ).
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
Такое же условие содержится и в статье 1 Закона Республики Саха (Якутия) от 15.12.2012 1154-З N 1201-IV "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (принят постановлением ГС (Ил Тумэн) РС (Я) от 15.12.2012 З N 1202-IV): право на обеспечение жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семей нанимателей жилых помещений по договорам социального найма либо собственниками жилых помещений. Часть 2 этой же статьи в редакции от 15.06.2016 предусматривает, что право на обеспечение жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, кроме лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, имеют лица, которые после 1 января 1984 года относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с действовавшим законодательством имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями.
Следовательно, если лицо из вышеуказанной категории граждан до достижения возраста 23 лет не встало или не поставлено на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, не обращалось в органы местного самоуправления с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставлении жилого помещения, оно утрачивает право на льготное обеспечение жилым помещением, в связи с тем, что перестает относиться к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа.
Таким образом, действие Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 25.11.2013) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", и Закона Республики Саха (Якутия) от 15.12.2012 1154-З N 1201-IV (в ред. От 15.06.2016) "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (принят постановлением ГС (Ил Тумэн) РС (Я) от 15.12.2012 З N 1202-IV) на Терентьева В.Г. не распространяется, так как к 1 января 1984 года он уже достиг 23 лет и не относился к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При таких обстоятельствах у суда нет правовых оснований для удовлетворения искового заявления.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
в удовлетворении искового заявления Терентьева В. Г. к Администрации Муниципального района «Нюрбинский район» Республики Саха (Якутия) о постановке на учет в качестве нуждающегося в обеспечении жилым помещением детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа получателей государственной и муниципальной поддержки на приобретение жилых помещений и включении в Единый республиканский реестр – отказать за необоснованностью.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия через Нюрбинский районный суд РС (Я).
Судья: п/п
Копия верна:
Судья Нюрбинского районного суда
Республики Саха (Якутия) С.Н. Семенова