Решение по делу № 3-125/2015 от 30.01.2015

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 мая 2015 года г. Иркутск

Иркутский областной суд в составе:

председательствующего судьи Петуховой В.Г.,

при секретаре судебного заседания Мархееве А.М.,

с участием представителя общества с ограниченной ответственностью «ФОРРЭД» Качуренко М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «ФОРРЭД» к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости,

У С Т А Н О В И Л:

Общество с ограниченной ответственностью «ФОРРЭД» (далее - ООО «ФОРРЭД») обратилось в Иркутский областной суд с исковым заявлением к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об установлении кадастровой стоимости четырех земельных участков: <адрес изъят> и установлении ее равной рыночной.

ООО «ФОРРЭД» является собственником указанных земельных участков.

Согласно сведениям, внесенным в государственный кадастр недвижимости постановлением Правительства Иркутской области от 15 ноября 2013 года № 517-пп «О результатах определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области» (в редакции постановления Правительства Иркутской области № 239-пп от 5 мая 2014 года), кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым Номер изъят составляет (данные изъяты); кадастровая стоимость земельного участка кадастровым Номер изъят составляет (данные изъяты), кадастровая стоимость земельного участка кадастровым Номер изъят составляет (данные изъяты), кадастровая стоимость земельного участка кадастровым Номер изъят составляет (данные изъяты).

Согласно отчету об оценке рыночной стоимости земельных участков Номер изъят от Дата изъята , выполненным ООО «Д», рыночная стоимость по состоянию на Дата изъята земельного участка с кадастровым Номер изъят составляет (данные изъяты); земельного участка кадастровым Номер изъят - (данные изъяты), кадастровая стоимость земельного участка кадастровым Номер изъят - (данные изъяты), кадастровая стоимость земельного участка кадастровым Номер изъят - (данные изъяты).

Положительным экспертным заключением Экспертного совета НП СОО «С» Номер изъят от Дата изъята подтверждено, что отчет об оценке ООО «Д» Номер изъят от Дата изъята соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.

С целью соблюдения требований Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» 05 сентября 2014 года истец обратился комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Иркутской области. По результатам рассмотрения заявлений общества об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми Номер изъят равной рыночной стоимости отклонены.

Истец считает, что кадастровая стоимость земельных участков значительно превышает их рыночную стоимость, что существенно увеличивает размер земельного налога.

С учетом уточнения исковых требований в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации истец просил суд установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровыми Номер изъят равной их рыночной стоимости, определенной заключением судебной оценочной экспертизы, соответственно (данные изъяты) рублей.

Заслушав объяснения представителя ООО «ФОРРЭД» Качуренко М.А., поддержавшую исковые требования с учетом уточнения, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Отношения по установлению кадастровой стоимости земельного участка регулируются нормами статей 65 и 66 Земельного кодекса Российской Федерации, главой III. 1 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об оценочной деятельности") и относятся к сфере публичных правоотношений, поскольку одной из сторон этих отношений являются исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации либо органы местного самоуправления, принявшие решение о проведении государственной кадастровой оценки и (или) утвердившие результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.

Согласно статье 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде. Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Пунктом 8 части 1 статьи 26 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданские дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости отнесены к подсудности Верховного суда республики и равных ему судов.

Следовательно, требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, вне зависимости от формы обращения лица в суд рассматриваются в рамках гражданского дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, с учетом особенностей, предусмотренных главой 23 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В силу изложенных выше норм Федерального закона "Об оценочной деятельности" по делам об оспаривании результатов кадастровой оценки заинтересованным лицом выступают исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации либо органы местного самоуправления, принявшие решение о проведении государственной кадастровой оценки и (или) утвердившие оспариваемые результаты кадастровой оценки.

Вместе с тем, в зависимости от конкретных обстоятельств суд в качестве заинтересованных лиц к участию в деле может привлечь государственные органы, наделенные полномочиями по государственной кадастровой оценке и государственному кадастровому учету.

Согласно статье 24.19 Федерального закона "Об оценочной деятельности" при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, определяет кадастровую стоимость объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Указанные полномочия на основании решения органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.

В соответствии с Приказами Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр) от 11 марта 2010 г. N П/93 и от 26 декабря 2011 г. N П/531 федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра", Учреждение) переданы полномочия по ведению государственного кадастра недвижимости, по государственному кадастровому учету недвижимого имущества и по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение количественных и (или) качественных характеристик. Соответствующие полномочия содержатся также в пунктах 13.1, 13.2 и 13.6 Устава ФГБУ "ФКП Росреестра", утвержденного Приказом Росреестра от 1 сентября 2011 г. N П/331.

Филиалы ФГБУ "ФКП Росреестра" осуществляют деятельность от имени Учреждения (пункт 23 Устава ФГБУ "ФКП Росреестра").

В соответствии с положениями статьи 24.11 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 21 июля 2014 года № 225- ФЗ) под государственной кадастровой оценкой понимается совокупность действий, включающих в себя: принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки; формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке; отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости и заключение с ним договора на проведение оценки; определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости; экспертизу отчета об определении кадастровой стоимости; утверждение результатов определения кадастровой стоимости; внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.

В соответствии со статьей 24.12 названного закона государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.

Орган, принявший решение о проведении государственной кадастровой оценки, является заказчиком работ по определению кадастровой стоимости.

Решение о проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, учтенных в государственном кадастре недвижимости и расположенных на территории Иркутской области, принято органом государственной власти Иркутской области в лице Правительства Иркутской области (постановление Правительства Иркутской области от 04 июля 2012 года № 368-пп, в редакции постановления Правительства Иркутской области от 06 августа 2013 года № 293-пп, опубликованы в газете «Областная» от 13 июля 2012 года № 75 и от 12 августа 2013 года № 88, вступили в силу через десять календарных дней после опубликования документов).

Результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области утверждены постановлением Правительства Иркутской области от 15 ноября 2013 года № 517-пп «О результатах определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области (в редакции постановления Правительства Иркутской области от 05 мая 2014 года № 239-пп).

Как следует из материалов гражданского дела ООО «ФОРРЭД» является собственником земельных участков, расположенных по адресу: <адрес изъят>. Право собственности подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права, соответственно: (данные изъяты).

Согласно статье 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случае включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости.

В соответствии со ст. 24.18 названного федерального закона результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объекта недвижимости, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в суде по основаниям недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости или установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, только в случае отклонения комиссией заявления о пересмотре кадастровой стоимости, поданного по соответствующему основанию, либо в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости не рассмотрено комиссией в установленный настоящей статьей срок.

Судом установлено, что указанные выше земельные участки были впервые поставлены на кадастровый учет 27 июня 2012 года, что подтверждается кадастровыми паспортами земельных участков соответственно Номер изъят от Дата изъята (л.д. 17, 25, 33, 41, т. 1).

Кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми Номер изъят установлена ФГБУ «ФКП» Росреестра по Иркутской области по состоянию на 27 июня 2012 года, что подтверждается актами определения кадастровой стоимости земельных участков.

Таким образом, датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости, следовательно, в соответствии со статьей 24.19. Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми Номер изъят должна быть установлена на 27 июня 2012 года.

Как следует из содержания отчета об оценке Номер изъят от Дата изъята , выполненным ООО «Д», специалистом-оценщиком определена рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми Номер изъят на 01 января 2012 года (л.д.60-140 т.1).

Решениями комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Иркутской области от 14 октября 2014 года заявления общества о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми Номер изъят отклонены обоснованно, поскольку отчет составлен на неверную дату.

В связи с тем, что отчет об оценке рыночной стоимости земельных участков, составленный ООО «Д», который представлен истцом в качестве доказательства рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми Номер изъят составлен не на ту дату, является недостоверным доказательством, судом назначена по делу судебная оценочная экспертиза, проведение которой было поручено эксперту ООО "С" Ч Перед экспертом был поставлен вопрос об определении рыночной стоимости объектов недвижимости - земельных участков с кадастровыми Номер изъят по состоянию на 27 июня 2012 года.

Согласно представленному заключению эксперта от Дата изъята , рыночная стоимость земельного участка с кадастровым Номер изъят по состоянию на 27 июня 2012 года составила (данные изъяты); с кадастровым Номер изъят составила (данные изъяты), с кадастровым Номер изъят составила (данные изъяты), с кадастровым Номер изъят составила (данные изъяты).

Представитель истца с заключением судебной экспертизы согласилась.

Другие лица, участвующие в деле уклонились от ознакомления с заключением судебной экспертизы по данному делу.

Представленное заключение эксперта содержит вывод по поставленному вопросу. Заключение соответствует требованиям, предъявляемым Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, не имеет противоречий и не вызывает сомнения в объективности и квалификации эксперта.

Для определения рыночной стоимости земельных участков оценщиком мотивированно использовался метод сравнительных продаж, в связи с чем, проведен подробный анализ объектов-аналогов к объектам оценки и обоснование их выбора.

Объекты-аналоги для расчета рыночной стоимости выбраны в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки - сходные с объектом оценки по основным экономическим, материальным и другим характеристикам, определяющих их стоимость: месторасположение, площадь, вид разрешенного использования, назначение.

Подробно экспертом в заключение мотивировано обоснование применение корректировок значений единицы сравнения для объектов- аналогов.

Судом при исследовании экспертных заключений не установлено нарушений требований федерального законодательства об оценочной деятельности.

Доказательств недостоверности установленной в заключениях эксперта рыночной стоимости земельных участков лица, участвующие в деле, не представили.

Истец, будучи собственником вышеуказанных земельных участков, является, по смыслу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации, плательщиком земельного налога в отношении данного участка. При этом в силу статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельного участка, признаваемого объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации, соответственно установление кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости непосредственно затрагивает законные интересы истца.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований ООО «ФОРРЭД» об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым Номер изъят в размере рыночной стоимости, определенной заключением эксперта от Дата изъята в размере (данные изъяты); с кадастровым Номер изъят в размере (данные изъяты), с кадастровым Номер изъят в размере (данные изъяты), с кадастровым Номер изъят в размере (данные изъяты) по состоянию на 27 июня 2012 года.

Принимая во внимание изложенное, установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Иркутский областной суд

РЕШИЛ:

Исковые требования общества с ограниченной ответственностью «ФОРРЭД» удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельных участков расположенных по адресу: <адрес изъят> в размере рыночной стоимости (данные изъяты) по состоянию на 27 июня 2012 года.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий судья В.Г. Петухова

3-125/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ООО "ФОРРЭД"
Другие
ФГБУ ФКП Росреестр
Правительство Иркутской области
Управление Росреестра по Иркутской области
Администрация г. Иркутска
Суд
Иркутский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.irk.sudrf.ru
30.01.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.02.2015Передача материалов судье
03.02.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.02.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.02.2015Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
25.02.2015Предварительное судебное заседание
12.03.2015Судебное заседание
28.04.2015Производство по делу возобновлено
14.05.2015Судебное заседание
22.05.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.05.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.05.2015Дело оформлено
14.05.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее