Дело №2-413/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 марта 2016 года г.Красноярск
Советский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Колывановой О.Ю.,
при секретаре Карповой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Абанского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц к ГПКК «Красноярское управление лесами» об устранении нарушений лесного законодательства,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Абанского района Красноярского края обратился с иском к ГПКК «Красноярское управление лесами» об устранении нарушений лесного законодательства, мотивируя требования тем, что в ходе проведенной проверки в деятельности ГПКК «Красноярское управление лесами» были установлены нарушения исполнения законодательства о лесопользовании. ДД.ММ.ГГГГ между ГПКК «Красноярское управление лесами» и <данные изъяты> заключен государственный контракт № на выполнение комплекса работ по защите, воспроизводству лесов с одновременной продажей лесных насаждений, расположенных на территории <адрес>. В ДД.ММ.ГГГГ ФГУП «<данные изъяты>» на основании государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ № «Выполнение работ по государственной инвентаризации лесов» проведена государственная инвентаризация лесов, в том числе на территории <адрес>, по результатам которой выявлены факты невыполнения ГПКК «Красноярское управление лесами» мероприятий по защите, воспроизводству лесов, обязанность по выполнению которых предусмотрена государственным контрактом от ДД.ММ.ГГГГ №. Ответчиком фактически не проведены мероприятия по содействию естественному лесовосстановлению – минерализации поверхности почвы в квартале <адрес> на площади 2,20 га., отчетная площадь выполнения мероприятий на указанном лесном участке составляет 2,20 га. Кроме этого, в нарушение заключенного между ГПКК «Красноярское управление лесами» и <данные изъяты> договора купли-продажи лесных насаждений от ДД.ММ.ГГГГ №, ответчиком не произведена очистка мест рубок от порубочных остатков путем укладки порубочных остатков на волоки с целью их укрепления и предохранения почвы в квартале <адрес>, на лесном участке оставлены завалы, включая срубленные и оставленные на лесосеке деревья и срубленные зависшие деревья. В нарушение договора купли продажи лесных насаждений для обеспечения государственных и муниципальных нужд от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенного между ГПКК «Красноярское управление лесами» и <данные изъяты>, ответчик не осуществил вывоз древесины с лесного участка в квартале <адрес>. Полагая, что указанные нарушения лесного законодательства противоречат принципам лесного законодательства, нарушают права граждан на благоприятную окружающую среду, просит обязать ГПКК «Красноярское управление лесами» в срок до ДД.ММ.ГГГГ: - провести мероприятия по содействию естественному лесовосстановлению – минерализации поверхности почвы на территории <адрес> на площади 2,20 га; произвести очистку мест рубок от порубочных остатков в квартале <адрес>; осуществить вывоз древесины с лесного участка в квартале <данные изъяты>»; осуществить вывоз древесины с лесного участка в квартале <данные изъяты>».
В ходе судебного разбирательства Прокурор Абанского района Красноярского края уточнил исковые требования, просит обязать ГПКК «Красноярское управление лесами» в тридцатидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу: - провести мероприятия по содействию естественному лесовосстановлению – минерализации поверхности почвы в квартале <данные изъяты> на площади 2,20 га; произвести очистку мест рубок от порубочных остатков в квартале <данные изъяты>; осуществить вывоз древесины с лесного участка в квартале <данные изъяты>»; осуществить вывоз древесины с лесного участка в квартале <данные изъяты>».
В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора Советского района г. Красноярска Семиренко А.А., исковые требования поддержала, на их удовлетворении настаивала.
Представитель ответчика ГПКК «Красноярское управление лесами» - Купонен Е.В., (по доверенности) против исковых требований возражала.
Представитель третьего лица Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края – Бояринов Е.В., (по доверенности) в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя третьего лица, указав в нем, что полагает исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований истца в полном объеме.
Согласно общим положениям о договоре, установленным ст. ст. 420, 422 Гражданского кодекса РФ, договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 432 Гражданского кодекса РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В соответствии со ст. 309, 310 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
В силу ч. 3 ст. 16 Лесного кодекса (ЛК) РФ порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
В целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются, в том числе санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия). Указанные меры на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются арендаторами этих лесных участков (ст. 55 ЛК РФ).
В соответствии с п. 39 Правил санитарной безопасности в лесах (утв. постановлением Правительства РФ от 29.06.2007 года N 414), п. 13 Правил заготовки древесины (утв. Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 01.08.2011 года N 337, не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосек, а также работ по приведению лесных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам в установленном лесным законодательством порядке, в состояние, пригодное для использования этих участков по целевому назначению, или работ по их рекультивации.
Согласно п. 16 Правил пожарной безопасности в лесах (утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 года N 417), при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует проводить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Представитель ответчика, возражая против исковых требований, суду пояснила, что осмотр мест рубок был произведен с нарушением норм процессуального права, поскольку ответчик в нарушение п. 65 Приказа Рослесхоза от 01.8.2011 года №337 «Об утверждении Правил заготовки древесины» не был уведомлен о проведении осмотра мест рубок. В соответствии с п. 2 ст. 15 ФЗ от 26.12.2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» при проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля не вправе осуществлять плановую или внеплановую проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя. Также нарушены требования ст. 18 Постановления Правительства РФ от 22.06.2007 года №394 ст. 18 Постановления Правительства РФ от 22.06.2007 года №394. Кроме того, акты натуральных осмотров лесных участков с оценкой мероприятия (использования лесов) при государственной инвентаризации не являются надлежащими доказательствами по делу. Акт № от ДД.ММ.ГГГГ содержит недостоверные сведения о том, что в квартале <данные изъяты> минерализация почв не производилась. Данные сведения опровергаются актом технической приемки площадей с проведенными мерами содействия естественному возобновлению леса от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому, при технической приемке установлено: минерализация почвы по проекту - 2,2 га, фактически выполнено – 2,2 га. Акт № от ДД.ММ.ГГГГ не может рассматриваться в качестве подтверждения исковых требований, поскольку табличные данные содержат сведения об отсутствии завалов в квартале <данные изъяты>, а в качестве одной из причин неудовлетворительной оценки представитель лесничества указывает оставление завалов. По данным акта № от ДД.ММ.ГГГГ на лесосеке в квартале <данные изъяты> не вывезенная в установленный срок древесина. Рубка на данном участке производилась на основании договора№ срок действия которого установлен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и на момент осмотра лесосеки – ДД.ММ.ГГГГ, договор еще действовал. Акт осмотра рубок от ДД.ММ.ГГГГ оформлен ненадлежащим образом.
В ходе судебного разбирательства, настаивая на исковых требованиях, Прокурор Абанского района Красноярского края суду пояснял, что доводы ГПКК «Красноярское управление лесами» о нарушении ФГУП «Рослесинфорг» требований приказа Рослесхоза №337 в части уведомления о проведении осмотра мест рубок, извещения лица о времени осмотра, а также нарушений ст. 18 Постановления Правительства РФ от 22.06.2007 года №394, содержащего требования к проведению государственного лесного надзора, требований ФЗ №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» являются необоснованными, поскольку ФГУП «Рослесинфорг» государственная инвентаризация лесов на территории <адрес>, в том числе на территории <данные изъяты> проводилась на основании Государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ № «Выполнение работ по государственной инвентаризации лесов» в соответствии со ст. 90 ЛК РФ, а также приказом Федерального агентства лесного хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении порядка проведения государственной инвентаризации лесов». В силу ст. 90 ЛК РФ государственная инвентаризация лесов представляет собой мероприятия по проверке состояния лесов, их количественных и качественных характеристик в целях своевременного выявления и прогнозирования развития процессов, оказывающих негативное воздействие на леса; оценки эффективности мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов; информационного обеспечения управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, а также в области федерального государственного лесного надзора (лесной охраны). Следовательно, государственная инвентаризация лесов не может проводиться в соответствии с требованиями ФЗ-294-ФЗ, приказа №, постановления Правительства №. ФГУП «Рослесинфорг» государственная инвентаризация лесов, в том числе оценка мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, проведена в соответствии с действующим законодательством во исполнение государственного контракта, при этом инвентаризация лесов плановой либо внеплановой проверкой в понимании ФЗ №294-ФЗ не является. По результатам инвентаризации составлен отчет, утвержденный директором филиала ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому при проведении оценки мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, использования лесов наземными способами выявлены факты невыполнения ГПКК «Красноярское управление лесами» мероприятий по защите, производству лесов, обязанность по выполнению которых предусмотрена государственным контрактом от ДД.ММ.ГГГГ №. Прокуратурой <адрес> проверка проведена в соответствии с требованиями ФЗ «О прокуратуре РФ». Доводы ГПКК «Красноярское управление лесами» о том, что требования прокурора противоречат фактическим обстоятельствам дела, полагает необоснованными, поскольку согласно акта технической приемки площадей с проведенными мерами содействия естественному восстановлению леса от ДД.ММ.ГГГГ, составленному КГКУ «Долгомостовское лесничество» с участием представителей ответчика мастеров леса Маханова Л.Н., Маскалюк Ю.А. предприятием в квартале <данные изъяты> на площади 2,2 га выполнена минерализация поверхности почвы. Однако, при проведении государственной инвентаризации лесов установлено, что указанное мероприятие фактически не проведено, что подтверждается актом натурального осмотра лесного участка с оценкой мероприятия (использования лесов) при государственной инвентаризации лесов № от ДД.ММ.ГГГГ.
В ходе судебного разбирательства судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между <данные изъяты> и ГПКК «Красноярское управление лесами» был заключен государственный контракт № на выполнение комплекса работ по защите, воспроизводству лесов, с одновременной продажей лесных насаждений для заготовки древесины на территории <данные изъяты>. Срок действия контракта - до ДД.ММ.ГГГГ (п. 8.1 контракта).
Пунктом 2.4.3. данного контракта предусмотрена обязанность подрядчика соблюдать правила пожарной безопасности, правила санитарной безопасности, правила заготовки древесины, а также выполнять другие обязанности, предусмотренные Лесным законодательством российской Федерации.
Пунктом 2.1.2 Технического задания «На выполнение комплекса работ по защите, воспроизводству лесов, с одновременной продажей лесных насаждений для заготовки древесины на территории <данные изъяты>», являющегося частью государственного контракта, предусмотрено выполнение мероприятий по содействию естественному лесовосстановлению (проведение мер естественного возобновления леса).
ДД.ММ.ГГГГ между <данные изъяты> и ГПКК «Красноярское управление лесами» был заключен договор № купли-продажи лесных насаждений, в соответствии с которым продавец, действующий в соответствии со ст.ст. 75-77 ЛК РФ и на основании государственного контракта № на выполнение работ по защите, воспроизводству лесов с одновременной продажей лесных насаждений для заготовки древесины на территории <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, продает, а покупатель покупает лесные насаждения на территории <данные изъяты>).
В соответствии с п. 2.4., п. 2.5. договора № вывозка древесины осуществляется одновременно с заготовкой. Очистка лесосеки от порубочных остатков производится следующими способами: укладка порубочных остатков на волоки с целью их укрепления и предохранения почвы.
ДД.ММ.ГГГГ между <данные изъяты> и ГПКК «Красноярское управление лесами» был заключен договор № купли-продажи лесных насаждений для обеспечения государственных или муниципальных нужд при проведении рубок ухода за лесом в случае, если данные мероприятия не учтены при размещении государственного заказа на охрану, защиту и воспроизводство лесов с одновременной продажей лесных насаждений в <данные изъяты>, согласно которому ГПКК «Красноярское управление лесами» покупает лесные насаждения для заготовки древесины, занимающие площадь 15 га, расположенные на территории <данные изъяты>.
Согласно пункту 2.3. данного договора № временные склады при заготовке древесины располагаются согласно технологической карте, в пределах отведенного участка.
Пунктом 2.4. договора № предусмотрено, что вывозка древесины осуществляется одновременно с заготовкой.
В соответствии с пунктом 2.5. договора № очистку лесосеки от порубочных остатков необходимо произвести следующими способами: укладка порубочных остатков на волока с целью их укрепления и предохранения почвы от сильного уплотнения и повреждения при трелевке. В срок: одновременно с заготовкой.
Пунктом 7.1 определен срок действия договора с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу, что ГПКК «Красноярское управление лесами» в силу приведенных норм и в соответствии с заключенными договорами обязано было провести мероприятия по содействию естественному лесовосстановлению – минерализации поверхности почвы в квартале <данные изъяты>, очистку мест рубок от порубочных остатков, своевременно вывезти заготовленную древесину.
На основании Государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ № «Выполнение работ по государственной инвентаризации лесов» ФГУП «Рослесинфорг» была проведена государственная инвентаризация лесов на территории <адрес>, в том числе на территории <данные изъяты>
В силу ст. 90 ЛК РФ государственная инвентаризация лесов представляет собой мероприятия по проверке состояния лесов, их количественных и качественных характеристик в целях своевременного выявления и прогнозирования развития процессов, оказывающих негативное воздействие на леса; оценки эффективности мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов; информационного обеспечения управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, а также в области федерального государственного лесного надзора (лесной охраны).
Порядок проведения государственной инвентаризации лесов установлен Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 06.06.2011 года №207 «Об утверждении порядка проведения государственной инвентаризации лесов»
Согласно п. 14. Приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 06.06.2011 года №207 «Об утверждении порядка проведения государственной инвентаризации лесов» ежегодно по итогам выполнения мероприятий по государственной инвентаризации лесов, указанных в пунктах 6-9 настоящего Порядка, составляются отчеты об обобщенных результатах государственной инвентаризации лесов по субъектам Российской Федерации, включающие результаты государственной инвентаризации лесов по лесничествам, и Российской Федерации, включающие результаты государственной инвентаризации лесов по субъектам Российской Федерации (далее - отчеты).
В соответствии с п. 17. Приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 06.06.2011 года №207 «Об утверждении порядка проведения государственной инвентаризации лесов» информация о нарушениях лесного законодательства, полученная при проведении государственной инвентаризации лесов и требующая принятия неотложных мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в оперативном порядке направляется в соответствующие органы государственной власти, уполномоченные в области лесных отношений, и органы местного самоуправления.
Учитывая изложенное, суд полагает несостоятельными доводы представителя ответчика о нарушении требований приказа Рослесхоза №337 в части уведомления о проведении осмотра мест рубок, извещения лиц о времени осмотра, а также нарушении ст. 18 Постановления Правительства РФ от 22.06.2007 года №394, требований ФЗ №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», поскольку данные нормы не регулируют порядок проведения государственной инвентаризации лесов, а направление информации о нарушении лесного законодательства, полученной при проведении государственной инвентаризации лесов, в соответствующие органы прямо предусмотрено Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 06.06.2011 года №207.
По результату проведенной инвентаризации лесов, были выявлены факты невыполнения ГПКК «Красноярское управление лесами» взятых на себя обязательств в соответствии с государственным контрактом №, договорами купли-продажи № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ.
Так, актом натурального осмотра лесного участка с оценкой мероприятий (использования лесов) при государственной инвентаризации лесов № от ДД.ММ.ГГГГ, являющимся приложением № к отчету «Об оценке мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, использования лесов наземными способами» установлено, что ГПКК «Красноярское управление лесами» фактически не проведены мероприятия по содействию естественному лесовосстановлению – минерализация поверхности почвы в квартале <данные изъяты> на площади 2,2 га, при этом отчетная площадь выполнения ГПКК «Красноярское управление лесами» мероприятий на указанном лесном участке составляет 2,2 га.
Из акта натурального осмотра лесного участка с оценкой мероприятий (использования лесов) при государственной инвентаризации лесов № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ГПКК «Красноярское управление лесами» не произведена очистка мест рубок от порубочных остатков в квартале <данные изъяты>, на лесном участке оставлены завалы, включая срубленные и оставленные на лесосеке деревья и срубленные зависшие деревья.
Согласно акту натурального осмотра лесного участка с оценкой мероприятий (использования лесов) при государственной инвентаризации лесов № от ДД.ММ.ГГГГ ГПКК «Красноярское управление лесами» не осуществлен вывоз древесины с лесного участка в квартале <данные изъяты>.
В соответствии с актом натурального осмотра лесного участка с оценкой мероприятий (использования лесов) при государственной инвентаризации лесов № от ДД.ММ.ГГГГ ГПКК «Красноярское управление лесами» не осуществлен вывоз древесины с лесного участка в квартале <данные изъяты>.
Принимая во внимание, что захламление лесов порубочными остатками, представляющее собой один из видов загрязнения, а также несвоевременный вывоз древесины способны привести к негативному изменению качества объекта природной среды применительно к требованиям санитарных и противопожарных правил, а также препятствуют созданию условий для восстановления лесного фонда, учитывая, что спорные участки предоставлены на основании договоров ГПКК «Красноярское управление лесами», вследствие чего, суд приходит к выводу, что на последнем, исходя из положений приведенных ранее норм права, лежит обязанность по соблюдению требований лесного законодательства на обозначенной территории. Окончание действия государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ и договоров купли-продажи № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ не освобождают ответчика от исполнения возложенных на него обязательств. Невыполнение ответчиком принятых на себя обязательств, в данном случае приводит к нарушению интересов Российской Федерации, а также неопределенного круга лиц.
Оценивая изложенные обстоятельства, представленные доказательства, находя установленным в судебном заседании факт нарушения ответчиком лесного законодательства, суд приходит к выводу о правомерности заявленных прокурором <адрес> <адрес> требований и удовлетворении исковых требований истца в полном объеме.
При этом, суд не принимает во внимание доводы ответчика о том, что акты натуральных осмотров лесных участков с оценкой мероприятий (использования лесов) при государственной инвентаризации не являются надлежащими доказательствами по данному делу, поскольку на момент рассмотрения дела сведений об устранении (отсутствии) выявленных нарушений ответчиком в силу ст. 56 ГПК РФ суду представлено не было. Кроме того, суд не может принять во внимание акт технической приемки площадей с проведенными мерами содействия естественному возобновлению леса от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку согласно сведениям проведенной позже инвентаризации лесов мероприятия по содействию естественному возобновлению леса фактически не были произведены ответчиком, а указанные в акте от ДД.ММ.ГГГГ сведения не соответствуют действительности, доказательств обратного суду представлено не было.
На основании ст. 103 ГПК РФ суд полагает взыскать с ответчика в доход местного бюджета государственную пошлину (от уплаты которой истец освобожден в силу закона) в размере 6 000 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Прокурора Абанского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц к ГПКК «Красноярское управление лесами» об устранении нарушений лесного законодательства, удовлетворить.
Обязать ГПКК «Красноярское управление лесами» в тридцатидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу выполнить следующие действия:
- провести мероприятия по содействию естественному лесовосстановлению – минерализации поверхности почвы в квартале <данные изъяты> на площади 2,20 га;
- произвести очистку мест рубок от порубочных остатков в квартале <данные изъяты>;
- осуществить вывоз древесины с лесного участка квартала <данные изъяты>;
- осуществить вывоз древесины с лесного участка квартала <данные изъяты>.
Взыскать с ГПКК «Красноярское управление лесами» в доход местного бюджета госпошлину в размере 6 000руб.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Советский районный суд г.Красноярска в течение месяца со дня составления мотивированного решения, т.е., с 04.04.2016 года.
Председательствующий О.Ю.Колыванова